Комментарий от 02.11.2016
Автор: Амельченя Ю.

Процедуры закупок с 1 января 2017 года. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»


СОДЕРЖАНИЕ

 

Сфера применения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве

Когда подрядные торги обязательны

Когда подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, биржевые торги необязательны

Когда проведение процедур и соблюдение требований Указа № 380 не требуется

Особенности применения иных нормативных правовых актов

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПОК С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»

Правовое регулирование сферы закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с 1 января 2017 г. изменяется. Это дата, с которой вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380) и отменяется действующий Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств.

 

В первую очередь, Указом № 380 установлены случаи проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве:

1) подрядные торги;

2) торги на закупку товаров при строительстве;

3) переговоры;

4) биржевые торги.

В отличие от норм Указа № 591, в Указе № 380 прямо предусмотрены биржевые торги как вид процедуры закупок товаров при строительстве (данная норма в Указе № 591 отсутствовала, однако была предусмотрена в Положении о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88)).

Сфера применения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве

Указом № 380 предусмотрено, что:

• закупки работ, услуг при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов (далее - строительство), осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено Указом № 380;

• закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах, за исключением централизованных государственных закупок медицинских изделий, проводимых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках.

Приведенная выше отсылка к законодательству о государственных закупках применяется в отношении медицинских изделий, к которым относятся изделия медицинского назначения, медицинская техника (абзац 15 ст.1 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении»). Изделия медицинского назначения - изделия и вспомогательные материалы, используемые для профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, протезирования населения, научно-исследовательских работ в области здравоохранения; медицинская техника - медицинские аппараты, приборы и оборудование, применяемые отдельно, в комплексах или системах в медицинских целях для профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, протезирования населения, научно-исследовательских работ в области здравоохранения (абзацы 5, 7 п.2 Положения о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.09.2008 № 1269).

В отличие от норм Указа № 591, в Указе № 380 предусмотрено, что закупка товаров при строительстве включает приобретение товаров на основании как проектной документации, так и дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, в соответствии с которыми определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами.

Указанные основания - проектная документация и дефектный акт - также являются основанием для применения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок формирования цены при строительстве в случае выбора подрядчика. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553, принятым во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», утверждено Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (далее - Положение № 1553).

В соответствии с Положением № 1553 цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование.

Цена предложения подрядчика формируется на основании предоставляемой заказчиком проектной, в том числе сметной, документации, составной частью которой является ведомость объемов работ и расхода ресурсов (часть первая п.3, часть первая п.4 Положения № 1553).

Следует также помнить, что при составлении сметной документации на работы по текущему ремонту объектов строительства сводный сметный расчет стоимости строительства объекта не составляется. В этом случае составляется локальная смета (локальный сметный расчет), включающая также средства, перечень и порядок расчета которых предусмотрен главой 5 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51, за исключением средств и работ, которые согласно законодательству, в том числе техническим нормативным правовым актам, не предусматриваются и не выполняются при текущем ремонте (часть вторая п.6 данной Инструкции).

Когда подрядные торги обязательны

Подпунктом 1.4 п.1 Указа № 380, как и Указом № 591, предусмотрены случаи, когда проведение подрядных торгов является обязательным, за исключением указанных в подп.1.6, 1.8 п.1, а также иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь (например, на основании абзаца 5 части первой подп.3.1 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» допускается при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь инвестору или созданной им организации определение без проведения процедур, установленных законодательством, подрядчика или разработчика проектной документации, поставщиков товаров, исполнителей услуг для строительства, в том числе реконструкции, объектов, предусмотренных инвестиционным договором, и данное право не распространяется на осуществление государственных закупок товаров (работ, услуг)).

 

Обязательны подрядные торги при заключении договоров о строительстве (подп.1.4 п.1 Указа № 380):
         
 
1) жилых домов - при стоимости строительства 6 тыс. БВ и более   2) объектов, финансирование строительства которых осуществляется полностью или частично за счет средств:
республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, - при стоимости строительства 6 тыс. БВ и более;
государственных организаций (примечание 1) и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности (примечание 2), - при стоимости строительства 100 тыс. БВ и более

 

Обязательны подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве объектов либо биржевые торги (в отношении товаров, обязательность заключения сделок с которыми на биржевых торгах установлена законодательством о товарных биржах (примечание 3)), если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случаях размещения необходимых для строительства заказов, когда требуется на основании подп.1.4 п.1 Указа № 380 проведение подрядных торгов на:

• разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;

• выполнение проектных и изыскательских работ;

• закупку товаров, если стоимость каждого их вида составляет 3 тыс. БВ и более;

• оказание инженерных услуг, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, если стоимость каждого их вида составляет 3 тыс. БВ и более (подп.1.5 п.1 Указа № 380).

Когда подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, биржевые торги необязательны

Указом № 380, как и Указом № 591, определены случаи, когда проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов не является обязательным, но по выбору заказчика проводятся подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры либо биржевые торги.

 

По выбору заказчика проводятся подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры либо биржевые торги в случаях, когда (подп.1.6, 1.7 п.1 Указа № 380):
               
   
подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, биржевые торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора   генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении (оказании) отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству   заключаются договоры:
о выполнении работ по текущему ремонту;
о строительстве, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства, в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций (по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен или в состав, систему которого входит заказчик, либо осуществляющим управление принадлежащими государству акциями (долями) в уставном фонде заказчика, а в случае отсутствия такого органа (организации) - по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения заказчика);
на ведение авторского надзора за строительством при невозможности осуществления разработчиком проектной документации такого надзора (при ликвидации (прекращении деятельности) разработчика проектной документации, наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность)

 

Кроме того, по мнению автора, приведенные в подп.1.4 п.1 Указа № 380 в совокупности объектный и субъектный составы, а также источники финансирования строительства объектов являются исчерпывающими для целей применения подп.1.4 п.1 Указа № 380. Тем самым если, к примеру, строительство осуществляется за счет средств хозяйственных обществ, среди акционеров которых отсутствует государство, то подп.1.4 п.1 не применяется, равно как и подп.1.5, 1.6 п.1 Указа № 380, но такими субъектами проводится процедура переговоров (с учетом подп.1.1, 1.2 п.1 Указа № 380). А если, например, объект полностью финансируется за счет средств иностранных инвесторов, то требования Указа № 380 не применяются вообще (на основании подп.1.11 п.1 Указа № 380).

Когда проведение процедур и соблюдение требований Указа № 380 не требуется

1. В соблюдении требований Указа № 380 нет необходимости при строительстве:

- одноквартирных и блокированных жилых домов, полностью финансируемых за счет собственных и (или) заемных средств граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

- объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов (то есть не проживающих постоянно в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), осуществляющих инвестирование (примечание 4) на территории Республики Беларусь);

- газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом и внутридомовой системы газоснабжения эксплуатируемого жилищного фонда граждан, строительство которых полностью финансируется за счет их средств (подп.1.11 п.1 Указа № 380).

2. Проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, а также процедур государственных закупок не требуется при определении:

- генеральной подрядной организации при строительстве жилых домов из конструкций панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения, осуществляющей строительство жилых домов из указанных конструкций собственного производства, если такое строительство обусловлено требованиями разработанной в установленном порядке градостроительной документации, - в решении местного исполнительного и распорядительного органа об изъятии и предоставлении земельного участка;

- генеральной проектной организации, генеральной подрядной организации, инженера (инженерной организации) при строительстве объектов, включенных в государственные инвестиционные программы, - Советом Министров Республики Беларусь;

- генеральной проектной организации, генеральной подрядной организации, субподрядных проектных, строительных и иных организаций при заключении договоров о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства таких объектов в соответствии с перечнем объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, - Советом Министров Республики Беларусь;

- специализированных организаций, подчиненных Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, при проведении работ по ликвидации и захоронению непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения, зоне с правом на отселение, а также на территориях населенных пунктов, в отношении которых принимались решения об отселении, - Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (подп.1.8 п.1 Указа № 380).

Особенности применения иных нормативных правовых актов

1. При проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не применяются:

- Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)»;

- ст.57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (в частности нормы, касающиеся ограничений участия в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве).

2. Одновременно на основании подп.1.9 п.1 Указа № 380 не допускаются к участию в процедурах закупки товаров (работ, услуг) при строительстве субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 апреля 2019 г. Указ № 488 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151. Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере не обновляется и носит справочный характер.

 

Чтобы отклонить предложение участника по этому основанию, организатору процедуры потребуется ознакомиться с содержанием данного реестра (размещен в открытом доступе на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru/).

Указом № 380 Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право:

1) разъяснять вопросы применения Указа № 380;

2) устанавливать преференциальную поправку, применяемую при проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, определять ее размер и условия применения в случае предложения участником таких процедур товаров (работ, услуг) собственного производства, а также товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (подп.1.10 п.1 Указа № 380).

На сегодня преференциальная поправка предусмотрена п.9 Положения № 88 и применяется для предоставления преимущества при сравнении предложений участников в виде уменьшения цены предложения на 15 %.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. следует руководствоваться п.9 Положения № 88 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108. Так, при проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:

• 15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

• 25 % - в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.

 

Также Советом Министров Республики Беларусь должен быть определен порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве.

Переходные положения в Указе № 380 сформулированы таким же образом, как и в нормах Указа № 591, а именно действие п.1 Указа № 380 в части регламентации закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) заключены до 1 января 2017 г. При этом процедура закупки товаров (работ, услуг) при строительстве считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. Проведение процедур таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действующим до 1 января 2017 г.

Срок действия Указа № 380 - до 1 января 2019 г.

 

Примечание 1. В отсутствие в законодательстве единообразного подхода к определению государственной организации в каждом конкретном случае ее правовой статус как государственной организации должен подтверждаться на основании нормативных правовых актов. Например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 986 утвержден перечень государственных организаций, подчиненных Министерству юстиции Республики Беларусь, следовательно, такие субъекты могут быть отнесены к государственным организациям для целей применения Указа № 380.

Примечание 2. В республиканской и коммунальной.

Примечание 3. Полагаем, речь идет о перечне товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 (то есть безотносительно п.3 названного постановления, которым определены субъекты, обязанные в свою очередь заключать сделки на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»).

Примечание 4. Полагаем, тем не менее, что речь идет скорее об осуществлении инвестирования, которое возможно способами, предусмотренными в ст.4 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом приведенной выше нормы полагает, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»). 

 

02.11.2016

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»