Пособие от 15.12.2011
Автор: Денисевич А.

Проверяет государственный контроль: не допускайте ошибок в бухгалтерском учете


 

Материал помещен в архив

 

ПРОВЕРЯЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: НЕ ДОПУСКАЙТЕ ОШИБОК В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Основы бухгалтерского учета: нужно знать и соблюдать

Каждый бухгалтер знает, что все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Основные каноны ведения учета установлены:

- Законом РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII).

 

 

От редакции: С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»;

 

- Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее - Типовой план счетов и Инструкция № 89).

 

 

От редакции: С 1 января 2012 г. взамен постановления № 89 принято постановление Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».

 

Бухгалтерии важно не только правильно отразить экономический смысл операций в учете, но и обеспечить необходимый контроль за имуществом организации. Главный инструмент контроля - своевременная инвентаризация, проводимая в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180), ст.12 Закона № 3321-XII и другими нормативными актами.

Казалось бы, что может быть проще, чем выполнять требования этих нормативных актов. Однако на практике при проверках, к сожалению, выявляются ошибки и нарушения.

За нарушение порядка ведения бухгалтерского учета налагается штраф

В соответствии с частью 1 ст.12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и отчетности влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

 

 

От редакции: С 28 августа 2013 г. административная ответственность по части 1 ст.12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (статья с изменениями, внесенными Законом РБ от 12.07.2013 № 64-З).

Случаи из практики проверок органов государственного контроля

1. Объект контроля: расчеты с филиалами.

Суть нарушения. Так, были выявлены факты отражения бухгалтерией унитарного предприятия (УП) отдельных хозяйственных операций (осуществления бухгалтерских проводок) в учетных регистрах при отсутствии первичных учетных документов (или иных оснований для их осуществления), а также использования отдельных бухгалтерских счетов для отражения несвойственных указанным счетам хозяйственных операций или результатов деятельности УП.

По письменному распоряжению руководителя в 2009 г. филиалам предписано осуществить оплату торгового оборудования для столовой в г.Минске на общую сумму 20 500 855 руб. Указанные операции в части осуществления оплаты оборудования (оплата была произведена филиалами) в бухгалтерском учете УП необоснованно и при отсутствии первичных документов на оплату были отражены на счете 83/4 (вместо счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты») следующими проводками:

Д-т 60-1 - К-т 83-4 - в октябре на общую сумму 10 000 000 руб.;

Д-т 60-1 - К-т 83-4 - в ноябре на общую сумму 10 500 855 руб.

Обоснование нарушения. Нарушены требования:

- комментария к счету 79 Инструкции № 89: на бухгалтерском счете 79 обобщается информация обо всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, в т.ч. территориально расположенными вне места нахождения организации, включаемые в общий баланс объединения, предприятия и организации (внутрибалансовые расчеты), в частности, расчетов по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по реализации товаров, продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работников подразделений и т.п. Аналитический учет по бухгалтерскому счету 79 ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс;

- статьи 9 Закона № 3321-XII: факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.

2. Объект контроля: списание дебиторской задолженности.

Суть нарушения. Проверке был представлен акт инвентаризации расчетов с покупателями открытого акционерного общества (ОАО) «К», поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по счетам бухгалтерского учета 45 «Товары отгруженные» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», составленный рабочей инвентаризационной комиссией. В представленной форме акта инвентаризации указанной комиссией не были отражены сроки образования дебиторской и кредиторской задолженности, предусмотренные в графе «с истекшим сроком исковой давности» акта инвентаризации. Также организацией не была представлена справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами и акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»), а также расчетов с разными дебиторами и кредиторами (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Далее согласно данным бухгалтерского учета ОАО «К» в декабре 2009 г. в дебет счета 92 «Внереализационные расходы» списана просроченная дебиторская задолженность (дата образования - 2002-2005 гг.) на общую сумму 1 875 072 976 руб., в т.ч. с бухгалтерских счетов:

- 60 - на общую сумму 928 064 154 руб.,

- 62 - на общую сумму 940 755 775 руб.;

- 76 - на общую сумму 6 253 047 руб., из нее по субсчету 76-8 - 6 253 047 руб.

Списание указанной просроченной дебиторской задолженности было произведено на основании решений комиссии по рассмотрению непроизводительных расходов ОАО «К».

