


Материал помещен в архив
РАБОТА ПО КОНТРАКТУ: ПРАВА РАБОТНИКА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАНИМАТЕЛЯ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)
Вопрос: Работница министерства находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Вправе ли наниматель в связи с истечением срока контракта уволить женщину, находящуюся в данном отпуске?
Ответ: Наниматель не вправе уволить женщину, находящуюся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
При заключении контракта с работником, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок, продлении либо заключении нового контракта срок его действия определяется с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, - не менее чем до окончания указанных отпусков (п.2 Указа Президента РБ от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (далее - Указ № 180)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 марта 2020 г. Указ № 180 утратил силу на основании Указа Президента РБ от 12.03.2020 № 91. |
При этом наниматель с согласия матери (отца ребенка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста 5 лет.
В случае если максимальный срок контракта с такими лицами истекает до достижения ребенком возраста 5 лет, наниматель обязан заключить новый контракт на срок до достижения ребенком пятилетнего возраста, но не менее чем на 1 год (п.14 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» (далее - постановление № 4)).
Аналогичная норма установлена в п.13 Положения о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 15.05.2007 № 604 (далее - постановление № 604, Положение № 604).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в Положение № 604 внесены изменения постановлением Совета Министров РБ от 20.12.2019 № 882. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Обратите внимание! Наниматель вправе уволить работницу, находящуюся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, лишь в том случае, если она сама обратилась к нанимателю с заявлением об увольнении в связи с истечением срока контракта, на основании п.2 ст.35 Трудового кодекса РБ (далее - ТК). |
Вопрос: Бухгалтер территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ находится в отпуске по уходу за ребенком.
Можно ли расторгнуть с ней трудовой договор до истечения срока его действия в связи с сокращением численности или штата работников; в связи с ликвидацией организации?
Ответ: Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пп.4, 5, 7-9 ст.42 и ст.47 ТК (ст.268 ТК).
Отсюда следует, что женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет не может быть уволена в связи с сокращением численности или штата работников. Но в случае ликвидации организации трудовой договор подлежит расторжению по инициативе нанимателя, в т.ч. с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, с одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет) (часть 3 ст.268 ТК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в ТК внесены изменения Законом РБ от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Обратите внимание! Упразднение структурного подразделения организации, передача его из одной организации в другую не является ликвидацией или реорганизацией (п.27 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»). |
Вопрос: Вправе ли руководитель бюджетной организации уволить специалиста - женщину, являющуюся матерью-одиночкой, у которой на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей?
Ответ: Наниматель вправе уволить женщину, являющуюся одинокой матерью, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет), исключительно при наступлении следующих случаев (часть третья ст.268 ТК):
• ликвидация организации, прекращение деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;
• несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;
• систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных на нее трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к ней ранее применялись меры дисциплинарного взыскания;
• прогул (в т.ч. отсутствия на работе более 3 ч в течение рабочего дня) без уважительных причин;
• появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
• совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
• однократное грубое нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;
• однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем организации (обособленного подразделения) и его заместителями, главным бухгалтером и его заместителями;
• совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;
• совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
• направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий;
• неподписание либо нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;
• неподписание работником, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим доступ к коммерческой тайне, обязательства о неразглашении коммерческой тайны либо разглашение коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ;
• возникновение (установление) обстоятельств, препятствующих осуществлению педагогической деятельности или педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта в соответствии с законодательными актами.
Указанная норма является общей для всех трудовых отношений, подлежит применению нанимателями всех форм собственности и распространяет свое действие на одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет) и являющихся в т.ч. государственными служащими.
Вопрос: Подлежит ли включению в стаж (в т.ч. в стаж государственной службы) период нахождения работника государственного учреждения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет?
Ответ: Не подлежит.
Работающим женщинам независимо от трудового стажа по их желанию наниматель обязан предоставлять после окончания отпуска по беременности и родам отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Отпуск предоставляется по письменному заявлению и может быть использован полностью либо по частям любой продолжительности. За время нахождения в отпуске назначается и выплачивается ежемесячное государственное пособие по государственному социальному страхованию в порядке, установленном законодательством (ст.185 ТК).
Кроме того, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет предоставляется по усмотрению семьи работающему отцу или другому родственнику, члену семьи ребенка в случае выхода матери ребенка на работу (службу), в случае установления опеки - работающему опекуну.
Вопрос о включении в стаж госслужбы периода нахождения работника государственного учреждения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет законодательством о государственной службе не урегулирован. Его необходимо решать с учетом норм п.2 ст.1 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон). Согласно ст.1 Закона на отношения, связанные с госслужбой, не урегулированные Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства.
Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет включается в стаж работы, а также в стаж по специальности, профессии, должности в соответствии с законодательством (ст.185 ТК). Как видно из содержания ст.185 ТК, она носит отсылочный характер. Это означает, что период нахождения государственного служащего в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет может включаться в стаж работы по государственной должности (т.е. в стаж госслужбы) только в том случае, если это предусмотрено законодательством.
Законодательством о государственной службе, т.е. Законом и Положением о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 13.05.1997 № 471, не предусмотрено включение в стаж госслужбы периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Таким образом, период нахождения государственного служащего в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет включению в стаж государственной службы не подлежит.
Вопрос: Работнику государственного учреждения до пенсии осталось 2 года.
Имеет ли право наниматель расторгнуть с ним договор (контракт)? Может ли наниматель не продлевать с данным работником контракт или не заключать с ним новый договор. На какой срок может быть заключен новый трудовой договор с данным работником?
Ответ: При заключении контракта с работником предпенсионного возраста (женщины - 53 года, мужчины - 58 лет), добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок, продлении либо заключении нового контракта срок его действия определяется не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) и получения им права на пенсию по возрасту (п.2 Указа № 180).
Таким образом, при применении данной нормы необходимо учитывать следующие обязательные условия:
• недостижение работником общеустановленного пенсионного возраста;
• добросовестное отношение к работе (добросовестное исполнение работником своих трудовых обязанностей, в т.ч. выполнение установленных норм труда);
• недопущение нарушений трудовой и исполнительской дисциплины.
В случае если на дату истечения срока контракта работник достиг предпенсионного возраста, трудовые отношения с ним продолжаются на основании нового контракта до достижения им общеустановленного пенсионного возраста вне зависимости от получения пенсии за выслугу лет.
Аналогичная норма установлена в п.13 Положения № 604.
Руководствуясь данными нормами, а также п.15 постановления № 4, при рассмотрении споров указанных лиц, контракт с которыми прекращен по истечении срока его действия согласно п.2 ст.35 ТК, судам следует выяснять отношение работника к труду: имелись ли нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, и если да, в чем они конкретно выразились.
Необходимо отметить, что гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за 2 года до достижения установленного законодательством возраста (ст.22 Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»).
Вопрос: Наниматель за 2 недели до истечения срока контракта уведомил работника государственного учреждения о прекращении с ним трудовых отношений.
Обязан ли наниматель указать в этом уведомлении мотивы прекращения контракта в связи с истечением его срока? Обязан ли работник ставить в известность нанимателя о намерении продолжить трудовые отношения? Какие последствия наступают в отношении работника в случае, если он не поставил в известность нанимателя о своем согласии или несогласии продолжать у него работу?
Ответ: Контракт - это трудовой договор, заключаемый в письменной форме на определенный в нем срок и содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде (п.1 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2020 г. п.1 Декрета № 29 исключен Декретом Президента РБ от 09.04.2020 № 1. Комментарий см. здесь. |
Истечение срока действия контракта является основанием увольнения по п.2 ст.35 ТК, кроме случаев, когда трудовые отношение фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
Вместе с тем само по себе истечение срока действия контракта не может являться основанием для увольнения работника, поскольку для этого необходимо инициирование такого увольнения одной из сторон контракта - нанимателем или работником.
