


Материал помещен в архив
РАБОТАЕМ С ДАВАЛЬЧЕСКИМ СЫРЬЕМ: ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ
В сфере внешнеэкономической деятельности немало организаций работает с давальческим сырьем. В связи с этим таможенным законодательством Республики Беларусь при ввозе или вывозе сырья, материалов, комплектующих и т.п. предусмотрено применение таможенных режимов переработки. Настоящая статья посвящена вопросам взимания таможенных платежей в таких таможенных режимах.
Ввоз товаров на переработку в Республику Беларусь
При ввозе в Республику Беларусь товаров, предназначенных для переработки, применяется, как правило, таможенный режим переработки на таможенной территории. Данный таможенный режим допускает совершение на таможенной территории операций переработки иностранных товаров в течение установленного срока, в т.ч. с использованием при таких операциях отечественных товаров, в целях получения продуктов переработки, предназначенных для вывоза с таможенной территории (ст.165 Таможенного кодекса РБ, далее - ТК РБ).
С ввозимыми товарами допускается совершение операций переработки товаров, перечень которых определен ст.166 ТК РБ, а именно:
- собственно переработка или обработка товаров, при которых товары для переработки теряют свои индивидуальные характеристики (отличительные признаки);
- изготовление новых товаров, в т.ч. монтаж, сборка, разборка и подгонка, при котором товары для переработки сохраняют свои индивидуальные характеристики (отличительные признаки);
- ремонт либо техническое обслуживание товаров, в т.ч. их восстановление, замена составных частей, восстановление их потребительских свойств;
- использование товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки, за исключением средств производства (оборудование, станки, приспособления и др.). Данная операция должна быть выполнена одновременно с одной из вышеуказанных.
При помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории уплачиваются только таможенные сборы за таможенное оформление, размер которых установлен Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» (далее - Указ № 443) (см. таблицу).
Необходимо отметить, что в случае декларирования нескольких наименований товаров с использованием одной таможенной декларации подлежащая уплате сумма определяется исходя из наибольшей ставки сборов, установленных в отношении декларируемых товаров.
Группа товаров по ТН ВЭД РБ |
Ставка (евро) во время и в месте работы таможенного органа |
Ставка (евро) вне времени или вне места работы таможенного органа |
1-24, 50-70, 72-83 |
20 |
30 |
25-49, 84-85, 90-97 |
35 |
45 |
71, 86-89 |
50 |
60 |
По одной таможенной декларации заявляется в таможенном режиме переработки на таможенной территории партия, состоящая из двух видов товаров «томаты охлажденные» (код 0702 00 000 1 ТН ВЭД РБ) и «металлические банки для консервирования» (код 7310 21 110 0 ТН ВЭД РБ). Ставки таможенных сборов за таможенное оформление на данные товары установлены в размере 20 евро. Официальный курс белорусского рубля к евро, установленный Национальным банком РБ на дату принятия таможенной декларации, составляет 3 700 бел.руб. Таможенное оформление производится во время и в месте работы таможенного органа. Подлежащая уплате сумма таможенных сборов за таможенное оформление - 74 000 бел.руб. (20 евро х 3 700 бел.руб.).
Ввозные таможенные пошлины, налоги при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории не взимаются (ст.165 ТК РБ). Однако у декларанта может возникнуть обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в полном объеме, как если бы товары помещались под таможенный режим свободного обращения, в следующих случаях:
- при передаче товаров для переработки иным лицам без разрешения таможенных органов;
- при утрате товаров для переработки и (или) продуктов переработки в течение срока действия таможенного режима переработки на таможенной территории, установленного таможенным органом, за исключением утраты таких товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы;
- при прекращении действия таможенного режима переработки на таможенной территории в связи с истечением установленного таможенным органом срока его действия.
