


Материал помещен в архив
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ НАНИМАТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ В РЕГУЛЯРНОМ СООБЩЕНИИ
Общие положения
Для осуществления перевозки пассажиров (код ОКОНХ 51121 - автомобильное хозяйство) организации необходимо получить лицензию на право осуществления деятельности автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд). Порядок выдачи такой лицензии регулируется Положением о лицензировании деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1388 (далее - Положение о лицензировании). Лицензионные требованиями и условиями, предъявляемые к соискателю лицензии и лицензиату установлены в пп.10, 11 Положения о лицензировании.
Так, соискатель лицензии должен обеспечить:
- назначение лиц, ответственных за выполнение соответствующей лицензируемой деятельности;
- соответствие транспортных средств требованиям законодательства и международных договоров, действующих для Республики Беларусь.
Лицензиат должен обеспечить:
- выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных п.10 настоящего Положения;
- соблюдение лицензиатом требований законодательства и международных договоров в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта, действующих для Республики Беларусь;
- выполнение автомобильных перевозок при наличии на транспортном средстве действующей лицензионной карточки;
- выполнение перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортными средствами, находящимися у него на праве собственности, хозяйственного ведения, аренды (кроме аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации) и иных законных основаниях.
Постановлением Минтранса РБ от 30.10.2003 № 50 утверждена Инструкция о порядке выдачи и использования лицензионных карточек на транспортные средства (далее - Инструкция о выдаче лицензионных карточек). Для получения лицензионной карточки организация предоставляет в филиал Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций РБ по области (г.Минску):
- заявление лицензиата на выдачу лицензионных карточек согласно приложению 1;
- документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензионных карточек;
- копии сертификатов о прохождении государственного технического осмотра с
отметкой о техническом состоянии и свидетельств о государственной регистрации транспортных средств, на которые выдаются лицензионные карточки;
- копии документов, подтверждающих право владения или пользования транспортными средствами (если транспортные средства не находятся в собственности лицензиата и сведения о передаче в пользование или владение лицензиату не указаны в свидетельстве о регистрации транспортного средства);
- документы, подтверждающие оборудование транспортного средства тахографом, кассовым суммирующим аппаратом, таксометром, если требование об их применении на транспортном средстве установлено нормативными правовыми актами;
- копии сертификатов на транспортные средства, подтверждающих их соответствие требованиям резолюций Европейской конференции министров транспорта, при выполнении международных автомобильных перевозок грузов.
Требования к транспортному средству
Автомобильный перевозчик обязан обеспечить государственную регистрацию транспортного средства, находящегося в организации в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2002 № 1849 (далее - Положение № 1849).
Согласно п.10 Положения № 1849 транспортные средства юридических лиц регистрируются по месту государственной регистрации этих юридических лиц. Вышеуказанная регистрация осуществляется на основании заявления по форме согласно приложению 2 с представлением документов, перечисленных в п.14 Положения № 1849.
Согласно п.4 Правил организации безопасной перевозки пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972 (далее - Правила № 972), транспортное средство при выполнении автомобильных перевозок пассажиров должно быть в технически исправном состоянии, что подтверждается сертификатом о прохождении государственного технического осмотра, разрешением на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, а также отметкой в путевом листе.
Порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении утвержден постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2008 № 630.
Соответствие транспортных средств дополнительным экологическим и техническим требованиям должно подтверждаться сертификатами. Изменение конструкции транспортного средства должно быть сертифицировано на соответствие обязательным требованиям технических нормативных правовых актов.
Транспортное средство должно быть оснащено аптечкой (примечание), огнетушителем, противооткатным упором, знаком аварийной остановки, устройством для аварийного удаления стекол, визитной карточкой, содержащей сведения о водителе и его фотографию, наименование, адрес и телефон автомобильного перевозчика (в салоне на видном месте при перевозках в регулярном сообщении и автомобилями-такси). В автобусе один огнетушитель должен находиться в кабине водителя, второй - в салоне автобуса (п.6 Правил № 972).
Количество перевозимых пассажиров, масса транспортного средства и нагрузки на его оси не должны превышать норм, установленных заводом-изготовителем.
