Алгоритм от 15.02.2011
Автор: Дубинский Н.

Проведение расчетов строительными организациями с нерезидентами: когда операция может быть признана подозрительной


 

Материал помещен в архив

 

ПРОВЕДЕНИЕ РАСЧЕТОВ СТРОИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ С НЕРЕЗИДЕНТАМИ: КОГДА ОПЕРАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАНА ПОДОЗРИТЕЛЬНОЙ

Контроль за рациональным использованием финансовых и материальных ресурсов, способствующих поддержанию деловых взаимоотношений с партнерами, наличие достоверной учетной информации о деятельности организации необходимы как руководителю (владельцу) организации, так и государственным органам для осуществления ими контрольных функций. Выявление финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, - одна из функций контрольной деятельности банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.

На первый взгляд любая строительная организация может с уверенностью сказать, что данные функции относятся к компетенции банка и не связаны с их предпринимательской деятельностью. Однако это не так, попробуем с данным вопросом разобраться.

С 4 февраля 2011 г. вступило в силу постановление Правления Нацбанка РБ от 31.08.2010 № 375 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2008 г. № 34» (далее - постановление № 375) и строительным организациям для законного проведения расчетов с нерезидентами РБ за поставленные товары и оказанные услуги следует внимательно изучить данный документ.

При выявлении подозрительной финансовой операции ответственное должностное лицо банка при необходимости принимает решение о дальнейших действиях банка в отношении клиента, например о:

- получении дополнительной информации о клиенте;

- пересмотре степени риска работы с клиентом;

- необходимости особого внимания к проведению клиентом финансовых операций;

- прекращении договорных отношений с клиентом в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенным с ним договором (п.35 Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - Инструкция)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 февраля 2015 г. взамен Инструкции действует Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.12.2014 № 818.

 

Руководствуясь приведенными нормами законодательства любая организация, в т.ч. и строительная, должны быть готовы к тому, что проведение платежей с расчетного счета находиться под пристальным вниманием в первую очередь банка.

Для присвоения работе с клиентом итоговой степени риска банк использует 3-векторную модель распределения рисков (п.23 Инструкции, в редакции постановления № 375) и имеет следующий вид.

 

Итоговая степень риска
           
Риск по профилю клиента
При оценке вектора банком учитывается категория клиента и анализируется следующая информация:
- основной(ые) вид(ы) деятельности клиента (для физических лиц - место работы, занимаемая должность);
- отнесение клиента к лицам, работа с которыми изначально сопряжена с факторами, повышающими (понижающими) степень риска;
- сведения о лицах, способных прямо и (или) косвенно (через иных лиц) определять (оказывать влияние на принятие) решения клиента, лицах, на принятие решений которыми клиент оказывает такое влияние, а также о деловой репутации этих лиц (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей);
- сведения об учредителях (участниках), бенефициарных владельцах, лицах, которые имеют право давать обязательные указания либо иным образом имеют возможность определять действия клиента, а также об их деловой репутации (для организаций и банков-корреспондентов);
- сведения о руководителе, главном бухгалтере и (или) иных уполномоченных должностных лицах, которым в установленном порядке предоставлено право действовать от имени клиента, а также об их деловой репутации (для организаций и банков-корреспондентов);
- полнота представленных клиентом идентификационных сведений, а также их соответствие имеющейся в банке информации, полученной в ходе проведенных согласно п.16 настоящей Инструкции мероприятий;
- сведения о деловой репутации клиента;
- иные сведения, которые банк считает необходимыми для включения в анализ
Риск по видам операций
При оценке вектора банком анализируется следующая информация:
- соответствие осуществляемых клиентом финансовых операций его основным видам деятельности;
- условия и виды финансовых операций, осуществляемых клиентом на постоянной основе, а также их соответствие факторам, повышающим (понижающим) степень риска;
- финансовые операции, подлежащие особому контролю, осуществленные клиентом за анализируемый период;
- сведения о постоянных контрагентах клиента и их деловой репутации;
иные сведения, которые банк считает необходимыми для включения в анализ
Риск по географическому фактору
При оценке вектора банком анализируется следующая информация:
- признак резидентства клиента;
- место жительства (регистрации, нахождения) клиента;
- страна нахождения (регистрации), жительства (пребывания) лиц, способных прямо и (или) косвенно (через иных лиц) определять (оказывать влияние на принятие) решения клиента, а также сведения о странах регистрации, жительства (пребывания) лиц, на принятие решений которыми клиент оказывает такое влияние;
- география бизнеса клиента (страны, в которых открыты счета, и страны регистрации постоянных контрагентов клиента);
- иные сведения, которые банк считает необходимыми для включения в анализ

 

Применение на практике алгоритма присвоения клиенту степени риска при проведении финансовых операций рассмотрим на условном примере.

Пример

Строительное предприятие (резидент РБ) заключило договор с кадровым агентством иностранного государства, в котором имеется вооруженный конфликт, о найме рабочих для отгрузки бамбуковых панелей в Республику Беларусь. Согласно условиям договора оплата за выполненную работу осуществляется на счета кадрового агентства в иностранном государстве, которое в свою очередь рассчитывается с рабочими. В данной ситуации возникает вопрос: могут ли быть блокированы банком расчеты за оказанные услуги по подбору рабочей силы и может ли осуществляемая финансовая операция быть признана операцией с высокой итоговой степенью риска?

В приведенном примере степень риска может быть определена как высокая при анализе следующих значений:

 

Значение векторов
Итоговая степень риска работы с клиентом
Риск по профилю клиента
Риск по видам операций
Риск по географическому фактору
Средний
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Низкий
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Средний
Высокий
Низкий
Высокий
Высокий
Высокий
Средний
Низкий
Средний
Высокий
Средний
Средний
Высокий
Высокий
Средний
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Низкий
Высокий
Высокий
Высокий
Средний
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий

 

В данном случае строительная организация (резидент РБ) может получить высокую оценку вектора «Риск по географическому фактору». Поэтому на первый взгляд данная операция может быть заблокирована банком.

Обратите внимание!

Инструкция не содержит исчерпывающего перечня сведений, когда той или иной операции может быть присвоена высокая степень риска и которую банк должен блокировать. Получить информацию у банка о критериях отнесения конкретной банковской операции к высокорискованной невозможно, так как система внутреннего контроля в банке должна обеспечивать конфиденциальность фиксируемой информации о финансовых операциях, о лицах, совершающих эти финансовые операции, их представителях, выгодоприобретателях, а также мерах, принимаемых банком в целях предотвращения и выявления финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем.

Поэтому при проведении расчетов с контрагентами - нерезидентами Республики Беларусь строительным организациям необходимо учитывать критерии, по которым финансовая операция может быть признана подозрительной. Такими критериями могут быть следующие:

     
Критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций   Перечисление (получение) клиентом банка денежных
    средств в сумме, превышающей 1 000 базовых величин, если участник финансовой операции зарегистрирован или имеет место нахождения в оффшорной зоне
   
  Представление клиентом вызывающей подозрение
    информации, которую невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей; невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам
   
  Немотивированный отказ или неоправданные задержки
    в представлении клиентом сведений о финансовой операции, запрашиваемых банком, либо чрезмерная озабоченность клиента вопросами конфиденциальности
   
  Невозможность установления контрагентов клиента либо
    несоответствие представленных клиентом сведений о стороне по сделке имеющейся у банка информации
   
  Несоответствие финансовой операции характеру деятельности клиента
   
   
  Необоснованное дробление сумм аналогичных
    финансовых операций (одного вида), осуществляемых клиентом в течение анализируемого периода, кроме финансовых операций по размещению (снятию) физическими лицами денежных средств на счета (со счетов) и (или) во вклады (депозиты) (с вкладов (депозитов))
   
  Иные

 

В правилах внутреннего контроля банк вправе конкретизировать и дополнять критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций.

Очевидно, что перечень сведений, которые анализируются банком, постоянно увеличивается и не является общедоступным, поэтому субъект хозяйствования не имеет права получить сведения от банка, к какой группе риска относится проводимая субъектом хозяйствования финансовая операция и на основании каких векторов.

 

15.02.2011 г.

 

Николай Дубинский, кандидат технических наук