Так, при реализации третьему лицу товаров, указанных в примере 1, декларанту придется уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги в полном объеме, к примеру, в отношении товара «томаты охлажденные» (код 0702 00 000 1 ТН ВЭД РБ) в следующих размерах:
- ввозная таможенная пошлина - 15 % от таможенной стоимости, но не менее 0,08 евро за 1 кг (примечание);
- налог на добавленную стоимость - 10 % от таможенной стоимости, увеличенной на сумму ввозной таможенной пошлины.
Рассматриваемый таможенный режим переработки имеет срочный характер. Другими словами, до истечения срока его действия декларант обязан представить продукты переработки к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим реэкспорта. Под этот же таможенный режим могут быть помещены товары для переработки, не подвергшиеся операциям переработки товаров в течение срока действия таможенного режима переработки на таможенной территории (ст.174 и 175 ТК РБ).
Таможенный режим реэкспорта допускает вывоз и постоянное размещение товаров за пределами таможенной территории без уплаты вывозных таможенных пошлин (ст.212 ТК РБ). Уплачиваются только таможенные сборы за таможенное оформление (Указ № 443).
Пример 2
Томатный соус (код 2103 20 000 0 ТН ВЭД РБ), произведенный из товаров, указанных в примере 1, вывозится в таможенном режиме реэкспорта. Ставка таможенных сборов за таможенное оформление на данный товар установлена в размере 20 евро. Официальный курс белорусского рубля к евро, установленный Национальным банком РБ на дату принятия таможенной декларации, составляет 3 700 бел.руб. Таможенное оформление производится во время и в месте работы таможенного органа. Подлежащая уплате сумма таможенных сборов за таможенное оформление - 74 000 бел.руб. (20 евро х 3 700 бел.руб.).
Вместе с тем, декларант освобождается от обязанности помещения продуктов переработки под таможенный режим реэкспорта, если до истечения срока действия таможенного режима переработки на таможенной территории продукты переработки помещены, в частности, под таможенный режим свободного обращения. Под режим свободного обращения могут быть также помещены товары для переработки, не подвергшиеся операциям переработки товаров в течение срока действия таможенного режима переработки на таможенной территории (ст.174 и 175 ТК РБ). Исчисление и уплата таможенных платежей в отношении таких товаров производится с учетом следующих особенностей.
Переработка на таможенной территории | ||||
▼ |
▼ | |||
Продукты переработки → свободное обращение | Товары для переработки, не подвергшиеся операциям переработки → свободное обращение | |||
Уплачиваются: - таможенные сборы за таможенное оформление; - суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленные в отношении товаров для переработки, вошедших в состав продуктов переработки; - проценты с уплачиваемых сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории |
Уплачиваются: - таможенные сборы за таможенное оформление; - суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленные в отношении товаров для переработки; - проценты с уплачиваемых сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории |
При этом таможенная стоимость товаров для переработки определяется на день помещения таких товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории, а ставки ввозных таможенных пошлин, налогов - на день принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим свободного обращения.
Пример 3
Организацией ввезена на таможенную территорию Республики Беларусь и помещена под таможенный режим переработки на таможенной территории партия ткани для пошива детской одежды (комбинезонов) в количестве 1 000 пог.м таможенной стоимостью 10 000 000 бел.руб.
После осуществления операций переработки часть пошитых комбинезонов в количестве 600 единиц (расход ткани на один комбинезон = 1 пог.м) вывезена в установленный срок за пределы Республики Беларусь в таможенном режиме реэкспорта.
Оставшаяся часть комбинезонов в количестве 400 единиц будет реализована на территории Республики Беларусь и с этой целью представляется организацией к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим свободного обращения.
В отношении таких товаров должны быть уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленные в отношении ткани, вошедшей в состав продуктов переработки. Кроме того, с сумм таких ввозных таможенных пошлин, налогов организация должна уплатить проценты, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории (например, 50 дней).
