


Материал помещен в архив
РАСЧЕТ ТАРИФА ЗА ПЕРЕВОЗКУ ПАССАЖИРОВ В РЕГУЛЯРНОМ МЕЖДУГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ
Основополагающий документ, регулирующий вопросы ценообразования в Республике Беларусь, - Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72).
Основные условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров определены Законом РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее - Закон № 278-З).
Правила автомобильных перевозок пассажиров утверждены постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972 (далее - Правила № 972).
Для правильного применения норм Указа № 72 в организациях автомобильного транспорта следует грамотно применять действующие понятия и термины.
Так, Законом № 278-З определено, что:
• пассажир - физическое лицо, не причастное к управлению транспортным средством и перевозимое в нем на основании договора автомобильной перевозки пассажира либо договора фрахтования;
• автомобильный перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие в соответствии с законодательством право на выполнение автомобильных перевозок и выполняющие такие перевозки;
• междугородные внутриобластные автомобильные перевозки - автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются в пределах административных границ области Республики Беларусь;
• междугородные межобластные автомобильные перевозки - автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются по территориям 2 и более областей Республики Беларусь.
Правилами № 972 определено, что:
• автомобильные перевозки пассажиров в обычном регулярном сообщении - автомобильные перевозки, предусматривающие посадку-высадку пассажиров на всех остановочных пунктах маршрута;
• автомобильные перевозки пассажиров в скоростном регулярном сообщении - автомобильные перевозки, предусматривающие посадку-высадку пассажиров на меньшем числе остановочных пунктов маршрута по сравнению с перевозкой по этому же маршруту в обычном регулярном сообщении;
• автомобильные перевозки пассажиров в экспрессном регулярном сообщении - перевозки, предусматривающие посадку-высадку пассажиров на значительно меньшем числе остановочных пунктов маршрута по сравнению с перевозкой по этому же маршруту в обычном регулярном сообщении, в т.ч. перевозки без промежуточных остановок.
В соответствии с государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1487-2004 «Перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 31.05.2004 № 23, автобусом считается пассажирский автомобиль с числом мест для сидения более 9, включая место водителя.
Кроме того, для накопления и систематизации исходных данных, используемых для расчета тарифов, необходимо наличие в организации определенных документов, связанных с перевозкой.
Маршрут - это установленный путь следования транспортного средства между определенными пунктами (п.2 Правил № 972).
Автомобильная перевозка пассажиров в регулярном сообщении выполняется по маршруту, определенному в договоре об организации автомобильных перевозок пассажиров.
На каждый маршрут городских, пригородных или междугородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении до начала их выполнения должен быть оформлен паспорт маршрута автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении (далее - паспорт маршрута) по форме, утверждаемой Министерством транспорта и коммуникаций РБ.
Паспорт маршрута - документ, содержащий общую характеристику маршрута, дорожных и иных условий движения транспортных средств по маршруту и подтверждающий их соответствие требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения.
Сведения, содержащиеся в паспорте маршрута, являются необходимыми для расчета тарифов.
Использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки пассажиров оформляется путевым листом по форме, установленной в соответствии с законодательством.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. субъектам хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности разрешено выполнять автомобильные перевозки без оформления путевых листов (подп.4.5 п.4 Декрета Президента РБ от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). |
С 29 августа 2012 г. при выполнении автомобильной перевозки пассажиров применяются путевые листы, форма которых установлена постановлением Минтранса РБ от 29.03.2012 № 25.
Путевой лист предназначен для накопления и систематизации информации о показателях работы автомобиля и водителей, для осуществления расчетов за перевозки и формирования статистической отчетности.
Инструкцией о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утвержденной указанным постановлением, установлено, что реквизиты, по которым информация отсутствует или не ведется учет, могут не заполняться. В путевые листы допускается вносить необходимую организации дополнительную информацию (реквизиты), не предусмотренную названной Инструкцией, которая не должна препятствовать прочтению иных записей.
В каждой организации ввиду различных условий работы могут иметь место свои особенности в порядке оформления и заполнения путевых листов, а также учета горюче-смазочных материалов. Поэтому каждая организация, учитывая специфику своей деятельности, должна самостоятельно разработать и утвердить порядок оформления путевых листов и учета горюче-смазочных материалов, обеспечивающий наличие необходимых организации данных.
Автомобильные перевозки пассажиров могут выполняться в регулярном или нерегулярном сообщении
Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении - это систематические автомобильные перевозки пассажиров, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств с установленными началом и окончанием работы по определенным маршрутам с местами посадки и высадки пассажиров, оборудованными в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
По договору автомобильной перевозки пассажира автомобильный перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу. Пассажир, если иное не предусмотрено законами и актами Президента РБ, обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.
Договор автомобильной перевозки пассажира в регулярном сообщении - публичный. Заключение договора автомобильной перевозки пассажира удостоверяется билетом или иным документом, предусмотренным законодательством, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.
При перевозке пассажиров используются регулируемые и свободные тарифы
Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении транспортом общего пользования оплачиваются пассажирами по тарифам, регулируемым в соответствии с законодательством о ценообразовании, за исключением отдельных категорий граждан, которым предоставляются в соответствии с законами и актами Президента РБ льготы по оплате проезда.
![]() |
Справочно Перечень категорий граждан, имеющих право на льготный проезд, определен Законом РБ от 14.06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». |
При междугородных автомобильных перевозках для совершения поездок пассажиров, имеющих право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте, льготные билеты оформляются исходя из установленных тарифов и размера льготы.
В целях оказания помощи организациям по формированию тарифов на автомобильные перевозки в системе Министерства транспорта и коммуникаций РБ разработаны и действуют:
• Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости, работ, услуг в организациях автомобильного, воздушного и внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, утвержденные приказом Минтранса РБ от 21.06.2011 № 304-Ц;
• методические рекомендации по расчету тарифов на автомобильные перевозки грузов и пассажиров в Республике Беларусь, утвержденные приказом Минтранса РБ от 23.04.2013 № 158-Ц (далее - методические рекомендации по расчету тарифов).
Регулируемые тарифы
Тарифы на городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении относятся к регулируемым тарифам (согласно приложению 1 к Указу № 72). Регулирование этих тарифов осуществляют областные и Минский городской исполнительные комитеты (по согласованию с Министерством экономики РБ).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. раздел «Министерство экономики» перечня , определенного в приложении 1 к Указу № 72, на основании Указа Президента РБ от 03.06.2016 № 188 исключен. С этой даты областными и Минским городским исполнительными комитетами (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли) утверждены тарифы на городские перевозки пассажиров и ручной клади всеми видами транспорта (за исключением железнодорожного) в регулярном сообщении и пригородные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении (абзац 4 раздела «Облисполкомы и Минский горисполком» приложения 1 к Указу № 72 с изменениями, внесенными Указом № 188). |
Порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых согласно Указу № 72, установлен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111 (далее - Инструкция № 111).
Отпускные тарифы на транспортные услуги определяются организациями на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию этих услуг, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).
Плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг), на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров (работ, услуг). При отсутствии раздельного учета затрат по видам товаров (работ, услуг) затраты распределяются в соответствии с учетной политикой.
Затраты рассчитываются по нормам (нормативам), утверждаемым производителем самостоятельно, если иное не установлено законодательством (п.4 Инструкции № 111).
При формировании регулируемых тарифов организации обязаны обосновывать их экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат: материальных, трудовых, накладных и пр.) (п.6 Инструкции № 111).
Свободные тарифы
Тарифы на междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении относятся к свободным тарифам, т.е. формируются перевозчиком с учетом конъюнктуры рынка.
Свободные тарифы на перевозки также определяются организациями на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию этих услуг, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка. Затраты рассчитываются по нормам и нормативам.
Отличие в формировании свободных тарифов от регулируемых заключается в том, что при свободном ценообразовании не устанавливаются какие-либо ограничения по уровню этих тарифов. При формировании свободных тарифов необязательно также наличие их экономического обоснования (подп.2.3 п.2 Указа № 72).
