Пособие от 30.04.2012
Автор: Самосейко В.

Проверяем российского контрагента


 

Материал помещен в архив

 

ПРОВЕРЯЕМ РОССИЙСКОГО КОНТРАГЕНТА

Зачем надо проверять российского контрагента?

Проверку российского контрагента необходимо осуществлять, чтобы:

1) обеспечить исполнение контрагентом своих обязательств.

Проверка контрагента может быть одним из способов обеспечения исполнения обязательств. Так, данный способ может позволить удостовериться, что потенциальный контрагент является добросовестным хозяйствующим субъектом, способным надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства.

Недобросовестность одной из сторон влечет различные негативные последствия. К ним можно отнести возникновение задолженности, убытков, причиненных несвоевременным выполнением обязательств одной из сторон, и др.;

2) минимизировать имущественные риски;

3) избежать дополнительных вопросов с Федеральной налоговой службой России (далее - ФНС) (в случае если у организации возникает обязанность по уплате налогов в России, как правило, при наличии постоянного представительства).

Рекомендации официальных российских государственных органов изложены, в частности, в следующих письмах:

• Минфина РФ от 31.12.2008 № 03-02-07/2-231;

• Минфина РФ от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177;

• Минфина РФ от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340;

• Минфина РФ от 04.02.2010 № 03-02-07/1-43;

• ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

Налоговый кодекс РФ устанавливает принцип невиновности налогоплательщика. Это означает, что налогоплательщик считается добросовестным, пока налоговые органы не докажут обратное (п.6 ст.108 названного кодекса). Факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. В то же время выгода может быть признана необоснованной, если налоговые органы докажут, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53), т.е. налогоплательщику должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, например, в силу его аффилированности с недобросовестным партнером.

Среди обстоятельств, свидетельствующих о необоснованной налоговой выгоде, ФНС со ссылкой на арбитражную практику называет:

• отсутствие регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.05.2006 по делу № А65-11426/05-СА1-23);

• регистрация контрагента по адресу массовой регистрации (постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.06.2009 по делу № А55-18405/2008, Волго-Вятского округа от 17.09.2009 по делу № А82-13773/2008-99);

• ликвидация партнера в принудительном порядке по решению суда (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2009 № Ф09-774/09-С2);

• непредставление партнером в налоговый орган налоговой и бухгалтерской отчетности или представление «нулевок» (постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 9299/08).

Алгоритм действий по осуществлению проверки контрагентов

Этап 1. Определение правил по работе с контрагентами, в т.ч. по их проверке на добросовестность.

Действие 1. Определение на локальном уровне критериев проверки российских партнеров, а также порядка действий работников по их проверке.

Для чего надо определять критерии проверки контрагентов? Проверка всех контрагентов сложна, трудоемка и не всегда экономически обоснована, так как связана с несением организацией определенных затрат. Поэтому целесообразнее проверять только тех контрагентов, которые могут попасть в категорию сомнительных.

Действие 2. Разработка локальных правил.

Целесообразно разработать локальный нормативный правовой акт, в котором можно, например, определить должностных лиц, ответственных за сбор информации о контрагенте, перечень указанных критериев на основе анализа контрагентов, возможных претензий к ним со стороны налоговых органов, существующих претензий, при наличии которых проводится проверка контрагента, и т.п. Так, при установлении критериев можно, например, учитывать:

• сумму сделки. Чем выше сумма договора, тем выше будут потери организации, в случае если контрагент окажется сомнительным;

• периодичность сделок с контрагентом (сделки бывают разовыми и долгосрочными). Если это разовая сделка, то, возможно, нет необходимости собирать информацию о контрагенте в полном объеме, а можно ограничиться выполнением некоторых пунктов;

• известность контрагента (например, нет смысла проверять открытое акционерное общество «РЖД» или другие подобные организации);

• иные критерии исходя из конкретной деятельности организации.

Также можно определить объем проводимой проверки в зависимости от степени «подозрительности» контрагента и периодичность обновления данных.

Пример оформления положения о порядке проверки контрагентов из Российской Федерации

Общество с ограниченной
ответственностью «Версаль»


ПОЛОЖЕНИЕ
01.03.2012 № 22
г.Минск
УТВЕРЖДАЮ
Директор ООО «Версаль»
Подпись И.Г.Федоров
01.03.2012

 

О порядке проверки контрагентов из Российской Федерации

1. Общие положения

1. Настоящее положение о порядке проверки контрагентов из Российской Федерации (далее - Положение) является неотъемлемой частью положения о договорной работе, действующего в ООО «Версаль» (далее - организация).

Цель разработки Положения - установить четкий порядок проверки контрагентов из Российской Федерации, выполнение которого позволит снизить хозяйственные, налоговые и иные риски при заключении и исполнении внешнеэкономических договоров с российскими контрагентами.

2. Положение обязательно для всех работников, занимающихся заключением и исполнением договоров с контрагентами из Российской Федерации, а также для работников, ответственных за проверку контрагентов.

3. Проверке в соответствии с Положением подлежат все поставщики любой продукции и товаров, исполнители, подрядчики и субподрядчики, арендодатели, лизингодатели и иные контрагенты, отгружающие в адрес организации товарно-материальные ценности, выполняющие работы или оказывающие услуги. Обязательной проверке подлежат как новые, так и постоянные контрагенты.

В случае необходимости проверка может быть проведена в отношении покупателей, заказчиков, арендаторов, лизингополучателей и иных лиц.

4. Проверку контрагентов проводит служба безопасности организации совместно с юридическим отделом и бухгалтерией (в пределах компетенции каждого из указанных подразделений).

Отделы снабжения и продаж обязаны оказывать максимально возможное содействие указанным подразделениям в получении необходимых документов и сведений о контрагентах. При этом требования сотрудников службы безопасности, юридического отдела и бухгалтерии, проводящих проверку контрагента, являются обязательными для всех работников организации.

2. Категории сделок, заключаемых с контрагентами из Российской Федерации

5. Глубина проверки контрагента, т.е. количество собираемых по нему сведений и документов, зависит от категории, к которой относится заключаемая с ним сделка.

6. В зависимости от степени возможных рисков все сделки с контрагентами подразделяются на 3 категории:

- высокорисковые;

- среднерисковые;

- низкорисковые.

6.1. К высокорисковым сделкам относятся:

- договоры поставки или купли-продажи на сумму свыше 1 000 000 рос.руб., в т.ч. договоры, заключенные через посредников;

- договоры подряда (субподряда), оказания услуг или выполнения работ на сумму свыше 1 000 000 рос.руб. (за исключением договоров перевозки, договоров на оказание информационных, консультационных, юридических и маркетинговых услуг и договоров на проведение ремонтных работ);

- договоры перевозки на сумму свыше 300 000 рос.руб.;

- договоры на оказание информационных, консультационных, юридических и маркетинговых услуг на сумму свыше 500 000 рос.руб.;

- договоры на проведение ремонтных работ на сумму свыше 100 000 рос.руб.;

- любые договоры независимо от их предмета и суммы, расчеты по которым производятся через третьих лиц;

- любые договоры независимо от их предмета и суммы, в которых предусмотрены нетипичные условия, отличающиеся от существующих обычаев делового оборота, в частности применение штрафных санкций, не сопоставимых с последствиями нарушения условий договоров.

6.2. К низкорисковым сделкам относятся договоры, заключенные непосредственно:

- с общеизвестными российскими юридическими лицами;

- градообразующими предприятиями;

- государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями.

Если сделка с контрагентом, указанным в настоящем пункте, совершена через посредника - комиссионера, поверенного, дилера, дистрибьютора и т.п., она не является низкорисковой. Категория, к которой относится такая сделка, определяется в зависимости от ее предмета и суммы.

6.3. К среднерисковым сделкам относятся все остальные сделки, которые не соответствуют признакам высоко- и низкорисковых.

7. Категория сделки в зависимости от степени риска присваивается сотрудником службы безопасности при получении на согласование договора или проекта договора, который планируется заключить с контрагентом.

Категория сделки заносится в лист согласования договора и в отчет о проверке контрагента.

3. Порядок проверки контрагента до заключения с ним сделки

8. В зависимости от категории, к которой отнесена сделка с контрагентом, сотрудник службы безопасности на стадии согласования договора обязан собрать по нему определенные сведения и провести следующие проверочные мероприятия.

