


Материал помещен в архив
РАБОТНИКИ-ИНОСТРАНЦЫ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Развитие международного экономического сотрудничества влечет за собой неизбежную необходимость приема на работу иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранцы). При этом необходимо соблюдать требования законодательства, касающиеся законности пребывания иностранцев в Республике Беларусь и порядка осуществления ими трудовой деятельности на ее территории.
Право иностранных граждан и лиц без гражданства на занятие трудовой деятельностью в Республике Беларусь
Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь с учетом ограничений, предусмотренных ст.19 и 20 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (ст.11 названного Закона).
Основополагающим документом, регулирующим трудовые отношения с иностранцами, не имеющими разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее - Закон о трудовой миграции).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2023 г. Закон о трудовой миграции на основании Закона от 30.12.2022 № 233-З изложен в новой редакции. |
![]() |
Справочно Трудящийся-иммигрант - иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь (абзац 11 ст.1 Закона о трудовой миграции). |
Оформление трудовых отношений с иностранными гражданами
Помимо обеспечения законности пребывания работников-иностранцев на территории Республики Беларусь, необходимо также оформление трудовых отношений с такими работниками, не имеющими разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, в соответствии с требованиями Закона о трудовой миграции.
![]() |
Справочно Наниматель Республики Беларусь - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, иностранная организация, осуществляющая наем трудящихся-иммигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь, а также физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, которым законодательством Республики Беларусь предоставлено право заключения и прекращения трудовых договоров с трудящимися-иммигрантами и которые используют труд трудящихся-иммигрантов на основании заключенных с ними трудовых договоров (абзац 8 ст.1 Закона о трудовой миграции). |
Действие Закона о трудовой миграции не распространяется на отношения, связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Республике Беларусь категорий иностранцев, перечисленных в части второй ст.2 Закона о трудовой миграции. В их числе иностранцы, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь или ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь; руководители представительств иностранных организаций и др.
Документы, которые необходимо иметь нанимателю, при трудоустройстве иностранных граждан
Что касается работников, не относящихся к вышеуказанным категориям, то для их трудоустройства нанимателю Республики Беларусь необходимо обеспечить наличие следующих документов:
1) разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, подтверждающее право нанимателя Республики Беларусь привлекать иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам (абзац 9 ст.1 Закона о трудовой миграции).
Получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы необходимо для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем 10 человек (часть первая ст.26 Закона о трудовой миграции). В указанное количество не включаются иностранцы, являющиеся высококвалифицированными работниками (абзац 3 ст.1 Закона о трудовой миграции), и иностранцы, привлекаемые в качестве руководителей коммерческих организаций, в создании которых они участвовали (в качестве собственника имущества, учредителя, участника).
![]() |
Обратите внимание! Для представительств иностранных организаций не требуется получение данного разрешения, так как число иностранцев - работников представительства не должно превышать пяти человек (п.11 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1189 (далее - Положение)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2018 г. Положение утратило силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408. Следует руководствоваться Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением № 408. |
Разрешение выдается Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь на основании документов, предусмотренных п.16.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - единый перечень).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |
Основания отказа в выдаче разрешения предусмотрены ст.27 Закона о трудовой миграции. Порядок выдачи разрешения определен Инструкцией о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24.06.2016 № 173 (далее - Инструкция о выдаче разрешения);
2) специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, подтверждающее право трудящегося-иммигранта на осуществление трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь (абзац 10 ст.1 Закона о трудовой миграции).
Получение данного документа обеспечивает наниматель. Специальное разрешение выдается нанимателю Республики Беларусь в отношении иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь (часть первая ст.29 Закона о трудовой миграции). Выдача специального разрешения осуществляется соответствующим подразделением по гражданству и миграции ГУВД Минского горисполкома или УВД облисполкома на основании документов, предусмотренных п.16.7 единого перечня. Основания отказа в выдаче специального разрешения предусмотрены ст.30 Закона о трудовой миграции. Порядок выдачи специального разрешения определен Инструкцией о выдаче разрешения. Трудящемуся-иммигранту выдается копия специального разрешения (абзац 3 части второй ст.35 Закона о трудовой миграции);
3) трудовой договор с трудящимся-иммигрантом. Заключение трудового договора на территории Республики Беларусь между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь осуществляется в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь (часть первая ст.32 Закона о трудовой миграции).
Таким образом, при заключении трудового договора с иностранцем, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, представительство иностранной организации должно соблюдать требования Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) и других актов законодательства, регулирующих трудовые отношения.
![]() |
Обратите внимание! С работником-иностранцем может быть заключен только срочный трудовой договор, в том числе контракт (ст.17 ТК). Данное требование следует из части третьей ст.32 Закона о трудовой миграции, согласно которой срок трудового договора, заключаемого между трудящимся-иммигрантом и нанимателем, не должен превышать срока действия специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении данного трудящегося-иммигранта.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.17 ТК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь.
Такой срок составляет 2 года в отношении высококвалифицированных работников и 1 год в отношении иных работников (п.16.7 единого перечня). |
В случае заключения контракта наниматель должен соблюдать требования:
• Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;
• Указа Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 марта 2020 г. Указ № 180 утратил силу на основании Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 91; |
• Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.1999 № 1476, и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. постановление № 1476 утратило силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2019 № 882. Следует руководствоваться главой 181 ТК, регулирующей труд работников, с которыми заключены контракты. |
В трудовом договоре, заключаемом на территории Республики Беларусь между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, должны быть указаны сведения и условия, предусмотренные частью второй ст.19 ТК и частью второй ст.32 Закона о трудовой миграции.
Наниматель обязан зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, заключенный на территории Республики Беларусь, в месячный срок со дня его заключения, а также изменения и (или) дополнения к нему, касающиеся указанных в абзаце 6 части второй ст.36 Закона о трудовой миграции условий, в месячный срок со дня их внесения.
Вместе с тем работа иностранца в представительстве иностранной организации возможна не только по трудовому договору, заключенному в Республике Беларусь, но и по трудовому договору, заключенному на территории иностранного государства между данным иностранцем и иностранной организацией, осуществляющей наем трудящихся-иммигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь. В этом случае заключение трудового договора осуществляется в порядке, определенном законодательством иностранного государства (часть пятая ст.32 Закона о трудовой миграции). Однако независимо от места заключения трудового договора представительство иностранной организации обязано обеспечить выполнение гарантий трудящимся-иммигрантам, предусмотренных ст.33 Закона о трудовой миграции (в частности, выплаты, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь для граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в связи с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности или их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Полномочия руководителя представительства иностранной организации в Республике Беларусь удостоверяются служебной карточкой, выдаваемой ему Министерством иностранных дел Республики Беларусь (далее - МИД). Для получения служебной карточки руководитель представительства должен представить в МИД заявление и две цветные фотографии, соответствующие его возрасту, размером 30x40 мм. Выдача служебной карточки осуществляется МИД в 10-дневный срок с даты представления заявителем указанных документов. В случае прекращения полномочий руководителя представительства оригинал служебной карточки в течение 2 рабочих дней должен быть сдан в МИД (п.16 Положения).
Прием на работу иностранцев, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь
При приеме на работу иностранцев, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, требуется соблюдать определенные ограничения.
Осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь (часть первая ст.23 Закона о трудовой миграции).
Разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь выдаются соответствующими органами по гражданству и миграции при наличии положительного заключения органа по труду, занятости и социальной защите (часть первая п.8 и часть вторая п.16 Инструкции о выдаче разрешения).
В числе оснований выдачи органом по труду, занятости и социальной защите отрицательного заключения для получения разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы указано непредставление нанимателем сведений о наличии вакансии в органы по труду, занятости и социальной защите в течение 6 календарных месяцев, предшествовавших поступлению запроса Департамента по гражданству и миграции (п.6 Инструкции о порядке и условиях выдачи заключений о возможности привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства и осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.06.2016 № 30 (далее - Инструкция о выдаче заключений)). Исключение составляет случай, когда наниматель зарегистрирован в течение этих 6 календарных месяцев.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2023 г. действует Инструкция о порядке и условиях выдачи заключения о возможности осуществления иностранным гражданином или лицом без гражданства в Республике Беларусь трудовой деятельности, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты, МВД и Минэкономики от 01.06.2023 № 15/119/14. |
В числе оснований выдачи органом по труду, занятости и социальной защите отрицательного заключения для получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь указаны (п.10 Инструкции о выдаче заключений):
1) нахождение сведений о вакансиях, заявленных нанимателем, в автоматизированной информационной системе «Общереспубликанский банк вакансий» менее 15 рабочих дней, а для нанимателя, являющегося инвестором или привлекающего иностранца - высококвалифицированного работника, - менее 7 рабочих дней, предшествовавших получению запроса подразделения по гражданству и миграции;
2) отказ нанимателя три и более раза в период нахождения в автоматизированной информационной системе «Общереспубликанский банк вакансий» вакансии, на которую привлекается иностранец, в приеме на работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам либо лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, имеющим необходимую квалификацию, которые направлены для трудоустройства управлением, комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета.
Таким образом, изложенные правовые нормы обеспечивают соблюдение преимущественного перед иностранцами, не имеющими разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, права граждан Республики Беларусь и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, на занятие вакансий.
До обращения нанимателя за получением разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь сведения о вакансиях должны быть представлены в орган по труду, занятости и социальной защите, вакансии должны быть размещены в автоматизированной информационной системе «Общереспубликанский банк вакансий» и находиться в ней в течение сроков, указанных в абзаце 3 п.10 Инструкции о выдаче заключений.
Также с учетом государственных интересов, ситуации на рынке труда Республики Беларусь и приоритетности права граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, на занятие свободных рабочих мест (вакансий) Совет Министров Республики Беларусь может устанавливать квоты на привлечение в Республику Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности на ее территории (ст.24 Закона о трудовой миграции).
12.04.2017
Елена Гадлевская, юрист