Пособие от 15.08.2011
Автор: Денисевич А.

Проверяет государственный контроль: ошибки в учете драгоценных металлов, их лома и отходов


 

Материал помещен в архив

 

ПРОВЕРЯЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ОШИБКИ В УЧЕТЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ИХ ЛОМА И ОТХОДОВ

Драгоценные металлы, их лом и отходы учесть нужно правильно!

Обязанность организаций, осуществляющих деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями. В соответствии с Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 (далее - Инструкция № 34), организации, осуществляющие деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны:

- иметь лицензии на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

- соблюдать требования действующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

- оказывать содействие уполномоченным органам государственного управления и контроля (надзора) в осуществлении государственного контроля использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней;

- вести оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях (в т.ч. в составе вооружения и военной техники), а также в ломе и отходах;

- проводить в установленные сроки инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах хранения и в производстве (местах эксплуатации) и отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете;

- осуществлять хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов, их содержащих, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

- представлять в порядке и сроки, установленные законодательством, предложения по объемам поставки драгоценных металлов в виде лома и отходов для государственных нужд при их наличии или образовании в течение планируемого года;

- обеспечивать выполнение доведенных объемов поставок драгоценных металлов в виде лома и отходов для государственных нужд;

- обеспечивать рациональное использование драгоценных металлов и драгоценных камней;

- обеспечивать полный сбор и учет всех видов лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней, их первичную переработку и использование в соответствии с законодательством;

- составлять статистические отчеты о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по формам государственной статистической отчетности в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.

Драгоценные металлы и драгоценные камни используются в производстве на основании разработанных норм. Использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производстве при изготовлении продукции и ее ремонте (реставрации) осуществляется на основании технически и экономически обоснованных норм расхода. Нормы расхода драгоценных металлов (драгоценных камней) утверждает руководитель организации, который несет персональную ответственность за обоснованность, своевременную разработку и фактическое внедрение норм расхода. С целью подтверждения обоснованности применяемые нормы расхода должны быть согласованы с республиканским унитарным предприятием «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней». Нормы расхода согласуются на договорной основе. Допускается расходовать полученные на давальческой основе драгоценные камни без утвержденных норм расхода, если в договоре (контракте) на их обработку установлены иные критерии использования (коэффициент валютной эффективности, выхода годных или др.).

Особенности учета лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни. Собранные лом и отходы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, могут обрабатываться их собственником или лицом, владеющим ими на ином законном основании, для вторичного использования или реализовываться организациям, имеющим лицензию на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями. При передаче или реализации имущества, содержащего драгоценные металлы (драгоценные камни), в т.ч. лома и отходов, должна учитываться стоимость содержащихся в них драгоценных металлов и драгоценных камней, установленная по расчетным ценам на 1-е число месяца реализации. Отправитель при этом обязан указать в сопроводительных документах наименование, массу находящихся в этом имуществе драгоценных металлов и драгоценных камней, а также метод определения содержания в нем драгоценных металлов. Драгоценные металлы, не используемые в организациях государственной формы собственности, в т.ч. в ломе и отходах, при невозможности их реализации подлежат сдаче в установленном порядке в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (далее - Фонд). Отходы драгоценных камней, за исключением отходов алмазов, которые не могут быть использованы в собственном производстве или реализованы в установленном порядке, подлежат утилизации в присутствии комиссии, назначенной руководителем организации, с оформлением акта.

Учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе (в граммах, каратах) и сортаменту (качеству), а также в стоимостном выражении. Лом и отходы драгоценных металлов учитываются по наименованию драгоценных металлов, виду лома и отходов, массе лома и отходов в лигатуре и массе в чистоте драгоценных металлов, а также в стоимостном выражении. Лом ювелирных изделий, кроме того, учитывается по наименованиям и количеству изделий. Отходы от производства драгоценных камней учитываются по наименованию, массе и в стоимостном выражении (Инструкция о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, утвержденная постановлением Минфина РБ от 31.05.2004 № 87; далее - Инструкция № 87).

Сдачу лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, следует оформить в соответствии с законодательством. На основании Инструкции № 87 сдатчики обязаны обеспечить полный сбор, первичную обработку, учет и сдачу всех видов лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, во всех местах их хранения и использования, от всех источников образования.