Исчисление вышеуказанных сумм таможенных пошлин, налогов производится в рассматриваемой ситуации в следующем порядке:
- определяется таможенная стоимость части ткани, вошедшей в состав 400 единиц комбинезонов: (10 000 000 бел.руб. / 1 000 пог.м.) х (400 единиц х 1 пог.м.) = 4 000 000 бел.руб;
- исчисляется ввозная таможенная пошлина: 4 000 000 бел.руб. х 10 % / 100 % = 400 000 бел.руб.;
- исчисляется налог на добавленную стоимость: (4 000 000 бел.руб. + 400 000 бел.руб.) х 18 % / 100 % = 792 000 бел.руб.;
- исчисляются проценты с суммы ввозной таможенной пошлины за 50 дней фактически использованной отсрочки исходя из ставки рефинансирования Национального банка РБ в размере 14 % годовых: (400 000 бел.руб. х 14 % х 50 дней) / (360 дней х 100 %) = 7 778 бел.руб.;
- исчисляются проценты с суммы налога на добавленную стоимость за 50 дней фактически использованной отсрочки исходя из ставки рефинансирования Национального банка РБ в размере 14 % годовых: (792 000 бел.руб. х 14 % х 50 дней) / (360 дней х 100 %) = 15 400 бел.руб.
Следует иметь в виду, что исчисление ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории и вошедших в состав продуктов переработки, и процентов производится в таможенном документе «Бланк уплаты таможенных платежей и процентов в отношении иностранных сырья, материалов, комплектующих».
Применение данного документа предусмотрено постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2007 № 863 «О документах и сведениях, используемых в таможенных целях», а порядок заполнения - Инструкцией о порядке заполнения некоторых таможенных документов, используемых для отражения сумм таможенных платежей, процентов, утвержденной постановлением ГТК РБ от 24.01.2007 № 11 «О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, процентов» (далее - Инструкция № 11).
Рассматриваемый бланк имеет форму документа «Грузовая таможенная декларация», состоящего из основного формуляра формы ТД-1 и соответствующего числа дополнительных формуляров формы ТД-2 согласно приложениям 1 и 2 к Положению о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация», утвержденному приказом ГТК РБ от 09.07.1998 № 246-ОД.
Для целей регистрации бланка уплаты таможенных платежей и процентов в отношении иностранных сырья, материалов, комплектующих в таможенных органах плательщик представляет уполномоченному должностному лицу таможни следующие документы:
- четыре заполненных экземпляра бланка;
- электронную копию бланка;
- выписку из технологического процесса (промышленного регламента) изготовления продуктов переработки с указанием норм расхода товаров для переработки, вошедших в состав продуктов переработки, помещаемых под заявленный таможенный режим;
- копии документов, подтверждающих уплату сумм таможенных пошлин и налогов, процентов.
Должностное лицо таможенного органа проверяет заявленные сведения и контролирует уплату таможенных платежей и процентов, в графе 7 «Справочный номер» указывает справочный номер и дату принятия таможней бланка, в графе А «Свидетельство» заверяет личной номерной печатью, четвертый экземпляр бланка выдает плательщику.
Пример 4
Сведения об исчислении ввозных таможенных пошлин, налогов и процентов, рассмотренных в примере 3, отражаются в графе 47 бланка следующим образом:
47 Исчисление таможенных платежей |
Вид |
Основа начисления |
Ставка |
Сумма |
СП |
200 993 800 993 |
4 000 000 400 000 4 400 000 792 000 |
10 % 50 х 14 % 18 % 50 х 14 % |
400 000 7 778 792 000 15 400 |
0 0 0 0 | |
Стоит отметить, что в результате переработки товаров на таможенной территории кроме продуктов переработки образуются также отходы. Согласно ст.174 ТК РБ такие отходы в течение срока действия таможенного режима переработки на таможенной территории могут быть помещены под таможенные режимы свободного обращения, реэкспорта, переработки на таможенной территории, уничтожения или отказа в пользу государства.
Согласно ст.173 ТК РБ отходы для целей таможенного оформления и уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов рассматриваются, как если бы они были ввезены на таможенную территорию в этом состоянии. При этом их таможенная стоимость определяется с учетом особенностей, установленных Указом Президента РБ от 04.09.2007 № 399 «Об определении таможенной стоимости товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки» (далее - Указ № 399) (см. таблицу).
Заявляемый таможенный режим |
Категории товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки | |
Отходы черных и цветных металлов, сдаваемые заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов или отгружаемые по нарядам этих организаций |
Прочие товары, неизбежно образующиеся при получении продуктов переработки | |
Свободное обращение | Таможенная стоимость определяется в соответствии с установленной Министерством промышленности РБ ценой на товары, действующей на день принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение таких товаров под таможенный режим свободного обращения | Таможенная стоимость определяется как таможенная стоимость товаров для переработки, вошедших в состав товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки |
Переработка на таможенной территории | Таможенная стоимость определяется как таможенная стоимость товаров для переработки, вошедших в состав товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки | |
Уничтожение, отказ в пользу государства | Таможенная стоимость по выбору декларанта может определяться на основании: - ценовой информации о таких товарах организаций, осуществляющих прием отходов и вторичного сырья; - бухгалтерских данных об оприходовании и (или) о списании с баланса данных товаров в организации (организациях), осуществляющей (осуществляющих) переработку товаров; - результатов оценки этих товаров организацией, осуществляющей оценочную деятельность; - таможенной стоимости идентичных (однородных) товаров, проданных для ввоза в Республику Беларусь; - стоимости идентичных (однородных) товаров, проданных на внутреннем рынке Республики Беларусь, за вычетом налогов (сборов), взимаемых в соответствии с законодательством | |
Реэкспорт | Таможенная стоимость определяется в соответствии с Указом Президента РБ от 31.07. 2006 № 474 «О порядке определения таможенной стоимости товаров» как таможенная стоимость вывозимых товаров |
Вышеуказанные отходы могут быть также сняты с таможенного контроля, в частности, если в заключении уполномоченного органа об условиях переработки товаров на таможенной территории имеются сведения о невозможности дальнейшего коммерческого использования товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки (Указ № 399).
Пример 5
При изготовлении упоминающихся в примере 3 комбинезонов в количестве 600 единиц (вывезены в таможенном режиме реэкспорта) образовались отходы ткани в общем количестве 60 пог.м. Данные отходы заявляются в таможенном режиме свободного обращения. В отношении таких товаров подлежат уплате следующие таможенные платежи:
- таможенные сборы за таможенное оформление;
- ввозная таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость. При этом таможенная стоимость таких отходов определятся следующим образом: (10 000 000 бел.руб. / 1 000 пог.м.) х 60 пог.м. = 600 000 бел.руб.
Если бы в заключении уполномоченного органа об условиях переработки товаров на таможенной территории содержались сведения о невозможности дальнейшего коммерческого использования таких отходов, то последние организация могла бы снять с таможенного контроля без уплаты таможенных платежей.
Вывоз товаров на переработку за пределы Республики Беларусь
При вывозе товаров на переработку за пределы Республики Беларусь применяется, как правило, таможенный режим переработки вне таможенной территории. Данный таможенный режим допускает вывоз товаров с таможенной территории для проведения операций переработки товаров в течение установленного срока, в т.ч. с использованием при таких операциях иностранных товаров, в целях получения продуктов переработки, предназначенных для ввоза на таможенную территорию (ст.179 ТК РБ). При этом с вывозимыми товарами допускается совершать операции, аналогичные предусмотренным в таможенном режиме переработки на таможенной территории (см. выше).
При помещении товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории уплачиваются только таможенные сборы за таможенное оформление, размер которых установлен Указом № 443. Вывозные таможенные пошлины в отношении таких товаров не уплачиваются (ст.179 ТК РБ). Однако у декларанта может возникнуть обязанность уплатить вывозные таможенные пошлины в полном объеме, как если бы товары помещались под таможенный режим экспорта, в следующих случаях (ст.187 ТК РБ):
- при передаче товаров для переработки иным лицам без разрешения таможенных органов;
- при утрате товаров для переработки и (или) продуктов переработки в течение срока действия таможенного режима переработки вне таможенной территории, установленного таможенным органом, за исключением утраты таких товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы;
- при прекращении действия таможенного режима переработки вне таможенной территории в связи с истечением установленного таможенным органом срока действия.
Основным способом прекращения действия данного таможенного режима является ввоз и помещение продуктов переработки под таможенный режим свободного обращения (ст.186 и 188 ТК РБ). При этом, если операциями переработки товаров были безвозмездный ремонт либо безвозмездное техническое обслуживание, ввозные таможенные пошлины, налоги не уплачиваются (взимаются только таможенные сборы за таможенное оформление). В иных случаях такие пошлины, налоги уплачиваются следующим образом.
Переработка вне таможенной территории | |
▼ | |
Продукты переработки → свободное обращение | |
Уплачиваются: - ввозные таможенные пошлины, которые определяются: а) при применении специфических ставок - как разность между суммой ввозной таможенной пошлины, применяемой в отношении продуктов переработки, и суммой ввозной таможенной пошлины, которая применялась бы в отношении товаров для переработки, как если бы они были выпущены для свободного обращения; б) при применении адвалорных ставок - исходя из стоимости операций переработки товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью товаров для переработки; - налог на добавленную стоимость, который определяется с использованием стоимости операций переработки товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью товаров для переработки; - акциз в полном объеме в отношении продуктов переработки |
Пример 6
Организацией по договору подряда в таможенном режиме переработки вне таможенной территории вывезена в Польшу партия бумаги таможенной стоимостью 20 000 000 бел.руб. в количестве 5 т для производства календарей (норма расхода бумаги - 0,5 кг бумаги на 1 календарь) и последующего их ввоза на территорию Республики Беларусь.
После осуществления операций переработки организация получила готовую продукцию, которую должна поместить под таможенный режим свободного обращения. Стоимость операций переработки составила 40 000 000 бел.руб. В таком случае организация обязана уплатить:
- ввозную таможенную пошлину в отношении продуктов переработки исходя из стоимости операций переработки (ставка в отношении календарей - 15 %) в размере 6 000 000 бел.руб. (40 000 000 бел.руб. х 15 % / 100 %);
- налог на добавленную стоимость в отношении продуктов переработки исходя из стоимости операций переработки (ставка в отношении календарей - 18 %) в размере 8 280 000 бел.руб. ((40 000 000 бел.руб. + 6 000 000 бел.руб.) х 18 % /100 %).
Необходимо отметить, что при определении стоимости операций переработки путем нахождения разности между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью товаров для переработки осуществляется с применением таможенного документа «Расчет стоимости операций переработки». Применение данного документа предусмотрено постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2007 № 863 «О документах и сведениях, используемых в таможенных целях», а форма - Инструкцией № 11. Указанный документ представляется при таможенном оформлении товаров.
Примечание. Ставка применена в соответствии с Указом Президента РБ от 31.12.2007 № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин», без учета возможных сезонных ставок.
15.04.2009 г.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
От редакции: В постановление Совета Министров РБ от 30.06.2007 № 863 «О документах и сведениях, используемых в таможенных целях» на основании постановлений Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 (с 1 мая 2009 г.), от 12.05.2010 № 702 (с 20 мая 2010 г.) и от 30.12.2010 № 1910 (с 1 января 2011 г.) внесены дополнения и изменения.
В Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» на основании указов Президента РБ от 28.01.2010 № 52 (с 6 марта 2010 г.), от 18.07.2011 № 319 (с 27 июля 2011 г.) и от 23.07.2012 № 329 (с 26 июля 2012 г.) внесены изменения и дополнения.