Техническое состояние транспортного средства должно соответствовать СТБ 1641-2006 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки».
Требования к водителям
В соответствии с п.1 Межотраслевой типовой инструкции по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2003 № 130, к управлению автомобилями допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, имеющие водительское удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории и талон к нему.
Согласно ст.25 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее - Закон № 313-З) лица, достигшие 21 года, имеют право управления:
- автобусами и иными автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более девяти сидячих мест, включая сиденье водителя (категория «D»);
- сочлененными автобусами (категории «D» и «Е»).
Пунктом 19 Правил № 972 установлено, что к выполнению городской и пригородной автомобильных перевозок пассажиров автобусами допускаются водители не моложе 21 года, имеющие водительское удостоверение на право управления транспортными средствами соответствующей категории - «D» или «D» и «Е».
Однако для допуска водителей к управлению механическими транспортными средствами категорий «D» и «Е» необходимо наличие водительского стажа не менее 2 лет (ст.29 Закона № 313-З).
Стаж работы в качестве водителя автомобиля подтверждается при приеме его на работу записями в трудовой книжке, а при необходимости - справками с предыдущих мест работы, заверенными копиями приказов или трудовых договоров (контрактов). Стаж управления автомобилем подтверждается водительским удостоверением и документами, удостоверяющими владение и пользование автомобилями (п.25 Правил № 972).
Согласно постановлению Совета Министров РБ от 11.06.2008 № 838 «О порядке исчисления водительского стажа» водительский стаж исчисляется от даты предоставления права управления механическим транспортным средством соответствующей категории. В водительский стаж не входит срок лишения права управления транспортным средством, а также время от даты истечения срока действия водительского удостоверения до получения нового.
Допуск водителя транспортного средства к самостоятельной работе производится автомобильным перевозчиком после проведения стажировки водителя в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций РБ (п.26 Правил № 972).
Постановлением Минтранса РБ от 06.07.1994 утверждено Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей.
На основании п.5 Инструкции о порядке допуска к работе водителя автомобильного транспортного средства, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 02.12.2002 № 42, проведение стажировки водителя обеспечивается перевозчиком самостоятельно или на основании договоров с автотранспортными организациями или учебными организациями, осуществляющими подготовку водителей механических транспортных средств и имеющими возможности для проведения стажировки.
Стажировка водителя автомобильного транспортного средства должна производиться под руководством водителя-наставника автотранспортной организации или мастера производственного обучения вождению учебной организации, осуществляющей подготовку водителей механических транспортных средств.
Стажировку водителя следует проводить на типе (модели) автомобильного транспортного средства, на котором будет работать стажируемый водитель. При отсутствии в автотранспортной или автомобильной учебной организации соответствующего типа (модели) автомобильного транспортного средства для проведения стажировки водителя автомобильное транспортное средство может быть предоставлено перевозчиком.
Продолжительность стажировки водителя автобуса категория «D» или «D» и «Е», обслуживающего городские и пригородные перевозки, в зависимости от его квалификации и опыта работы должна быть в следующих объемах:
Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя автобуса, обслуживающего городские и пригородные перевозки |
Продолжительность стажировки водителя автобуса, не менее часов |
Не работал водителем автобуса |
112 |
Работал водителем автобуса менее одного года |
64 |
Не работал водителем автобуса в течение последнего года |
32 |
Не управлял автобусом соответствующего класса (М2*, М3**) |
16 |
Работал водителем автобуса, но не управлял маркой и моделью автобуса, на котором предстоит работать |
8 |
Работал водителем автобуса, но не обслуживал городской, пригородный или междугородный маршрут регулярного сообщения |
Одного оборотного рейса по маршруту |
В случаях, если не требуется стажировка по вышеуказанным условиям |
4 |
* М2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
** М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
Режим рабочего времени, отпуск водителей
Статьей 123 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) определено, что режим рабочего времени - это порядок распределения нанимателем для своих работников установленных ТК норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов.
Режим рабочего времени для работников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) и определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни.
Как правило, для водителей автомобилей нанимателем по согласованию с профсоюзом вводится суммированный учет рабочего времени на основании ст.126 ТК, а режим рабочего времени устанавливается графиками работ (сменности).
Постановлением Минтранса РБ от 25.05.2000 № 13 утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта (далее - Положение № 13), устанавливающее режим труда и отдыха водителей автомобилей, соблюдение которого является обязательным во всех организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
При суммированном учете ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени может быть больше или меньше нормы часов рабочего дня или рабочей недели. Вместе с тем, сумма часов рабочего времени за учетный период (месяц, квартал, год) должна быть равна норме часов за этот период, рассчитанной в соответствии со ст.112-117 ТК.
При составлении графиков работ (сменности) для водителей автомобильного транспорта необходимо учитывать требования п.6 Положения № 13. Так, продолжительность работы автомобиля на линии (маршруте) должна быть на 20 мин меньше продолжительности рабочей смены водителя. Эти 20 мин представляют собой подготовительно-заключительное время, необходимое для заправки автомобиля, подогрева двигателя (в холодное время года), проверки работы систем и узлов, оформления путевых документов, выполнения иных работ перед выездом на линию и после возвращения с линии. В случае проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей подготовительно-заключительное время увеличивается до 25 мин.
Согласно п.15 Положения № 13 после управления автомобилем в течение 4 ч водитель должен сделать технический перерыв на 20 мин, если не наступает время перерыва для отдыха и питания. Перерыв для отдыха и питания должен предоставляться, как правило, через 4 ч после начала работы. Его продолжительность должна быть не менее 20 мин и не более 2 ч. При продолжительности рабочей смены водителя более 8 ч ему могут предоставляться 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 ч.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с перерывом для отдыха и питания не может быть меньше двойной продолжительности времени, затраченного на работу в предыдущий рабочий день (смену) (п.16 Положения № 13).
Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, или же для водителей с рабочим днем, разделенным на части, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в отдельные периоды работы с разрешения министерства, ведомства, согласованного с соответствующим комитетом профсоюза, может быть уменьшена до 12 ч.
Началом работы водителя автомобиля считается момент явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работ (сменности), а окончанием работы - время освобождения от работы после проведения заключительных работ по возврату автомобиля к месту стоянки. При этом следует учитывать, что время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание и умывание перед началом и после окончания работы, на регистрацию прихода и ухода с работы, в рабочее время водителя автомобиля не включается.
В отдельных случаях начинать и оканчивать работу можно вне места постоянной работы, о чем водителю автомобиля должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня.
При суммированном учете рабочего времени водителям автомобилей выходные дни могут устанавливаться в различные дни недели согласно графикам работ (сменности). При этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных рабочих недель этого месяца.
В графиках работ (сменности) для водителей автомобилей определяются:
- время начала и окончания ежедневной работы (смены);
- продолжительность ежедневной работы (смены);
- время перерывов для отдыха и питания;
- продолжительность ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
В соответствии со ст.155 ТК продолжительность основного отпуска не может быть менее 24 календарных дней. Продолжительность основного отпуска обязательна для всех нанимателей.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест по условиям труда предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст.157 ТК).
При проведении аттестации рабочих мест по условиям труда следует руководствоваться:
- Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 22.02.2008 № 253;
- Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.2008 № 35.
Медицинский осмотр водителей
Пунктом 1 Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 03.12.2002 № 84 (далее - Инструкция № 84), определено, что предрейсовые и иные медицинские обследования водителей - это контроль за состоянием здоровья водителей перед выездом в рейс, во время рейса и после возвращения из рейса, включающий в себя в обязательном порядке определение наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе, признаков потребления наркотических, психотропных или токсических веществ и решение вопроса о допуске водителей по состоянию здоровья к работе.
Предрейсовые и иные медицинские обследования водителей проводятся:
- средним медицинским персоналом:
состоящим в штате юридического лица, имеющего специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе;
не состоящим в штате юридического лица - на договорной основе между данным юридическим лицом и организацией здравоохранения, имеющей специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе;
- индивидуальным предпринимателем, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе.
