


Материал помещен в архив
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЦЕДУР ПЕРЕГОВОРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Указом Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) установлено, что закупки работ, услуг при строительстве осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров независимо от источников их финансирования (подп.1.2 п.1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
Указом № 591 при проведении процедур закупок при строительстве приостановлено применение законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг) до 1 января 2016 г. (подп.1.3 п.1).
То есть приостановлено действие Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и принятых в его исполнение нормативных правовых актов, регулировавших закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансировавшихся за счет бюджетных средств.
Обязательное применение Указа № 591
Проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, за исключением случаев, определенных Президентом РБ, финансирование строительства которых осуществляется за счет:
• средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства РБ, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 тыс. базовых величин (далее - БВ) и более;
• иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 тыс. БВ и более.
При строительстве объектов с обязательным проведением подрядных торгов обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов, если иное не предусмотрено Президентом РБ, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на:
• разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
• выполнение проектных и изыскательских работ;
• оказание инженерных услуг стоимостью 3 тыс. БВ и более;
• закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тыс. БВ и более;
• выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тыс. БВ и более (подп.1.5 п.1 Указа № 591).
Необязательное применение Указа № 591
Требования Указа № 591 не применяются при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов. При строительстве таких объектов заказчик вправе самостоятельно определять подлежащие применению процедуры закупок товаров (работ, услуг) или осуществлять закупки без применения указанных процедур.
Проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным в случаях, когда:
• с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров РБ, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ);
• подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;
• генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;
• заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту.
Переговоры проводятся при наличии проектно-сметной документации
Порядок размещения заказов при закупках работ, услуг и товаров для строительства регулируется Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. следует руководствоваться Положением № 88 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 29.12.2016 № 1108. |
Порядок организации и проведения переговоров регулируется главой 11 Положения № 88.
Решение о проведении переговоров принимается организатором переговоров при наличии у него проектной, в т.ч. сметной, документации на строительство объектов (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами), технического задания на закупку товаров, в соответствии с которыми дается обоснование размещения заказа.
![]() |
Обратите внимание! Ранее действовавшее Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235, регулировавшее проведение процедур закупок в строительстве, допускало проведение переговоров без проектно-сметной документации при наличии технического задания, обосновывающего размещение заказа. Такое техническое задание должно было содержать: • наименование, перечень, количество (объем) и стоимость выполняемых работ, оказываемых услуг и поставляемых товаров; • технические, технологические, конструктивные или другие потребительские показатели и характеристики работ, услуг и товаров. |
Новое в условиях проведения переговоров
Положение № 88 исключает использование технического задания, обосновывающего размещение заказа, вместо наличия проектно-сметной документации.
Документация для переговоров должна содержать:
• проектную, в т.ч. сметную, документацию (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами);
• техническое задание на закупку товаров (п.68 Положения № 88).
Наличие технического задания на закупку работ и услуг в составе документации для переговоров в соответствии с Положением № 88 не требуется.
В техническом задании на закупку товаров должны быть изложены требования к предмету заказа.
Ранее техническое задание на закупку товаров составлялось согласно изменениям № 9, утвержденным и введенным в действие приказом Минстройархитектуры РБ от 10.11.2008 № 403, к СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве», утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 04.10.1996 № 344 (далее - СНБ 1.03.02-96).
Техническое задание являлось неотъемлемой частью проектной документации на строительство, разрабатывалось проектной организацией и утверждалось заказчиком на стадии «архитектурный или строительный проект», а также, при необходимости, на стадии «обоснование инвестирования строительства».
Состав и содержание технического задания на закупку оборудования, конструкций, изделий и материалов были приведены в приложении М к СНБ 1.03.02-96.
Приказом Минстройархитектуры РБ от 27.03.2014 № 85 с 1 апреля 2014 г. СНБ 1.03.02-96 утратило силу, в т.ч. утратили силу и изменение № 9 СНБ 1.03.02-96 и положения, касающиеся технического задания.
Таким образом, на сегодняшний день требования к техническому заданию содержатся только в Положении № 88.
Техническое задание на закупку товаров должно содержать информацию:
• о наименовании и перечне поставляемых товаров, а также о количестве (объеме) таких товаров;
• требуемых технических, технологических, конструктивных или других потребительских показателях и характеристиках товаров (п.64 Положения № 88).
Форма технического задания и порядок ее утверждения законодательно пока не определены.
Использование спецификации оборудования при проведении переговоров
Технический кодекс установившейся практики 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденный приказом Минстройархитектуры РБ от 27.03.2014 № 85 (далее - ТКП 45-1.02-295-2014), и введенный в действие с 1 апреля 2014 г. взамен СНБ 1.03.02-96, уделяет существенное внимание требованиям к спецификации оборудования (пп.4.15 и 4.16).
В соответствии с требованиями ТКП 45-1.02-295-2014 при разработке проектной документации на любой стадии проектирования разработчики определяют необходимое оборудование, конструкции, изделия и материалы (далее - оборудование). При этом в составе проектной документации выполняют спецификации оборудования по форме, установленной ГОСТ 21.110-95 «Система проектной документации для строительства. Правила выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов», принятым Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве 19 апреля 1995 г. и введенным в действие приказом Минстройархитектуры РБ от 30.09.1996 № 340.
В спецификациях оборудования приводят объем информации, достаточный для выполнения заказчиком всей процедуры закупки оборудования.
Спецификации оборудования используются заказчиком в качестве основы при подготовке документации для проведения конкурсных торгов при закупке оборудования для строительства объекта (п.4.15 ТКП 45-1.02-295-2014). Их также можно применять и при составлении технического задания на закупку путем проведения переговоров.
Решение организатора о проведении переговоров оформляется приказом
Полномочия организатора проведения переговоров приведены в п.63 Положения № 88. Свое решение о размещении соответствующего заказа на основе переговоров организатор проведения переговоров оформляет в форме приказа, распоряжения или другого документа.
В приказе в обязательном порядке указываются:
• дата проведения переговоров;
• порядок извещения участника (участников) о проведении переговоров;
• состав конкурсной комиссии (назначение ответственного лица за проведение переговоров) с определением ее (его) полномочий.
Для организации и проведения переговоров необходимо наличие комплекта документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих организационных и иных характеристиках предмета заказа, а также условиях и процедуре проведения переговоров. Такой пакет документов и представляет собой документацию для переговоров. Документация для переговоров должна содержать перечень обязательных сведений, установленных п.68 Положения № 88.
В связи с этим в приказе целесообразно дать поручения о разработке документации для переговоров, проекта соответствующего договора и при необходимости документации для предварительного квалификационного отбора участников.
Конкурсная комиссия по проведению переговоров может быть постоянной или временной, создаваемой организатором переговоров для их проведения и определения победителя, что также следует оговорить в приказе.
Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах и при необходимости оповестить об их проведении путем размещения извещения в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», а также при необходимости в любых иных средствах массовой информации.
Кроме того, к полномочиям организатора переговоров относятся:
• представление участникам документации для переговоров и при необходимости документации для предварительного квалификационного отбора участников;
• организация и проведение переговоров;
• оценка представленных участниками предложений для переговоров и принятие решения о результатах проведения переговоров;
• оформление по результатам проведения переговоров протокола и извещение участников в письменной форме о результатах их проведения;
• заключение соответствующего договора по результатам проведения переговоров;
• осуществление при необходимости других функций, связанных с организацией и проведением переговоров.
Примерная форма приказа может быть следующей:
ПРИКАЗ
________ № ____
г.Минск
О размещении заказа по выбору подрядчика
В соответствии с Указом Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88,
ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Разместить заказ на основе переговоров (без предварительного квалификационного отбора) на выбор подрядчика по выполнению инженерно-геодезических работ объекта «Жилой квартал «Магистр». Инженерно-транспортная инфраструктура. 2-я очередь строительства». 2. В срок до __________ разработать и представить на утверждение документацию по переговорам. 3. Определить перечень участников переговоров: ________________________, (наименование организации) ________________________ (наименование организации) и направить им приглашения. 4. Процедуру переговоров провести в срок до ___________. 5. Для проведения процедуры переговоров создать и утвердить конкурсную комиссию в следующем составе: |
__________________ (фамилия, инициалы) |
- заместитель генерального директора, председатель комиссии; |
__________________ (фамилия, инициалы) |
- начальник инвестиционного управления, заместитель председателя комиссии; |
__________________ (фамилия, инициалы) |
- начальник отдела технического надзора; |
__________________ (фамилия, инициалы) |
- главный специалист отдела технического надзора; |
__________________ (фамилия, инициалы) |
- главный юрисконсульт; |
__________________ (фамилия, инициалы) |
- главный специалист отдела технического надзора, |
__________________ (фамилия, инициалы) |
- секретарь комиссии. |
6. Конкурсной комиссии при проведении процедуры переговоров руководствоваться Регламентом конкурсных комиссий по проведению процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, заказчиком по которым выступает _________, утвержденным приказом от __________ № _______________. 7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора ______________________. (фамилия, инициалы) |
Генеральный директор | ___________________ (фамилия, инициалы) |
Переговоры в отличие от подрядных торгов могут проводиться с одним участником
Существенным моментом при проведении переговоров в отличие от торгов является то, что переговоры можно проводить с одним участником.
Если в подрядных торгах (торгах) принимал участие только один участник, то такие торги признаются несостоявшимися (п.36 Положения № 88).
В соответствии с п.62 Положения № 88 в организации и проведении переговоров принимают участие организатор переговоров и участник (участники), что является основанием в случае необходимости проведения переговоров с одним претендентом.
Порядок проведения переговоров
Участник представляет свои предложения для переговоров в соответствии с требованиями, определенными в приглашении на участие в переговорах и документации для переговоров (п.75 Положения № 88).
Поскольку документация для переговоров должна содержать сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с предложениями для переговоров, то предложения участников должны подаваться вложенными в конверт. Конверт может быть доставлен организатору переговоров как нарочным, так и по почте.
Таким образом, в направляемом заказчиком приглашении к участию в переговорах целесообразно указать, каким способом и в каком виде претендент обязан представить свои предложения.
Организатор переговоров вправе проводить переговоры с каждым участником индивидуально или рассматривать предложения для переговоров на заседании конкурсной комиссии.
При проведении индивидуальных переговоров должны соблюдаться требования, в соответствии с которыми предусматриваются:
• конфиденциальный характер переговоров между организатором и участником;
• неразглашение ни одной из сторон переговоров третьим лицам технической, ценовой или иной информации, относящейся к переговорам, без согласия другой стороны;
• выбор в процессе переговоров основного или альтернативного предложения участника в случае, если переговоры проводятся с правом подачи участниками альтернативных предложений.
Для обеспечения выполнения данных требований организатор и участники могут заключить между собой соглашение о соблюдении конфиденциальности и установить ответственность за нарушение. Такое соглашение может быть оговорено в протоколе переговоров либо составлено в виде отдельного документа.
Оформление результатов переговоров
После окончания переговоров заказчик проводит оценку полученных в результате переговоров предложений претендентов и принимает решение о результатах переговоров.
По результатам проведения переговоров заказчик составляет протокол, в котором отражаются содержание и результаты переговоров. Содержание переговоров должно быть изложено в протоколе предельно ясно и четко, чтобы можно было правильно понять и истолковать предложения каждого участника. В случае возникновения споров в процессе исполнения договора по поводу содержания его условий суд, устанавливая действительную волю сторон при заключении договора, может использовать материалы документации для переговоров.
Протокол представляется на утверждение руководителю организатора переговоров либо иному уполномоченному на то лицу, которые в трехдневный срок должны принять решение об утверждении результатов переговоров.
После утверждения протокола проведения переговоров организатор и выбранный им претендент в течение 10 дней обязаны заключить договор.
Порядок заключения договоров регулируется:
• договоров строительного подряда - Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450);
• договоров поставки - Положением о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Кабинета Министров РБ от 08.07.1996 № 444 (далее - Положение № 444), и Гражданским кодексом РБ.
Следует учитывать, что в соответствии с п.80 Положения № 88 в заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам переговоров.
Перечень существенных условий, которые должны быть отражены в договорах строительного подряда и поставки, приведен в п.10 Правил № 1450 и п.4 Положения № 444.
По взаимному согласию сторон в договор могут быть внесены отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения подрядных торгов или переговоров, но не изменяют их условий. В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие нормы законодательства, регулирующие порядок изменения заключенных договоров.
Исходя из содержания п.7 Правил № 1450, проект договора может быть подготовлен и направлен другой стороне для подписания как заказчиком, так и подрядчиком.
Таким образом, документация для переговоров должна быть составлена так, чтобы с учетом требований организатора и предложений участников могли быть сформулированы все существенные условия договора и определена процедура составления и направления сторонами для подписания проекта договора.
К договору должны прилагаться документация для переговоров, конкурсное предложение победителя, протокол о результатах проведения переговоров (п.81 Положения № 88 и п.18 Положения № 444).
Следовательно, названные документы также должны быть изготовлены в двух экземплярах.
Рассмотрение споров при проведении переговоров
В случае возникновения споров до подведения результатов подрядных торгов (торгов, переговоров) участник вправе обратиться в письменной форме с жалобой, которая рассматривается на специальном заседании конкурсной комиссии в присутствии лица (уполномоченного представителя юридического лица), подавшего ее, в течение 10 календарных дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы оформляется протокол.
Подача жалобы приостанавливает процедуру проведения переговоров на период ее рассмотрения.
В результате рассмотрения жалобы конкурсной комиссией может быть принято решение об удовлетворении жалобы (полностью или частично) или отказе в ее удовлетворении.
В случае полного или частичного удовлетворения жалобы могут устанавливаться меры по реализации принятого конкурсной комиссией решения, в соответствии с которым предусматриваются:
• отстранение должностного лица организатора переговоров от дальнейшего участия в проведении переговоров;
• прекращение полномочий члена конкурсной комиссии на период проведения переговоров и последующее внесение изменений в ее состав;
• направление предложений для переговоров на экспертное заключение и повторное рассмотрение их на заседании конкурсной комиссии;
• уточнение организатором переговоров условий и порядка их проведения;
• расторжение договоров с привлеченными к участию в переговорах инженерами (инженерными организациями), экспертами, специалистами в случае, если установлено, что ими допущены нарушения в ходе проведения переговоров;
• другие меры, не противоречащие законодательству и условиям проведения переговоров.
На жалобу дается в письменной форме обоснованный ответ, подписываемый председателем конкурсной комиссии, в котором излагаются принятое решение и обоснование мотивов его принятия.
При несогласии с решением конкурсной комиссии участник может обратиться к организатору переговоров.
Организатор переговоров рассматривает повторную жалобу в пятидневный срок со дня ее получения и уведомляет участника в письменной форме о результатах ее рассмотрения.
В случае если спорные вопросы возникают до заключения договора по результатам проведения переговоров, жалоба на решение конкурсной комиссии о выборе победителя представляется организатору переговоров в течение 5 календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения переговоров.
Подача жалобы приостанавливает процедуру заключения договора на период ее рассмотрения.
Жалоба рассматривается в течение 10 календарных дней со дня ее получения. Организатор переговоров при необходимости приглашает для участия в ее рассмотрении представителей конкурсной комиссии, других участников, экспертов и иных заинтересованных лиц.
В результате рассмотрения жалобы организатор переговоров вправе принять решение:
• о признании недействительными результатов проведенных переговоров и назначении повторных переговоров;
• об отказе в удовлетворении жалобы с соответствующим обоснованием.
В случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь.
После заключения договора по результатам проведения переговоров дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством.
29.07.2014
Татьяна Званкович, руководитель юридической службы государственного производственного объединения «Минскстрой»