Вся информация, полученная из Интернета, должна быть сохранена как скриншот (снимок экрана), распечатана и заверена подписью сотрудника службы безопасности, проводившего проверку контрагента.

Название файла, содержащего скриншот, должно состоять из наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, по которым он получен, вида информации (например, лицензия, дисквалификация) и даты ее получения в формате дд.мм.гг.

Все сведения, полученные о контрагенте, сотрудник службы безопасности обязан отражать в соответствующих пунктах отчета о проверке контрагента.

9. По низкорисковым сделкам сотрудник службы безопасности обязан проверить соответствие сведений, представленных контрагентом, сведениям о нем, имеющимся на сайтах самого контрагента и ФНС в разделе «Проверь себя и контрагента» (http://egrul.nalog.ru/).

Если выявлены какие-либо расхождения, сотрудник службы безопасности должен запросить у контрагента пояснения и подтверждающие документы. Такой запрос направляется контрагенту через работника, сопровождающего данную сделку.

10. По среднерисковым сделкам сотрудник службы безопасности обязан:

10.1. Провести все проверочные мероприятия, предусмотренные в п.9 для низкорисковых сделок.

10.2. Получить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о контрагенте через интернет-ресурс, предоставляющий такие сведения. Выписку необходимо сохранить в корпоративной почте службы безопасности в почтовом ящике proverka@oooversal.by.

10.3. Проверить соответствие сведений в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведениям, представленным контрагентом, и сведениям о нем, имеющимся на сайте ФНС. В случае выявления расхождений запросить у контрагента пояснения и копии учредительных документов (через работника, сопровождающего сделку).

10.4. Проверить, указан ли в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст, соответствующий тому виду деятельности, который контрагент обязуется осуществлять по условиям договора.

10.5. Запросить у начальника или заместителя начальника юридического отдела информацию о том, необходима ли контрагенту для исполнения обязательств по заключаемому с ним договору лицензия, какое-либо специальное разрешение или членство в саморегулируемых организациях (СРО).

Если лицензия, разрешение или членство в СРО необходимы, юридический отдел должен самостоятельно проверить на сайте лицензирующего органа или СРО их наличие у контрагента. Результаты поиска фиксируются скриншотами и пересылаются сотруднику службы безопасности, проводящему проверку контрагента. Этот сотрудник обязан сделать соответствующую отметку в отчете о проверке контрагента.

11. По высокорисковым сделкам сотрудник службы безопасности обязан:

11.1. Провести проверочные мероприятия и собрать все сведения и документы, предусмотренные в п.10 для среднерисковых сделок.

11.2. Проверить на сайте ФНС, не числится ли контрагент в следующих базах данных, имеющихся в разделе «Проверь себя и контрагента»:

- сообщения юридических лиц о ликвидации и реорганизации, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации»;

- сведения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации»;

- адреса, по которым зарегистрировано несколько юридических лиц;

- перечень юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Если контрагент обнаружен в какой-либо из указанных баз данных, у него необходимо запросить пояснения и дополнительные документы (через работника, сопровождающего сделку).

11.3. Проанализировать информацию о контрагенте, имеющуюся в Интернете. В частности, следует проверить, есть ли у контрагента собственный сайт, размещает ли он информацию о себе по заявленным видам деятельности на специализированных интернет-площадках.

11.4. Получить от контрагента (через работника, сопровождающего сделку) копию паспорта его руководителя, а если договор или другие документы будет подписывать по доверенности другое лицо - также копию и его паспорта.

11.5. Запросить у начальника или заместителя начальника юридического отдела сведения об участии контрагента в судебных спорах.

Найденные судебные акты сотрудник юридического отдела обязан сохранить в электронном виде, распечатать, кратко указать суть спора и направить распечатанные документы в службу безопасности. Отдельно необходимо выделить судебные дела, в которых контрагент фигурировал как «фирма-однодневка» либо обвинялся в связях с такими фирмами.

12. Если по результатам проверки контрагента у сотрудника службы безопасности возникли сомнения в его благонадежности, он обязан запросить у контрагента (через менеджера, сопровождающего сделку):

- бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату;

- копии деклараций по НДС и налогу на прибыль за последний отчетный период (с отметкой налоговой инспекции о принятии);

- другие необходимые сведения.

Полученные бухгалтерская отчетность и налоговые декларации передаются главному бухгалтеру или его заместителю, которые должны проанализировать их показатели и дать свое заключение о состоянии финансово-хозяйственной деятельности контрагента.

13. По завершении проверочных мероприятий сотрудник службы безопасности должен незамедлительно передать собранные сведения и документы начальнику службы безопасности, который в тот же день обязан принять решение о возможности заключения договора с контрагентом.

4. Сроки проведения проверки

14. Проверка контрагента должна быть проведена и по ее результатам начальник службы безопасности обязан вынести свое заключение:

- по низкорисковой сделке - в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения службой безопасности договора на согласование;

- среднерисковой сделке - в течение 2 рабочих дней, следующих за днем получения службой безопасности договора на согласование;

- высокорисковой сделке - в течение 5 рабочих дней, следующих за днем получения службой безопасности договора на согласование.

15. Сроки, указанные в п.14 Положения, могут быть продлены лишь в исключительных случаях по решению директора или его заместителя.

5. Порядок действий после проведения проверки

16. Без проверки контрагента заключение договора с ним, проведение расчетов, подписание каких-либо документов, передача или получение товарно-материальных ценностей и имущества запрещены.

17. Договор с контрагентом может быть заключен только при наличии на то письменного разрешения начальника службы безопасности. Такое разрешение фиксируется в отчете о проверке контрагента. Давать устное разрешение не допускается.

18. Если по итогам проверки контрагент признан неблагонадежным, для продолжения переговоров с ним следует получить разрешение директора или его заместителя.

19. Если по итогам проверки контрагент признан сомнительным, работник, сопровождающий сделку, вправе запросить у него дополнительные документы и сведения и представить их в службу безопасности для проведения повторной проверки. Перечень запрашиваемых сведений необходимо согласовать с начальником службы безопасности или его заместителем.

6. Порядок проверки контрагента во время исполнения сделки

20. Проверку контрагентов на стадии исполнения договоров проводит бухгалтерия на основании документов, представленных работником, сопровождающим сделку, - счетов на оплату, счетов-фактур, накладных, актов выполненных работ или оказанных услуг, отчетов исполнителя и др.

21. По любым сделкам независимо от уровня их рискованности сотрудник бухгалтерии обязан сверить сведения о контрагенте в представленных документах со сведениями, размещенными на сайтах ФНС, лицензирующих органов или СРО, по состоянию на момент поставки товаров, подписания акта выполненных работ или оказанных услуг.

22. По средне- и высокорисковым сделкам следует также сопоставить сведения, указанные в счете-фактуре, - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), наименование и адрес контрагента - со сведениями на сайте ФНС и в выписке из ЕГРЮЛ.

Кроме того, по указанным сделкам сотрудник бухгалтерии должен сопоставить фамилию, имя, отчество руководителя контрагента в счете-фактуре и выписке из ЕГРЮЛ.

23. В случае выявления каких-либо расхождений сотрудник бухгалтерии обязан незамедлительно уведомить работника, сопровождающего сделку, и службу безопасности.

До выяснения причин несоответствия исполнение договора с таким контрагентом временно приостанавливается. Оно возобновляется только после устранения расхождений или представления контрагентом документов, подтверждающих изменение его реквизитов.

7. Порядок и сроки хранения сведений о контрагенте

24. Отчеты о проверке контрагента и все документы и сведения, собранные в ходе проведения проверки, хранятся в организации не менее 3 (трех) лет по истечении срока действия договора.

В течение такого же срока хранятся документы и сведения, полученные в электронном виде, а также переписка с контрагентами по электронной почте, включая переписку до заключения договора и в период его действия.

Ответственный за сохранность - начальник службы безопасности.

25. Если по контрагенту была получена выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и с контрагентом впоследствии был заключен договор, распечатка этой выписки прикладывается к договору.

8. Меры поощрения и ответственность работников

26. Сотруднику, выявившему неблагонадежного контрагента («фирму-однодневку»), заключение договора с которым могло повлечь существенные риски для организации, выплачивается премия в размере 2 % от его должностного оклада. Премия начисляется в месяце обнаружения неблагонадежного контрагента.

Премирование не распространяется на сотрудников службы безопасности, в должностные обязанности которых входит проверка контрагентов.

27. За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Положения работники привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Если в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения работником требований Положения по его вине компании причинен ущерб, сумма нанесенного ущерба взыскивается с виновного работника в порядке, предусмотренном главой 37 Трудового кодекса РБ.

 

Этап 2. Выбор контрагента и переговоры с ним.

Действие 1. Определение отдела (группы работников), ведущего переговоры с потенциальными контрагентами о заключении договора на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и закрепление его обязанностей по запросу у потенциального контрагента определенного перечня документов.

 

Этап 3. Проверка контрагента до подписания договора с ним.

Действие 1. Сбор информации о российском партнере.

 

1. Проверка российского партнера самостоятельно (в т.ч. если он отказал в представлении копий регистрационных документов, а альтернативного партнера нет).

В рамках самостоятельной проверки российского контрагента можно провести проверку его ИНН и основного государственного регистрационного номера (ОГРН).

Зная структуру ИНН или ОГРН, можно проверить правильность контрольного числа.

Алгоритм действий по проверке контрольного числа идентификационного номера налогоплательщика

Идентификационный номер налогоплательщика представляет собой 10-значный код. Первые четыре цифры означают код налоговой инспекции, следующие пять - порядковый номер записи в государственном реестре, а последняя, десятая, цифра - контрольное число, которое можно проверить:

1) находим произведения первых 9 цифр ИНН на соответствующие множители (они приведены в таблицах ниже). Отметим, что в отличие от ИНН организации, номер предпринимателя содержит 2 контрольных числа (11-е и 12-е) и множители другие - для каждого контрольного числа они разные.

Множители для проверки контрольного числа ИНН юридического лица

Порядковый номер цифры ИНН
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Специальный множитель
2
4
10
3
5
9
4
6
8
-

Множители для проверки первого контрольного числа ИНН предпринимателя

Порядковый номер цифры ИНН
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Специальный множитель
7
2
4
10
3
5
9
4
6
8
-
-

Множители для проверки второго контрольного числа ИНН предпринимателя

Порядковый номер цифры ИНН
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Специальный множитель
3
7
2
4
10
3
5
9
4
6
8
-

 

2) суммируем все полученные произведения;

3) делим сумму на 11;

4) полученную делением целую часть умножаем на 11;

5) вычитаем из суммы произведений, вышедшей на втором шаге, сумму, полученную после умножения на 11 (результат шага 4). Результат и есть контрольное число ИНН. Если он равен 10, контрольное число - 0.

 

Пример

Предположим, ИНН юридического лица - 7708268456. Суммируем произведения цифр ИНН на специальные множители: 7 x 2 + 7 x 4 + 0 x 10 + 8 x 3 + 2 x 5 + 6 x 9 + 8 x 4 + 4 x 6 + 5 x 8 = 226. Делим на 11: 226 / 11 = 20,545. Умножаем на 11 целую часть: 20 x 11 = 220. И, наконец, находим контрольное число: 226 - 220 = 6. В данном случае оно совпадает с последней цифрой ИНН. В противном случае это означало бы, что ИНН некорректный. Следовательно, юридическое лицо на самом деле не существует (юридически не зарегистрировано).

Алгоритм действий по проверке контрольного числа основного государственного регистрационного номера

Основной государственный регистрационный номер состоит из 13 цифр. Последняя, 13-я, и есть контрольная:

1) делим 12-значное число ОГРН (без последнего знака) на 11;

2) целую часть умножаем на 11;

3) разница между полученными суммами должна совпадать с 13-й цифрой ОГРН.

 

Пример

Допустим, ОГРН партнера - 1037556120337. Делим 12-значное число ОГРН (без последнего знака) на 11: 103755612033 / 11 = 9432328366,636. Умножаем целую часть на 11: 9432328366 x 11 = 103755612026. Получаем в результате следующую разницу: 103755612033 - 103755612026 = 7. Таким образом, ОГРН верный.

 

Проверка ИНН в комплексе с проверкой ОГРН существенно снижает риск сделки с незарегистрированным партнером, но, к сожалению, не исключает его. Ведь даже правильное контрольное число не гарантирует, что поставщик добросовестный.

 

2. Сбор общедоступной информации из средств массовой информации и иных источников.

Для сбора дополнительной информации о потенциальном контрагенте могут быть, в частности, использованы следующие источники:

http://egrul.nalog.ru - данные о регистрации потенциального контрагента в качестве юридического лица (т.е. можно убедиться, что соответствующая организация существует, и посмотреть ее адрес, ИНН и т.д.);

http://search.vestnik-gosreg.ru/fz83/ - данные о том, не принято ли в отношении потенциального контрагента решение об исключении его из ЕГРЮЛ как недействующего;

http://nalog.ru/gosreg/reg_ul/ - для проверки потенциального контрагента на предмет его регистрации по адресу «массовой» регистрации;

http://rnp-gz.fas.gov.ru - реестр недобросовестных контрагентов, который ведет Федеральная антимонопольная служба;

http://www.fssprus.ru - реестр должников - организаций и индивидуальных предпринимателей Федеральной службы судебных приставов;

http://services.fms.gov.ru - информация Федеральной миграционной службы о действительности паспортов.

Наличие лицензий и членства в СРО (саморегулируемых организациях) можно проверить на сайте соответствующего лицензирующего органа или СРО. Целесообразно, убедившись, что контрагент есть в списке, сохранить и распечатать так называемый скриншот (снимок экрана) этой интернет-страницы.

На официальном сайте ФНС (www.nalog.ru) в разделе «Электронные услуги» есть сервис «Проверь себя и контрагента». В нем содержится раздел «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?», который позволяет узнать:

• сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в т.ч. для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;

• сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20 % уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;

• юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;

• адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами.

Как следует из справки к этому сервису (http://egrul.nalog.ru/?rules), для поиска доступны следующие сведения:

• о государственной регистрации юридических лиц при их создании;

• о государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации;

• о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, зарегистрированных до 1 июля 2002 г.;

• о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;

• о внесении изменений в сведения о юридических лицах, содержащиеся в ЕГРЮЛ;

• о лицензиях, о регистрации в качестве страхователей в фондах, о постановке на учет;

• об отмене решения о ликвидации;

• о внесении изменений в ЕГРЮЛ, связанных с изменениями ошибочно внесенных ранее сведений;

• о признании судом недействительной государственной регистрации;

• о начале процесса реорганизации юридических лиц;

• о начале процесса ликвидации юридических лиц;

• о государственной регистрации юридических лиц в связи с их ликвидацией;

• о прекращении деятельности юридических лиц в связи с реорганизацией;

• о прекращении деятельности юридических лиц по иным основаниям;

• об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц.

Чтобы воспользоваться этим сервисом, надо знать как минимум ОГРН, ИНН, наименование, юридический адрес интересующего юридического лица.

Однако проверить таким образом можно только юридические лица. Информация о предпринимателях в этом сервисе отсутствует.

Дополнительно по высокорисковым сделкам рекомендуем провести следующие проверочные мероприятия:

• поискать информацию о контрагенте в Интернете. Если у него есть собственный сайт, то проверить, насколько представленные контрагентом сведения соответствуют данным на сайте. Если у партнера нет сайта, можно поискать в Интернете любую информацию о нем. Результаты поиска можно сохранить в виде скриншотов или оформить письменным отчетом, в котором указать ссылки на интернет-страницы, с которых получена информация;

• проверить, не фигурировал ли контрагент как «фирма-однодневка» в судебных спорах. Поискать такие сведения можно в любой справочно-правовой системе, содержащей базу с решениями арбитражных судов, или в бесплатной онлайн-системе «Право.ru» (http://docs.pravo.ru). Найденные судебные решения также можно сохранить в виде скриншотов и распечатать.

 

3. Запрос необходимой (требуемой) информации у самого контрагента.