Исходные данные для формирования тарифов
Тарифы на междугородные внутриобластные и межобластные автомобильные перевозки пассажиров автобусами в регулярном сообщении устанавливаются перевозчиком за 1 км проезда пассажира в зависимости от вида сообщения (обычное, скоростное или экспрессное) и при введении дополнительных рейсов, а также типа используемых автобусов (общего типа или с мягкими откидными сиденьями).
При расчете тарифов на междугородные автомобильные перевозки пассажиров также учитывается расстояние подачи автобусов (нулевой пробег).
Расстояние подачи подвижного состава (нулевой пробег) - это расстояние:
• от места хранения автомобильного транспортного средства до места прохождения предрейсового медицинского освидетельствования водителей, контроля технического состояния подвижного состава и выпуска на линию в случае их несовпадения;
• от места выпуска на линию до первого места погрузки (начального пункта маршрута, указанного в договоре (заявке), паспорте маршрута);
• от последнего места разгрузки (конечного пункта маршрута, указанного в договоре (заявке), паспорте маршрута) до места хранения.
Подвижной состав должен быть подан заказчику по кратчайшему, открытому для движения маршруту, определяемому в соответствии с рекомендуемыми нормами расстояний перевозок пассажиров и грузов между населенными пунктами Республики Беларусь, утвержденными приказом Минтранса РБ от 12.04.2012 № 175-Ц.
В качестве исходных данных для расчета тарифов на междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении служат договор об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, паспорта маршрутов автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, расписания движения автобусов и технико-экономические показатели работы подвижного состава перевозчика.
Пример расчета тарифа на междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении
Порядок расчета тарифов на междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении установлен главой 3 методических рекомендаций по расчету тарифов. Рассмотрим на примере расчет тарифов за перевозку пассажиров в регулярном междугородном автомобильном сообщении.
Исходные данные для расчета тарифа
Исходные данные следующие:
1) марка и модель автомобиля:
- автобус МАЗ 152-062 (количество мест для сидения nномин = 45 мест);
- МАЗ 256-070 (nномин = 25 мест);
- Радимич А-09202 (nномин = 21 мест);
2) перевозчик обслуживает 2 обычных и 1 скоростной маршрут междугородных перевозок (nмарш = 3):
маршрут 1:
- обычное регулярное сообщение, его обслуживают МАЗ 152-062, Радимич А-09202, рейсы выполняются по понедельникам, пятницам, воскресеньям;
- протяженность (Lp1) - 212 км;
- расстояние подачи по маршруту 1 (Lп1) - 4 км;
- время за рейс (tp1) - 4,23 ч;
маршрут 2:
- обычное регулярное сообщение, его обслуживают Радимич А-09202, МАЗ 256-070, рейсы выполняются ежедневно;
- протяженность (Lp2) - 87 км;
- расстояние подачи по маршруту 2 (Lп2) - 7 км;
- время за рейс (tp2) - 1,417 ч;
маршрут 3:
- скоростное регулярное сообщение, его обслуживают МАЗ 152-062, МАЗ 256-070, рейсы выполняются по пятницам, субботам, воскресеньям;
- протяженность (Lp3) - 105 км;
- расстояние подачи по маршруту 3 (Lп3) - 5 км;
- время за рейс (tp3) - 1,79 ч;
3) линейная норма расхода топлива (Nл) на автобусы (согласно приложению 1 к постановлению Минтранса РБ от 06.01.2012 № 3):
- МАЗ 152-062 - 31,0 л/100 км (дизель);
- МАЗ 256-070 - 17,5 л/100 км (дизель);
- Радимич А-09202 - 18,6 л/100 км (дизель);
4) норма расхода топлива на работу специального оборудования (автономных отопителей) на 1 ч:
- МАЗ 152-062 - 2,0 л/100 км (дизель);
- МАЗ 256-070 - 4,0 л/100 км (дизель);
5) стоимость 1 л дизельного топлива (Цт) (по состоянию на 1 июля 2013 г.) - 6 667 руб. (без учета налога на добавленную стоимость, уплаченного при его приобретении);
6) фактический объем перевозок (Qфакт) - 36,4 тыс.пас.;
7) фактический пассажирооборот (Pфакт) - 2 561,7 тыс.пас./км;
8) средний доход - 378,8 млн.руб.;
9) стоимость 1 комплекта автомобильных шин:
- МАЗ 152-062 - 2 781 950 руб. (без НДС);
- МАЗ 256-070 - 1 278 940 руб. (без НДС);
- Радимич А-09202 - 1 278 940 руб. (без НДС);
10) количество шин:
- МАЗ 152-062 - 6 шин;
- МАЗ 256-070 - 6 шин;
- Радимич А-09202 - 6 шин;
11) временная эксплуатационная норма пробега 1 шины до списания:
- МАЗ 152-062 - 116 000 км;
- МАЗ 256-070 - 91 000 км;
- Радимич А-09202 - 104 000 км;
12) 12) индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения на момент расчета затрат (на 1 июля 2013 г.) нарастающим итогом к декабрю 2011 г. по данным Национального статистического комитета РБ (далее - Белстат) составил 124,8 % (в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. - 118,5 %, в июне 2013 г. по сравнению с декабрем 2012 г. - 105,3 %);
13) пробег автобусов с начала эксплуатации:
- МАЗ 152-062 - 320 тыс.км;
- МАЗ 256-070 - 370 тыс.км;
- Радимич А-09202 - 150 тыс.км;
14) нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт по статье «заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих» (без начислений):
- МАЗ 152-062 - 224,3;
- МАЗ 256-070 - 134,2;
- Радимич А-09202 - 112,6;
15) нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт по статье «материальные затраты»:
- МАЗ 152-062 - 581 694 руб.;
- МАЗ 256-070 - 347 331 руб.;
- Радимич А-09202 - 187 719 руб.;
16) нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт по статье «смазочные материалы»:
- МАЗ 152-062 - 6,6 % (к затратам на топливо);
- МАЗ 256-070 - 5,89 % (к затратам на топливо);
- Радимич А-09202 - 5,4 % (к затратам на топливо);
17) срок полезного использования автобусов:
- МАЗ 152-062 - 10 лет;
- МАЗ 256-070 - 9 лет;
- Радимич А-09202 - 9 лет;
18) амортизационная стоимость автобуса:
- МАЗ 152-062 - 950 461,3 тыс.руб.;
- МАЗ 256-070 - 330 154,5 тыс.руб.;
- Радимич А-09202 - 386 559,8 тыс.руб.;
19) продолжительность обеденного перерыва водителя (tобед) - 1 ч;
20) коэффициент сменности водителей (Ксм) - 1;
21) тарифная ставка 1-го разряда в организации (Т1) - 410 000 руб.;
22) кратный размер тарифной ставки 1-го разряда водителя (TК):
- МАЗ 152-062 - 2,85;
- МАЗ 256-070 - 2,63;
- Радимич А-09202 - 2,53;
23) повышение тарифной ставки, установленное в положении об оплате труда организации (Кпов), - 10 %, дополнительная мера стимулирования труда, предусмотренная контрактом (КК), - 20 %;
24) коэффициент, учитывающий выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, резерв на оплату очередных отпусков, компенсацию за неиспользованный отпуск (если резерв создается) и иные выплаты, предусмотренные в организации (КЗП), - 1,8.
Расчет технико-эксплуатационных показателей
Расчет тарифа начинается с определения показателей транспортной работы. Подробно рассмотрим расчет технико-эксплуатационных показателей и тарифов.
При расчете тарифов используем средние сложившиеся у перевозчика технико-экономические показатели за период, предшествующий расчетному. В качестве периода для расчета принят календарный год.
Перевозчиком аналитический учет объемов транспортной работы по каждому маршруту не ведется.
Средняя длина поездки пассажира в целом по междугородным перевозкам (lпасс) на основании фактических отчетных данных за предыдущий год составит:
lпасс = Pфакт / Qфакт = 2 561,7 / 36,4 = 70,4 км.
Средняя длина поездки пассажира (lпасс1марш) на маршруте 1 определяется:
lпасс 1марш = lпасс х nмарш х Lp1 / ∑ Lpi = 70,4 х 3 х 212 / 212 + 87 + 105 = 110,8 км. |
Маршрут 1 по дням недели обслуживают автобусы МАЗ 152-062, Радимич А-09202 различной вместимости.
Количество рейсов, осуществляемых автобусом Радимич А-09202 за год (np11) на маршруте 1, в соответствии с утвержденным расписанием движения (2 дня в неделю по 2 рейса в день) и исходя из 52 (в среднем) недель в году составит 208 (52 х 4).
![]() |
Справочно Рейс - одна ездка транспортного средства от начального до конечного пункта маршрута в прямом или обратном направлении. |
Количество рейсов, осуществляемых автобусом МАЗ 152-062 за год (np12) на маршруте 1, в соответствии с утвержденным расписанием движения (1 день в неделю по 2 рейса в день) составит 104 (52 х 2).
Пробег автобуса Радимич А-09202 на маршруте 1 за год (Lмарш 11) составит:
Lмарш 11 = np11 x Lp1 = 208 х 212 = 44 096 км.
Пробег автобуса МАЗ 152-062 на маршруте 1 за год (Lмарш 12) составит:
Lмарш 12 = np12 x Lp1 = 104 х 212 = 22 048 км.
Общий пробег автобуса Радимич А-09202 на маршруте 1 за год (Lаобщ 11) составит:
Lаобщ 11 = Lмарш 11 + Lп1 х А11 х Дp11 = 44 096 + 4 х 1 х 104 = 44 512 км,
где А11 - количество автобусов с одинаковыми техническими характеристиками, обслуживающих маршрут 1 (в нашем примере равно 1);
Др11 - дни работы автобуса Радимич А-09202 на маршруте 1 за год с учетом периодичности выполнения перевозок по дням недели в соответствии с утвержденным расписанием (Др11 = 52 х 2 = 104).
Общий пробег автобуса МАЗ 152-062 на маршруте 1 за год (Lаобщ 12) при А12 = 1, Др12 = 52 составит:
Lаобщ 12 = Lмарш 12 + Lп1 х А12 х Дp12 = 22 048 + 4 х 1 х 52 = 22 256 км.
Количество пассажиров, которых возможно перевезти по маршруту 1:
Qплан 1марш = ∑ np1j x qномин 1j = 208 х 21 + 104 х 45 = 9 048 чел. |
j |
Количество пассажиров, которых возможно перевезти по всем маршрутам суммарно с учетом утвержденных расписаний:
Qплан = ∑ Qплан iмарш = 9 048 + 16 536 + 9 880 = 35 464 чел. |
i |
В связи с отсутствием данных аналитического учета объемов транспортной работы по каждому маршруту на основании фактических отчетных данных за прошлый год в целом по междугородным перевозкам определяется коэффициент наполнения (статический коэффициент вместимости) автобусов (X). Указанный коэффициент является отношением фактического объема перевозок пассажиров к плановому объему на конкретном маршруте. Величину статического коэффициента вместимости автобусов рекомендуется принимать в расчетах тарифов не ниже 0,6.
X = Qфакт / Qплан = 36,4 / 35,464 = 1,0.
Планируемый пассажирооборот, выполняемый автобусом Радимич А-09202 на маршруте 1, за год составит:
Pплан 11марш = np11 x qномин 11 x lпасс 1марш х Х = 208 х 21 х 110,8 х 1 = 483 974 пас.-км.
Планируемый пассажирооборот, выполняемый автобусом МАЗ 152-062 на маршруте 1, за год составит:
Pплан 12марш = np12 x qномин 12 x lпасс 1марш х Х = 104 х 45 х 110,8 х 1 = 518 544 пас.-км.
Планируемый на маршруте 1 пассажирооборот составит:
Pплан 1марш = ∑ Pплан 1jмарш = 483 974 + 518 544 = 1 002 518 пас.-км. |
j |
Суммарный планируемый пассажирооборот по междугородным перевозкам в целом составит:
Pплан = ∑ Pплан kсообщ = 1 002 518 + 752 388 + 542 412 = 2 297 318 пас.-км. |
k |
![]() |
Обратите внимание! Если полученный суммарный планируемый пассажирооборот ниже фактического, то его следует принимать не ниже фактического. При этом рассчитанный ранее планируемый пассажирооборот по каждому автобусу на маршруте корректируется. |
Поскольку в нашем примере рассчитанный планируемый пассажирооборот по междугородным перевозкам в целом получился ниже фактического за прошлый год (соответственно 2 297,318 тыс.пас.-км и 2 561,7 тыс.пас.-км), то показатели планируемого пассажирооборота пропорционально пересчитываются.
Скорректированный планируемый пассажирооборот, выполняемый автобусом Радимич А-09202 на маршруте 1, составит:
Pплан 11марш = 483 974 х 2 561,7 / 2 297,318 = 539 671 пас.-км.
Скорректированный планируемый пассажирооборот, выполняемый автобусом МАЗ 152-062 на маршруте 1, составит:
Pплан 12марш = 518 544 х 2 561,7 / 2 297,318 = 578 220 пас.-км.
Скорректированный планируемый на маршруте 1 пассажирооборот составит:
Pплан 1марш = ∑ Pплан 1jмарш = 539 671 + 578 220 = 1 117 891 пас.-км. |
j |
Скорректированный пассажирооборот по междугородным перевозкам в целом:
Pплан = ∑ Pплан kсообщ = 1 117 891 + 838 975 + 604 834 = 2 561 700 пас.-км. |
k |
Расчет затрат на перевозки
После расчета технико-эксплуатационных показателей следует произвести расчет затрат перевозок.
Затраты междугородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении определяются как сумма по следующим калькуляционным статьям:
• заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок (заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих может включаться в статью «Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава», заработная плата руководителей, специалистов и служащих - в статью «Общехозяйственные расходы»);
• налоги и отчисления от средств на оплату труда;
• топливо;
• смазочные и другие эксплуатационные материалы;
• ремонт автомобильных шин;
• ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;
• амортизация основных средств и нематериальных активов;
• общехозяйственные расходы;
• налоги и платежи, включаемые в себестоимость (предусмотренные действующим законодательством).
Затраты на оплату труда
Затраты на оплату труда определяются по формуле:
SЗП = SВЗП + SРЗП + SСЗП. |
Заработная плата водителей на маршруте 1 определяется исходя из необходимого количества водителей на данном маршруте (nв1j). Указанное количество определяется с учетом:
1) времени за рейс (tp1). В соответствии с утвержденным расписанием движения оно составляет 4,23 ч;
2) подготовительно-заключительного времени (tп-з) - определяется в соответствии с п.9 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденного постановлением Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82, согласно которому продолжительность работы водителя автомобиля на линии (маршруте) должна быть на 25 мин меньше продолжительности рабочей смены водителя. Эти 25 мин (0,417 ч) представляют собой подготовительно-заключительное время, необходимое для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а также время проведения предрейсового медицинского осмотра;
3) времени на подачу автобуса (tп1) - рассчитывается как отношение расстояния подачи к расчетной скорости движения автобуса, которая определяется в соответствии с Рекомендациями по установлению норм времени на единицу транспортной работы, утвержденными приказом Минтранса РБ от 19.07.2012 № 391-Ц (далее - приказ № 391-Ц).
В соответствии с таблицей 2 приложения 1 к названным Рекомендациям расчетная скорость движения автомобиля при работе в населенных пунктах для магистральных улиц районного значения в стесненных условиях составляет 50 км/ч.
Время на подачу автомобиля составит:
tп = Lп1 / VТ1 = 4 / 50 = 0,08 (ч);
4) численности водителей, находящихся в резерве (рассчитывается исходя из времени рейсов, их количества по расписанию, количества смен и времени обеденного перерыва);
5) расчетной нормы рабочего времени на текущий календарный год при полной норме его продолжительности, устанавливаемой Министерством труда и социальной защиты РБ для организаций с соответствующим режимом рабочего времени. Так, постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 17.09.2012 № 98 (далее - постановление № 98) расчетная норма рабочего времени на 2013 г. для 5-дневной рабочей недели составляет 2 008 ч.
Необходимое количество водителей на маршруте 1 для автобуса Радимич А-09202 составит:
nВв11 = tp1 x np11 + A11 x Дp11 x (Kсм х tобед + tп-з + tп1) / Гф = 4,23 х 208 + 1 х 104 х (1 х 1 + 0,417 + 0,08) / 2 008 = 0,52 чел.
Необходимое количество водителей на маршруте 1 для автобуса МАЗ 152-062 составит:
nВв12 = tp1 x np12 + A12 x Дp12 x (Kсм х tобед + tп-з + tп1) / Гф = 4,23 х 104 + 1 х 52 х (1 х 1 + 0,417 + 0,08) / 2 008 = 0,26 чел.
Общая сумма заработной платы водителей автобуса Радимич А-09202 на маршруте 1 составит:
SВЗП11 = nВв11 х nмес х T1 х TK11 х (Kпов + KK) x KЗП = 0,52 х 12 х 410 000 х 2,53 х (1,1 + 0,2) х 1,8 = 15 146 240 руб.
Общая сумма заработной платы водителей автобуса МАЗ 152-062 на маршруте 1 составит:
SВЗП12 = nВв12 х nмес х T1 х TK12 х (Kпов + KK) x KЗП = 0,26 х 12 х 410 000 х 2,85 х (1,1 + 0,2) х 1,8 = 8 530 985 руб.
Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих определяется исходя из норм затрат на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих на 1 000 км пробега по формуле:
SPЗП ij = NЗПij х Т1 / Мф х Lобщij / 1 000. |
Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств утверждены приказом № 391-Ц (далее - Нормы затрат № 391-Ц).
Согласно исходным данным и расчетам, произведенным ранее:
• общий пробег автобуса Радимич А-09202 на маршруте 1 за год составляет 44 512 км; автобуса МАЗ 152-062 - 22 256 км;
• тарифная ставка 1-го разряда, действующая в организации, - 410 000 руб.;
• среднемесячная расчетная норма рабочего времени на 2013 г. (Мф) - 167,3 ч (согласно постановлению № 98).
Норма затрат на техническое обслуживание и ремонт автобуса Радимич А-09202 по статье «заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих» (без начислений) в диапазоне пробега с начала эксплуатации 101-300 тыс.км в соответствии с таблицей 3 приказа № 391-Ц составляет 112,6; автобуса МАЗ 152-062 в диапазоне пробега с начала эксплуатации 301-500 тыс.км - 224,3.
Таким образом, заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих для автобуса Радимич А-09202 на маршруте 1 будет составлять:
SPЗП11 = NЗП11 х Т1 / Мф х Lобщ11 / 1 000 = 112,6 х 410 000 / 167,3 х 44 512 / 1 000 = 12 282 971 руб.
Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих для автобуса МАЗ 152-062 на маршруте 1:
SPЗП12 = NЗП12 х Т1 / Мф х Lобщ12 / 1 000 = 224,3 х 410 000 / 167,3 х 22 256 / 1 000 = 12 233 882 руб.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 июля 2014 г. таблица 3 приказа № 391-Ц изложена в новой редакции приказом Минтранса РБ от 18.07.2014 № 279-Ц. |
Заработная плата служащих рассчитывается от заработной платы водителей путем применения коэффициента, который учитывает, какая доля заработной платы служащих приходится на рубль заработной платы водителей. Указанный коэффициент рассчитывается по методике, установленной учетной политикой организации.
Если организация занимается только перевозками пассажиров, то указанный коэффициент определяется прямым счетом, т.е. отношением заработной платы служащих к заработной плате водителей за период, предшествующий расчетному.
Но если организация осуществляет или планирует осуществлять различные виды деятельности и (или) перевозки, и учетной политикой не предусмотрен порядок распределения косвенных расходов по видам деятельности (перевозок), то в этом случае указанный коэффициент рассчитывается следующим образом:
1) определяется удельный вес выручки от перевозок в общей сумме выручки по организации (например, за 2012 г. он составил 15,2 %);
2) определяется сумма заработной платы служащих, относящейся на соответствующий вид перевозок.
Условимся, что сумма заработной платы служащих в целом по организации за 2012 г. - 48 970 500 руб. Следовательно, сумма заработной платы служащих, относящейся на соответствующий вид перевозок, составит: 48 970 500 х 15,2 / 100 = 7 443 516 руб.;
3) определяется коэффициент заработной платы служащих, приходящийся на 1 руб. заработной платы водителей.
Примем, что сумма заработной платы водителей за 2012 г. - 13 533 665 руб. Заработная плата водителя на планируемый период для автобуса Радимич А-09202 на маршруте 1 в соответствии с произведенными выше расчетами - 15 146 240 руб.; для автобуса МАЗ 152-062 на маршруте 1 - 8 530 985 руб. Следовательно, коэффициент будет равен: 7 443 516 / 13 533 665 = 0,55.
Заработная плата служащих для автобуса Радимич А-09202 на маршруте 1 составит:
SСЗП11 = SВЗП11 х КС = 15 146 240 х 0,55 = 8 330 432 руб.
Заработная плата служащих для автобуса МАЗ 152-062 на маршруте 1 составит:
SСЗП12 = SВЗП12 х КС = 8 530 985 х 0,55 = 4 692 042 руб.
Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок автобусом Радимич А-09202 на маршруте 1 составит:
SЗП11 = SВЗП11 + SРЗП11 + SСЗП11 = 15 146 240 + 12 282 971 + 8 330 432 = 35 759 643 руб.
Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок автобусом МАЗ 152-062 на маршруте 1 составит:
SЗП12 = SВЗП12 + SРЗП12 + SСЗП12 = 8 530 985 + 12 233 882 + 4 692 042 = 25 456 909 руб.
Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок по маршруту 1 составит:
SЗП1 = SЗП11 + SЗП12 = 35 759 643 + 25 456 909 = 61 216 552 руб.
Отчисления на социальные нужды
В статью «Отчисления на социальные нужды» включаются обязательные страховые взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (34 %) и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (0,7 %) в соответствии с законодательством.
Отчисления на социальные нужды от средств на оплату труда по автобусу Радимич А-09202 на маршруте 1 составят:
Sосс11 = SЗП11 х Х / 100 = 35 759 643 х 34 + 0,7 / 100 = 12 408 596 руб.
Отчисления на социальные нужды от средств на оплату труда по автобусу МАЗ 152-062 на маршруте 1 составят:
Sосс12 = SЗП12 х Х / 100 = 25 456 909 х 34 + 0,7 / 100 = 8 833 547 руб.
Отчисления на социальные нужды от средств на оплату труда по маршруту 1 составят:
Sосс1 = Sосс11 + Sосс12 = 12 408 596 + 8 833 547 = 21 242 143 руб.
Прямые материальные затраты
В состав прямых материальных затрат включается стоимость израсходованного на перевозки топлива, смазочных и других эксплуатационных материалов; затраты на ремонт автомобильных шин, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава.
Затраты на автомобильное топливо определяются исходя из расхода топлива в зависимости от пробега, выполненной транспортной работы, стоимости топлива. Расход топлива на плановое задание рассчитывается исходя из линейных норм расхода топлива (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ) на 100 км пробега, установленных повышений (понижений) норм и дополнительного расхода топлива в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12. 2008 № 141 (далее - Инструкция № 141).
Линейная норма расхода топлива для автобуса Радимич А-09202 - 18,6 л/100 км (дизель); автобуса МАЗ 152-062 - 31,0 л/100 км (дизель) (согласно постановлению Минтранса РБ от 06.01.2012 № 3).
В соответствии с Инструкцией № 141:
• коэффициент, учитывающий дополнительный расход топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности, составляет не более 0,5 % от общего расхода топлива, потребляемого эксплуатируемыми автомобилями при отсутствии экономии: Кг = 1,005 (п.24);
• коэффициент корректировки линейных норм расхода топлива (Кт) в зависимости от дорожных и прочих условий в данном случае составит 0,9, так как перевозка осуществляется по загородным дорогам (п.12).
Поскольку в автобусе МАЗ 152-062 установлено специальное оборудование - автономный отопитель салона Webasto Typ 268.07, произведем расчет дополнительного расхода на топливо и на это оборудование.
Затраты на дизельное топливо для работы специального оборудования в данном случае определяются исходя из усредненной нормы расхода топлива на работу автономного отопителя на 1 ч использования автобуса. В соответствии с Инструкцией № 141 дополнительный расход топлива устанавливается при работе автономного отопителя автомобиля при температуре окружающего воздуха (подп.16.4 п.16):
1) от +10°С до 0°С - не более 50 % продолжительности работы на линии;
2) ниже 0°С - не более 100 % продолжительности работы на линии;
3) от +10°С и ниже - не более 100 % продолжительности работы на линии (для специального автомобиля медицинского назначения и автобуса, осуществляющего перевозку детей).
В 2012 г. автобусом МАЗ 152-062 отработано 1 506 ч, из них 310 ч было отработано при отрицательной температуре окружающего воздуха; 520 ч - при температуре от +10 до 0°С, из них 85 ч - при перевозке детей.
Таким образом, усредненная норма расхода топлива для работы автономного отопителя автобуса МАЗ 152-062 составит:
Rтсо12 = 2,0 х 1 x (310 + 85) + 2,0 х 0,5 х (520 - 85) / 1 506 = 0,813 (л/маш.-ч).
Расход топлива автобуса Радимич А-09202 на маршруте 1 составит:
Rт11 = Nл11 / 100 х Lобщ11а х КТ1 х Кг = 18,6 / 100 х 44 512 х 0,9 х 1,005 = 7 488,57 (л).
Расход топлива автобуса МАЗ 152-062 на маршруте 1 составит:
Rт12 = (Nл12 / 100 х Lобщ12а х КТ1 + Nсо х (tp1 x np12 + A12 x Дp12 x tп1)) х Кг = (31,0 / 100 х 22 256 х 0,9 + 0,813 х (4,23 х 104 + 1 х 52 х 0,08)) х 1,005 = 6 603,31 (л).
Таким образом, затраты на топливо автобуса Радимич А-09202 на маршруте 1 составляют:
Sт11 = Rт11 х Цт = 7 488,57 х 6 667 = 49 926 296 руб.
Затраты на топливо автобуса МАЗ 152-062 на маршруте 1 составляют:
Sт12 = Rт12 х Цт = 6 603,31 х 6 667 = 44 024 268 руб.
Затраты на топливо на маршруте 1 составляют:
Sт1 = Sт11 + Sт12 = 49 926 296 + 44 024 268 = 93 950 564 руб.
Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы охватывают основные виды масел (моторное, трансмиссионное, специальное), а также пластичные смазки. Указанные затраты определяются исходя из затрат на автомобильное топливо и норм расхода смазочных и других эксплуатационных материалов в соответствии с Нормами затрат № 391-Ц.
В соответствии с таблицей 3 приказа № 391-Ц норма расхода смазочных и других эксплуатационных материалов для автобуса Радимич А-09202 в диапазоне пробега с начала эксплуатации 101-300 тыс.км от затрат на топливо равна 5,4 %, автобуса МАЗ 152-062 в диапазоне пробега 301-500 тыс.км - 6,6 %.
Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы автобуса Радимич А-09202 на маршруте 1 составят:
Sсм11 = Sт11 х Nсм11 / 100 = 49 926 296 х 5,4 / 100 = 2 696 020 руб.
Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы автобуса МАЗ 152-062 на маршруте 1 составят:
Sсм12 = Sт12 х Nсм12 / 100 = 44 024 268 х 6,6 / 100 = 2 905 602 руб.
Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы на маршруте 1 составят:
Sсм1 = Sсм11 + Sсм12 = 2 696 020 + 2 905 602 = 5 601 622 руб.
Затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин определяются по следующей формуле:
Sшij = Цшij х nшij x Nшij / 100 x Lобщij / 1 000. |
Цена комплекта автомобильных шин (Цш) принимается в соответствии с учетной политикой организации (без учета НДС). Под комплектом шин понимается покрышка, камера, ободная лента. На рассматриваемых автобусах установлено по 6 шин. Стоимость 1 комплекта автомобильных шин для автобуса Радимич А-09202 - 1 278 940 руб. (без НДС), для автобуса МАЗ 152-062 - 2 781 950 руб. (без НДС).
Норма износа (Nш) определяется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденным приказом Минтранса РБ от 21.03.2011 № 149-Ц (далее - ТКП 299-2011).
Норма износа шин автомобиля определяется по формуле:
Nшij = 1 000 / LЭij x Кш x 100. |
В соответствии с таблицей М.1 приложения М к ТКП 299-2011 эксплуатационная норма пробега 1 шины, установленной на автобусе Радимич А-09202, до ее списания (Lэ) составляет 104 000 км, на автобусе МАЗ 152-062 - 116 000 км. На автобусах установлены шины отечественного производства. Пунктом 10.3 ТКП 299-2011 предусмотрено, что временные эксплуатационные нормы пробега шин производства Республики Беларусь и стран СНГ для автобусов снижаются на 20 %.
Коэффициент, учитывающий условия эксплуатации (Кш), - 0,8.
Норма износа шин автобуса Радимич А-09202 составит:
Nш11 = 1 000 / LЭ11 х Kш x 100 = 1 000 / 104 000 х 0,8 x 100 = 1,202.
Норма износа шин автобуса МАЗ 152-062 составит:
Nш12 = 1 000 / LЭ12 х Kш x 100 = 1 000 / 116 000 х 0,8 x 100 = 1,078.
Затраты на ремонт и восстановление шин автобуса Радимич А-09202 на маршруте 1 составят:
Sш11 = Цш11 х nш11 х Nш11 / 100 х Lобщ11 / 1 000 = 1 278 940 х 6 х 1,202 / 100 х 44 512 / 1 000 = 4 105 660 руб.
Затраты на ремонт и восстановление шин автобуса МАЗ 152-062 на маршруте 1 составят:
Sш12 = Цш12 х nш12 х Nш12 / 100 х Lобщ12 / 1 000 = 2 781 950 х 6 х 1,078 / 100 х 22 256 / 1 000 = 4 004 667 руб.
Затраты на ремонт и восстановление шин на маршруте 1 составят:
Sш1 = Sш11 + Sш12 = 4 105 660 + 4 004 667 = 8 110 327 руб.
Материальные затраты на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава определяются исходя из норм затрат на запасные части, узлы, агрегаты и материалы для технического обслуживания и ремонта автомобильных транспортных средств (см. приказ № 391-Ц), а также индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения на момент расчета тарифов нарастающим итогом по формуле:
SPij = NМЗij х Laобщij / 1 000 х Iпп / 100. |
Норма затрат (NМЗ) на техническое обслуживание и ремонт автобуса Радимич А-09202 в соответствии с таблицей 3 приказа № 391-Ц в диапазоне пробега с начала эксплуатации 101-300 тыс.км составляет 187 719 руб., автобуса МАЗ 152-062 в диапазоне пробега 301-500 тыс.км - 581 694 руб.
Индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения на момент расчета затрат (на 1 июля 2013 г.) нарастающим итогом к декабрю 2011 г. по данным Белстата составил 124,8 %.
Материальные затраты на ремонт и техническое обслуживание автобуса Радимич А-09202 на маршруте 1 составят:
SP11 = NМЗ11 х Laобщ11 / 1 000 х Iпп / 100 = 187 719 х 44 512 / 1 000 х 124,8 / 100 = 10 427 974 руб.
Материальные затраты на ремонт и техническое обслуживание автобуса МАЗ 152-062 на маршруте 1 составят:
SP12 = NМЗ12 х Laобщ12 / 1 000 х Iпп / 100 = 581 694 х 22 256 / 1 000 х 124,8 / 100 = 16 156 835 руб.
Материальные затраты на ремонт и техническое обслуживание на маршруте 1 составят:
SP1 = SP11 + SP12 = 10 427 974 + 16 156 835 = 26 584 809 руб.
Сумма амортизации основных средств
Сумма амортизации основных средств рассчитывается по следующей формуле:
SАОij = Saij + Sпс11. |
Указанные затраты учитывают как расходы на полное восстановление подвижного состава (Sа), так и амортизацию прочих основных средств, приходящихся на данный вид перевозок (Sпс). Начисление амортизации основных средств производится в соответствии с Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6, и принятому в учетной политике организации способу начисления амортизации.
В организациях, где при начислении амортизации по подвижному составу применяются линейный и нелинейный способы, в зависимости от срока полезного использования норматив отчислений на полное восстановление подвижного состава устанавливается на 1 маш.-ч.
В рассматриваемом примере организация начисление амортизации производит линейным способом.
Амортизируемая стоимость автобуса Радимич А-09202 - 386 559,8 тыс.руб., автобуса МАЗ 152-062 - 950 461,3 тыс.руб.; срок полезного использования автобуса Радимич А-09202 - 9 лет, автобуса МАЗ 152-062 - 10 лет; расчетная норма рабочего времени на 2013 г. для 5-дневной рабочей недели - 2 008 ч (согласно постановлению № 98). Норматив отчислений на полное восстановление подвижного состава устанавливается на 1 маш.-ч и определяется следующим образом:
• для автобуса Радимич А-09202:
Sачас11 = 386 559 800 / 9 х 2 008 = 21 390 руб.;
• для автобуса МАЗ 152-062:
Sачас12 = 950 461 300 / 10 х 2 008 = 47 334 руб.
Амортизационные отчисления на полное восстановление автобуса Радимич А-09202 для работы на маршруте 1 составят:
Sa11 = Sачас11 х (tp1 x np11 + A11 x Дp11 x (tп-з + tп1)) = 21 390 х (4,23 х 208 + 1 х 104 х (0,417 + 0,08)) = 19 925 384 руб.
Амортизационные отчисления на полное восстановление автобуса МАЗ 152-062 для работы на маршруте 1 составят:
Sa12 = Sачас12 х (tp1 x np12 + A12 x Дp12 x (tп-з + tп1)) = 47 334 х (4,23 х 104 + 1 х 52 х (0,417 + 0,08)) = 22 046 473 руб.
Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава для работы на маршруте 1 составят:
Sa1 = Sa11 + Sa12 = 19 925 384 + 22 046 473 = 41 971 857 руб.
Расходы на амортизацию прочих основных средств, включаемые в тариф, определяются в соответствии с учетной политикой, принятой в организации, с учетом коэффициента амортизации прочих основных средств, приходящейся на 1 руб. амортизации на полное восстановление подвижного состава.
В расчетах это выглядит так:
• в организации по основным средствам начислено амортизации 579 250 115 руб., в т.ч. по транспортным средствам - 544 920 146 руб. Следовательно, коэффициент амортизационных отчислений по прочим основным средствам на 1 руб. амортизации на полное восстановление подвижного состава составит: Кпс = (579 250 115 - 544 920 146) / 544 920 146 = 0,063;
• сумма амортизации прочих основных средств, приходящаяся на перевозки автобусом Радимич А-09202 на маршруте 1, составит:
Sпс11 = Sа11 х Kпс = 19 925 384 х 0,063 = 1 255 299 руб.;
• сумма амортизации прочих основных средств, приходящаяся на перевозки автобусом МАЗ 152-062 на маршруте 1, составит:
Sпс12 = Sа12 х Kпс = 22 046 473 х 0,063 = 1 388 928 руб.
Сумма амортизации прочих основных средств, приходящаяся на перевозки на маршруте 1, составит:
Sпс1 = Sпс11 + Sпс12 = 1 255 299 + 1 388 928 = 2 644 227 руб.
Амортизация основных средств на перевозки автобусом Радимич А-09202 на маршруте 1 составит:
SАО11 = Sа11 + Sпс11 = 19 925 384 + 1 255 299 = 21 180 683 руб.
Амортизация основных средств на перевозки автобусом МАЗ 152-062 на маршруте 1 составит:
SАО12 = Sа12 + Sпс12 = 22 046 473 + 1 388 928 = 23 435 401 руб.
Амортизация основных средств на перевозки на маршруте 1 составит:
SАО1 = SАО11 + SАО12 = 21 180 683 + 23 435 401 = 44 616 084 руб.
Общехозяйственные расходы
Общехозяйственные расходы без учета налогов и платежей, включаемых в затраты на выполнение работ, оказание услуг, и фонда заработной платы служащих при условии, что он включен в общий фонд оплаты труда, могут определяться 2 способами:
1) через коэффициент, учитывающий общехозяйственные расходы, приходящиеся на 1 руб. заработной платы водителей (КВохр);
2) через коэффициент, учитывающий общехозяйственные расходы, приходящиеся на 1 руб. заработной платы персонала по организации и осуществлению перевозок (Кохр).
В рассматриваемом примере общехозяйственные расходы определяются в зависимости от заработной платы водителей по формуле:
Sохрij = SВЗПij х КВохр. |
Коэффициент, учитывающий общехозяйственные расходы, приходящиеся на 1 руб. заработной платы водителей (КВохр), определяется аналогично коэффициенту заработной платы служащих, приходящейся на 1 руб. заработной платы водителей (Кс). Расходы на командировки водителей при выполнении междугородных перевозок могут учитываться в составе данных расходов.
Заработная плата водителей за 2012 г. составила 13 533 665 руб.
Заработная плата водителей по маршруту 1 в соответствии с произведенными выше расчетами составила: для автобуса Радимич А-09202 - 15 146 240 руб.; для автобуса МАЗ 152-062 - 8 530 985 руб.
В целом по организации за 2012 г. сумма общехозяйственных расходов составила 53 422 362 руб.
Коэффициент, учитывающий общехозяйственные расходы, приходящиеся на 1 руб. заработной платы водителей, рассчитывается следующим образом:
1) определяется удельный вес выручки от перевозок в общей сумме выручки по организации. За 2012 г. он составил 15,2 %;
2) определяется сумма общехозяйственных расходов, относящаяся на перевозки:
53 422 362 х 0,152 = 8 120 199 руб.;
3) определяется коэффициент общехозяйственных расходов, приходящихся на 1 руб. заработной платы водителей:
КВохр = 8 120 199 / 13 533 665 = 0,6.
Общехозяйственные расходы на перевозки автобусом Радимич А-09202 на маршруте 1 составят:
Sохр11 = SВЗП11 х КВохр = 15 146 240 x 0,6 = 9 087 744 руб.
Общехозяйственные расходы на перевозки автобусом МАЗ 152-062 на маршруте 1 составят:
Sохр12 = SВЗП12 х КВохр = 8 530 985 x 0,6 = 5 118 591 руб.
Общехозяйственные расходы на перевозки по маршруту 1 составят:
Sохр1 = Sохр11 + Sохр12 = 9 087 744 + 5 118 591 = 14 206 335 руб.
Если учетной политикой организации предусмотрен учет общепроизводственных затрат, то при расчете тарифов перевозчик вправе дополнительно вводить статью «Общепроизводственные расходы». В состав указанной статьи включаются распределяемые переменные косвенные затраты, величина которых зависит от объема перевозок. Условно-постоянные косвенные общепроизводственные затраты включаются в статью «Общепроизводственные расходы» либо в статью «Общехозяйственные расходы» в соответствии с учетной политикой организации. Общепроизводственные расходы определяются аналогично общехозяйственным расходам по формулам.
В указанном примере статья «Общепроизводственные расходы» дополнительно не вводится. Указанные затраты учитываются в составе общехозяйственных расходов.
Налоги и платежи, включаемые в затраты на выполнение работ, оказание услуг
В затраты на перевозки прямым счетом включаются также налоги и платежи (Sнз), предусмотренные действующим законодательством, не учтенные при расчете других статей.
В указанном примере в соответствии с действующим законодательством и учетной политикой организации налоги и платежи прямым счетом не включаются в затраты на выполнение работ, оказание услуг. Указанные затраты учитываются в составе общехозяйственных расходов.
Всего затраты на осуществление перевозок
Затраты на осуществление перевозок определяются как сумма затрат по статьям с включением налогов и платежей.
Затраты на осуществление перевозок автобусом Радимич А-09202 на маршруте 1 составят:
S11 = SЗП11 + Sосс11 + Sт11 + Sсм11 + Sш11 + Sр11 + SАО11 + Sохр11 + Sнз11 = 35 759 643 + 12 408 596 + 49 926 296 + 2 696 020 + 4 105 660 + 10 427 974 + 21 180 683 + 9 087 744 = 145 592 616 руб.
Затраты на осуществление перевозок автобусом МАЗ 152-062 на маршруте 1 составят:
S12 = SЗП12 + Sосс12 + Sт12 + Sсм12 + Sш12 + Sр12 + SАО12 + Sохр12 + Sнз12 = 25 456 909 + 8 833 547 + 44 024 268 + 2 905 602 + 4 004 667 + 16 156 835 + 23 435 401 + 5 118 591 = 129 935 820 руб.
Затраты на осуществление перевозок на маршруте 1 составят:
S1 = S11 + S12 = 145 592 616 + 129 935 820 = 275 528 436 руб.
На основании затрат по статьям, прибыли, начисленных налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых из выручки (в соответствии с действующим законодательством), определяется суммарная стоимость перевозок. При этом плановая прибыль рассчитывается исходя из установленного уровня рентабельности (в процентном отношении к полным затратам).
При определении уровня рентабельности рекомендуется учитывать, что на скоростных и экспрессных маршрутах имеет место снижение количества перевезенных пассажиров по сравнению с обычными маршрутами в том же направлении за счет различного числа промежуточных остановочных пунктов в соответствии с требованиями Правил № 972 к указанным маршрутам.
Таким образом, если перевозчиком не ведется аналитический учет объемов транспортной работы по каждому маршруту, то при определении уровня рентабельности рекомендуется учитывать, что тарифы на междугородные перевозки в скоростном регулярном сообщении могут быть не более чем на 30 % выше, чем тарифы на обычных маршрутах, в регулярном экспрессном сообщении - не более чем на 50 %, при осуществлении дополнительных рейсов - не более чем на 35 %.
В соответствии с законодательством источник возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям пассажиров по проезду на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения, - республиканский бюджет. При этом если перевозчик, не обязанный выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования, принимает решение об оказании услуг междугородных перевозок пассажирам, имеющим право на льготы по оплате проезда, то он несет расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, за счет собственных средств, т.е. не учитывает их при определении уровня рентабельности.
Рассматриваемая организация применяет общий порядок налогообложения.
При установленном уровне рентабельности 30 % прибыль составит:
• по перевозкам автобусом Радимич А-09202 на маршруте 1:
Pr11 = S11 x R11 / 100 = 145 592 616 x 30 / 100 = 43 677 785 руб.;
• по перевозкам автобусом МАЗ 152-062 на маршруте 1:
Pr12 = S12 x R12 / 100 = 129 935 820 x 30 / 100 = 38 980 746 руб.;
• по перевозкам на маршруте 1:
Pr1 = Pr11 + Pr12 = 43 677 785 + 38 980 746 = 82 658 531 руб.
Суммарная стоимость перевозок за год:
• автобусом Радимич А-09202 на маршруте 1:
Dп11 = S11 + Pr11 + Sнв11 = 145 592 616 + 43 677 785 + 0 = 189 270 401 руб.;
• автобусом МАЗ 152-062 на маршруте 1:
Dп12 = S12 + Pr12 + Sнв12 = 129 935 820 + 38 980 746 + 0 = 168 916 566 руб.;
• по маршруту 1:
Dп1марш = Dп11 + Dп12 = 189 270 401 + 168 916 566 = 358 186 967 руб.
Все приведенные выше расчеты были также произведены и по маршрутам 2 и 3. Результаты расчетов сведены в таблицах 1 и 2.
В соответствии с таблицей 2 суммарная стоимость перевозок в обычном сообщении составит:
Dп обычнсообщ = Dп обычн1марш + Dп обычн2марш = 358 186 967 + 291 872 478 = 650 059 445 руб.
Суммарно стоимость по междугородным перевозкам в целом составит:
Dп = Dп обычнсообщ + Dп скорсообщ = 650 059 445 + 244 500 434 = 894 559 879 руб.
Для определения тарифа за 1 км проезда полученная стоимость междугородных перевозок (в т.ч. в зависимости от вида сообщения (обычное, скоростное или экспрессное), а также типа используемых на маршрутах автобусов (общего типа и с мягкими откидными сиденьями)) делится на соответствующий планируемый пассажирооборот. На приведенных в примере маршрутах используются только автобусы с мягкими откидными сиденьями.
Результаты расчетов тарифов приведены в таблице 3.
Тариф на перевозки по маршруту 1 составит:
Тпкм 1марш = Dп 1марш / Рплан 1марш = 358 186 967 / 1 117 891 = 320 руб.
Тариф на перевозки в обычном сообщении:
Тпкм обычнсообщ = Dп обычнмарш / Рплан обычнмарш = 650 059 445 / 1 956 866 = 332 руб.
Тариф на перевозки в междугородном сообщении в целом:
Тпкм = Dп / Рплан = 894 559 879 / 2 561 700 = 349 руб.
Тариф за 1 км провоза багажа и (или) ручной клади устанавливается:
• за каждое среднемерное место багажа и (или) ручной клади в размере до 20 % тарифа за 1 км проезда пассажира;
• за каждое крупномерное место багажа - в 2-кратном размере установленного тарифа за каждое среднемерное место багажа и (или) ручной клади;
• за каждое маломерное место багажа и (или) ручной клади, перевозимой сверх нормы бесплатного провоза, - в половинном размере установленного тарифа за каждое среднемерное место багажа и (или) ручной клади.
![]() |
Справочно Места багажа или ручной клади среднемерные - предметы, имеющие размеры не более 100х50х30 см или сумму 3 измерений не более 180 см и массу не более 40 кг. Места багажа или ручной клади крупномерные - предметы, имеющие размеры более 100х50х30 см или сумму 3 измерений более 180 см или массу более 40 кг. Места багажа или ручной клади маломерные - предметы, имеющие размеры не более 60х40х20 см или сумму 3 измерений не более 120 см и массу не более 20 кг. |
Тариф за 1 км провоза каждого среднемерного места багажа и (или) ручной клади в среднем по междугородным перевозкам составит:
Тбагажср = Тпкм х 20 / 100 = 349 х 20 / 100 = 70 руб.
За каждое крупномерное:
Тбагажкруп = Тбагажср х 2 = 70 х 2 = 140 руб.
За каждое маломерное:
Тбагажмал = Тбагажср / 2 = 70 / 2 = 35 руб.
Полученный тариф на выбранную единицу измерения увеличивается на действующую в соответствии с законодательством ставку налога на добавленную стоимость:
Тпкм 1марш НДС = Тпкм 1марш х 100 + NНДС / 100 = 320 х 100 + 20 / 100 = 384 руб.;
Тпкм обычнсообщ НДС = Тпкм обычнсообщ х 100 + NНДС / 100 = 332 х 100 + 20 / 100 = 398 руб.;
ТпкмНДС = Тпкм х 100 + NНДС / 100 = 349 х 100 + 20 / 100 = 419 руб.;
Тбагажср НДС = Тбагажср х 100 + NНДС / 100 = 70 х 100 + 20 / 100 = 84 руб.;
Тбагажкруп НДС = Тбагажкруп х 100 + NНДС / 100 = 140 х 100 + 20 / 100 = 168 руб.;
Тбагажмал НДС = Тбагажср х 100 + NНДС / 100 = 35 х 100 + 20 / 100 = 42 руб.
Расчет технико-эксплуатационных показателей по междугородным перевозкам | |||||||||||
Показатель | Тип маршрута, автобуса | ||||||||||
обычный | скоростной | по между-городным пере- возкам | |||||||||
маршрут 1: пт, вс, пн | маршрут 2: ежедневно | по обыч-ным маршру- там | маршрут 3: пт, сб, вс | ||||||||
МАЗ 152-062 | Радимич А-09202 | по марш-руту 1 (сум- марно) | МАЗ 256-070 | Радимич А-09202 | по марш-руту 2 (сум-марно) | МАЗ 152-062 | МАЗ 256-070 | по марш- руту 3 (сум-марно) | |||
Объем перевозок (возможный), тыс.пасс. |
4,680 |
4,368 |
9,048 |
7,800 |
8,736 |
16,536 |
25,584 |
4,680 |
5,200 |
9,880 |
35,464 |
Статический коэффициент вместимости |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Время на подачу (по городу) |
0,080 |
0,080 |
0,080 |
0,140 |
0,140 |
0,140 |
Х |
0,100 |
0,100 |
0,100 |
Х |
Длина поездки пассажира, км |
110,8 |
110,8 |
110,8 |
45,5 |
45,5 |
45,5 |
Х |
54,9 |
54,9 |
54,9 |
70,4 |
Пробег на маршруте, тыс.км |
22,048 |
44,096 |
66,144 |
27,144 |
36,192 |
63,336 |
129,480 |
10,920 |
21,840 |
32,760 |
162,240 |
Общий пробег, тыс.км |
22,256 |
44,512 |
66,768 |
28,236 |
37,648 |
65,884 |
132,652 |
11,180 |
22,360 |
33,540 |
166,192 |
Пассажирооборот (плановый), тыс.пас.-км |
518,544 |
483,974 |
1 002,518 |
354,900 |
397,488 |
752,388 |
1 754,906 |
256,932 |
285,480 |
542,412 |
2 297,318 |
Пассажирооборот (принятый), тыс.пас.-км |
578,220 |
539,671 |
1 117,891 |
395,743 |
443,232 |
838,975 |
1 956,866 |
286,500 |
318,334 |
604,834 |
2 561,700 |
Расчет стоимости по междугородным перевозкам | |||||||||||
Наименование | Тип маршрута, автобуса | ||||||||||
обычный | скоростной | по между-городным перевозкам | |||||||||
маршрут 1: пт, вс, пн | маршрут 2: ежедневно | по обыч-ным маршру- там | маршрут 3: пт, сб, вс | ||||||||
МАЗ 152-062 |
Радимич А-09202 | по марш-руту 1 (сум- марно) | МАЗ 256070 | Радимич А-09202 | по марш-руту 2 (сум-марно) | МАЗ 152-062 |
МАЗ 256-070 |
по марш- руту 3 (сум-марно) | |||
Необходимое количество водителей, чел. |
0,26 |
0,52 |
0,78 |
0,34 |
0,45 |
0,79 |
1,570 |
0,13 |
0,26 |
0,39 |
1,96 |
Заработная плата, руб.: водителей |
8 530 985 |
15 146 240 |
23 677 225 |
10 294 746 |
13 107 323 |
23 402 069 |
47 079 294 |
4 265 492 |
7 872 453 |
12 137 945 |
59 217 239 |
ремонтных рабочих |
12 233 882 |
12 282 971 |
24 516 853 |
9 286 319 |
10 388 868 |
19 675 187 |
44 192 040 |
6 145 525 |
7 353 807 |
13 499 332 |
57 691 372 |
служащих |
4 692 042 |
8 330 432 |
13 022 474 |
5 662 110 |
7 209 028 |
12 871 138 |
25 893 612 |
2 346 021 |
4 329 849 |
6 675 870 |
32 569 482 |
ИТОГО зарплата, руб. |
25 456 909 |
35 759 643 |
61 216 552 |
25 243 175 |
30 705 219 |
55 948 394 |
117 164 946 |
12 757 038 |
19 556 109 |
32 313 147 |
149 478 093 |
Отчисления на социальные нужды, руб. |
8 833 547 |
12 408 596 |
21 242 143 |
8 759 382 |
10 654 711 |
19 414 093 |
40 656 236 |
4 426 692 |
6 785 970 |
11 212 662 |
51 868 898 |
Расход топлива, л |
6 603,31 |
7 488,57 |
14 091,88 |
5 210,77 |
6 333,79 |
11 544,56 |
25 636,44 |
3 291,17 |
4 150,88 |
7 442,05 |
33 078,49 |
Топливо, руб. |
44 024 268 |
49 926 296 |
93 950 564 |
34 740 204 |
42 227 378 |
76 967 582 |
170 918 146 |
21 942 230 |
27 673 917 |
49 616 147 |
220 534 293 |
Смазочные материалы, руб. |
2 905 602 |
2 696 020 |
5 601 622 |
2 046 198 |
2 280 278 |
4 326 476 |
9 928 098 |
1 448 187 |
1 629 994 |
3 078 181 |
13 006 279 |
Норма износа шин, % |
1,078 |
1,202 |
Х |
1,374 |
1,202 |
Х |
Х |
1,078 |
1,374 |
Х |
Х |
Восстановление и ремонт автомобильных шин, руб. |
4 004 667 |
4 105 660 |
8 110 327 |
2 977 086 |
3 472 544 |
6 449 630 |
14 559 957 |
2 011 690 |
2 357 545 |
4 369 235 |
18 929 192 |
Затраты на техническое обслуживание и ремонт, руб. |
16 156 835 |
10 427 974 |
26 584 809 |
12 239 433 |
8 819 922 |
21 059 355 |
47 644 164 |
8 116 167 |
9 692 369 |
17 808 536 |
65 452 700 |
Амортизация, руб. |
23 435 401 |
21 180 683 |
44 616 084 |
10 273 074 |
16 037 445 |
26 310 519 |
70 926 603 |
10 719 531 |
8 274 607 |
18 994 138 |
89 920 741 |
в т.ч. транспортных средств |
22 046 473 |
19 925 384 |
41 971 857 |
9 664 228 |
15 086 966 |
24 751 194 |
66 723 051 |
10 084 225 |
7 784 202 |
17 868 427 |
84 591 478 |
Общехозяйствен-ные расходы, руб. |
5 118 591 |
9 087 744 |
14 206 335 |
6 176 848 |
7 864 394 |
14 041 242 |
28 247 577 |
2 559 295 |
4 723 472 |
7 282 767 |
35 530 344 |
ИТОГО затрат, руб. |
129 935 820 |
145 592 616 |
275 528 436 |
102 455 400 |
122 061 891 |
224 517 291 |
500 045 727 |
63 980 830 |
80 693 983 |
144 674 813 |
644 720 540 |
Прибыль, руб. |
38 980 746 |
43 677 785 |
82 658 531 |
30 736 620 |
36 618 567 |
67 355 187 |
150 013 718 |
44 146 773 |
55 678 848 |
99 825 621 |
249 839 339 |
ИТОГО стоимость за год, руб. |
168 916 566 |
189 270 401 |
358 186 967 |
133 192 020 |
158 680 458 |
291 872 478 |
650 059 445 |
108 127 603 |
136 372 831 |
244 500 434 |
894 559 879 |
Расчет тарифов на междугородные перевозки | |||||||||||
Наименование | Тип маршрута, автобуса | ||||||||||
обычный | скоростной | по между-городным перевозкам | |||||||||
маршрут 1: пт, вс, пн | маршрут 2: ежедневно | по обыч-ным марш-рутам | маршрут 3: пт, сб, вс | ||||||||
МАЗ 152-062 |
Радимич А-09202 | по марш-руту 1 (сум-марно) | МАЗ 256-070 |
Радимич А-09202 | по марш-руту 2 (сум-марно) | МАЗ 152-062 |
МАЗ 256-070 |
по марш- руту 3 (сум-марно) | |||
тариф без НДС за: | |||||||||||
1 км проезда |
292 |
351 |
320 |
337 |
358 |
348 |
332 |
377 |
428 |
404 |
349 |
1 км провоза среднемерного места багажа |
58 |
70 |
64 |
67 |
72 |
70 |
66 |
75 |
86 |
81 |
70 |
1 км провоза крупномерного места багажа |
116 |
140 |
128 |
134 |
144 |
140 |
132 |
150 |
172 |
162 |
140 |
1 км провоза маломерного места багажа |
29 |
35 |
32 |
34 |
36 |
35 |
33 |
38 |
43 |
41 |
35 |
тариф с НДС за: | |||||||||||
1 км проезда |
350 |
421 |
384 |
404 |
430 |
418 |
398 |
452 |
514 |
485 |
419 |
1 км провоза среднемерного места багажа |
70 |
84 |
77 |
80 |
86 |
84 |
79 |
90 |
103 |
97 |
84 |
1 км провоза крупномерного места багажа |
139 |
168 |
154 |
161 |
173 |
168 |
158 |
180 |
206 |
194 |
168 |
1 км провоза маломерного места багажа |
35 |
42 |
38 |
41 |
43 |
42 |
40 |
46 |
52 |
49 |
42 |
27.08.2013
Александра Тарасова, экономист