Пособие от 31.03.2010
Автор: Каменков В.

Процессуальные сроки в хозяйственном судопроизводстве


 

Материал помещен в архив

 

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Тема процессуальных сроков не является новой и широко обсуждается среди исследователей и практиков. Термин «срок» в различных интерпретациях означает период (промежуток) времени, ограниченный определенными рамками, либо момент, календарная продолжительность и т.п. Время обладает уникальными и универсальными качествами: длительностью, неповторимостью и необратимостью. Поэтому тема процессуальных сроков является актуальной и важной применительно к праву, так как без установления сроков субъект может не получить реальной правовой защиты или потерять ее смысл. В особенности это относится к судебной форме защиты, поскольку наличие оптимальных процессуальных сроков является одной из гарантий доступности к правосудию. Это можно представить, если предположить, что в законе не было бы предусмотрено обязанности суда принять подаваемое заявление и назначить его к слушанию в срок, обязанности сторон - в срок представить доказательства суду и т.п. Неслучайно во всех процессуальных кодексах срокам посвящено большое количество норм.

В соответствии со ст.134 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК) сроки для совершения процессуальных действий определяются периодом времени, в течение которого процессуальное действие должно быть совершено, либо точной календарной датой или указанием на событие, которое обязательно должно наступить. Процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2017 г. в ХПК были внесены значительные изменения на основании Закона РБ от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве».

 

Под процессуальными сроками в хозяйственном судопроизводстве необходимо понимать установленный законом или хозяйственным судом период или момент времени для принятия процессуальных решений, совершения процессуальных действий (или воздержания от них). Процессуальные сроки являются существенной гарантией своевременной реализации участниками хозяйственного процесса своих прав и законных интересов, а также способствуют быстрому, полному и всестороннему исследованию обстоятельств дела хозяйственным судом.

Так, например, в Комментарии к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации под редакцией П.В.Крашенинникова указывается, что процессуальные сроки позволяют, с одной стороны, без волокиты восстановить нарушенную законность и поэтому делают возможным достижение задач судопроизводства. С другой стороны, процессуальные сроки играют дисциплинирующую роль, заставляя суд и участников процесса совершать действия в определенные временные отрезки.

Такая роль сроков хорошо прослеживается в ХПК, где процессуальные сроки возведены в ранг целей, задач и основных принципов хозяйственного судопроизводства.

Так, ст.3 ХПК установлено, что одной из целей хозяйственного судопроизводства является обеспечение законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами. Кроме того, ст.4 ХПК определено, что одной из задач хозяйственного суда является своевременное рассмотрение дел.

В качестве одного из основных принципов хозяйственного процесса ХПК (ст.13) называет процессуальную экономию: в соответствии со ст.13 ХПК хозяйственный суд выполняет задачи судопроизводства в хозяйственном суде в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами.

В иных нормах ХПК в порядке реализации целей, задач и принципов также указано на своевременность или срочность выполнения определенных процессуальных действий.

Например, хозяйственный суд при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле, об истребовании доказательств, истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится. Об истребовании доказательства хозяйственный суд выносит определение, в котором указываются срок и порядок представления доказательства. Если это лицо не имеет возможности представить доказательство или не имеет возможности представить его в срок, установленный судом, оно обязано не позднее 5 дней со дня получения определения хозяйственного суда об истребовании доказательства известить об этом суд с указанием причин неисполнения или задержки исполнения его требования (ст.101 ХПК).

Определение о судебном поручении обязательно для хозяйственного суда, которому дано поручение, и должно быть выполнено в срок не более 10 дней со дня получения определения (ст.111 ХПК).

Вопрос об отмене обеспечения иска решается хозяйственным судом в срок не более 3 дней со дня заявления ходатайства (ст.119 ХПК).

Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, размере и сроках исполнения обязательств друг перед другом либо одной стороной перед другой (ст.122 ХПК).

Судебная повестка вручается с таким расчетом, чтобы участники хозяйственного процесса имели необходимое время для подготовки к делу и своевременной явки в хозяйственный суд (ст.140 ХПК).

Задачей исполнительного производства является своевременное и полное исполнение хозяйственным судом судебного постановления или иного акта в целях восстановления нарушенных прав лица, заявившего на это требование (ст.325 ХПК).

Все эти нормы согласуются с требованиями п.1 ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, согласно которому каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, а также со ст.60 Конституции Республики Беларусь, в которой каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Имеет отношение к урегулированию процессуальных сроков и ст.40 Конституции Республики Беларусь, исходя из которой государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивирован.

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей также обращает внимание на сроки. Так, ст.14 данного кодекса определено, что требование судьи, вытекающее из его полномочий и предъявленное в соответствии с законодательством, является обязательным и подлежит исполнению в установленный срок всеми государственными органами, иными организациями, а также должностными лицами и гражданами.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2017 г. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей изложен в новой редакции Законом РБ от 22.12.2016 № 13-З. Статья 14 старой редакции соответствует ст.14 новой редакции данного Кодекса.

