Пособие от 23.05.2016
Автор: Амельченя Ю.

Работы по модернизации помещения: определяем процедуру закупок и порядок заключения договора строительного подряда


СОДЕРЖАНИЕ

 

Стоимость работ по модернизации менее 100 000 БВ - проводим переговоры

Договор строительного подряда заключается в порядке, определенном Указом № 591 и постановлением № 88

 

Материал помещен в архив

 

РАБОТЫ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ПОМЕЩЕНИЯ: ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОЦЕДУРУ ЗАКУПОК И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

Ситуация

Коммерческая организация является заказчиком модернизации помещения (за счет собственных средств).

Согласно сметной документации стоимость работ по модернизации составит 140 млн руб.

Выполнение работ запланировано на апрель 2016 г.

1. Нужно ли для выбора подрядчика и заключения договора подряда проводить процедуру закупок и если надо, то какую процедуру?

2. Допустимо ли заключение договора строительного подряда без проведения процедуры закупок?

 

1. Необходимо провести процедуру переговоров.

2. Заключение договора строительного подряда без проведения процедуры закупок недопустимо.

Стоимость работ по модернизации менее 100 000 БВ - проводим переговоры

Правовое регулирование отношений в рассматриваемой ситуации осуществляется:

Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»;

 

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее - постановление № 88).

Проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, за исключением случаев, предусмотренных в подп.1.6 п.1 Указа № 591, и иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь, финансирование строительства которых осуществляется за счет иных (небюджетных) источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более (абзац 3 подп.1.4 п.1 Указа № 591).

Тем самым в зависимости от стоимости строительства объекта и источника финансирования строительства определяется необходимость проведения подрядных торгов.

 

Обратите внимание!

Если в рассматриваемой ситуации при модернизации требуется выполнение строительных работ, то при превышении стоимости строительства объекта на сумму в 100 000 БВ проводятся подрядные торги, а при стоимости менее 100 000 БВ - процедура переговоров.

 

Данный вывод следует из п.71 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением № 88.

Так, в случаях, когда проведение подрядных торгов (торгов) не является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных в абзацах 2 и 6 подп.1.6 п.1 Указа № 591, по выбору заказчика проводятся подрядные торги (торги) или переговоры, в том числе при размещении заказов, финансируемых за счет иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, на:

• оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 000 БВ, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 000 БВ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 000 БВ, необходимых для строительства объектов стоимостью 100 000 БВ и более;

• строительство объектов стоимостью менее 100 000 БВ, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов (подп.71.2 п.71 названного Положения).

Договор строительного подряда заключается в порядке, определенном Указом № 591 и постановлением № 88

При заключении договора строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену.

При этом договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию капитального строения (здания, сооружения) или иного объекта, а также на выполнение строительных и иных специальных монтажных работ.

Правила о договоре строительного подряда применяются к работам по капитальному ремонту капитальных строений (зданий, сооружений) и иных объектов, если иное не предусмотрено договором. Если это предусмотрено договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока (пп.1 и 2 ст.696 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Тем самым если модернизация административного здания включает в себя выполнение строительных работ, то подлежит заключению договор строительного подряда в порядке, определенном Указом № 591 и постановлением № 88.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом приведенной выше нормы полагает, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»). 

 

23.05.2016

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»