После предрейсового и иного медицинского обследования в путевом листе водителя ставятся отметка о допуске к рейсу и подпись среднего медицинского персонала, производившего медицинское обследование (Инструкции № 84).
Организация труда водителей
При организации труда водителей следует руководствоваться:
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РБ от 27.01.1994;
- Межотраслевыми общими правилами по охране труда, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70.
Межотраслевые общие правила по охране труда распространяются на всех нанимателей независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности. При отсутствии в Межотраслевых общих правилах и других нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах требований, обеспечивающих безопасные условия труда, наниматель принимает меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников. На основе Межотраслевых общих правил, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, с учетом конкретных условий труда, нанимателем принимаются или приводятся в соответствие с ними инструкции по охране труда, другие локальные нормативные акты;
- Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Минтранса РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 04.12.2008 № 180/128.
Требования по охране труда, содержащиеся в данных Межотраслевых правилах, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими автомобильный и городской электрический транспорт;
- Законом РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»;
- Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551;
- Межотраслевой типовой инструкцией по охране труда для водителей автомобиля, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2003 № 130.
На основании настоящей Межотраслевой типовой инструкции по охране труда для водителя автомобиля наниматели с учетом специфики деятельности и конкретных условий труда разрабатывают и утверждают в установленном порядке инструкции по охране труда для водителей автомобилей.
Проверки контролирующих органов и меры ответственности
В соответствии с п.28 Правил № 972 водитель, выполняющий автомобильные перевозки пассажиров, должен иметь и представлять для проверки по требованию контролирующих лиц следующие документы:
- водительское удостоверение и талон к нему на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт автомобиля);
- документ (сертификат), подтверждающий прохождение государственного технического осмотра;
- страховое свидетельство (страховой полис, страховой сертификат), подтверждающее заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- страховое свидетельство (страховой полис) (либо заверенную автомобильным перевозчиком его копию), подтверждающее заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности автомобильного перевозчика перед пассажирами;
- путевой лист установленной формы;
- лицензионную карточку на данное транспортное средство;
- карточку маршрута автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении по форме, утверждаемой Министерством транспорта и коммуникаций РБ;
- копию схемы маршрута.
Согласно п.9 Положения о лицензировании контроль за деятельностью лицензиатов в области автомобильного транспорта осуществляется уполномоченными Министерством транспорта и коммуникаций РБ должностными лицами в соответствии с законодательством.
Так, к грубым нарушениям законодательства о лицензировании или установленных лицензионных требований и условий осуществления лицензируемой деятельности относятся:
- систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев подряд) непредставление в установленный срок государственной статистической отчетности;
- непроведение предрейсовых и иных медицинских осмотров водителей механических транспортных средств;
- привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителей механических транспортных средств, несоответствующих требованиям законодательства;
- выпуск на линию (отправление в рейс) транспортного средства с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства, а также без оформленного в установленном порядке путевого листа и (или) других транспортных документов, предусмотренных законодательством;
- осуществление лицензируемой деятельности без наличия лицензионной карточки на транспортное средство или передача лицензионной карточки другому лицу;
- выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении без заключения договора об организации перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
- использование транспортных средств без прохождения государственного технического осмотра либо переоборудованных с нарушением требований законодательства;
- выполнение перевозок без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности в случаях, предусмотренных законодательством;
- отсутствие более одного месяца назначенного лица, ответственного за выполнение лицензируемой деятельности;
- нарушения, установленные законодательными актами.
Решение о приостановлении, возобновлении, прекращении срока действия и аннулировании лицензии принимается коллегией Министерства транспорта и коммуникаций РБ и оформляется в установленном порядке приказом этого министерства.
В соответствии с п.224 Правил № 972 ответственность за организацию работы по обеспечению автомобильных перевозок пассажиров возлагается на руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся автомобильными перевозчиками.
Автомобильный перевозчик несет имущественную и другую ответственность в соответствии с законодательством за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, если это связано с выполнением автомобильной перевозки и имело место либо во время нахождения пассажира в салоне транспортного средства, либо во время посадки или высадки, либо в связи со сдачей или приемом багажа (п.238 Правил № 972).