 

В зависимости от того, кем установлены сроки, они подразделяются на законные (установленные законом) и судебные (установленные судом). Законные сроки нормативно определены в различных статьях ХПК и в основном регламентируют время реализации участниками судопроизводства субъективных процессуальных прав. В случаях, когда процессуальные сроки не установлены, они назначаются хозяйственным судом (ст.134 ХПК).

Процессуальные сроки подразделяются и по иным критериям.

По субъекту:

- сроки совершения процессуальных действий хозяйственным судом. Например, сроки рассмотрения дел хозяйственным судом;

- сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле. В ХПК содержатся примеры, когда обязанностью соблюдения процессуальных сроков одновременно наделены и лица, участвующие в деле, и сами хозяйственные суды. Эти обязанности взаимоувязываются, и в зависимости от их исполнения или неисполнения наступают различные процессуально-правовые последствия. Так, в соответствии со ст.162 ХПК об оставлении искового заявления без движения судья выносит определение, в котором указываются причины оставления искового заявления без движения и срок (не более 15 дней), в течение которого истец должен устранить эти причины. Определение хозяйственного суда об оставлении искового заявления без движения направляется истцу не позднее 5 дней со дня поступления искового заявления в хозяйственный суд. В случае если причины, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении хозяйственного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству хозяйственным судом. При неустранении истцом причин, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения, в срок, указанный в определении, хозяйственный суд возвращает исковое заявление и приложенные к нему документы в порядке, установленном ст.163 ХПК;

- сроки для выполнения распоряжений суда лицами, не участвующими в деле (пример приведен выше в отношении ст.101 ХПК).

По объекту:

- сроки в процедуре судебного посредничества.

О назначении посредника хозяйственный суд выносит определение, в котором устанавливается срок осуществления посредничества, продолжительность которого не может быть более 1 месяца (ст.155 ХПК);

- сроки в приказном производстве.

Дела в порядке приказного производства рассматриваются в срок не более 20 дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства в хозяйственный суд (ст.225 ХПК);

- сроки подготовки, разбирательства и пересмотра дел.

Подготовка дела к судебному разбирательству, если иное не предусмотрено ХПК, должна быть завершена проведением подготовительного судебного заседания не позднее 15 дней со дня поступления заявления в хозяйственный суд, за исключением случаев оставления искового заявления без движения.

Дело должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более 1 месяца со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, а дело с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, - не более 7 месяцев, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем хозяйственного суда или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до 2 месяцев, а дела с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, - до 1 года (ст.175 ХПК).

Апелляционная жалоба (протест) на решение хозяйственного суда первой инстанции должна быть рассмотрена в срок не более 15 дней со дня ее поступления в хозяйственный суд, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения (ст.278 ХПК).

Кассационная жалоба (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой или апелляционной инстанции должна быть рассмотрена в срок не более 1 месяца со дня поступления дела в хозяйственный суд кассационной инстанции, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения (ст.295 ХПК).

Протесты рассматриваются Президиумом Высшего Хозяйственного Суда РБ в срок не более 2 месяцев, а Пленумом Высшего Хозяйственного Суда РБ - в срок не более 3 месяцев со дня поступления протеста в соответствующий хозяйственный суд надзорной инстанции (ст.312 ХПК).

Заявление (представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается в судебном заседании в срок не более 1 месяца со дня его поступления в хозяйственный суд (ст.323 ХПК);

- сроки исполнения судебных постановлений.

Принудительное исполнение исполнительного документа производится по истечении 7 дней, предоставленных судебным исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением немедленного исполнения исполнительного документа, выданного на основании судебного постановления (ст.357 ХПК).

Если должник не исполнит в срок, установленный хозяйственным судом, иным органом или судебным исполнителем, исполнительный документ или требования, не связанные с взысканием денежных сумм, он может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством (ст.398 ХПК);

- сроки совершения отдельных процессуальных действий.

Решение хозяйственного суда после его принятия объявляется судьей хозяйственного суда (председательствующим в судебном заседании) в том же судебном заседании, в котором заканчивается рассмотрение дела. В необходимых случаях составление мотивированного решения хозяйственного суда может быть отложено на срок не более 5 дней со дня удаления хозяйственного суда в совещательную комнату (ст.201 ХПК).

Можно выделить также сроки, характерные для каждой из стадий хозяйственного процесса.

Так, на всех стадиях по пересмотру судебных постановлений наблюдаются различные сроки для реализации права на подачу соответствующей жалобы или протеста. Апелляционная жалоба (протест) может быть подана в течение 15 дней после принятия хозяйственным судом первой инстанции обжалуемого судебного постановления, если иное не предусмотрено ХПК (ст.269 ХПК).

Кассационная жалоба (протест) может быть подана в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления (ст.285 ХПК).

Жалоба в порядке надзора на судебное постановление может быть подана лицам, имеющим право принесения протеста, в срок не более 1 года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Если последующие судебные постановления не отменяют (изменяют) судебного постановления, которым спор (дело) разрешен по существу, срок подачи жалобы в порядке надзора исчисляется со дня вступления в силу этого судебного постановления. Пропуск указанного срока является основанием для возвращения жалобы в порядке надзора, за исключением случаев, когда обжалуемое судебное постановление препятствует принятию законного решения по другому делу либо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы (ст.300 ХПК).