Лом и отходы драгоценных металлов до сдачи на переработку должны быть разобраны до уровня узлов, отдельных радиоэлементов, деталей, максимально освобожденных от частей конструкции, не содержащих драгоценные металлы, для приведения их в состояние, удобное для транспортировки и дальнейшей переработки, определяемое условиями договора с переработчиком. При разборке оборудования сдатчики должны провести с применением установленных нормативов перерасчет содержания в нем драгоценных металлов с учетом года выпуска (изготовления) оборудования, приборов, исходя из фактических данных: комплектности, номенклатуры покупных изделий, их конструктивного исполнения и с учетом норм износа. Содержание драгоценных металлов в ломе и отходах может определяться сдатчиком расчетным путем по паспортам, формулярам, этикеткам или иным документам, которые имеют сведения о содержании драгоценных металлов, с учетом нормативов на потери (угар, износ, другие потери) при эксплуатации. В случае когда необходимые для расчетов нормативы не разработаны, допускается определение количества драгоценных металлов комиссионно с привлечением компетентных специалистов. Результаты разборки оборудования и результаты пересчета содержания в нем драгоценных металлов должны быть оформлены соответствующими актами комиссией организации с отражением причин расхождения между данными первичного учета содержания драгоценных металлов и результатами перерасчета. Разборка оборудования и перерасчет содержания драгоценных металлов в нем могут производиться переработчиком на договорной основе, в т.ч. совместно со сдатчиком оборудования (лома). При невозможности выполнения сдатчиком порядка подготовки лома и отходов, установленного Инструкцией № 87, разборка списанного оборудования, включая первичную обработку получаемого при разборке лома драгоценных металлов, перерасчет содержания драгоценных металлов в нем и оформление акта демонтажа (первичной обработки лома), может производиться переработчиком или другими сторонними организациями на договорной основе, в т.ч. совместно со сдатчиком оборудования (лома).

При сдаче на переработку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, сдатчик обязан представить паспорта завода-изготовителя (их копии), стандарты, технические условия (копии), другие документы, на основании которых производился расчет содержания драгоценных металлов в ломе и отходах. Содержание драгоценных металлов в ломе и отходах может определяться по результатам химических анализов. Если стоимость проведения анализа драгоценных металлов выше стоимости драгоценных металлов, содержащихся в ломе и отходах, допускается по согласованию с переработчиком (на договорной основе) определять количество драгоценных металлов в собранных ломе и отходах ориентировочно по среднестатистическим данным паспортов переработчиков на аналогичные отходы с последующей корректировкой учетных сведений по результатам приемки. При отсутствии у сдатчика лаборатории для определения содержания драгоценных металлов в ломе и отходах соответствующий анализ может производиться сдатчиком на договорных условиях в лабораториях других организаций, аккредитованных на данный вид деятельности.

При поставке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, сдатчик оформляет, если иное не оговорено в договоре на поставку, следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную или товарную накладную; опись на партию; опись на каждое место; подтверждение отсутствия ядовитых, взрывоопасных, радиоактивных и легковоспламеняющихся веществ. Без указанного подтверждения лом и отходы переработчиком не принимаются. Сдатчик несет ответственность за достоверность данных об отсутствии ядовитых, взрывоопасных, радиоактивных и легковоспламеняющихся веществ. Если указанные вещества будут обнаружены, лом и отходы возвращаются сдатчику за его счет. Транспортировка подготовленных к сдаче изделий или извлеченных из них узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы, должна производиться в таре, исключающей потери: в прочных бумажных, полиэтиленовых мешках или мешках из плотной ткани, в деревянных ящиках, выложенных внутри бумагой. Мешки должны быть прошиты, ящики перевязаны. Каждая единица тары (посылка) должна быть опечатана. Взвешивание и упаковка лома и отходов драгоценных металлов производятся материально ответственным лицом, назначенным приказом сдатчика, в присутствии специально созданной сдатчиком комиссии. На таре с ломом и отходами драгоценных металлов указываются следующие данные: наименование станции назначения и получателя груза; полное наименование отправителя груза и место его нахождения (город, поселок); станция отправления; масса брутто и нетто. В тару вкладывается опись отправляемых драгоценных металлов, в которой указываются: отправитель; адрес отправителя; ведомственная принадлежность; банковские реквизиты; наименование отходов; число мест; масса брутто и нетто (включая массу нетто каждой позиции); наименование и количество драгоценных металлов определяются сдатчиком согласно Инструкции № 34.

За нарушения в учете драгоценных металлов полагается штраф! Нарушение установленного порядка осуществления деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в т.ч. с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, либо правил их приемки, хранения, сбора, отгрузки, отпуска, учета, инвентаризации, а равно нарушение правил сдачи их на переработку или в Фонд, если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - от 30 до 100 % от стоимости указанных металлов и камней во всех видах и состояниях (часть третья ст.11.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

Случаи из практики проверок органов государственного контроля

(примечание)

Объект контроля - инвентаризация основных средств

Суть нарушения. В ходе проверки унитарного предприятия «П» (далее - УП «П») установлено, что при инвентаризации основных средств не была проведена инвентаризация драгоценных металлов, которые содержатся в приборах, оборудовании, инструментах и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации по состоянию на 1 января 2010 г.

Выборочной проверкой порядка организации учета драгоценных металлов, содержащихся в изделиях, приборах, оборудовании и иных средствах, было установлено, что в УП «П» учет драгоценных металлов не был организован должным образом, т.е. не велись и к проверке не были представлены формы первичной учетной документации в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения драгоценных металлов.

При проверке карточек учета основных средств (ф.ОС-6) установлено, что в карточках учета основных средств предприятия в краткой индивидуальной характеристике объекта основного средства отсутствовала информация о наименовании и количестве драгоценных металлов, содержащихся в объектах основных средств, инвентарные номера объектов основных средств также указаны не были.

Вместе с тем книги, журналы, используемые для ведения учета движения драгоценных металлов и драгоценных камней, в т.ч. изделий, деталей с их наличием, а также лома и отходов из них и их содержащих, должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, главным бухгалтером и скреплены печатью. При ведении учета драгоценных металлов и драгоценных камней с использованием электронных средств учетными документами являются отпечатанные документы, постранично пронумерованные, подписанные руководителем организации или лицом, им уполномоченным, главным бухгалтером и скрепленные печатью.

Таким образом, УП «П» не была обеспечена достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, не были приняты меры по обеспечению правил учета драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах и материалах.

Обоснование нарушения: 

- часть первая ст.12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII) (для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств).

 

 

От редакции: С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»;

 

- пункты 3, 16 Инструкции по инвентаризации активов обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (в ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в т.ч. неучтенных) путем сопоставления с данными бухгалтерского учета. Члены инвентаризационных комиссий несут ответственность за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации);

- Инструкция № 34:

пункт 40 (учет драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется по формам первичных учетных документов, составленных в соответствии со ст.9 Закона № 3321-XII);

пункт 41 (книги, журналы, используемые для ведения учета движения драгоценных металлов и драгоценных камней, в т.ч. изделий, деталей с их наличием, а также лома и отходов из них и их содержащих, должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, главным бухгалтером и скреплены печатью);

пункт 42 (при ведении учета драгоценных металлов и драгоценных камней с использованием электронных средств учетными документами являются отпечатанные документы, постранично пронумерованные, подписанные руководителем организации или лицом, им уполномоченным, главным бухгалтером и скрепленные печатью);

часть 3 п.90 (инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах, вооружении, военной технике и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации, проводится один раз в год одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей);

абзац 1 п.92 (инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, лом и отходы, их содержащие, а также находящиеся в составе любых материальных ценностей, в т.ч. электротехнических изделий, находящиеся в зданиях, сооружениях, приборах, устройствах отопительных, газопроводных и других системах, сетях силовой и осветительной электропроводки, вентиляционных устройствах, системах охранной и пожарной сигнализации, укомплектованных изделиями радиоэлектроники и электроаппаратуры).

Объект контроля - учет драгоценных металлов в основных средствах

Суть нарушения. Обществом не велся полный и достоверный учет драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, находящихся в эксплуатации.

Так, в представленных проверке инвентарных карточках учета объекта основных средств ф.ОС-6, утвержденной постановлением Минфина РБ от 08.12.2003 № 168 (действовал на момент поверки), не был заполнен раздел 7 «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств», в т.ч. «Содержание драгоценных и/или полудрагоценных материалов (металлов, камней и т.д.)» в торговом оборудовании (кассовые аппараты «Дитрон-258», кондиционеры «Мицубиси», весы, холодильное оборудование), транспортных средствах (автомобиль «Фольксваген») и в здании.