Главой 18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрены меры ответственности за правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Примечание. Перечни вложений, входящих в аптечки первой медицинской помощи, и порядок их комплектации установлены Минздравом РБ в постановлении от 15.01.2007 № 4.
15.04.2009 г.
Софья Нежданова, экономист
От редакции: В постановление Совета Министров РБ от 31.12.2002 № 1849 «Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств» на основании постановлений Совета Министров РБ от 06.05.2009 № 599 (с 12 мая 2009 г.), от 19.05.2009 № 646 (с 3 июля 2009 г.), от 13.01.2010 № 24 (с 21 января 2010 г.), от 23.07.2010 № 1100 (с 4 августа 2010 г.), от 04.04.2011 № 443 (с 23 апреля 2011 г.), от 29.03.2013 № 234 (с 17 апреля 2013 г.) и от 22.08.2013 № 736 (с 8 сентября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 30.04.2008 № 630 «О реализации Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О дорожном движении» на основании постановлений Совета Министров РБ от 19.05.2009 № 646 (с 3 июля 2009 г.), от 23.07.2010 № 1107 (с 5 августа 2010 г.), от 06.04.2011 № 451 (с 15 апреля 2011 г.), от 12.10.2012 № 926 (с 20 октября 2012 г.) и от 29.03.2013 № 234 (с 17 апреля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З на основании законов РБ от 12.05.2009 № 19-З (с 16 июля 2009 г.), от 06.07.2009 № 37-З (с 1 августа 2009 г.), от 17.07.2009 № 48-З (с 23 октября 2009 г.), от 09.11.2009 № 51-З (с 1 декабря 2009 г.), от 31.12.2009 № 114-З (с 1 января 2010 г.) и от 30.12.2010 № 225-З (с 12 июля 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
В Указ Президента РБ от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» на основании указов Президента РБ от 17.12.2009 № 634 (с 17 декабря 2009 г.), от 25.11.2010 № 611, от 30.12.2011 № 621 (с 1 января 2012 г.), от 27.09.2012 № 426 (с 5 ноября 2012 г.), от 08.01.2013 № 8 (с 11 января 2013 г.) и от 13.06.2013 № 268 (с 16 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 5 февраля 2010 г. в Закон РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» на основании Закона РБ от 04.01.2010 № 109-З внесены изменение и дополнение.
В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 98-З (с 23 февраля 2010 г.) и от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
С 23 декабря 2010 г. постановление Минтранса РБ от 25.05.2000 № 13 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта» на основании постановления Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82 утратило силу.
С 1 января 2011 г. постановление Минтранса РБ от 30.10.2003 № 50 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи и использования лицензионных карточек на транспортные средства» на основании постановления Минтранса РБ от 26.11.2010 № 85 утратило силу.
С 1 января 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1388 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд) и Положения о лицензировании транспортно-экспедиционной деятельности» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 утратило силу.
В постановление Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» на основании постановлений Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 (с 1 января 2011 г.) и от 13.04.2011 № 493 (с 29 апреля 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
С 14 января 2011 г. Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденную постановлением Минздрава РБ от 03.12.2002 № 84, на основании постановления Минздрава РБ от 08.09.2010 № 122 изложена в новой редакции.
С 1 февраля 2011 г. в Закон РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» на основании Закона РБ от 07.01.2011 № 240-З внесены изменения и дополнения.
В постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.2008 № 35 «Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» на основании постановлений Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2010 № 184 (с 24 февраля 2011 г.) и от 30.06.2011 № 61 (с 28 июля 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
C 15 апреля 2011 г. в постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2003 № 130 «Об утверждении Межотраслевой типовой инструкции по охране труда для водителей автомобиля» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2010 № 187 внесены изменения и дополнения.
С 15 ноября 2011 г. Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70, на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 30.09.2011 № 96 изложены в новой редакции.
С 24 февраля 2013 г. постановление Минтранса РБ от 02.12.2002 № 42 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска к работе водителя автомобильного транспортного средства» на основании постановления Минтранса РБ от 23.10.2012 № 46 утратило силу.