Заявление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано не позднее 3 месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств. Для внесения представления сроки не устанавливаются (ст.320 ХПК).

Также ХПК выделяет сроки для отдельных видов производств в хозяйственном судопроизводстве.

Например, в отношении дел с участием иностранных лиц действует следующий порядок. Если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом хозяйственным судом в Республике Беларусь, находятся или проживают за пределами Республики Беларусь, они извещаются о судебном разбирательстве определением хозяйственного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В таких случаях рассмотрение дела продлевается хозяйственным судом на срок, установленный международным договором Республики Беларусь для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора - на срок не более 6 месяцев (ст.241 ХПК).

Ходатайство об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда может быть заявлено в течение 3 месяцев со дня, когда сторона, заявляющая такое ходатайство, получила указанное решение, либо со дня вынесения международным арбитражным (третейским) судом решений по ходатайству об исправлении в указанном решении допущенных описок, опечаток и арифметических ошибок или иных ошибок аналогичного характера либо о толковании отдельного пункта или части решения. Срок заявления ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда может быть восстановлен хозяйственным судом в случаях и порядке, предусмотренных ХПК (ст.252 ХПК).

Сроки рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) и совершения по ним отдельных процессуальных действий регулируются в порядке, предусмотренном ХПК, если иное не установлено законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

Так, в соответствии со ст.44 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 423-З) дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий 7 месяцев со дня поступления заявления о банкротстве должника в хозяйственный суд. Рассмотрение дела о банкротстве в заседании хозяйственного суда может быть отложено на срок не более 2 месяцев.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2013 г. взамен Закона № 423-З принят Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

 

Вместе с тем из приведенного общего правила имеются исключения.

Например, санация сельскохозяйственной организации вводится на срок, включающий полный цикл производства сельскохозяйственной продукции, с учетом времени, необходимого для реализации этой продукции. В случае если в течение срока санации сельскохозяйственной организации имели место спад и ухудшение ее финансового состояния в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и иными неблагоприятными условиями, срок санации может быть продлен в целом на 2 года (ст.175 Закона № 423-З).

Приведем другой пример. При условии обеспечения поручительством обязательств должника хозяйственный суд по ходатайству республиканского органа государственного управления, привлеченного к участию в деле о банкротстве градообразующей организации, или местного исполнительного и распорядительного органа может продлить срок санации градообразующей организации до 10 лет (ст.170 Закона № 423-З).

В хозяйственном судопроизводстве рассматриваются и дела об административных правонарушениях. Однако сроки в этом случае устанавливаются не ХПК, а только Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП), который является единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, устанавливающих порядок административного процесса, права и обязанности его участников, подлежат включению в ПИКоАП.

Согласно ст.11.2 ПИКоАП дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, но не позднее 48 часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.

Тем не менее в отношении процессуальных сроков имеются определенные проблемные вопросы, не урегулированные ХПК.

Например, в соответствии с частью четвертой ст.189 ХПК протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия должны быть составлены и подписаны не позднее следующего дня после окончания судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия, а по сложным делам - в течение 5 дней.

Возникает вопрос: как лица, участвующие в деле, смогут узнать о дне подписания протокола, чтобы не пропустить срок для принесения замечаний на протокол судебного заседания? Для этого им предоставляется 5 дней с момента подписания протокола судебного заседания.

Представляется, что в ХПК необходимо предусмотреть обязанность хозяйственного суда об информировании лиц, участвующих в деле, о сроке составления протокола судебного заседания.

Это только один из примеров, которые выявляет практика рассмотрения хозяйственными судами дел. При обобщении судебной практики по различным категориям дел и споров возникают и многие другие вопросы. Некоторые из них разъясняются на уровне постановлений Президиума и Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ (например, постановление Президиума ВХС РБ от 15.04.2009 № 24 «Об утверждении Методических рекомендаций по урегулированию экономических споров в порядке посредничества»; постановление Президиума ВХС РБ от 28.02.2007 № 12 «Об утверждении Методических рекомендаций о рассмотрении хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц»; постановление Президиума ВХС РБ от 13.03.2008 № 15 «О некоторых общих вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об административных правонарушениях и применения административной ответственности»; постановление Пленума ВХС РБ от 06.04.2005 № 11 «О практике рассмотрения заявлений в порядке приказного производства» и др.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 февраля 2011 г. по 9 декабря 2015 г. действовало постановление Президиума ВХС РБ от 21.02.2011 № 8 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».

С 27 мая 2011 г. взамен постановления № 11 принято постановление Пленума ВХС РБ от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства».

С 26 июня 2013 г. взамен постановления № 12 принято постановление Президиума ВХС РБ от 26.06.2013 № 25 «Об утверждении Методических рекомендаций о некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц и оказания правовой помощи».

 

Все вышеизложенное в очередной раз подтверждает актуальность темы процессуальных сроков для их исследования, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

 

31.03.2010

 

Виктор Каменков, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, председатель общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»