


Материал помещен в архив
РАСЧЕТЫ С ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ БЮДЖЕТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
В представленном материале рассмотрены положения действующего законодательства по вопросам уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - Фонд), использования средств Фонда плательщиками обязательных страховых взносов (далее - плательщики), а также порядок отражения в бухгалтерском учете основных операций по расчетам с Фондом в бюджетных организациях.
Порядок уплаты обязательных страховых взносов
Порядок уплаты обязательных страховых взносов в бюджет Фонда определен Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 (далее - Положение № 40).
Уплата плательщиками обязательных страховых взносов производится за вычетом сумм расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.
При перечислении обязательных страховых взносов плательщики производят уплату суммы:
• расходов, не принятых к зачету органами Фонда в счет обязательных страховых взносов;
• недоимок и начисленных пеней по указанным взносам. К недоимке относится не внесенная в установленный срок сумма обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет Фонда (кроме пеней), а также сумма задолженности, выявленная при проверке правильности начисления и уплаты названных взносов, а также расходования средств Фонда (п.15 Положения № 40);
• доплат за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования;
• обратного требования (регресса) в размере пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;
• других платежей, предусмотренных законодательством (части первая и вторая п.10 Положения № 40).
Для реализации органами Фонда права обратного требования (регресса) по возмещению выплаченных сумм пенсий и пособий управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите и (или) работодатели потерпевших представляют в органы Фонда (часть первая п.12 Инструкции о порядке использования средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на выплату пенсий и пособий, утвержденной постановлением Правления Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ от 15.07.2013 № 9 (далее - Инструкция № 9)):
1) справку о выплаченных суммах пособий и пенсий для предъявления обратного требования (регресса) к причинителю вреда (приложение 8);
2) справку о выплаченных суммах пособий по временной нетрудоспособности для предъявления обратного требования (регресса) к причинителю вреда (приложение 9). Согласно примечанию к данной справке она представляется в течение 3 рабочих дней после выплаты пособия.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2016 г. к справке о выплаченных суммах пособий, предоставляемой плательщиками, прилагаются документы, подтверждающие правильность назначения пособий (часть первая п.12 Инструкции № 9 в редакции постановления правления Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2016 № 7). |
После получения вышеназванных справок органы Фонда в течение 2 рабочих дней уведомляют юридических (физических) лиц, являющихся причинителями вреда, или лиц, ответственных за причиненный вред, о необходимости добровольной уплаты выплаченных сумм пенсий и пособий в течение 10 календарных дней со дня получения данного уведомления на соответствующие счета по учету средств Фонда (часть вторая п.12 Инструкции № 9).
Плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы и иные платежи в бюджет Фонда не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц, а по гражданско-правовым договорам - в дни выплат вознаграждений по этим договорам, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц. Эти же сроки установлены для перечисления обязательных страховых взносов за работающих граждан их работодателями (части первая и вторая п.4 и п.6 Положения № 40).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 июля 2015 г. следует руководствоваться частями первой-третьей п.4 Положения № 40 в редакции Указа Президента РБ от 25.04.2015 № 174. |
При совпадении сроков уплаты обязательных страховых взносов с выходными днями, государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом РБ нерабочими, уплата их производится в рабочий день, предшествующий этим выходным (нерабочим) дням (п.11 Положения № 40).
Для плательщиков, являющихся коммерческими организациями, со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно, установлен особый порядок уплаты платежей в Фонд. Названные плательщики уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд не реже одного раза в квартал, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала. В случае нарушения в текущем календарном году установленных сроков уплаты указанных платежей эта категория плательщиков начиная с 1-го числа, следующего за месяцем, в котором имелось нарушение, уплачивает их в этом году ежемесячно в сроки, названные выше (часть третья п.4 Положения № 40).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться частью четвертой п.4 Положения № 40 в редакции Указа Президента РБ от 31.12.2015 № 534. |
Бюджетные организации при получении средств на оплату труда за счет доходов от осуществления предпринимательской деятельности обязаны представить в банк платежное поручение на перечисление обязательных страховых взносов в причитающейся к уплате сумме независимо от наличия средств на текущем счете по внебюджетным средствам. При отсутствии задолженности представляется справка о том, что обязательства по перечислению указанных платежей исполнены или отсутствуют.
При получении средств на оплату труда за счет бюджетных средств бюджетные организации представляют платежное поручение на перечисление обязательных страховых взносов в территориальные органы государственного казначейства.
Получая средства на выплаты работникам во внеочередном порядке (отпускные, премия и другие разовые выплаты), плательщики одновременно представляют платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов, исчисленных из получаемой суммы в размерах, установленных законодательством.
Отзыв из банка (территориального органа казначейства) неисполненного платежного поручения возможен только с согласия органа Фонда (п.12 Положения № 40).
Плата за обслуживание плательщиков по перечислению обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет Фонда банками не взимается (часть вторая п.13 Положения № 40).
Суммы обязательных страховых взносов и иных платежей, излишне поступившие в бюджет Фонда, подлежат зачету в счет предстоящей уплаты названных платежей либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам (часть первая п.24 Положения № 40).
Причитающиеся платежи в бюджет Фонда при недостаточности денежных средств в белорусских рублях и наличии иностранной валюты на текущих (расчетных) банковских счетах плательщиков взыскиваются (уплачиваются) в иностранной валюте в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по курсу Национального банка РБ (далее - Нацбанка РБ), действующему на дату взыскания (уплаты) (п.20 Положения № 40).
В случае отсутствия средств на текущих (расчетных) банковских счетах плательщиков подлежащие уплате обязательные страховые взносы и иные платежи в бюджет Фонда взыскиваются в бесспорном порядке со счетов их дебиторов (за исключением финансируемых из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы). Взыскание средств производится по постановлению органа Фонда на основании представленных плательщиком сведений о его дебиторах в сумме, не превышающей задолженности плательщика перед органом Фонда (с учетом сроков исполнения обязательств дебитора перед плательщиком). При наличии судебного спора между плательщиком и его дебитором о сумме задолженности взыскание средств не производится (часть первая п.22 Положения № 40).
При отсутствии у плательщика и его дебиторов денежных средств взимание недоимок и пеней производится путем обращения взыскания на имущество плательщика в порядке, установленном законодательством (п.23 Положения № 40).
Дата исполнения плательщиком обязательства по уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет Фонда определяется в соответствии с п.14 Положения № 40 и зависит от наличия денежных средств на счете в банке, формы расчетов (наличными, с использованием банковской платежной карточки, автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства).
Бухгалтерский учет расчетов по обязательным страховым взносам
Для учета расчетов с Фондом в бюджетных организациях применяется активно-пассивный субсчет 171 «Расчеты по социальному страхованию».
По кредиту субсчета 171 подлежат отражению суммы начисленных страховых взносов за счет организации и удержанных страховых взносов из заработной платы работников, суммы частичной оплаты работниками путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, штрафов и пени по расчетам по данному виду страхования, а также суммы по другим операциям.
По дебету субсчета 171 организации отражают суммы, перечисляемые в Фонд, произведенных организацией расходов за счет средств Фонда, а также суммы по другим операциям.
Остаток субсчета 171 может быть дебетовым или кредитовым в зависимости от состояния расчетов.
На сумму обязательных страховых взносов, исчисленную по тарифу в размере 34 % от фонда оплаты труда (по тарифу в размере 6 % от фонда оплаты труда инвалидов I и II группы), составляются следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начислены обязательные страховые взносы от выплат, начисленных работникам за счет бюджетных средств |
200 «Расходы по бюджету», 202 «Расходы за счет других бюджетов», 203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения» |
|
Начислены обязательные страховые взносы от выплат, начисленных работникам за счет доходов от приносящей доходы (предпринимательской) деятельности |
171 | |
Начислены обязательные страховые взносы от дополнительных выплат стимулирующего характера, оказания материальной помощи, начисленных работникам за счет прибыли (превышения доходов над расходами), остающейся в распоряжении организации |
080, 082, 211, 212 |
171 |
Цели, на которые разрешено использовать прибыль (превышение доходов над расходами), остающуюся в распоряжении организации, установлены п.25 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 19.07.2013 № 641 (далее - Положение № 641). В частности, прибыль может быть использована для осуществления выплат стимулирующего характера, оказания материальной помощи. В бюджетных организациях, осуществляющих приносящую доходы (предпринимательскую) деятельность, начисление работникам выплат за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, на цели, предусмотренные п.25 Положения № 641, отражается следующей бухгалтерской записью (письмо Минфина РБ от 28.01.2014 № 15-1-19/75, далее - письмо № 15-1-19/75): Д-т субсчета 411 «Использование прибыли» - К-т субсчета 180 «Расчеты с персоналом». Суммы начисленных обязательных страховых взносов от выплат работникам за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, не относятся на уменьшение прибыли (в дебет субсчета 411), а учитываются в составе затрат на производство продукции, работ, услуг (в письме № 15-1-19/75 корреспонденция субсчетов «Д-т 411 - К-т 171» не предусмотрена). Кроме того, суммы начисленных обязательных страховых взносов от выплат работникам, связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг (независимо от источников их начисления), относятся на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли |
Обязательные страховые взносы за граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, начисляют (удерживают из заработной платы этих граждан) и уплачивают их работодатели (часть первая п.6 Положения № 40).
На сумму удержанных страховых взносов из заработной платы работников (по тарифу в размере 1 %) в бюджетной организации, являющейся работодателем, составляется следующая бухгалтерская запись:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Удержаны страховые взносы из заработной платы работников |
171 | |
Страховые взносы из заработной платы работников (по тарифу в размере 1 %) удерживаются из начисленных сумм заработной платы и других доходов, на которые в соответствии с законодательством начисляются взносы по государственному социальному страхованию (по тарифу в размере 34 %) |
Организации расходуют средства, принадлежащие Фонду, на выплату пособий, предусмотренных законодательством.
На суммы начисленных пособий работникам за счет средств Фонда задолженность перед Фондом уменьшается, а перед работниками - увеличивается, что отражается бухгалтерской записью:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начислены работникам организации за счет средств Фонда пособия, предусмотренные законодательством |
171 |
180 |
При назначении пособий следует руководствоваться: 1) Законом РБ от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». В соответствии с названным Законом назначаются пособия по материнству, семейные пособия, пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком. К пособиям по материнству относятся: - пособие по беременности и родам; - пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности. К семейным пособиям относятся: - пособие в связи с рождением ребенка; - пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; - пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей; - пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека; - пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. К пособиям по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком относятся: - пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет); - пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; - пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации. От редакции «Бизнес-Инфо» Следует руководствоваться Законом № 7-З в редакции Закона РБ от 30.06.2017 № 33-З. Порядок вступления в силу изменений определен ст.5 Закона № 33-З. Виды государственных пособий перечислены в ст.3 новой редакции Закона № 7-З; 2) постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», которым утверждены: - Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; - Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей; - Положение о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности. От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 декабря 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, в редакции постановления Совета Министров РБ от 12.12.2017 № 952 |
Пособия за счет средств Фонда выплачиваются на основании документов, указанных в главе 2 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200.
При поступлении платы от работников за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, приобретенные за счет средств государственного социального страхования, образуется задолженность перед Фондом, что отражается бухгалтерской записью:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Внесена работниками организации в кассу плата за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, приобретенные за счет средств государственного социального страхования |
120 «Касса» |
171 |
Внесенная плата за путевки перечисляется в бюджет Фонда одновременно с очередным перечислением обязательных страховых взносов. Путевки приобретаются Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению за счет средств государственного социального страхования и передаются организациям в соответствии с установленными правилами их распределения. При направлении на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения с использованием средств государственного социального страхования следует руководствоваться: 1) Законом РБ от 14.06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Статьей 12 названного Закона определены группы граждан (неработающих и работающих), имеющих право на социальные льготы по санаторно-курортному лечению и оздоровлению; 2) Положением о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденным Указом Президента РБ от 28.08.2006 № 542 (далее - Положение № 542, Указ № 542). Лица, подлежащие обязательному государственному социальному страхованию, за которых в установленном порядке нанимателем уплачиваются обязательные страховые взносы в Фонд, оплачивают путевки в зависимости от получаемого ими денежного дохода (п.4). Размер платы за путевку установлен приложением к Указу № 542 в процентах от полной стоимости путевки в зависимости от соотношения размера дохода получателя путевки и среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь. Направление населения на оздоровление и санаторно-курортное лечение осуществляется по решению комиссий по оздоровлению и санаторно-курортному лечению, создаваемых в организациях. В учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, создаются две комиссии: для работников и для обучающихся в дневной форме получения образования Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением № 542 (пп.1, 2 Положения о комиссии по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 26.08.2002 № 1155) |
Перечисление задолженности Фонду отражается следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Перечисление задолженности Фонду за счет бюджетных средств (составляются две записи одновременно): | ||
а) получение бюджетного финансирования |
100 «Текущий счет по бюджету» |
|
б) перечисление задолженности Фонду |
171 |
100 |
Перечисление задолженности Фонду за счет доходов от приносящей доходы (предпринимательской) деятельности |
171 |
|
Сумма, подлежащая перечислению Фонду, учтенная по субсчету 171, распределяется между деятельностью, осуществляемой за счет бюджетного финансирования и за счет доходов от предпринимательской деятельности |
Использование средств Фонда при несвоевременной выплате заработной платы и в других случаях
Выплата плательщиками государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пособий по временной нетрудоспособности, на погребение, оплата одного дополнительного свободного от работы дня матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, производится в счет начисленных обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет Фонда. При этом пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и на детей старше 3 лет выплачиваются за текущий месяц в счет платежей, подлежащих перечислению в бюджет Фонда за текущий месяц (часть первая п.8 Инструкции № 9).
Определены два случая, когда плательщикам для осуществления выплат за счет средств Фонда открываются в банках счета на балансовом счете 3605 «Средства бюджета на текущих (расчетных) счетах коммерческих, некоммерческих организаций, небанковских финансовых организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц» (абзац 7 части первой п.2 Инструкции № 9):
1) несвоевременная выплата заработной платы;
2) компенсация взыскателям недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам.
Перечисление средств плательщикам для осуществления выплат пособий и алиментов в названных выше случаях, а также выплат пособий в случае превышения суммы начисленных пособий, выплачиваемых из средств Фонда, над суммой платежей в бюджет Фонда производится областными, Минским городским управлениями Фонда (далее - управление Фонда).
Следует обратить внимание, что в данном случае под несвоевременной выплатой заработной платы понимается задержка ее выплаты на один календарный месяц и более.
Сумма средств на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и на детей старше 3 лет определяется управлением Фонда как разница между суммой платежей, подлежащих перечислению в бюджет Фонда за текущий месяц, и суммой начисленных в текущем месяце пособий. Окончательный расчет по платежам в бюджет Фонда осуществляется в сроки, установленные для выплаты заработной платы (части вторая и третья п.8 Инструкции № 9).
Для получения средств плательщики представляют в органы Фонда по месту постановки на учет (районные, городские и районные в городах отделы управлений Фонда) заявки в трех экземплярах (по формам согласно приложениям 5-7 к Инструкции № 9):
• для выплаты пособий при превышении суммы начисленных пособий над суммой платежей в бюджет Фонда (с приложением документов, подтверждающих обоснованность указанной в заявке суммы средств, правильность назначения пособий);
• выплаты пособий в связи с несвоевременной выплатой заработной платы (с приложением документов, подтверждающих правильность назначения пособий);
• компенсации взыскателям сумм алиментов (с приложением справок судебных органов, подтверждающих задолженность нанимателя (плательщика) по компенсации недополученных взыскателями сумм алиментов).
Органы Фонда по месту постановки на учет на основании представленных документов проверяют обоснованность заявок плательщиков и правильность назначения пособий. После этого один экземпляр заявки возвращается плательщику, второй - направляется в управление Фонда для перечисления средств плательщику, третий - остается в органе Фонда по месту постановки на учет.
Управление Фонда представляет в орган казначейства платежную инструкцию на перечисление средств плательщику либо письменно сообщает плательщику о причинах отказа в перечислении средств Фонда. Средства перечисляются на текущий (расчетный) счет плательщика, на счет, открытый для учета средств Фонда (балансовый счет 3605) или на счет получателя пособия (при отсутствии текущего счета у плательщика или невозможности прохождения по нему денежных средств).
При первичном обращении за получением средств, предназначенных для выплаты пособий в связи с несвоевременной выплатой заработной платы и для выплаты алиментов, плательщик представляет в территориальный орган государственного казначейства копию заявки для получения распоряжения на открытие счета в банке по учету средств фонда (балансовый счет 3605) (п.9 Инструкции № 9).
Бюджетные организации отражают получение средств, перечисляемых управлением Фонда в соответствии с п.8 Инструкции № 9, и возврат неиспользованных средств следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Поступили средства Фонда на текущий (расчетный) счет плательщика или на счет, открытый для учета средств Фонда (балансовый счет 3605) |
100 |
171 |
Возвращены неиспользованные средства Фонда |
171 |
100 |
При перечислении средств управлением Фонда на счет получателя пособия погашение задолженности перед получателем пособия в бюджетной организации отражается на основании соответствующего уведомления управления Фонда |
Расчеты с Фондом по пособиям на погребение
За счет средств Фонда выплачивается пособие (материальная помощь) на погребение или производится оказание на безвозмездной основе гарантированных услуг по погребению в пределах размера пособия в случае смерти (часть первая и абзац 2 части второй ст.8 Закона РБ от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле», далее - Закон № 55-З):
• лица, на которое распространялось государственное социальное страхование и за которое или им самим уплачивались обязательные страховые взносы на социальное страхование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
• пенсионера, получавшего пенсию из средств государственного социального страхования (в т.ч. профессионального пенсионного страхования);
• детей, не достигших 18-летнего возраста (учащихся - 23-летнего возраста), указанных выше лиц.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июля 2015 г. Закон № 55-З на основании Закона РБ от 08.01.2015 № 237-З изложен в новой редакции. |
Выплата пособия (материальной помощи) на погребение производится физическим лицам, взявшим на себя организацию погребения умершего (часть первая ст.9 Закона № 55-З).
Гарантированные услуги по погребению оказываются специализированной организацией по месту жительства умершего на основании заявления лиц, взявших на себя организацию погребения умершего, и справки о смерти для получения пособия (материальной помощи) на погребение (абзац 1 части второй ст.8 Закона № 55-З). Перечень гарантированных услуг по погребению определен ст.7 Закона № 55-З.
![]() |
Справочно Размер пособия на погребение установлен постановлением Совета Министров РБ от 12.11.1999 № 1776 «О размере пособия на погребение».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июля 2015 г. следует руководствоваться постановлением Совета Министров РБ от 10.07.2015 № 585 «О выплате пособия и возмещении расходов на погребение». |
Пособие на погребение не выплачивается, если похороны произведены за счет государства (часть четвертая п.1 указанного выше постановления).
Вместе с тем необходимо следить за изменениями в этом вопросе, так как постановлением Палаты представителей Национального собрания РБ от 10.04.2014 № 318-П5/IV принят в первом чтении проект Закона РБ «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле».
Порядок выплаты пособия на погребение, возмещения расходов по гарантированным услугам по погребению определен Положением о выплате пособия (материальной помощи) на погребение и возмещении расходов по погребению специализированной организации за счет средств государственного социального страхования, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.05.2002 № 660 (далее - Положение № 660).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июля 2015 г. следует руководствоваться Положением о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение специализированной организации, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 10.07.2015 № 585. |
Размер пособия (материальной помощи) на погребение определяется на день смерти, а в случаях, когда по причине длительного розыска умершего погребение производилось позднее установленного дня смерти - на день погребения, на основании документов, подтверждающих этот факт (п.2 Положения № 660).
Обращаться за пособием можно в течение 6 месяцев после возникновения права на него (п.6 Положения № 660).
Юридическим лицам, взявшим на себя организацию погребения, а также гражданам, получившим гарантированный перечень услуг по погребению, пособие (материальная помощь) на погребение не выплачивается (часть третья п.3 Положения № 660).
Выплата пособия на погребение (возмещение расходов специализированной организации) в случае смерти застрахованных (кроме лиц, указанных в пп.10 и 15 Положения № 660) производится плательщиком по месту работы умершего, а в случае смерти их детей - по месту работы одного из родителей (усыновителей), опекуна (попечителя). Выплата пособия (возмещение расходов специализированной организации) производится в счет начисленных обязательных страховых взносов в Фонд. Если суммы начисленных обязательных страховых взносов недостаточно для выплаты пособий (возмещения расходов специализированной организации), то органами Фонда производится перечисление недостающих средств в установленном порядке (пп.9, 11, 18, 20 Положения № 660).
Возмещение расходов по оказанию гарантированных услуг по погребению специализированной организации производится по безналичному расчету на основании (часть первая п.19 Положения № 660):
• копии заявления лица, взявшего на себя организацию погребения умершего, об оказании гарантированного перечня услуг по погребению;
• справки о смерти для получения пособия (материальной помощи) на погребение;
• документа о фактическом выполнении работ и стоимости оказанных услуг по погребению.
Начисление и выплата пособия на погребение, сумма расходов по погребению, причитающаяся специализированной организации, отражается в бюджетных организациях следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начисление пособия на погребение |
171 |
178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» |
Выплата пособия на погребение |
178 |
120 |
Стоимость услуг по погребению на основании документов специализированной организации |
171 |
178 |
Перечисление денежных средств специализированной организации за счет бюджетных средств (две записи одновременно): |
|
|
а) получение бюджетного финансирования |
100 |
140, 230 |
б) перечисление денежных средств |
178 |
100 |
Перечисление денежных средств специализированной организации за счет доходов от приносящей доходы (предпринимательской) деятельности |
178 |
111 |
Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510) утвержден перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности. Согласно названному перечню обязанность по контролю за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании возложена на Фонд и его территориальные органы (п.9).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. данный Перечень изложен в новой редакции на основании Указа Президента РБ от 16.10.2017 № 376. |
Органы Фонда проверяют правильность начисления обязательных страховых взносов и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме, обоснованность расходования средств Фонда, правильность представления сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, финансово-бухгалтерские документы, связанные с расходованием средств на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения (п.22 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее - Положение № 510)).
Срок проведения проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной, контрольной и дополнительной проверок, не может превышать 30 рабочих дней (абзац 3 части первой п.26 Положения № 510).
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания, которая является датой составления акта (справки) проверки (части первая и вторая п.59 Положения № 510).
Плательщик обязан уплатить в бюджет Фонда начисленные (доначисленные) по результатам проверок пени, суммы обязательных страховых взносов и иных платежей, а также не принятые к зачету суммы расходов, произведенных в счет обязательных страховых взносов, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения по акту проверки (абзац 12 п.26 Положения № 40).
На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действующей на дату уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей. При несвоевременной уплате названных платежей за счет бюджетных средств (через территориальные органы государственного казначейства) начисление пеней производится со дня, следующего за днем фактического получения в банках средств на выплаты своим работникам.
Пени не начисляются на сумму недоимки, которую плательщик не мог уплатить в связи с наложением ареста на денежные средства, находящиеся на его счетах в банке, при условии своевременной подачи им в обслуживающий его банк платежных поручений на перечисление суммы недоимки в бюджет Фонда (пп.16, 17 Положения № 40).
Если несвоевременное зачисление или перечисление платежей на счета органов Фонда произошло по вине банка, с плательщика за эти дни пеня не взимается. В этом случае пеню Фонду уплачивает банк (п.18 Положения № 40).
Суммы, излишне взысканные в бюджет Фонда по результатам проверок, возвращаются плательщику с начислением пеней в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действующей на дату их взыскания, за период, начиная со дня, следующего за днем зачисления данных средств, и до дня, предшествующего их возврату (часть третья п.24 Положения № 40).
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена следующая ответственность юридических лиц и их должностных лиц:
• нарушение должностным лицом юридического лица установленного срока постановки на учет в органах Фонда в качестве плательщика обязательных страховых взносов влечет наложение штрафа в размере до 8 базовых величин (ст.11.19);
• неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей (ст.11.54).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на сумму более 10 БВ влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ, а на ИП или юридическое лицо - в размере 20 % от неуплаченной суммы указанных взносов (ст.11.54 КоАП с изменениями, внесенными Законом РБ от 08.01.2018 № 95-З). С 31 января 2018 г. ст.11.19 КоАП исключена названным Законом № 95-З. |
07.07.2014
Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета