Пособие от 15.04.2009
Автор: Денисевич А.

Проверка контролирующими органами соблюдения валютного законодательства и порядка расчетов


 

Материал помещен в архив

 

ПРОВЕРКА КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ СОБЛЮДЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПОРЯДКА РАСЧЕТОВ

Для достижения цели защиты национальной валюты правовой режим валютного регулирования направлен на решение следующих задач: обеспечение контроля за международными текущими платежами; ограничение ввоза и вывоза капитала в зависимости от состояния платежного баланса страны; обеспечение контроля за денежными операциями нерезидентов внутри страны; ограничение, вплоть до полного запрета, обращения иностранной валюты внутри страны; формирование государственного валютного резерва для обеспечения финансовых обязательств государства.

Для решения данных задач используются закрепленные в нормах права валютные ограничения, которые касаются определения: режима осуществления платежей в иностранной валюте на территории страны; порядка осуществления зарубежных инвестиций резидентами и инвестиций внутри страны нерезидентами; порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу; порядка репатриации прибыли отечественными экспортерами и иностранными инвесторами; порядка купли-продажи иностранной валюты на территории страны: физическим лицам, банкам и иным юридическим лицам; порядка использования валютных счетов в уполномоченных банках; порядка приобретения и использования национальной валюты на территории страны и за ее пределами нерезидентами.

Анализ норм Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) позволяет выделить следующие основные валютные ограничения.

1. Расчеты по валютным операциям, проводимым между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - ИП), а также между ИП, осуществляются в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РБ и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка РБ (ст.9 Закона).

При этом в расчетах между нерезидентами, проводимых по счетам, открытым в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ, может использоваться любая иностранная валюта, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Нацбанком РБ (ст.16 Закона).

2. Резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Нацбанка РБ, если иное не установлено Законом или Президентом РБ. Для осуществления указанных валютных операций нерезидентами получения разрешений Нацбанка РБ не требуется (ст.10 Закона).

На проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами - резидентами (за исключением физических лиц, выступающих при проведении данных операций в качестве ИП, и физических лиц, указанных в части четвертой ст.10 Закона) разрешение Нацбанка РБ требуется только в таких случаях, как: приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента; приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей; приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами РБ и относимого по законодательству РБ к недвижимому имуществу; размещение денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств; предоставление займов на срок, превышающий 180 дней.

Не требуется получения разрешения Нацбанка РБ на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами - резидентами, непрерывно проживающими (находящимися) за пределами РБ более одного года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории РБ.

Не требуется получения разрешения Нацбанка РБ на проведение юридическими лицами - резидентами и ИП-резидентами следующих валютных операций, связанных с движением капитала:

осуществление платежей нерезидентам по обязательствам, предусматривающим передачу резиденту имущества, находящегося на территории РБ и относимого по законодательству РБ к недвижимому имуществу, либо прав на него;

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с получением отсрочки на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту;

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с получением отсрочки на оплату товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней с даты поступления от нерезидента товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

осуществление расчетов по договорам аренды имущества, за исключением договоров аренды имущества, находящегося за пределами РБ и относимого по законодательству РБ к недвижимому имуществу;

осуществление переводов иностранной валюты, белорусских рублей в качестве членских взносов в связи с участием в международных организациях;

осуществление операций с ценными бумагами, выпущенными резидентами;

осуществление вкладов нерезидента в иностранной валюте, белорусских рублях либо в ценных бумагах в иностранной валюте, в ценных бумагах в белорусских рублях в уставный фонд юридического лица - резидента в порядке, установленном законодательством РБ;

привлечение средств для покрытия дефицита республиканского бюджета на срок, превышающий 180 дней, и возврат этих средств в соответствии с законом о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год;

привлечение средств под гарантию Правительства РБ на срок, превышающий 180 дней, и возврат этих средств;

привлечение средств в рамках межправительственных соглашений на срок, превышающий 180 дней, и возврат этих средств;

осуществление иных платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга, не указанных в абзацах 9, 10 и 11 части пятой ст.10 Закона;

осуществление операций, для которых Нацбанком РБ установлен уведомительный и (или) регистрационный порядок их проведения.

Порядок проведения расчетов по текущим валютным операциям и валютным операциям, связанным с движением капитала, определен в Правилах проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72.

Постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15 утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений, свидетельств о регистрации на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала.

3. Запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных Законом и иными актами валютного законодательства (ст.11 Закона).

В отношениях между юридическими лицами - резидентами при осуществлении валютных операций разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте в случаях привлечения на временной основе средств в бюджет, возврата этих средств и процентов за пользование ими в соответствии с законом о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов или осуществления платежей из бюджета на цели, определенные законом о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов.

В отношениях между физическими лицами - резидентами, не выступающими при проведении валютных операций в качестве ИП, разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте в случаях: дарения (в т.ч. в виде пожертвований), а также отмены дарения; предоставления займов, возврата займов и процентов за пользование ими; передачи на хранение и их возврата.

В соответствии с пп.18-22 Инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2007 № 1, субъекты валютных операций - резиденты вправе принимать наличную иностранную валюту, поступающую по валютным операциям с субъектами валютных операций - нерезидентами: по договорам, заключенным с субъектом валютных операций - нерезидентом и предусматривающим экспорт (кроме наличных российских рублей, причитающихся субъекту валютных операций - резиденту к получению от субъекта валютных операций - нерезидента в сумме свыше 100 000 рос.руб. по одному договору); в качестве оплаты за участие в спортивных соревнованиях, конференциях, семинарах, выставках, фестивалях и других мероприятиях, кроме выручки по сделкам, указанным в подп.18.1 п.18 названной Инструкции; при возврате займа (процентов по нему); в качестве вкладов в уставный фонд как зарегистрированного юридического лица, так и вновь создаваемого; в качестве безвозмездной помощи в соответствии с требованиями законодательства.

 

 

От редакции: С 1 января 2012 г. следует руководствоваться п.22 Инструкции № 1 в редакции постановления Правления Нацбанка РБ от 08.11.2011 № 501.

 

Субъекты валютных операций - резиденты вправе принимать наличную иностранную валюту, поступающую по валютным операциям с субъектами валютных операций - резидентами: в оплату страховых услуг в случаях, когда законодательством разрешено использование иностранной валюты по данным валютным операциям; в оплату обязательств экспедитора перед международным перевозчиком, исполняемых путем передачи нерезидентом наличной иностранной валюты за пределами РБ.

Субъекты валютных операций - резиденты вправе принимать наличную иностранную валюту, поступающую по валютным операциям с физическими лицами, в случаях, когда законодательством разрешено использование иностранной валюты по данным валютным операциям.

Субъекты валютных операций - резиденты вправе принимать наличную иностранную валюту в иных случаях при наличии разрешения Нацбанка РБ либо в случаях, установленных актами валютного законодательства. Субъекты валютных операций - резиденты также вправе принимать наличную иностранную валюту, ранее выданную из их кассы (снятую со счета) в соответствии с законодательством, но неиспользованную.

Субъекты валютных операций - нерезиденты имеют право принимать наличную иностранную валюту, поступающую: дипломатическим и иным официальным представительствам, консульским учреждениям иностранных государств, а также представительствам международных организаций; субъектам валютных операций - нерезидентам (кроме дипломатических и иных официальных представительств, консульских учреждений иностранных государств, а также представительств международных организаций) по валютным операциям с физическими лицами в случаях, когда законодательством разрешено использование иностранной валюты по данным валютным операциям; субъектам валютных операций - нерезидентам (кроме дипломатических и иных официальных представительств, консульских учреждений иностранных государств, а также представительств международных организаций) по валютным операциям с субъектами валютных операций - нерезидентами в сумме не более 50 000 долл. США в эквиваленте (для определения эквивалента используется официальный курс белорусского рубля к соответствующим иностранным валютам, установленный Нацбанком РБ на день внесения наличной иностранной валюты) в течение календарного года; в качестве возврата наличной иностранной валюты, ранее выданной из их кассы (снятой со счета) в соответствии с законодательством, но неиспользованной; в иных случаях при наличии разрешения Нацбанка РБ либо в случаях, установленных актами валютного законодательства.

Также в соответствии с п.8 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359 (далее - Порядок), разрешается производить расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, ИП - резидентами РБ в иностранной валюте за природный газ, нефть, другое углеводородное сырье, нефтепродукты, уголь, сжиженный газ, электрическую энергию, импортируемые в РБ, а также за нефтепродукты и сжиженный газ, произведенные (в т.ч. на белорусских предприятиях из давальческого сырья) из импортируемых в РБ нефти и другого углеводородного сырья, за электрическую и тепловую энергию, выработанную с использованием природного газа и топочного мазута, за калийные удобрения.

4. Валютно-обменные операции (операции по обмену иностранной валюты на белорусские рубли и (или) обмену белорусских рублей на иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа иностранной валюты); операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам (конверсия иностранной валюты); иные операции, определенные Нацбанком РБ) на территории РБ осуществляются через банки и небанковские кредитно-финансовые организации, получившие специальные разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности (ст.12 Закона).

Купля-продажа и (или) конверсия иностранной валюты могут осуществляться на валютных биржах и на внебиржевом валютном рынке.

Постановлением Правления Нацбанка РБ от 12.12.2007 № 220 утверждена Инструкция о порядке биржевой торговли иностранной валютой.

Постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112 утверждена Инструкция о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.06.2001 № 170 утверждены Правила осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц.

 

 

От редакции: С 29 мая 2011 г. вместо постановления № 170 действует постановление Правления Нацбанка РБ от 01.02.2011 № 35, которым утверждена Инструкция о порядке осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц и организации работы обменных пунктов, касс при проведении таких операций.

 

5. Обязательная продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РБ осуществляется юридическими лицами - резидентами и ИП-резидентами (ст.13 Закона).

Согласно п.1 Указа Президента РБ от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» юридические лица и ИП, являющиеся резидентами РБ, осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РБ в размере 30 % суммы выручки в иностранной валюте в порядке, определенном Нацбанком РБ (Инструкция о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129).

 

 

От редакции: С 20 мая 2009 г. следует руководствоваться п.1 Указа № 452 в редакции Указа Президента РБ от 12.05.2009 № 240.

С 30 июня 2012 г. следует руководствоваться п.4 Указа № 452 в редакции Указа Президента РБ от 21.06.2012 № 284.

С 25 февраля 2015 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в размере 40 % суммы выручки в иностранной валюте (п.3 Инструкции № 129, в редакции постановления Правления Нацбанка РБ от 19.02.2015 № 84).

 

Пунктом 4 этого же Указа определено, что обязательная продажа иностранной валюты не осуществляется:

банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, резидентами свободных экономических зон РБ;

по выручке в иностранной валюте, поступающей организациям электросвязи и почтовой связи и направляемой ими в течение 30 дней со дня поступления на счет для оплаты счетов за услуги международной связи;

по выручке в иностранной валюте, поступающей юридическим лицам и ИП, имеющим специальные разрешения (лицензии) на осуществление перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и ИП для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, деятельности в области авиации, транспортно-экспедиционной деятельности, и направляемой ими в течение 30 дней со дня поступления на счет для оплаты расходов на транспортировку, страхование и экспедирование пассажиров и грузов, а также на уплату налогов и сборов в иностранной валюте, связанных с транспортировкой пассажиров и грузов;

по выручке в иностранной валюте, подлежащей перечислению и перечисляемой в течение 30 дней со дня поступления на счет согласно договорам поручения либо комиссии с нерезидентами в ходе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посреднической деятельности, непосредственно связанной со сделками, по которым получена выручка в иностранной валюте;

по выручке в иностранной валюте, перечисляемой на специальный счет в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления на счет в целях аккумулирования денежных средств для направления их на погашение задолженности в иностранной валюте по кредитам, займам (включая проценты за пользование ими), ссудам, предоставленным по решению Президента РБ, Правительства РБ или под гарантию Правительства РБ; кредитам, займам (включая проценты за пользование ими), предоставленным нерезидентами или банками РБ и использованным на приобретение объектов лизинга либо имущества, относимого к основным средствам, участвующим в предпринимательской деятельности, используемым для собственного производства;

по выручке в иностранной валюте, перечисляемой в течение 7 рабочих дней со дня поступления на счет банку либо небанковской кредитно-финансовой организации (фактору) на основании договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга); для приобретения государственных ценных бумаг и (или) ценных бумаг Нацбанка РБ, номинированных в иностранной валюте, при условии, что эти ценные бумаги будут находиться в их собственности не менее 30 дней непрерывно;

по выручке в иностранной валюте, поступающей юридическим лицам и ИП от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также имущества, на которое обращено взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, в сумме, подлежащей перечислению в бюджет;

по выручке в иностранной валюте, поступающей от реализации высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций РБ, в сумме, подлежащей перечислению в бюджет;

в иных случаях по решению Президента РБ, предусматривающему для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей полное или частичное освобождение от обязательной продажи средств в иностранной валюте, поступающих на их счета.

6. Физические лица имеют право вывозить из РБ иностранную валюту, документарные ценные бумаги в иностранной валюте и платежные документы в иностранной валюте, ранее ввезенные в РБ, при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз в РБ (ст.14 Закона).

В соответствии с п.9 Инструкции о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ и ГТК РБ от 30.04.2004 № 73/38, при вывозе физическими лицами иностранной валюты в сумме, превышающей на одно лицо в эквиваленте 3 000 долл. США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день таможенного оформления вывозимой иностранной валюты, осуществляется обязательное декларирование в письменной форме вывозимой иностранной валюты таможенному органу РБ.

Кроме того, одной из основных составляющих валютной политики РБ является обеспечение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РБ (репатриация (от лат. patria - отечество, страна; repatriare - возвращать в страну) означает получение резидентом денежного эквивалента в качестве встречного предоставления по исполненному внешнеторговому контракту либо возврат ранее переведенных денежных средств по неисполненному внешнеторговому контракту).

Как следует из подп.1.4 п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», резиденты обязаны обеспечить прекращение обязательств нерезидентами в полном объеме в следующие сроки:

при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

 

 

От редакции: С 16 ноября 2011 г. следует руководствоваться подп.1.4 п.1 Указа № 178 в редакции Указа Президента РБ от 09.08.2011 № 347.

 

Исходя из ст.24 Закона органами валютного контроля в РБ являются Совет Министров РБ, Нацбанк РБ, Комитет государственного контроля РБ, Государственный таможенный комитет РБ, если иное не определено Президентом РБ.

Совет Министров РБ как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные Законом и иным законодательством.

Нацбанк РБ как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, установленные Законом и иным законодательством.

Комитет государственного контроля РБ как орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, выполняет другие функции, предусмотренные Законом и иным законодательством.

Государственный таможенный комитет РБ как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу РБ валютных ценностей, а также выполняет другие функции, предусмотренные Законом и иным законодательством.

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;

осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ в случаях и порядке, установленных законодательством;

выполнять иные функции, предусмотренные законодательством.

В то же время в соответствии со ст.31 Закона нерезиденты, осуществляющие в РБ валютные операции, и резиденты имеют право:

знакомиться с актами (справками) проверок, проведенных органами валютного контроля и (или) агентами валютного контроля;

представлять письменные возражения в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, проведенной органами валютного контроля и (или) агентами валютного контроля. Письменные возражения о несогласии с фактами, изложенными в акте проверки, прилагаются к акту проверки;

обжаловать действия органов валютного контроля и (или) агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РБ, в т.ч. обжаловать решения органов валютного контроля и (или) агентов валютного контроля о применении санкций за нарушение валютного законодательства РБ;

производить иные действия, не противоречащие законодательству РБ.

В отношении проверки соблюдения порядка расчетов п.2 Порядка установлено, что при осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях юридические лица, их обособленные подразделения и ИП обязаны соблюдать следующую очередность:

1) вне очереди производить платежи в счет:

неотложных нужд в размере до 20 % средств, поступивших на указанные счета (за исключением сумм банковских кредитов) за предыдущий месяц;

погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке исходя из списочной численности работников и размера оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - Фонд), выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению. При отсутствии или недостаточности средств в белорусских рублях на текущих (расчетных) счетах указанные платежи следует осуществлять за счет средств, полученных от продажи (в т.ч. обязательной) иностранной валюты. В этом случае продажа средств, поступивших на текущие (расчетные) счета в иностранной валюте, должна производиться до исполнения предъявленных к данным счетам платежных требований или иных платежных инструкций;

погашения банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах 1,5 размера утвержденного бюджета прожиточного минимума на одного работающего, сумм обязательных страховых взносов в Фонд, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подоходного налога, исчисляемых из размера данной заработной платы;

2) в первоочередном порядке производить платежи:

в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (налоги, неналоговые платежи, ссуды, займы, обязательства, возникшие в случае осуществления Правительством РБ, областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантии Правительства РБ, а также под гарантии, выданные областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами, и проценты по ним);

по исполнительным документам о взыскании (выплате) заработной платы, алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, а также в случае потери кормильца и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

за реализованное (переданное для собственного либо иного использования) имущество, обращенное в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней;

за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного материальных резервов;

по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством;

в счет погашения задолженности по кредитам, выданным банками РБ под гарантии Правительства РБ, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, и процентам по ним;

3) во вторую очередь осуществлять платежи:

за полученные природный газ, электрическую и тепловую энергию, древесное топливо (сырье);

за коммунальные услуги;

в счет погашения задолженности по банковским кредитам и процентов по ним, кроме платежей по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством, и кредитов, выданных в случаях, предусмотренных подп.2.1 и абзацем 7 подп.2.2 п.2 Порядка;

по бесспорному взысканию пени за не исполненные в срок обязательства по оплате потребителями (кроме граждан) полученных природного газа, электрической и тепловой энергии, древесного топлива (сырья);

4) в третью очередь производить платежи за сельскохозяйственную продукцию, продукты ее переработки, продовольственные товары, лекарственные препараты, дрожжи кормовые и провит, книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, за исключением продукции рекламного и эротического характера;

5) в четвертую очередь осуществлять платежи, не указанные в подп.2.1-2.4 п.2 Порядка;

6) платежи в пределах одной и той же очереди производить в порядке календарного поступления расчетных документов в банк плательщика, за исключением:

платежей по исполнительным документам судов, осуществляемых в первоочередном порядке в той очередности, к которой относится предмет иска;

платежей четвертой очереди, по которым юридические лица, их обособленные подразделения, ИП вправе после осуществления платежей в соответствии подп.2.6 п.2 Порядка самостоятельно определять очередность оплаты расчетных документов;

денежных сумм, удержанных из заработной платы работников по их письменному заявлению, перечисляемых одновременно с выплатой заработной платы;

платежей по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств от реализации заложенного имущества, имеющих приоритет перед иными платежами, указанными в подп.2.2 п.2 Порядка и абзаце 2 подп.2.6 п.2 Порядка.

При этом расчеты наличными денежными средствами допускаются:

между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, ИП в РБ в размере не более 50 базовых величин (далее - БВ) в месяц. При этом расчеты юридических лиц, их обособленных подразделений наличными денежными средствами осуществляются с разрешения руководителя обслуживающего банка;

ИП, сдающими в кассы банков наличные денежные средства, полученные от реализации товаров (работ, услуг), с юридическими лицами, их обособленными подразделениями, ИП в пределах размера зачисленных на текущие (расчетные) счета наличных денежных средств - в порядке, установленном Нацбанком РБ;

юридическими лицами, их обособленными подразделениями, ИП в РБ в размере, превышающем 50 БВ в месяц: с рынками за оказываемые ими услуги, за исключением аренды помещений, - в порядке, определенном Нацбанком РБ; с магазинами-складами за приобретаемые у них товары - в порядке, установленном Советом Министров РБ и Нацбанком РБ; с ветеринарными и фитосанитарными службами - в порядке, определенном Нацбанком РБ;

юридическими лицами, их обособленными подразделениями, ИП, осуществляющими международные автомобильные перевозки грузов, в размере, превышающем 50 БВ в месяц, только за топливо и услуги, связанные с этими перевозками, по перечню, определяемому Советом Министров РБ, - в порядке, установленном Нацбанком РБ;

юридическими лицами, их обособленными подразделениями, ИП в размере, превышающем 50 БВ в месяц, за продукцию (товары, работы, услуги), аренду площадей, платежей в бюджет (в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды) и в государственные внебюджетные фонды при внесении этих денежных средств непосредственно в кассы банков с последующим их зачислением на текущие (расчетные) счета получателей в порядке, определенном Нацбанком РБ.

Постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 63 утверждена Инструкция об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством.

 

 

От редакции: С 29 мая 2014 г. следует руководствоваться Инструкцией № 63 с изменениями, внесенными постановлением Правления Нацбанка РБ от 05.05.2014 № 291.

 

Процедурные вопросы проведения контролирующими органами проверок соблюдения валютного законодательства и порядка расчетов определены в Порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденном Указом Президента РБ от 15.11.1999 № 673.

 

 

От редакции: С 1 января 2010 г. вместо Порядка № 673 действует Положение о порядке организации и проведении проверок, утвержденное Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510.

 

По объекту нарушения, возникающие при использовании иностранной валюты в расчетных операциях во внешнеторговой деятельности, можно разделить на следующие группы.

1. Нарушения, связанные с открытием валютных счетов и порядком распоряжения счетом - открытие валютных счетов в иностранных банках без разрешения Нацбанка РБ и нарушение обязанности резидента хранить все свои средства в иностранной валюте на счетах в уполномоченных банках.

2. Нарушения порядка проведения валютных операций, осуществляемых в связи с внешнеторговой деятельностью - наличие дебиторской задолженности в иностранной валюте по внешнеторговым контрактам сроком свыше 90 дней; предоставление нерезиденту отсрочек платежа в иностранной валюте по внешнеторговому контракту; наличие во внешнеторговом контракте условий, предусматривающих оплату импортируемых либо экспортируемых товаров (работ, услуг) в наличной форме при отсутствии разрешения Нацбанка РБ на указанные операции; наличие во внешнеторговом контракте условий, предусматривающих оплату импортируемых товаров со счетов лиц, не являющихся импортерами по данному контракту, либо поступление экспортной выручки на счета лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту; уплата резидентом процентов при возвращении полученного от нерезидента аванса в случае неисполнения обязательств по контракту и т.д.

3. Нарушения, связанные с неисполнением экспортерами и импортерами - резидентами установленных законодательством обязанностей в отношении порядка использования иностранной валюты - купля-продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки, нарушения правил покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, нарушения правил обязательной продажи валютной выручки.

Таким образом, нарушения при проведении валютных расчетов - это нарушения требований валютного законодательства в области открытия и ведения валютных счетов, порядка проведения текущих и связанных с движением капитала валютных операций, порядка покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке или порядка обязательной продажи валютной выручки, а также нарушения требований таможенно-банковского контроля за внешнеторговой деятельностью, которые характеризуются следующими особенностями:

субъектный состав определен в нормативных правовых актах, например, покупка иностранной валюты организацией-резидентом только через уполномоченные банки;

связаны с реализацией внешнеторгового контракта по экспорту или импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;

имеют комплексный характер, т.е. любое нарушение содержит в себе признаки нескольких (например, открытие счета в иностранном банке за рубежом без соответствующей лицензии влечет за собой сокрытие валютной выручки, т.е. незачисление ее на валютный счет резидента в уполномоченном банке и, следовательно, нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки);

в отдельных случаях могут быть отнесены к незаконным экспортно-импортным валютно-финансовым операциям, т.е. к незаконному вывозу капитала из РБ.

В соответствии со ст.11.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) превышение юридическим лицом или ИП сроков проведения внешнеторговых операций влечет наложение штрафа на ИП или юридическое лицо в размере до 2 % не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг).

Исходя из ст.11.37 КоАП необеспечение должностным лицом или ИП при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) либо поступления товаров (выполнения работ, оказания услуг) по импорту влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ.

Пример 1

Обществом с ограниченной ответственностью «А» был заключен с фирмой «UAB» (Литва) договор купли-продажи автомобилей. Условиями договора были определены: общее количество поставляемых обществом автомобилей (500 штук на общую сумму 5 млн. евро); проведение литовской фирмой платежей за автомобили в евро или другой свободно конвертируемой валюте по кросс-курсу Нацбанка РБ на момент расчета; поставка ООО «А» автомобилей на таможенный склад в г.Вильнюсе. Условиями договора, заключенного ООО «А», литовской фирме была предоставлена отсрочка оплаты товара сроком на 180 календарных дней с момента отгрузки товара, что превышает установленные законодательством сроки.

Согласно договору ООО «А» было поставлено фирмой «UAB» 69 автомобилей на общую сумму 1,2 млн. евро. Передача автомобилей ООО «А» производилась по товарным накладным (форма ТН-2) с оформлением статистических деклараций.

Юридические лица обязаны обеспечить по внешнеэкономическим операциям поступление денежных средств от экспорта товаров не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров. При этом возможно продление данных сроков. Обществу с ограниченной ответственностью «А» уполномоченным органом было выдано разрешение на продление срока поступления денежных средств по рассматриваемому договору в сумме 5 млн. евро на 90 дней сверх установленного законодательством по каждой партии товара. Фирма «UAB» оплатила ООО «А» до истечения установленных сроков (с учетом выданных разрешений) с даты отгрузки автомобилей 205 тыс. евро в эквиваленте.

Таким образом, ООО «А» не было обеспечено поступление денежных средств от фирмы «UAB» в установленные сроки (с учетом выданных разрешений) в сумме 926,3 тыс. евро, в т.ч. поступило с нарушением установленного срока (превышение составило от 2 до 213 дней) 127,7 евро и 186,2 долл. США (всего в эквиваленте 279 тыс. евро) и не поступило на момент проверки 647,3 тыс. евро (превышение срока поступления денежных средств составило от 126 до 335 дней).

 

В соответствии со ст.11.1 КоАП незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства влечет наложение штрафа в размере от 70 до 150 БВ. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 150 до 300 БВ или административный арест.

На основании ст.11.2 КоАП нарушение установленного порядка проведения валютных операций, т.е. скупка, продажа, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии), иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте влекут наложение штрафа в размере от 50 до 300 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения или административный арест. Приставание (неоднократное предложение) к гражданам с целью скупки, продажи, обмена иностранной валюты (в т.ч. за белорусские рубли и другое имущество) влечет наложение штрафа в размере от 35 до 150 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения или административный арест.

Пример 2

Директор бюро путешествий и экскурсий филиала УП «Г» в проверяемом периоде осуществлял прием иностранной валюты на общую сумму 28,4 тыс.долл. США у физических лиц, не имея соответствующего разрешения на прием валюты.

 

Согласно ст.11.3 КоАП несвоевременная обязательная продажа иностранной валюты влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 БВ, а на ИП или юридическое лицо - в размере до 1 % от непроданной валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств. Необоснованное занижение суммы валютных средств, подлежащих обязательной продаже, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 БВ, а на ИП или юридическое лицо - в размере необоснованно заниженных валютных средств.

Пример 3

Постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ в целях повышения эффективности работы, улучшения условий для модернизации оборудования ЗАО «А» был снижен размер обязательной продажи иностранной валюты до 10 % с направлением высвобожденных от обязательной продажи средств на приобретение сырья, материалов и комплектующих изделий, а также на погашение полученных на эти цели кредитов и выплату процентов по ним. Также ЗАО «А» на основании письма Нацбанка РБ был продлен срок действия лицензий Нацбанка РБ, выданных для открытия счетов в иностранных банках. В силу этого же письма был установлен лимит кредитового оборота по счету в месяц в размере 150 млн.рос.руб., причем сумма превышения лимита кредитового оборота по счету подлежала переводу в РБ в течение 10 банковских дней.

На счет, открытый ЗАО «А» в банке «А» (г.Москва), поступила выручка в размере 2,2 млн.рос.руб. Сумма средств, подлежащих обязательной продаже из полученной выручки, составила 0,7 млн.рос.руб. При этом сумма средств, перечисленных ЗАО «А» в счет обязательной продажи, составила 0,2 млн.рос.руб. Необоснованно заниженная сумма валютных средств, подлежащих обязательной продаже, составила 0,5 млн.рос.руб. Таким образом, ЗАО «А» были нарушены требования законодательства в части непроведения обязательной продажи иностранной валюты.

Пример 4

В соответствии с заключенным договором с ООО «А» (г.Москва) за поставленную продукцию на счет ОАО «Г» поступили денежные средства в сумме 445 тыс.рос.руб., которые подлежали продаже на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

Распоряжение о перечислении части средств, подлежащих обязательной продаже на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», на свой транзитный счет в уполномоченном банке ОАО «Г» было представлено на сумму 113,9 тыс.рос.руб. Со счета в уполномоченном банке платежным поручением в счет обязательной продажи иностранной валюты были списаны денежные средства в сумме 113,9 тыс.рос.руб. Сумма валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, должна была составлять 133,5 тыс.рос.руб. (30 % от 445 тыс.рос.руб.), т.е. сумма валютных средств, подлежащих обязательной продаже, была занижена на 19,6 тыс.рос.руб.

Согласно договору с ОАО «Г» за поставленную продукцию на счет ОАО «Г» от ООО «А» поступило 100 тыс.рос.руб. Обязательная продажа с данной суммы в размере 30 тыс.рос.руб. была произведена с превышением установленного законодательством срока в 2 дня.

Статьей 11.46 КоАП установлено, что нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, влечет наложение штрафа на ИП или юридическое лицо в размере до 100 % суммы средств, использованной не по целевому назначению.

Пример 5

Согласно условиям договора фирма «T» (Польша) обязалась продать, а УП «З» купить цветные кинескопы на общую сумму 13 млн. евро на условиях 100 % предоплаты или аккредитивом, подлежащим оплате по предъявлению. Соответственно с АКБ «М» унитарным предприятием был заключен кредитный договор на сумму 1 млн. евро для оплаты кинескопов. По договору с нерезидентом кинескопы были отгружены и сумма 941,5 тыс. евро была списана банком в рамках аккредитива.

В то же время на покупку валюты на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» были поданы заявки на сумму 107 000 долл. США и 50 000 долл. США, тогда как фактически по данному договору за полученные кинескопы УП «З» с нерезидентом уже рассчиталось аккредитивом. По данным заявкам валюта была приобретена и перечислена на специальный валютный счет, проконвертирована в евро и в дальнейшем мемориальными ордерами на сумму 180 тыс. евро и 73 тыс. евро перечислена АКБ «М» с указанием в графе «Основание платежа»: «Погашение основного долга по кредитному договору».

Таким образом, УП «З» приобрело валюту на внутреннем валютном рынке РБ для оплаты кинескопов по договору с нерезидентом РБ, а перечислило ее АКБ «М» в счет погашения основного долга по кредитному договору, что является нарушением требований законодательства, предусматривающих, что изменение целевого направления использования купленной валюты не допускается.

 

15.04.2009 г.

 

Александр Денисевич, начальник отдела правового обеспечения деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь

 

От редакции: В Указ Президента РБ от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 15.04.2009 № 194 (с 1 октября 2009 г.), от 22.07.2010 № 383 (с 1 октября 2010 г.), от 05.11.2010 № 571 (с 5 ноября 2010 г.), от 21.06.2011 № 261 (с 21 июня 2011 г.), от 24.10.2011 № 482 (с 28 октября 2011 г.) и от 21.02.2014 № 87 (с 27 февраля 2014 г.) внесены изменения и дополнения.

В Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» на основании законов РБ от 03.06.2009 № 22-З, от 14.06.2010 № 132-З (с 23 сентября 2010 г.) и от 12.07.2013 № 51-З (с 24 октября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 98-З (с 23 февраля 2010 г.), от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.), от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.) и от 04.01.2014 № 120-З (с 3 февраля 2014 г.) внесены изменения и дополнения.