


Материал помещен в архив
ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ТОРГИ
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Согласно письму Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.01.2016 № 04-3-05/472 «О применении норм законодательства при закупках товаров в строительстве», если закупки товаров (работ, услуг) при строительстве проводятся с 1 января 2016 г., то: • государственные закупки (при бюджетном финансировании полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) необходимо производить в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»; • закупки за счет иных средств Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь полагает возможным производить в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и принятого в его развитие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов». В случае если задание на закупку товаров (работ, услуг) было утверждено в 2015 году, то согласно общим правилам, в соответствии с которыми определяется решение заказчика о закупке, процедуры продолжаются в 2016 году с учетом требований Указа № 591 и постановления № 88. В данном материале рассматривается процедура закупки в строительстве при финансировании за счет собственных средств. |
Торги - это форма размещения заказов на закупку товаров при строительстве объектов, предусматривающая выбор поставщика на основе конкурса (абзац 24 п.2 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88)).
При размещении заказов на закупку товаров при строительстве необходимо различать случаи, когда:
1) требуется проводить процедуру торгов;
2) вместо процедуры торгов может быть проведена процедура переговоров;
3) не требуется проводить ни процедуру торгов, ни процедуру переговоров.
Требуется проводить процедуру торгов
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) обязательно проведение торгов при наличии в совокупности следующих условий:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
• закупка товаров осуществляется в рамках строительства объекта (в т.ч. при его возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте, благоустройстве, сносе), в отношении которого обязательным является проведение подрядных торгов при заключении договора строительного подряда в соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 591.
• закупается товар стоимостью каждого вида 3 тыс. базовых величин и более.
![]() |
Обратите внимание! Вид товара определяется в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденным постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.06.2007 № 36. При этом вид товара определяют седьмой и восьмой знаки кода.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2012 № 83. |
Вместо процедуры торгов может быть проведена процедура переговоров
Вместо процедуры торгов может быть проведена процедура переговоров в случае признания их несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или отказался от заключения договора.
Не требуется проводить ни процедуру торгов, ни процедуру переговоров
Не требуется проводить ни процедуру торгов, ни процедуру переговоров в случаях, когда:
• строительство объекта полностью финансируется за счет иностранного инвестора;
• в совокупности имеются следующие условия:
а) закупка товаров осуществляется в рамках строительства объекта (в т.ч. при его возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте, благоустройстве, сносе), в отношении которого обязательным является проведение подрядных торгов при заключении договора строительного подряда в соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 591;
б) закупается товар стоимостью каждого вида менее 3 тыс. базовых величин.
В тех случаях, когда в соответствии с законодательством не требуется в обязательном порядке проводить процедуру торгов, заказчики, застройщики, инвесторы, подрядчики, инженеры (инженерные организации) могут провести ее в добровольном порядке.
![]() |
Обратите внимание! Если товар, необходимый для строительства объекта, включен в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714, то размещение заказа на приобретение товара осуществляется в соответствии с законодательством о товарных биржах. |
Порядок проведения торгов
Порядок проведения торгов во многом аналогичен порядку проведения подрядных торгов.
Вместе с тем существует ряд особенностей проведения торгов. Прежде всего, необходимо отметить, что любые торги можно провести по упрощенной схеме, предусмотренной п.38 Положения № 88. Так, организатор торгов может не пользоваться правом на проведение торгов по упрощенной схеме и провести их по общей схеме подрядных торгов.
Решение о проведении торгов может быть принято в совокупности следующих условий:
• наличие договора строительного подряда (скорее всего, законодатель здесь имел в виду именно заключенный договор строительного подряда) на выполнение работ при строительстве объекта, графиков поставок товаров, осуществляемых застройщиком, заказчиком, подрядчиком, или иных документов, определяющих обязанность застройщика, заказчика, подрядчика по закупке соответствующих товаров для строительства объекта;
• утвержденной в установленном порядке проектной, в т.ч. сметной, документации, в соответствии с которой определяются перечень и количество (объем) необходимых для строительства объектов товаров, а также технического задания на закупку товаров. В данном условии законодатель предусматривает защитные меры против импорта иностранных товаров на территорию Республики Беларусь, а именно устанавливает обязанность согласовывать техническое задание на закупку товаров, не производимых в Республике Беларусь, в соответствующих уполномоченных органах (организациях);
• результатов исследования конъюнктуры рынка.
Исследования конъюнктуры рынка должны быть проведены организатором торгов на стадии планирования размещения заказа на закупку товаров в целях получения информации о ценах на идентичные товары, а при их отсутствии - на однородные товары.
Положение № 88 предусматривает три способа получения результатов исследования конъюнктуры рынка:
• самостоятельный сбор и анализ информации. Организатор торгов сам собирает и анализирует информацию о производителях и поставщиках товаров, ценах на товары с предложенными схемами скидок в зависимости от их качественных, количественных, экономических, инновационно-технических и иных характеристик в целях получения достоверной производственно-коммерческой информации. Сбор такой информации осуществляется путем получения ответов поставщиков на запросы организатора торгов о ценах товаров, изучения официальных прайс-листов, сайтов поставщиков из Интернета, каталога оборудования, конструкций, изделий и материалов для строительства зданий и сооружений жилищно-гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, сформированного Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, и т.д.;
• направление запроса об информации о ценах на товары:
а) Белорусской торгово-промышленной палате;
б) информационному республиканскому унитарному предприятию «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»;
в) соответствующим республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, осуществляющим регулирование и управление в отрасли (сфере деятельности), к которой относится производство закупаемого товара;
• привлечение специализированной организации на основании соответствующего гражданско-правового договора.
Результаты исследования конъюнктуры рынка являются обязательным приложением к протоколу заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями и протоколу заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов).
![]() |
Обратите внимание! В Положении № 88 не указано минимальное количество сведений (ответы поставщиков, прайс-листы, сайты и т.д.) о ценах на товары, которые должен получить организатор торгов, но чем их больше (не менее трех источников), тем достовернее будет выборка и результаты ее анализа. |
![]() |
Справочно Результаты исследования конъюнктуры рынка должны включать в себя в обязательном порядке результаты исследований на товарных рынках Единого экономического пространства. |
В п.50 Положения № 88 установлены особые требования, предъявляемые к конкурсной документации на проведение торгов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 августа 2015 г. следует руководствоваться п.50 Положения № 88 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650. |
Внимание обращают на себя следующие требования:
• технические показатели (характеристики) закупаемых товаров. Здесь в целях предотвращения злоупотребления организатором торгов своими полномочиями, недопущения ограничения конкуренции содержится оговорка о том, что описание технических показателей (характеристик) закупаемых товаров не должно содержать ссылок на конкретные торговые марки, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, производителя, за исключением случаев, когда невозможно по иному описать требования заказчика к закупаемым товарам, при этом в описании должны содержаться слова «или аналог»;
• цена заказа. Указывается в качестве стартовой. Если организатор торгов хочет иметь возможность провести процедуру снижения цены, то в конкурсной документации об этом должна быть соответствующая оговорка. При этом в связи с недостаточной регламентацией процедуры снижения цены заказа рекомендуется в конкурсной документации прописать ее более подробно, а именно: сколько заседаний с участниками по снижению цены заказа будет проведено, в какой срок они будут проведены, на каком заседании будет приниматься окончательное решение, чем будет оформляться данное решение и т.д.;
Если организатор торгов указал в конкурсной документации на проведение процедуры снижения цены заказа, то участники в своих конкурсных предложениях обязаны указать на возможность (невозможность) снижения цены своих конкурсных предложений. Если участник указывает на возможность снижения цены своего конкурсного предложения, то он обязан представить обоснование (расчет) размера снижения конкурсного предложения.
В самой процедуре снижения цены заказа могут участвовать все участники, допущенные к торгам. Участник вправе не участвовать в процедуре снижения цены заказа, при этом его конкурсное предложение остается действующим с предложенной им первоначальной ценой;
• источник информации о ценах на товары. Здесь необходимо обратить внимание на требование к организатору торгов (заказчику (подрядчику)) указывать в обосновании цены реквизиты ответов, полученных от поставщиков на соответствующие запросы о цене товаров, при этом организатор торгов имеет право не указывать наименование данных поставщиков (в случаях, когда источником информации о ценах являются сведения, полученные от поставщиков). Если же источником информации являются данные из Интернета, то в обосновании цены товара указывается сайт и в качестве доказательства должно быть зафиксировано графическое изображение экрана (скриншот) соответствующей интернет-страницы. Скриншот можно сделать либо с помощью операционной системы (другой программы) самого компьютера (в Интернете имеются инструкции, как сделать скриншот на своем компьютере), либо с помощью видео-, фотокамеры. Если же заказчик (подрядчик) в качестве обоснования цены ссылается на свои расчеты, то такие расчеты в полном объеме должны быть приведены в конкурсной документации;
• закупка оборудования стоимостью свыше 8 тыс. базовых величин. При закупке такого оборудования Положение № 88 устанавливает два требования:
1) участник должен представить проект договора страхования на это оборудование (о чем указывается в конкурсной документации);
2) в случае если в проекте договора поставки предусматривается аванс на поставку (изготовление) такого оборудования, то участникам необходимо будет представить обеспечение исполнения обязательств на случай повреждения данного оборудования (о чем указывается в конкурсной документации).
Вместе с тем данные условия сформулированы законодателем не совсем ясно. Так, не понятно, какой страховой случай (случаи) должен предусматривать договор страхования на оборудование и может ли этот же договор страхования быть способом обеспечения исполнения обязательств на случай повреждения оборудования.
14.03.2014
Лилия Лисица, управляющий партнер юридического бюро Лисицы Лилии / ООО «Правовой стандарт» / ООО «Аудиторский и бухгалтерский стандарт», старший преподаватель частного учреждения образования «БИП - Институт правоведения»