Кроме того, обществом не была проведена инвентаризация драгоценных металлов, содержание которых в приборах, оборудовании, инструментах, транспортных средствах, механизмах и других изделиях определено при проведении обязательной инвентаризации основных средств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.

В обществе приказом руководителя не были назначены работники, на которых возложены контроль за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней и ответственность за сбор, хранение, учет лома и отходов, а также за выполнение объемов их поставки для государственных нужд.

Обоснование нарушения. Инструкция № 34:

- абзац 1 п.3 (установленный Инструкцией № 34 порядок должны соблюдать юридические лица, независимо от форм собственности и подчиненности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, эксплуатирующие изделия, оборудование, приборы и иные средства, их содержащие, а также осуществляющие сбор, заготовку, первичную обработку и переработку (в т.ч. рекуперацию драгоценных камней) лома и отходов с наличием драгоценных металлов и драгоценных камней, если иной порядок не установлен актами законодательства);

- пункт 19 (в организациях приказом руководителя должны назначаться работники, на которых возлагаются контроль за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней и ответственность за сбор, хранение, учет лома и отходов, а также за выполнение объемов их поставки для государственных нужд);

- пункт 28 (учет драгоценных металлов и драгоценных камней организуется для обеспечения контроля за использованием по целевому назначению, расходованием в пределах норм расхода, а также за сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней на всех стадиях производственного процесса изготовления и ремонта изделий, в составе основных средств, покупных изделий, приборов, полуфабрикатов, материалов, оборудования, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, используемых в научной, производственной, строительной и других видах деятельности);

- абзац 1 п.34 (драгоценные металлы, входящие в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, в т.ч. импортного производства, независимо от степени их износа до списания учитываются по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах);

- абзац 1 п.44 (на каждую номенклатурно-учетную позицию, для каждого наименования и вида драгоценных металлов и драгоценных камней, а также размера их и назначения открываются отдельные карточки или страницы в книгах с обозначением в заголовке или в тексте всех реквизитов, характеризующих учитываемые ценности);

часть 3 п.90 (инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах, вооружении, военной технике и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации, проводится 1 раз в год одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей);

- пункт 91 (инвентаризация проводится в установленные сроки независимо от проведения внеплановых инвентаризаций и проверок, проводимых в течение отчетного периода или в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций);

- пункт 92 (инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, лом и отходы, их содержащие, а также находящиеся в составе любых материальных ценностей, в т.ч. электротехнических изделий, находящиеся в зданиях, сооружениях, приборах, устройствах отопительных, газопроводных и других системах, сетях силовой и осветительной электропроводки, вентиляционных устройствах, системах охранной и пожарной сигнализации, укомплектованных изделиями радиоэлектроники и электроаппаратуры);

- пункт 94 (ответственность за неправильное и несвоевременное проведение инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней несет руководитель организации, если иное не предусмотрено приказами и распоряжениями).

Объект контроля - инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней

Суть нарушения. В карточках учета основных средств общества с ограниченной ответственностью «К» (далее - ООО «К») было отражено содержание драгоценных металлов в приборах, оборудовании и других изделиях. Согласно справке, представленной обществом в ходе проверки, в приборах, оборудовании и других изделиях, находящихся на балансе ООО «К», числилось следующее количество драгоценных металлов: золото - 23,98 г; серебро - 87,513 г; платина - 9,89 г; палладий - 14,824 г; всего на сумму 5 109 584 руб. (в ценах по состоянию на 1 октября 2010 г.) и 3 973 862 руб. (в ценах по состоянию на 1 января 2010 г.). Однако обществом не была проведена инвентаризация данных драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся на балансе общества, одновременно при проведении годовой инвентаризации за 2010 г.

Обоснование нарушения. Инструкция № 34:

- пункт 6 (организации, осуществляющие деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны проводить в установленные сроки инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах хранения и в производстве (местах эксплуатации) и отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете);

часть 3 п.90 (инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах, вооружении, военной технике и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации, проводится 1 раз в год одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей).

 

Примечание. По результатам проверок к предприятиям применены штрафные санкции.

 

15.08.2011 г.

 

Александр Денисевич, начальник отдела правового обеспечения деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь

 

От редакции: В постановление Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 «Об утверждении Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней» на основании постановлений Минфина РБ от 30.05.2014 № 27 (с 13 июля 2014 г.) и от 23.01.2015 № 3 (с 20 февраля 2015 г.) внесены изменения идополнения.