Каждая из сторон, заключившая контракт, не позднее чем за 1 месяц до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения (п.11 Указа № 180).
Несоблюдение нанимателем условия об уведомлении работника в установленный срок о прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока действия контракта может признаваться судом нарушением установленного порядка увольнения с работы, которое не влечет восстановления на работе, но может являться основанием для вынесения судом решения о возмещении морального вреда в соответствии со ст.246 ТК, если такое требование заявлено (п.12 постановления № 4).
Необходимо отметить, что нарушение порядка увольнения не является бесспорным основанием для возмещения морального вреда, поэтому данный вопрос рассматривается судом применительно к каждому конкретному случаю.
Истечение срока контракта является основанием для его прекращения (п.16 постановления № 4). Контракт прекращается в последний день его действия независимо от того, на какой день (рабочий или выходной) приходится его окончание. Увольнение работника по данному основанию не исключается в период временной нетрудоспособности либо пребывания в отпуске.
Законодательство о труде не содержит обязанности нанимателя сообщать о причинах прекращения трудовых отношений с работником в случае расторжения контракта в связи с истечением срока его действия.
Следует отметить, что продление контракта в пределах максимального срока его действия (согласно п.2 ст.17 ТК определенный срок трудового договора составляет не более 5 лет (срочный трудовой договор)) осуществляется по соглашению сторон на срок не менее 1 года. На меньший срок контракт продлевается с письменного согласия работника, если иное не установлено Президентом РБ (п.11 Указа № 180). Причем наниматель с письменного согласия работника, не допускающего нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, проработавшего у данного нанимателя не менее 5 лет, по окончании срока действия контракта вправе заключить с ним трудовой договор на неопределенный срок.
Вопрос: У руководителя государственной организации срок контракта не истек, но он желает уйти на пенсию.
Вправе ли наниматель его уволить по ст.260 ТК?
Ответ: Предусмотрено два вида досрочного расторжения трудового договора по инициативе руководителя организации (ст.260 ТК):
• без уважительных причин;
• по уважительным причинам.
В обоих случаях необходимо предупреждение о расторжении трудового договора собственника имущества организации или уполномоченного им органа в письменной форме и не позднее чем за 1 месяц.
Если трудовой договор расторгается без уважительных причин, руководитель организации по требованию собственника имущества организации или уполномоченного им органа обязан выплатить организации компенсацию в размере, определяемом трудовым договором.
Перечень уважительных причин содержит часть третья ст.260 ТК, к которым относится достижение руководителем организации пенсионного возраста.
Таким образом, наниматель вправе уволить руководителя государственной организации, если срок контракта не истек, но руководитель желает уйти на пенсию при достижении им пенсионного возраста.
Вопрос: С какими работниками предусмотрен особый порядок заключения и расторжения контрактов? Каковы правовые основания и последствия возложения материальной ответственности на руководителя государственной организации?
Ответ: Особый порядок заключения контрактов предусмотрен, в частности, со следующими категориями работников:
• с руководителями государственных организаций (на основании и в соответствии с требованиями постановления № 604);
• с государственными служащими (в порядке и на условиях, определенных в Положении о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 07.10.2003 № 1271).
Контракт с руководителем организации наиболее полно регулирует права, обязанности, полномочия руководителя. Он включает помимо общих условий, предусмотренных ст.19 ТК, подробное описание функций руководителя, особенности оплаты труда, условие о материальной ответственности. В контракт включаются дополнительные по сравнению с трудовым законодательством основания для его прекращения, а также условия и порядок увольнения.
Примерная форма контракта с руководителем государственной организации утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.06.2007 № 87.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. следует применять примерную форму контракта с руководителем государственной организации, установленную постановлением № 604 (в редакции постановления № 882). |
Наиболее полно законодательством урегулирован порядок заключения контракта с руководителями государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе.
Так, порядок приема на работу руководителя государственной организации регулируется Положением № 604.
В контракте должны быть указаны в качестве обязательных в т.ч. следующие условия (подп.8.11 п.8 Положения № 604):
• полная материальная ответственность руководителя организации за реальный ущерб, причиненный им имуществу организации, а также ответственность руководителя организации за:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта, в т.ч. предусмотренных контрактом показателей развития организации и соблюдения порядка управления и распоряжения государственным имуществом;
- результаты деятельности организации, включая выпуск и реализацию продукции (работ, услуг), не соответствующей (не соответствующих) обязательным требованиям стандартов и других нормативных документов по стандартизации;
- сохранность и целевое использование имущества, в т.ч. имущественная ответственность за ущерб, причиненный организации в результате неправомерных действий или бездействия руководителя организации.
Кроме того, в контракте указывается возможность привлечения в соответствии с законодательством к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей руководителем организации.
Действие контракта прекращается в т.ч. при (подп.8.15.1 п.8 Положения № 604):
• причинении в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом);
• необеспечении надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, сокрытии фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечении без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 марта 2016 г. подп.8.15.1 п.8 Положения № 604 исключен постановлением Совета Министров РБ от 05.03.2016 № 183. |
В то же время контракт с руководителем госорганизации может быть расторгнут досрочно по инициативе органа, заключающего контракт, по дополнительным основаниям, предусмотренным законодательством, в т.ч. за нарушение руководителем организации возложенных на него должностных обязанностей, выраженное в:
• незаконном привлечении к ответственности граждан и юридических лиц;
• неоднократном (2 и более раза в течение 6 месяцев) представлении в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений;
• непринятии без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения законодательства.
Порядок определения размера ущерба устанавливается в соответствии с Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Минфина РБ и Минэкономики РБ от 24.03.2003 № 39/69.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 декабря 2016 г. следует руководствоваться Положением о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 07.12.2016 № 1001. |
Вместе с тем ответственность наступает при наличии следующих обязательных условий:
• наличие вреда;
• противоправные действия (бездействие) причинителя (нарушающие конкретные предписания законодательства);
• причинно-следственная связь между действиями (бездействием) причинителя и наступившим вредом;
• вина причинителя ущерба, за исключением случаев, когда законом предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины.
Для возложения ответственности необходимо, чтобы наступивший вред находился в причинно-следственной связи с поведением причинителя вреда (руководителя организации) и являлся объективным результатом его действий (бездействия) (ст.933 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).
В случае обжалования действий органа, заключающего контракт в судебном порядке, например по иску о восстановлении на работе, при рассмотрении дела суд проверяет, содержит ли контракт дополнительные основания для его прекращения, подтвержден ли факт нарушения работником трудовой и исполнительской дисциплины доказательствами, соблюдены ли нанимателем порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения, а также другие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела (п.18 постановления № 4).
Несоблюдение любого из указанных условий привлечения к ответственности руководителя государственной организации может явиться основанием для отмены решения органа, заключившего контракт.
Например, если в ходе рассмотрения дела выяснится, что до применения указанных мер от руководителя (также и бывшего) не были затребованы объяснения по фактам нарушения законодательства, в т.ч. связанным с причинением вреда, такое упущение может повлечь отмену решения органа, заключившего контракт.
Вопрос: Директор одного из государственных научно-исследовательских институтов заключает договоры на выполнение научно-исследовательских работ по заявкам субъектов хозяйствования. Кроме того, он подписывает акты приемки выполненных работ. Договором предусмотрены пеня и штрафные санкции за несвоевременное выполнение договора институтом.
Институт допустил просрочку исполнения обязательства в ходе исполнения договора, в связи с чем к нему на основании решения суда были применены меры экономического воздействия, выраженные в наложении штрафа за несвоевременное исполнение обязательств.
Возможно ли возложить на руководителя института обязанность по возмещению вреда за нарушение договорных условий?
Ответ: Руководитель организации несет полную материальную ответственность за реальный ущерб, причиненный им имуществу организации (ст.256 ТК). Также о возмещении только реального ущерба говорится в ст.400 ТК.
