


Материал помещен в архив
ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Порядок проведения инвентаризации
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом. Юридическими лицами могут быть организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) (п.1 ст.46 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).
Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета (п.1 ст.13 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон)).
Поскольку некоммерческая организация в соответствии с ГК является юридическим лицом, то при организации бухгалтерского учета она должна руководствоваться Законом.
При осуществлении деятельности некоммерческих организаций возникает необходимость периодической проверки фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, регулярной проверки полноты отражения в учете обязательств, что решается путем проведения инвентаризации.
Основными документами, регулирующими вопросы проведения инвентаризации, являются Закон и Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:
• при реорганизации или ликвидации организации;
• перед составлением годовой отчетности;
• при смене материально ответственных лиц;
• при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
• при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (п.2 ст.13 Закона).
Объектами инвентаризации являются активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.).
Инвентаризация активов проводится по местонахождению этих активов и материально ответственного лица.
Приказом руководителя организации создается инвентаризационная комиссия.
Порядок работы и объем функций, возлагаемых на инвентаризационную комиссию, целесообразно установить в положении, которое может быть оформлено в виде приложения к учетной политике организации.
В положении необходимо закрепить перечень действий инвентаризационной комиссии, а именно:
• осуществляет инвентаризацию активов и обязательств организации;
• оформляет результаты инвентаризации необходимыми документами;
• получает от материально ответственных лиц объяснительные записки о причинах излишков, недостач, порчи ценностей, выявленных инвентаризацией;
• принимает решение по регулированию выявленных ею результатов инвентаризации и представляет его вместе с материалами инвентаризации на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии.
В состав комиссии в качестве председателя включается представитель руководителя организации, назначившего инвентаризацию (руководитель или его заместитель, начальник структурного подразделения), в качестве членов комиссии - специалисты: товаровед, инженер, технолог, механик, производитель работ, экономист, работник бухгалтерской службы и др.
Кроме того, в состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Периодичность проведения инвентаризаций установлена в п.8 Инструкции № 180:
• основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукции подсобного сельского хозяйства) - не менее одного раза в год;
• незавершенного производства и полуфабрикатов - не менее двух раз в год;
• животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) - не менее одного раза в год;
• денежных средств - не менее одного раза в год;
• обязательств и других активов - не менее одного раза в год.
По решению руководителя организации установленное Инструкцией № 180 количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено.
Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года), перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, определяются руководителем организации.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:
• основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукты подсобного сельского хозяйства) - не ранее 1 ноября;
• незавершенного производства и полуфабрикатов - не ранее 1 ноября;
• животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) - не ранее 1 ноября;
• денежных средств - не ранее 1 декабря;
• обязательств и других активов - не ранее 1 декабря.
До начала проверки фактического наличия имущества члены инвентаризационной комиссии должны получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении активов и обязательств.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «______________» (дата)», что служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Сведения о фактическом наличии активов и обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
Проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Для оформления результатов инвентаризации применяются формы, приведенные в Инструкции № 180.
По результатам инвентаризаций руководителем принимается соответствующее решение по устранению недостатков в хранении и учете активов и возмещению материального ущерба, а также по организации бухгалтерского учета и документооборота.
Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
В результате инвентаризации могут быть выявлены излишки активов или недостачи.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.
Основное отличие инвентаризаций, проводимых в некоммерческих организациях, от инвентаризаций, осуществляемых в организациях, где предпринимательская деятельность является основной, заключается в отражении результатов инвентаризации.
Так, если в некоммерческой организации виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на увеличение расходов.
В бухгалтерском учете некоммерческой организации необходимо произвести следующие записи.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена сумма выявленных излишков основных средств | ||
Отражена сумма выявленных излишков материалов |
86 | |
Отражена сумма выявленного излишка наличных денег в кассе |
86 | |
Отражена сумма остаточной стоимости недостающих объектов основных средств |
01 | |
Отражена сумма недостающих материалов |
94 |
10 |
Отражена сумма недостачи денежных средств в кассе |
94 |
50 |
После выявления недостачи и отражения этого факта в бухгалтерском учете определяются источники списания сумм недостачи: | ||
Отражена сумма недостачи при установлении виновных лиц |
94 | |
Отражена сумма материального ущерба, удержанная из заработной платы |
73 | |
Отражена сумма материального ущерба, возмещенная путем внесения наличных денег в кассу организации |
50 |
73 |
Отражена сумма материального ущерба при отсутствии виновных лиц |
86 |
94 |
![]() |
Обратите внимание! В качестве подтверждения факта отсутствия виновных лиц или иных обстоятельств, позволяющих списать суммы недостач на увеличение расходов, рекомендуется использовать документы, подтверждающие обращение в органы Министерства внутренних дел РБ, судебные органы и т.д., а также заключения о факте порчи запасов, полученные от служб технического контроля или специализированных организаций. Данные документы должны прилагаться к материалам, представляемым руководству организации, для оформления списания недостач запасов и порчи сверх норм естественной убыли. |
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может производиться по решению руководителя организации только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования. Материально ответственные лица представляют подробные объяснения о допущенной пересортице инвентаризационной комиссии.
Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих запасов выше стоимости запасов, оказавшихся в излишке, то вышеуказанная разница списывается в порядке, установленном для списания сумм недостачи, а именно: в общем случае разница относится на виновных лиц. В некоммерческой организации, если конкретные виновники недостачи не установлены, разницы рассматриваются как недостача сверх норм убыли и списываются на увеличение расходов.
Право принятия решения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия запасов и данных бухгалтерского учета предоставлено руководителю организации. Это значит, что наиболее целесообразным представляется оформление такого решения в виде приказа или иного распорядительного документа. Следовательно, основание для принятия такого решения (предложение инвентаризационной комиссии) должно быть оформлено документально. Ни председатель комиссии, ни комиссия не принимают решение о проведении зачета по пересортице.
09.01.2014
Татьяна Рыбакова, консультант главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь