


Материал помещен в архив
РАСЧЕТ РАЗМЕРА ПЛАТЫ, ВЗИМАЕМОЙ С УЧАЩИХСЯ АВТОШКОЛ ДЛЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ СТОИМОСТИ ТОПЛИВА, ИЗРАСХОДОВАННОГО В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ УПРАВЛЕНИЮ МЕХАНИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ
Как известно, в автошколах стоимость топлива, израсходованного в процессе проведения практических занятий по обучению управлению механическим транспортным средством (далее - автомобиль, МТС), взимается с учащихся отдельно от стоимости обучения в автошколе, закрепленной в прейскуранте. Рассмотрим порядок расчета размера этого отдельно взимаемого платежа.
Стоимость топлива возмещается учащимися в соответствии с порядком, закрепленным в Инструкции о порядке оплаты и учета расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 06.06.2007 № 34 (далее - Инструкция № 34).
В соответствии с п.2 Инструкции № 34 размер, условия и сроки оплаты автомобильного топлива, используемого при обучении управлению автомобилем, определяются учебной организацией и отражаются в договоре на оказание услуг по подготовке (переподготовке) водителей МТС, заключаемом с физическим лицом или организацией (далее - заказчик), с учетом требований Инструкции № 34.
Оплата расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению автомобилем, производится заказчиком до начала занятий путем внесения предоплаты в кассу учебной организации либо на ее расчетный счет.
Размер предоплаты устанавливается исходя из расчетного расхода автомобильного топлива, используемого на проведение полного курса практических занятий по управлению автомобилем по соответствующей программе подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей МТС (далее - расчетный расход автомобильного топлива), и его стоимости на момент подписания договора.
Расчетный расход автомобильного топлива определяется на основании расчетной нормы пробега учебного транспортного средства, приведенной в приложении 1 к Инструкции № 34, и установленной нормы расхода топлива на конкретную марку и модель (модификацию) учебного транспортного средства.
Норма расхода топлива на конкретную марку и модель (модификацию) учебного транспортного средства рассчитывается учебной организацией на основе линейных норм расхода топлива, утверждаемых в установленном порядке Министерством транспорта и коммуникаций РБ (в т.ч. постановлением Минтранса РБ от 06.01.2012 № 3), с соблюдением указаний Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее - Инструкция № 141).
Например, подп.10.7 п.10 Инструкции № 141 рекомендовано повышать норму расхода топлива при эксплуатации автомобиля, задействованного в обучении управлению МТС по улицам города или населенного пункта, не более чем на 20 % (примечание).
По окончании полного курса обучения учебной организацией производится перерасчет оплаты расхода автомобильного топлива по его фактическому расходу, а также с учетом изменений стоимости автомобильного топлива за период обучения (п.7 Инструкции № 34).
Фактический расход автомобильного топлива определяется по данным путевых листов учебного транспортного средства, оформляемых по форме 9, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 05.06.2001 № 12. Учет фактического расхода автомобильного топлива за время проведения практических занятий с каждым учащимся ведется в сводной ведомости учета фактического расхода топлива по форме, приведенной в приложении 2 к Инструкции № 34. Данные этой сводной ведомости используются учебной организацией для выполнения перерасчета по окончании полного курса обучения.
Рассмотрим порядок расчета количества и стоимости топлива, необходимого для проведения полного курса практических занятий по управлению автомобилем, на условном примере.
![]() |
Автошкола осуществляет подготовку водителей категории «В». Исходя из количества учебных часов практических занятий по соответствующей программе подготовки водителей, средней скорости учебной езды на автодроме, а также на учебных маршрутах на дорогах общего пользования расчетная норма пробега учебного транспортного средства для транспортных средств категории «В» утверждена в размере 670 км (см. приложение 1 к Инструкции № 34). Автошкола обучает учащихся практическому вождению на автомобилях Citroen Xantia 1,6i с линейной нормой расхода топлива 8 л на 100 км (согласно Нормам расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование, утвержденным постановлением Минтранса РБ от 06.01.2012 № 3). Для заправки автомобилей используется бензин марки АИ-92, цена 1 л которого на момент заключения договора с учащимся равна 6 650 руб. В связи с учебной ездой на улицах города норма расхода топлива повышена распоряжением руководителя автошколы на 20 %. С учетом этого повышения норма расхода топлива составляет 9,6 л на 100 км. При таких исходных данных размер предоплаты рассчитывается следующим образом: 6 650 х 670 х 9,6 / 100 = 427 728 руб., с учетом округления - 427 730 руб. |
Ниже показан порядок осуществления перерасчета по окончании полного курса обучения суммы возмещения стоимости автомобильного топлива, использованного при обучении управлению автомобилем, с учетом фактического расхода, а также изменения стоимости автомобильного топлива в период обучения.
![]() |
Пример 2 Исходные данные те же, что и в примере 1. При этом по окончании полного курса обучения практическому вождению согласно данным сводной ведомости фактический пробег автомобиля по одному из учащихся составил 650 км. В такой ситуации сумма денежных средств, которую автошкола должна вернуть данному учащемуся по итогам перерасчета, составляет: (670 - 650) х 6 650 х 9,6 / 100 = 12 768 руб., с учетом округления - 12 770 руб. |
Как следует из п.8 Инструкции № 34, в случае превышения расчетного расхода автомобильного топлива над фактическим расходом, использованным при обучении, учебная организация в 5-дневный срок возвращает разницу в стоимости расхода автомобильного топлива заказчику.
![]() |
Пример 3 Исходные данные те же, что и в примере 1. При этом по окончании полного курса обучения практическому вождению согласно данным сводной ведомости фактический пробег автомобиля по одному из учащихся составил 700 км. При этом 250 км из этого пробега автомобиль проехал на топливе, приобретенном по более высокой цене (7 000 руб. за 1 л). В такой ситуации доплата, которую учащийся должен внести по итогам перерасчета, составляет: ((700 - 670) х 7 000 + (250 - (700 - 670)) х (7 000 - 6 650)) х 9,6 / 100 = (210 000 + 77 000) х 9,6 / 100 = 27 552 руб., с учетом округления - 27 550 руб. |
На основании п.8 Инструкции № 34 в случае превышения фактического расхода автомобильного топлива, использованного при обучении, над расчетным расходом, а также при увеличении цены автомобильного топлива за период обучения управлению автомобилем заказчик в 5-дневный срок производит доплату стоимости автомобильного топлива.
Примечание. При этом не применяется повышение нормы расхода топлива в зависимости от численности населения в городе, а также при эксплуатации автомобиля по свежеотсыпанному полотну при строительстве дорог или движущегося со скоростью до 20 км/ч.
03.09.2012 г.
Сергей Шкирман, экономист