


Материал помещен в архив
Проведение процедур государственных закупок: краткий порядок и ответственность
Годовой план
Планирование государственных закупок осуществляется заказчиком путем формирования, утверждения и ведения годового плана государственных закупок (ст.19 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
![]() |
Справочно Под электронной торговой площадкой понимается информационная торговая система, предназначенная для организации и проведения процедур государственных закупок в электронном формате, доступ к которой осуществляется через сайт в глобальной компьютерной сети Интернет (абзац 24 ст.1 Закона). Электронные торговые площадки определены подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» • ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» • ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» |
Электронная торговая площадка ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»
Государственные закупки с применением биржевых торгов осуществляются на электронной торговой площадке открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа»
![]() |
Справочно Форма годового плана государственных закупок установлена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.01.2019 № 10.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 марта 2020 г. следует применять форму годового плана государственных закупок в редакции постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24.02.2020 № 16. |
Комиссия
Заказчик (организатор) формирует комиссию (при необходимости - несколько комиссий) в случае организации и проведения открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений. Он также определяет ее задачи и предоставляет ей полномочия для выполнения этих задач. При организации и проведении процедуры закупки из одного источника необходимость формирования комиссии определяется заказчиком (организатором) самостоятельно (п.1 ст.14 Закона).
Комиссия создается приказом руководителя организации о создании комиссии (комиссий) для проведения конкурентных процедур закупок. При этом необходимо своевременно вносить изменения в состав комиссии в связи с увольнением (нахождением в длительных отпусках, периодами временной нетрудоспособности) членов комиссии, обеспечивающих наличие кворума на заседаниях комиссии, а также соблюдать ограничения в отношении членов комиссии, установленные в части третьей п.2 и части первой п.3 ст.14 Закона.
![]() |
Справочно Задачи и полномочия комиссии, периодичность изменения состава постоянно действующей комиссии определяются заказчиком (организатором) самостоятельно с учетом требований Положения о комиссии по государственным закупкам, утвержденного постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7. |
Делопроизводство
Делопроизводство по процедурам государственных закупок должно осуществляться в соответствии со ст.28 Закона с обязательным включением в дело документов, представляемых для подготовки предложения, протоколов заседаний комиссии, протоколов оператора электронной торговой площадки, предложений участников, договоров, справки о процедуре государственной закупки из одного источника, которая составляется заказчиком (организатором) и должна отражать основную информацию о произведенной процедуре, а также результаты изучения конъюнктуры рынка в случае его проведения.
Документы должны быть включены (сгруппированы) заказчиком в дело по процедурам закупок.
Виды процедур закупок
Виды процедур государственных закупок:
• открытый конкурс (в том числе в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием);
• закрытый конкурс;
• электронный аукцион;
• процедура запроса ценовых предложений;
• процедура закупки из одного источника;
• биржевые торги (ст.18 Закона).
Вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок.
Выбор процедуры закупок
Вид процедуры | Основания выбора процедуры |
Закрытый конкурс | Применяется в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (п.1 ст.37 Закона) |
Электронный аукцион | Проводится в случае, если государственные закупки осуществляются по перечню товаров (работ, услуг), определяемому Советом Министров Республики Беларусь (приложение 2 к постановлению № 395). При этом в такой перечень не могут включаться товары, включенные в перечень товаров, закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов в случаях, определенных Советом Министров Республики Беларусь (приложение 6 к постановлению № 395) |
Запрос ценовых предложений | 1. Применяется при государственной закупке товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости которых определяется Советом Министров Республики Беларусь. Процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки: - товаров от 300 до 1 000 БВ; - работ (услуг) от 300 до 3 000 БВ вне зависимости от того, попадают ли закупаемые товары (работы, услуги) в перечни для применения электронных аукционов и биржевых торгов (подп.1.3 п.1 постановления № 395). От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 марта 2022 г. подп.1.3 п.1 постановления № 395 изложен в новой редакции постановлением Совмина от 28.03.2022 № 188. При принятии решения о проведении процедуры запроса ценовых предложений заказчик (организатор) руководствуется пороговыми значениями ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки:- товаров - более 300, но не более 2 000 БВ; - работ (услуг) - более 300, но не более 5 000 БВ. 2. Применяется, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (п.3 ст.45 Закона). В этом случае статус участника получает юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, получившее индивидуальное приглашение к участию в процедуре государственной закупки (п.1 ст.16 Закона) |
Закупка из одного источника | Применяется, если: 1) осуществляются государственные закупки товаров, работ, услуг согласно: - приложению к Закону (п.2 ст.49 Закона), в том числе если осуществляется приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности закупки которых составляет не более 300 БВ (п.9 приложения к Закону); - приложениям 5, 7, 8 к постановлению № 395 (закупается вооружение и военная техника; товары, необходимые для проведения выборов и референдумов; выбираются поставщики и печатная продукция, требующая специальной степени защиты); 2) если процедура государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки признана несостоявшейся по истечении срока для подготовки и подачи предложений (абзац 3 п.2 ст.27 Закона) |
Биржевые торги | Применяются для осуществления государственных закупок в случае определения Советом Министров Республики Беларусь соответствующего перечня товаров (п.1 ст.50 Закона). Перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», приведен в приложении 6 к постановлению № 395 |
Открытый конкурс | Способ проведения государственных закупок, который применяется в случаях, не предусмотренных Законом для применения иных видов процедур государственных закупок (п.2 ст.31 Закона), представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки на электронной торговой площадке, при которой победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора и соответствующий требованиям конкурсных документов |
При выборе процедуры закупки товаров (работ, услуг), включенных в перечни, утвержденные постановлением № 395, необходимо учитывать коды на соответствующие товары (работы, услуги), установленные общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83.
![]() |
Обратите внимание! Не допускается разделять объем (количество) предмета государственной закупки, если таким образом можно избежать проведения соответствующего вида процедур государственных закупок, определенного Законом. Исключение: допускается в ходе процедуры государственной закупки или исполнения договора изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором (подп.1.8 п.1 постановления № 395).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 апреля 2020 г. перечень случаев, когда допускается изменение условий договора государственной закупки, дополнен следующими: - изменение цены договора, если изменение стоимости приобретаемых (используемых при выполнении работ, оказании услуг) товаров согласно приложению 11 к постановлению № 395, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров, невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя) (норма действует до 1 июля 2020 г.); - изменение срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (подп.1.8 п.1 постановления № 395 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2020 № 186). Разъяснение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь см. здесь. С 31 марта 2022 г. в подп.1.8 п.1 постановления № 395 внесены изменения постановлением № 188. Дополнены критерии изменения условий договора. Комментарий см. здесь. |
Приглашение
Важным аспектом является соблюдение требований Закона к составлению и размещению приглашений о государственной закупке. Требования к содержанию приглашения, порядку внесения в него изменений, размещению сообщений об отмене процедуры закупки установлены ст.22 Закона (формы документов по процедурам государственных закупок утверждены постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 93).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 августа 2020 г. действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 26.08.2020 № 56 «Об установлении примерных форм документов по процедурам государственных закупок». |
Приглашение к участию размещается заказчиком (организатором) в открытом доступе на электронной торговой площадке.
Срок, предоставляемый участнику процедуры закупки, для подготовки и подачи предложений должен составлять (п.1 ст.23 Закона):
Вид процедуры закупки | Срок |
Открытый конкурс | Не менее 15 календарных дней со дня размещения приглашения на электронной торговой площадке |
Закрытый конкурс | Не менее 15 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) |
Электронный аукцион | Не менее 15 календарных дней со дня размещения приглашения на электронной торговой площадке либо не менее 10 календарных дней, если ориентировочная стоимость государственной закупки не превышает 3 000 БВ |
Запрос ценовых предложений | Не менее 5 рабочих дней со дня размещения на электронной торговой площадке документов, представляемых юридическому или физическому лицу для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений |
Срок для подготовки и подачи предложений при проведении повторных процедур государственных закупок регламентирован п.2 ст.23 Закона.
Нарушение срока размещения приглашения и требований к его содержанию рассматривается как необоснованное ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к процедуре государственной закупки.
Предмет закупки
При описании предмета государственной закупки в документах, представляемых для подготовки предложения, заказчик должен руководствоваться правилами, указанными в п.4 ст.21 Закона.
Описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должны давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложены таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В этой связи необоснованным является указание чрезмерно конкретизированных параметров товара, способа выполнения работы (без применения допусков, отклонений, аналогов), которые могут предопределить заведомый выбор в пользу одного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также описание предмета закупки без указания имеющих значение параметров, не позволяющее сделать прозрачный выбор в пользу одного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе возможно направленное на признание процедуры несостоявшейся по причине отклонения всех предложений с последующим переходом к процедуре закупки из одного источника.
Требования к участникам
Должны соблюдаться установленные ст.16 Закона требования к участникам. При этом при проведении процедуры государственной закупки к участникам недопустимо предъявлять требования, не предусмотренные законодательством, которые могут предопределить заведомый выбор в пользу одного поставщика (подрядчика, исполнителя):
• продолжительный опыт выполнения работ или наличие положительных отзывов;
• месторасположение поставщика (изготовителя);
• неоправданная локализация применительно к выполненным ранее работам, расположению сервисных центров;
• наличие сертификатов (свидетельств), дилерского договора с изготовителем и др.
Квалификационные данные участников проверяются заказчиком (организатором) на основании документов и сведений, перечень которых определен в документах, представляемых участнику для подготовки предложения. Истребование документов и сведений, не обеспечивающих добросовестную конкуренцию и не указанных в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, не допускается.
Наличие указанных фактов потребует получение в ходе проведения контрольной (надзорной) проверки пояснений заказчика о причинах использования такого способа описания предмета закупки либо способа проверки данных участников и может расцениваться как необоснованное ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к процедуре государственной закупки.
Поступившие в комиссию от участников документы, подтверждающие данные и характеристики предлагаемых товаров (работ, услуг), при необходимости должны оцениваться на предмет их достоверности.
Также проверке будут подвергнуты факты отклонения предложений участников по основаниям, не предусмотренным документами, представляемыми участнику для подготовки предложения, в том числе и наличие оснований для ограничения (запрета) на участие в процедурах государственных закупок, установленных п.2 ст.16 Закона.
Участие в процедурах государственных закупок может быть ограничено также в случаях, предусмотренных п.2 ст.5, ст.17 и 29 Закона, пп.11 и 12 приложения к Закону.
Применение национального режима в отношении товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), должно исключать факты необоснованного неприменения национального режима (ст.5 Закона).
Преференциальная поправка
Необходимо соблюдение установленных законодательством условий применения преференциальной поправки, правильности ее применения при сравнении предложений участников в ходе конкурсов и процедур запроса ценовых предложений (при проведении торгов в электронных аукционах преференциальная поправка применяется оператором торговой площадки в автоматическом режиме). Основания и порядок применения преференциальной поправки установлены подп.1.5, 1.6 п.1 постановления № 395.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июня 2021 г. постановлением Совмина от 09.06.2021 № 318 в подп.1.6 п.1 постановления № 395 внесены изменения в части правил применения преференциальной поправки и требований к документам, подтверждающим страну происхождения евразийских товаров. Комментарий см. здесь. |
Оценка и сравнение предложений
Проведение конкурсов предполагает объективность оценки конкурсных предложений и соблюдение методики оценки, установленной конкурсной документацией. Оценка и сравнение предложений осуществляются комиссией при наличии не менее двух участников, соответствующих требованиям конкурсных документов и представивших предложения, соответствующие конкурсным документам.
Порядок оценки и сравнения предложений сформулирован в ст.36 Закона.
Недопустимо необоснованное установление заказчиком высокого удельного веса критериев, не влияющих существенным образом на характеристику товара (работы, услуги), либо занижение удельного веса критериев, имеющих существенное значение для выбора предложения, в целях исключения создания предпочтительных условий конкретным поставщикам.
![]() |
Справочно Удельный вес каждого из критериев определяется путем установления процентного соотношения между ними. |
Использование критериев и способов оценки и сравнения предложений, не установленных конкурсными документами, не допускается.
Нарушения на стадии проведения конкурентных процедур государственных закупок, создающие угрозу причинения вреда государственному имуществу в виде дополнительного расходования бюджетных средств, изменения в сторону уменьшения комплектации закупаемых товаров, параметров и технических характеристик товаров, увеличения затрат по его эксплуатации (использованию) или ухудшения качественных характеристик товаров, сопряжены, как правило, с установлением в документах к процедурам закупок требований, направленных на необоснованное (не предусмотренное законодательством) ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к процедуре государственных закупок либо создание искусственных условий для предпочтения в пользу конкретных участников.
Также недопустимо в пользу заведомо определенного поставщика вносить в документы к конкурентным процедурам условия, позволяющие отклонить все поступившие предложения, для последующего перехода к процедуре закупки из одного источника. Конкурентная процедура в таком случае приобретает характер формального шага, необходимого для легального перехода к неконкурентной процедуре. При этом требуется согласование с уполномоченным органом по государственным закупкам (Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь).
Выполнение изложенных выше требований позволит организаторам и участникам избежать нарушений законодательства, касающегося государственных закупок.
Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, нарушения при закупках допускаются по различным причинам. В ряде случаев имеет место элементарное незнание или неправильное толкование требований законодательства о закупках ответственными должностными лицами либо их невнимательность при организации и проведении процедуры закупки. Однако в большинстве случаев происходит сознательное нарушение предъявляемых к проведению закупок требований с целью обеспечить нужные результаты.
Нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок является правонарушением, создающим условия для коррупции, и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами (абзац 12 части первой, часть вторая ст.25 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»).
Ответственность
Административную ответственность влекут деяния, предусмотренные частями 4 и 5 ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках предусмотрена в ст.12.9 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь. |
К наиболее распространенным относятся следующие нарушения, допускаемые заказчиком (организатором) закупок:
• несоблюдение требований к содержанию годового плана госзакупок (ст.19 Закона);
• несоблюдение требований законодательства при описании предмета госзакупки в документах, представляемых для подготовки предложения (ст.21 Закона);
• установление требований, ограничивающих участие в процедуре госзакупок (ст.16 Закона);
• незаконное отклонение комиссией заказчика (организатора) либо незаконный допуск предложения к участию в процедуре госзакупки (ст.35, 36, 42, 44, 48 Закона).
Административные правонарушения в сфере закупок обычно свидетельствуют о халатности и отсутствии исполнительской дисциплины со стороны должностных лиц.
К нарушениям, которые в совокупности с иными обстоятельствами могут свидетельствовать о возможном наличии в действиях должностных лиц признаков коррупционных преступлений, относятся:
• нарушения при создании конкурсной комиссии (например, в состав комиссии входят представители участников конкурса, их аффилированные лица либо лица, иным образом взаимосвязанные с участниками конкурса);
• нарушения, допускаемые при составлении документации для закупки, в частности, отсутствие в задании на закупку обязательных сведений, несогласование задания на закупку (непроведение научно-технической экспертизы) в случаях, когда согласование (экспертиза) является обязательным, или нарушение порядка такого согласования (экспертизы), несвоевременное доведение до сведения участников внесенных дополнений в конкурсную документацию.
Преступления, совершаемые в этой сфере, в большинстве случаев квалифицируются по ст.424, 426 и 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Основное количество выявленных преступлений составляют деяния, предусмотренные ст.430 названного Кодекса. Как правило, речь идет о получении незаконного вознаграждения за заключение договора без обязательного предварительного проведения процедуры закупки либо обеспечение победы в процедуре закупки конкретного участника.
12.02.2020
Николай Лимож, юрист