![]() |
Справочно Реальный ущерб - это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (ст.14 ГК). |
Ограниченная материальная ответственность руководителей организаций (в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска недоброкачественной продукции) предусмотрена п.2 ст.403 ТК.
Необходимо отметить, что в случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников (ст.7 ТК).
Таким образом, если установлено, что ущерб причинен в случаях, указанных в п.2 ст.403 ТК, руководитель должен нести ограниченную материальную ответственность.
Вместе с тем контракт может быть расторгнут досрочно по инициативе органа, его заключающего, по основаниям, предусмотренным Положением № 604, в т.ч. за необеспечение либо нарушение руководителем организации установленного законодательством порядка и сроков оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, повлекшее отстранение его от работы на срок более 1 месяца.
Вопрос: В одной из государственных организаций в ходе проверки (ревизии) выявлены факты нарушения ведения бухгалтерского учета, несвоевременности государственной регистрации закрепленного за организацией на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) недвижимого имущества.
Возможно ли на основании материалов проверки (ревизии) привлечь руководителя госорганизации к дисциплинарной и иной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности?
Ответ: При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующие нормы законодательства.
Подпунктом 8.8.2 п.8 Положения № 604 предусмотрено право нанимателя лишать (снижать) надбавки, премии или вознаграждения за:
• нарушение законодательства, в т.ч. в части неправомерного использования государственного имущества;
• наличие у организации неиспользуемых более 1 года объектов недвижимости;
• невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Предусмотрен перечень обстоятельств, при которых регистратор отказывает в приеме документов, представленных для совершения регистрационных действий, в т.ч. если согласно п.5 ст.34 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»:
1) эти документы не соответствуют требованиям законодательства;
2) представлены не все документы, необходимые для осуществления государственной регистрации;
3) представлены документы, содержащие недостоверные сведения либо сведения, не соответствующие данным документов единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, за исключением случая, когда расхождение вызвано технической ошибкой;
4) содержание документов, представленных для осуществления государственной регистрации, не согласуется между собой.
Таким образом, если руководитель организации обращался в агентство по госрегистрации за государственной регистрацией закрепленного за организацией на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления недвижимого имущества, но ему было отказано в такой регистрации по основаниям, не предусмотренным ст.34 названного выше Закона, или его заявление было оставлено без рассмотрения, а также если в организации определены конкретные должностные лица, ответственные за государственную регистрацию госимущества, которым руководителем было поручено в соответствии с их должностными обязанностями производить соответствующие действия, основания для привлечения руководителя к ответственности отсутствуют.
Также следует отметить, что установлена административная ответственность за нарушение законодательства о залоге, сдаче в аренду государственного имущества или ином распоряжении им, не повлекшее выбытия имущества из государственной собственности, влекущая наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (часть 1 ст.23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Таким образом, законодательством установлены достаточно серьезные правовые последствия в отношении руководителей государственных организаций, в т.ч. за:
• непринятие мер (уклонение) по обеспечению государственной регистрации закрепленного за организацией на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления недвижимого имущества;
• непредставление в установленные сроки уполномоченным органам документированной информации для ведения реестра имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, и актуализации сведений о структуре и стоимости государственного имущества.
Однако все эти последствия должны наступать в отношении руководителей госорганизаций только при установлении их вины.
Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера - бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем (ст.7 и 8 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете)). При этом в исключительную компетенцию главного бухгалтера входят:
• постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
• составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.
Именно главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств.
В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который только в этом случае несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.
На руководителя возложена обязанность организации бухгалтерского учета и создания необходимых условий для правильного его ведения (ст.7 Закона о бухгалтерском учете).
Руководитель организации несет ответственность лишь за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п.3 ст.18 Закона о бухгалтерском учете).
Таким образом, возложение ответственности на руководителя организации за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета при наличии организованного и технически обеспеченного штата бухгалтеров является некорректным.
23.09.2014
Регина Слуцкая, юрист