В зависимости от ситуации и оцениваемого риска компания может запросить, в частности, следующие документы непосредственно от своего контрагента:

• копии учредительных документов;

• копии свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ;

• копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

• копии лицензии (если деятельность контрагента подлежит лицензированию);

• копии доверенности или приказа, подтверждающего право руководителя подписывать документы;

• информацию о том, не привлекался ли руководитель организации к налоговой или административной ответственности;

• приказ о назначении главного бухгалтера;

• карточку из банка с образцами первой и второй подписи;

• бухгалтерскую отчетность контрагента за отчетный период, предшествующий заключению договора;

• налоговые декларации по НДС с отметкой налогового органа.

На практике наиболее часто запрашиваются следующие документы:

• устав контрагента с отметкой налогового органа на последнем листе. Указанный документ определяет виды деятельности компании, полномочия подписанта (лица, подписывающего договор, - единоличного исполнительного органа), срок, на который подписант избран, случаи получения одобрения сделки акционерами (участниками) - советом директоров или иным предусмотренным уставом органом;

• свидетельства о регистрации юридического лица, его постановки на налоговый учет и внесения в ЕГРЮЛ. Данные, указанные в свидетельствах, могут дать возможность самостоятельно контролировать состояние контрагента на специализированном интернет-ресурсе. Следует обратить внимание на то, что если в документах разные коды причины постановки на учет (КПП), то организация меняла свое местонахождение. Значит, должно быть представлено решение соответствующего органа управления, зарегистрированное в установленном порядке;

• письмо органа статистики о видах деятельности. Подтверждает виды деятельности, указанные в уставе организации. При его изучении также необходимо обратить внимание на руководителя, которому данное письмо адресовано. Например, если от имени компании действует генеральный директор И.И.Иванов, а в письме указан С.С.Сидоров, то такой организации нужно получить новое письмо на имя действующего генерального директора. Оно будет являться подтверждением того, что наряду со сменой руководителя организация не внесла изменений в учредительные документы, в т.ч. не изменила виды деятельности.

Пример письма российскому контрагенту с просьбой о представлении информации о его право- и (или) платежеспособности

Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»
(ООО «Версаль»)
Филиал № 1
ул.Краснопрудная, 10, Москва, 107996
Тел. (495) 111 20 50, факс (495) 111 31 72
   
Исх.: 01.02.2012 № 345 Генеральному директору ООО «СтройТехно» Медведеву А.С.
108000, г.Москва, ул.Белорусская, 10-10

 

О деловой встрече и представлении сведений

Уважаемый Александр Сергеевич!

Как Вы знаете, в ближайшее время наша организация планирует приобрести у Вашей организации крупную партию строительных товаров для выполнения строительно-монтажных работ по благоустройству территории города N. Это означает также, что наша организация получит право на значительную сумму вычета по НДС.

К сожалению, практика налоговых органов такова, что ответственность за действия продавца они возлагают на покупателя. В частности, лишают покупателя вычета, если счет-фактура подписан неуполномоченным лицом.

Добросовестность ООО «СтройТехно» и Ваша лично не вызывает у нас никаких сомнений, однако действия налоговых органов вынуждают просить у Вас заверенные копии ряда документов. Они нужны для полной уверенности в том, что в будущем не возникнут проблемы с вычетом НДС, предъявленного нам. Перечень интересующих нас документов таков:

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- решение общего собрания участников организации о назначении руководителя;

- документ, наделяющий полномочиями работника на подпись Ваших счетов-фактур.

Также просим Вас отнестись с пониманием к просьбе представить оригиналы перечисленных документов для сверки их с копиями. Будем крайне признательны Вам, если дополнительно Вы дадите нашему специалисту по снабжению Г.Л.Тихонович возможность снять копии Вашего паспорта и паспортов работников, ответственных за подписание счетов-фактур.

Со своей стороны гарантируем, что сохраним в тайне все сведения, которые Вы представите.

Для обсуждения подробностей сделки и передачи копий предлагаем встретиться в Вашем офисе в любое удобное для Вас время.

С надеждой на понимание и плодотворное сотрудничество,

 

Директор филиала
Подпись
И.И.Костюкова

 

4. Сбор информации посредством обращения в государственные органы и организации, а также к третьим лицам.

Организация также может воспользоваться таким способом сбора информации, как обращение за интересуемой информацией в государственные органы и организации или к третьем лицам. Как правило, представление такой информации осуществляется на платной основе.

Так, наиболее надежный и распространенный способ - сделать официальный запрос выписки (электронной либо на бумажном носителе) из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в налоговую инспекцию.

Общий порядок получения таких сведений указан на сайте ФНС (http://www.nalog.ru/gosreg/vipiska_egrul/).

Пример запроса в налоговую инспекцию о налоговых правонарушениях контрагента

Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»
(ООО «Версаль»)
Филиал № 1
ул.Краснопрудная, 10, Москва, 107996
Тел. (495) 111 20 50, факс (495) 111 31 72
   
Исх.: 01.02.2012 № 346 Руководителю Инспекции ФНС № 23 109386, г.Москва, ул.Таганрогская, д.2

 

О предоставлении сведений

 

В целях оценки налоговых рисков от сделки с ООО «СтройТехно» (ИНН 0573556801/КПП 054121791), которое состоит на учете в Вашей налоговой инспекции, просим сообщить, какие нарушения налогового законодательства совершило ООО «СтройТехно» в 2011 и 2010 гг. Отметим, что информация о налоговых правонарушениях продавца не относится к налоговой тайне (часть третья, п.2 части восьмой ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; подп.3 п.1 ст.102 Налогового кодекса РФ).

 

Директор филиала
Подпись
И.И.Костюкова

 

Действие 2. Составление отчета по результатам проверки и принятие решения о продолжении переговоров с российским контрагентом.

По результатам проверки российского контрагента, например, с помощью сайта ФНС и сайта контрагента, можно составить следующий отчет.

 

Пример отчета о проверке контрагента
 
Отдел снабжения

ОТЧЕТ
01.03.2012 № 34
г.Минск
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала № 1 ООО «Версаль»
Подпись И.И.Костюкова
01.03.2012
 
о проверке поставщика ООО «СтройТехно»
с помощью Интернета

 

Показатель Пояснения
Результаты проверки контрагента на сайте ФНС:
Планируется ли исключение контрагента из ЕГРЮЛ нет
Реквизиты контрагента на сайте ФНС: дата регистрации 01.02.2009
ОГРН 1047927038326
ИНН/КПП 0573556801/054121791
адрес местонахождения г.Москва, ул.Белорусская, 10-10
Существует ли строение, адрес которого указан в ЕГРЮЛ да
Зарегистрировано ли по адресу из ЕГРЮЛ 10 и более организаций нет
Дисквалифицирован ли руководитель контрагента нет
Результаты проверки сайта контрагента
Сайт контрагента, дата его последнего обновления www.stroitechno.ru, 01.02.2012
Регистрационные данные домена:
за кем зарегистрирован/когда/дата следующего платежа за домен
ООО «СтройТехно», 01.03.2009,
01.03.2013
совпадает ли телефон лица, за которым зарегистрирован домен, с одним из телефонов контрагента (495) 122 33 44, совпадает
совпадает ли e-mail лица, за которым зарегистрирован домен, с одним из e-mail контрагента otdelprodazh@stroitechno.ru, совпадает
Совпадают ли реквизиты контрагента, указанные на сайте ФНС, с реквизитами, указанными на сайте контрагента или в счете контрагента
(указать, какие совпадают, а какие нет)
все реквизиты совпадают
Сведения о руководителе с сайта Медведев Александр Сергеевич
Указаны ли на сайте контрагента иные адреса, через которые он ведет деятельность. Если да, то какие именно и существуют ли строения по указанным адресам г.Санкт-Петербург, Невский проспект, д.10, комн.12,
филиал - ООО «СтройТехно»
Заключение
Оценка контрагента по десятибалльной шкале 10
Приложения:
1. Распечатки страниц с результатами проверки по сервисам сайта ФНС на 4 листах.
2. Распечатка страницы с реквизитами продавца с его сайта на 2 листах.
3. Копия счета ООО «СтройТехно» от 01.03.2012 № 22

 

Специалист Подпись  А.Н.Смыков
    01.03.2012
     
Отчет принял:    
Начальник отдела снабжения Подпись  Д.Г.Заморец
    01.03.2012

 

30.04.2012 г.

 

Владимир Самосейко, юрист