Вместе с тем при проверке возникновения просроченной дебиторской задолженности за компаниями «R» и «Т» и ее списания на внереализационные расходы установлено следующее. Открытое акционерное общество «К» не представило документы, подтверждающие предъявление ими исков к компании «R» и «К» о погашении возникших задолженностей. Таким образом, ОАО «К» не были приняты своевременные меры по возврату дебиторской задолженности. Тем не менее на основании распоряжений генерального директора ОАО «К» в состав расходов от внереализационных операций включены убытки от списания просроченной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, в т.ч.: по компаниям «R» - на сумму 53 927 262 руб. (или 19 384,35 долл. США по курсу Национального банка РБ (далее - Нацбанк РБ) на 31 декабря 2009 г.), по компании «Т» - на сумму 1 929 327 345 руб.

Необходимо отметить, что одновременно списанная в убыток сумма дебиторской задолженности должна отражаться в бухгалтерском учете на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» согласно Типовому плану счетов.

В проверяемом периоде в бухгалтерском учете ОАО «К» отсутствовал аналитический учет по забалансовому счету 007 по каждому должнику, чья задолженность списана в убыток, и каждому списанному в убыток долгу. Тем самым при составлении бухгалтерской отчетности не было обеспечено тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетные периоды, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Обоснование нарушения. Нарушены требования:

- Инструкции № 180:

инвентаризация обязательств в части расчетов с банками и иными небанковскими кредитно-финансовыми организациями по кредитам, займам, а также с бюджетом покупателями и поставщиками, подотчетными лицами и работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов. При этом оформляется акт инвентаризации согласно приложению 19 (п.62);

при инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками (п.63);

выявленные при инвентаризации суммы дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются в дебет счета 92 «Внереализационные расходы» либо счета 63 «Резерв по сомнительным долгам» (п.74);

- комментария к забалансовому счету 007 Инструкции № 89: забалансовый счет 007 предназначен для обобщения информации о состоянии дебиторской задолженности, списанной в убыток вследствие неплатежеспособности должников. Эта задолженность должна учитываться за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае имущественного положения должников. Аналитический учет по счету 007 ведется по каждому должнику, чья задолженность списана в убыток, и каждому списанному в убыток долгу;

- статьи 12 Закона № 3321-XII: для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств.

Выявленные при инвентаризации суммы дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются в коммерческой организации на внереализационные расходы либо за счет резерва по сомнительным долгам.

3. Объект контроля: учет строительных материалов.

Суть нарушения. Проверкой документов по аналитическому учету движения строительных материалов на выполнение обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Э» строительно-монтажных работ на объектах было установлено следующее. Выявлены многочисленные случаи несоответствия наименований и количества материалов, указанных в графе «списать на себестоимость» в отчете формы С-29, с фактически использованными на производство работ, указанными в актах приемки выполненных работ. Бухгалтерией ООО «Э» в отчетах формы С-19 в графе «единица измерения» указывались иные единицы измерения, чем те, по которым производится списание материала согласно установленным нормам. В материальных отчетах формы С-19 записи о расходе материалов на производство работ не соответствовали строительным материалам, указанным в отчетах формы С-29. Так, например, в соответствии с актом приемки выполненных работ в июне 2008 г. для выполнения работ на объекте «В» в соответствии с отчетом формы С-29 было использовано 97,57 кв.м полосы термозвукоизоляционной (ТЗИ). Согласно материальному отчету формы С-19 с подотчета материально ответственного лица на указанный объект было списано 96,847 пог.м полосы ТЗИ на сумму 0,2 млн.руб. В соответствии с актом приемки выполненных работ в октябре 2008 г. для выполнения работ на объекте «В» согласно отчету формы С-29 было использовано 82,5 кг клея, 0,13 т металлоконструкций из оцинкованных профилей. Согласно отчету формы С-19 с подотчета материально ответственного лица на указанный объект было списано 84,33 кг клея для плитки на сумму 0,05 млн.руб., 354 пог.м профиля на сумму 0,5 млн.руб. Кроме того, в соответствии с отчетом формы С-19 на производство работ по указанному акту было списано 3 кг фуги «Церезит», 24 шт. крестиков дистанционных, круг отрезной - всего на сумму 11,2 тыс.руб., которые на производство указанных работ согласно отчету формы С-29 не использовались. В отчете формы С-29 на производство работ на объекте «В», выполненных в ноябре 2008 г., согласно акту выполненных работ было использовано 150,8 шт. мастики силиконовой (1 шт. - 310 мл), согласно отчету формы С-19 с подотчета в ноябре было списано 300 шт. герметика «Bostik» на сумму 4,2 млн.руб. (объем 1 шт. герметика в бухгалтерском учете не указан).

Обоснование нарушения. Нарушены требования:

- пунктов 15-17, 19, 20, 22 главы 4 Инструкции о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 24.01.2008 № 4: аналитический учет движения строительных материалов по наименованиям товарно-материальных ценностей ведется в материальном отчете формы С-19. Материальный отчет составляется ежемесячно и ведется в натуральном и стоимостном выражении. В натуральном выражении отчет составляет материально ответственное лицо. В стоимостном выражении отчет ведет бухгалтерия. В графе «единица измерения» указывается единица измерения строительных материалов, в которой производится списание материала согласно установленным нормам. В случае когда поставщиком в товаросопроводительных документах указаны иные единицы измерения, чем те, которые используются для списания материала на производство работ согласно установленным нормам, учет материалов осуществляется одновременно в 2 единицах измерения. При этом перевод количества материалов из одних единиц измерения в другие производится инженерными службами организации на основании технических справочников с составлением соответствующей справки. В материальном отчете записи о расходе материалов на производство работ вносятся на основании отчета о расходе строительных материалов в сопоставлении с производственными нормами формы С-29, которые составляются по каждому объекту строительства на основании подписанных заказчиком (генеральным подрядчиком) актов приемки выполненных работ, сметных и (или) производственных норм расхода материалов.

4. Объект контроля: учет товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение.

Суть нарушения. Проверкой было установлено, что общество оказывало организациям услуги по хранению товарно-материальных ценностей - продукции собственного производства, приобретенной организациями у ОАО «М» по договорам купли-продажи. Так, обществом была оформлена товарная накладная от 31.12.2009 на поставку в адрес частного предприятия (ЧП) «Л» 126,0 усл.тыс.шт. кирпича керамического по цене 488 585 руб. за 1 усл.тыс.шт. кирпича на сумму 79 554 818 руб. В тот же день между обществом и ЧП «Л» был оформлен договор хранения от 31.12.2009. Передача указанных товарно-материальных ценностей на сумму 79 554 818 руб. от ЧП «Л» на хранение обществу была осуществлена актом от 31.12.2009. Таким образом, общество приняло на хранение продукцию, которая должна быть приведена в бухгалтерском балансе в разделе «активы и обязательства, учитываемые за балансом» по строке 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Однако данная хозяйственная операция не была отражена на забалансовом счете 002 на сумму 189 842 368 руб. и, соответственно, в бухгалтерском балансе общества, составленном по состоянию на 1 января 2010 г.

Обоснование нарушения. Нарушены требования:

- пункта 84 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19: данные о стоимости активов и размере обязательств, учитываемых на забалансовых счетах, приводятся в бухгалтерском балансе в размере стоимости, указанной в договоре, приемо-сдаточном акте или других первичных учетных документах. Стоимость активов и обязательств, установленная в иностранной валюте, отражается по официальному курсу Нацбанка РБ на отчетную дату. Для этих целей в разделе «Забалансовые счета» Инструкции № 89 предусмотрен счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», на котором организации-поставщики учитывают оплаченные покупателями товарно-материальные ценности, оставленные на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. Товарно-материальные ценности учитываются на счете 002 в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах или иных сопроводительных документах.

 

 

От редакции: С 26 января 2012 г. постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111 утверждена новая Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности;

 

- части шестой ст.7, частей четвертой и пятой ст.8, части первой ст.13 Закона № 3321-XII: нарушены основные принципы бухгалтерского учета, в частности, непрерывности, последовательности и временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Также нарушены основные требования к ведению бухгалтерского учета:

все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета;

хозяйственные операции фиксируются в бухгалтерском учете на дату их совершения и отражаются в бухгалтерской отчетности в тех периодах, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или неденежных расчетов, связанных с этими операциями (допущение временной определенности хозяйственных операций).

Не обеспечено главное требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности: она должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.

5. Объект контроля: учетная политика.

Суть нарушения. Проверкой УП «М» были установлены нарушения при формировании учетной политики предприятия на 2008-2009 гг., а именно учетная политика УП «М» для ведения бухгалтерского учета не содержала полную регламентацию движения первичных документов и регистров в бухгалтерском учете; не соответствовала требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. Учетная политика УП «М» не включала в себя: описание принятых способов ведения бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов (дизельного топлива, бензина в топливных баках автомобилей и тракторов), учета командировочных расходов.

Обоснование нарушения. Нарушены требования:

- пункта 7 Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62: учетная политика организации включает в себя: описание принятых способов ведения бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета организации; применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых; регламентацию движения первичных документов и регистров в бухгалтерском учете организации (график документооборота).

 

 

От редакции: С 21 февраля 2014 г. вместо Инструкции № 62 следует руководствоваться Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденным постановлением Минфина РБ от 10.12.2013 № 80;

 

- статьи 6 Закона № 3321-XII: ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности. Учетная политика организации в числе прочих условий включает в себя регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

 

15.12.2011 г.

 

Александр Денисевич, начальник отдела правового обеспечения деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь