Вопрос-ответ от 10.10.2012
Автор: Яшкова Л.

Работник работал в организации с 1983 года. Спустя 3 месяца после увольнения он обратился к работодателю с требованием представить в орган по труду, занятости и социальной защите документы для назначения ему пенсии по инвалидности. Обязан ли работодатель истребовать за период до 1983 года в других организациях справки о стаже работы и заработке уволенного работника, а также представить в пенсионный орган документы для назначения пенсии уволенному работнику?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Работник работал в организации с 1983 г. Спустя 3 месяца после увольнения он обратился к работодателю с требованием представить в орган по труду, занятости и социальной защите документы для назначения ему пенсии по инвалидности.

Обязан ли работодатель истребовать за период до 1983 г. в других организациях справки о стаже работы и заработке уволенного работника, а также представить в пенсионный орган документы для назначения пенсии уволенному работнику?

 

ОТВЕТ: Работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы (ст.75 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»; далее - Закон).

Сбором документов, необходимых для назначения пенсии, и представлением их в орган по труду, занятости и социальной защите неработающие граждане должны заниматься самостоятельно.

При этом гражданин должен знать, что пенсия, в т.ч. по инвалидности, не назначается автоматически. Назначение пенсии носит заявительный характер, поэтому для реализации права на пенсию гражданин должен обратиться за ее назначением.

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком (ст.7 Закона). При этом за трудовой пенсией по инвалидности целесообразно обращаться в течение 3 месяцев со дня установления инвалидности. Если указанный срок обращения за пенсией по инвалидности будет соблюден, пенсия будет назначена со дня установления инвалидности (ст.80 Закона). Если гражданин обратится по истечении 3-месячного срока, пенсия ему будет назначена со дня обращения.

Днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами органом по труду, занятости и социальной защите либо дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления (если заявление и все необходимые документы пересылаются по почте).

В тех случаях, когда для назначения пенсии представлены не все необходимые документы, для оформления недостающих гражданину назначается месячный срок. Если документы будут представлены в указанный срок, днем обращения за пенсией будет день приема заявления о назначении пенсии.

 

Справочно

Документы, необходимые для назначения пенсии по инвалидности:

• документы, подтверждающие стаж работы (при необходимости - специальный стаж работы);

• справка о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования.

В необходимых случаях также представляют:

• документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии со ст.68 Закона;

• документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

• заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии или врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости в постоянной посторонней помощи;

• справка жилищно-эксплуатационной организации или сельского (поселкового) Совета депутатов о составе семьи (для решения вопроса о признании заявителя одиноким);

• документы о присвоении почетного звания «Мать-героиня»;

• документ, содержащий сведения о неназначении ежемесячной страховой выплаты по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, - в отношении лиц, имеющих право на ежемесячную страховую выплату;

• документ, содержащий сведения о нахождении инвалида на государственном обеспечении.

 

Заявителю, оформляющему пенсию, надлежит предъявить документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство. Для граждан Республики Беларусь это паспорт гражданина Республики Беларусь, для иностранных граждан и лиц без гражданства - национальный паспорт и (или) вид на жительство, удостоверение беженца.

 

Важно!

У каждого гражданина количество представляемых для назначения пенсии документов зависит от его трудовой деятельности, наличия особых статусов, заслуг и т.д.

 

10.10.2012 г.

 

Лариса Яшкова, заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь