Корреспонденция счетов от 29.10.2019
Автор: Микулич Е.

Расходы на аттестацию и аккредитацию в строительстве: налоговый и бухгалтерский учет


СОДЕРЖАНИЕ

 

Необходимость наличия аттестата соответствия

Интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация нематериальными активами не являются

Расходы на получение аттестата соответствия включаются в состав затрат по производству и реализации

Бухгалтерский учет затрат на получение аттестата соответствия

Расходы на аккредитацию включаются в состав затрат по производству и реализации

 

Материал помещен в архив

 

РАСХОДЫ НА АТТЕСТАЦИЮ И АККРЕДИТАЦИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: НАЛОГОВЫЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

пример ситуация

Ситуация

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26) проектная организация для осуществления деятельности обязана получить аттестат соответствия.

Для деятельности геологической лаборатории также необходим аттестат аккредитации лаборатории.

Как следует учитывать расходы по получению аттестатов: как затраты по реализации работ (услуг) либо как нематериальные активы?

Необходимость наличия аттестата соответствия

Отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), в том числе осуществляемые сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Осуществление видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), в том числе сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, запрещается (подп.1.11 п.1 Указа № 26).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 апреля 2025 г. подп.1.11 п.1 Указа № 26 исключен Указом от 31.03.2025 № 130.

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 утверждены:

1) Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений;

2) Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений (далее - Положение № 252).

Перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) приведен в приложении 1 к Положению № 252.

 

справочно

Справочно

Для целей Положения № 252 используются следующие термины и их определения (п.2):

• аттестация - процедура оценки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствие их квалификационным требованиям (абзац 2);

• аттестат соответствия - документ, дающий право осуществлять деятельность в области строительства, подтверждающий соответствие заявителя квалификационным требованиям (абзац 3);

• заявитель - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся в уполномоченную организацию с заявлением о получении аттестата соответствия с приложением необходимых документов (абзац 4);

• квалификационные требования - совокупность требований, предъявляемых к юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для получения аттестата соответствия (абзац 5);

• обладатель аттестата соответствия - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, получившие аттестат соответствия (абзац 6).

 

Квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой - четвертой категории, установлены в приложении 1 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 (далее - постановление № 25).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2024 г. квалификационные требования, предъявляемые для получения аттестатов соответствия, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих аттестации, установлены в приложении 1 к постановлению Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26.

 

В их числе, в частности, требования о наличии:

• специального образования у руководящих специалистов организации;

• у главных специалистов квалификационных аттестатов по виду деятельности в области строительства;

• сертифицированной системы менеджмента качества;

• находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств и средств измерений и контроля, необходимых для выполнения работ и контроля их качества для заявленного вида деятельности в области строительства (его составляющих);

• опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в области строительства на объектах первого - второго классов сложности.

Для получения аттестата соответствия заявитель представляет в уполномоченную организацию заявление о получении аттестата соответствия по форме, приведенной в приложении 2 к постановлению № 25 (часть первая п.6 Положения № 252).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. следует руководствоваться п.6 Положения № 252 в ред. постановления Совмина от 16.02.2022 № 85.

С 21 октября 2022 г. форма заявления о получении аттестата соответствия приведена в приложении к Регламенту административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 3.2.4 «Получение аттестата соответствия юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 27.01.2022 № 12.

 

К заявлению о получении аттестата соответствия прилагаются документы, поименованные в части второй п.6 Положения № 252. Среди них документ, подтверждающий внесение платы за услуги, за исключением случаев внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (абзац 12 части второй п.6 Положения № 252).

Аттестат соответствия выдается сроком на 5 лет и оформляется по форме согласно приложению 2 к Положению № 252 (п.14 Положения № 252).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 февраля 2022 г. в п.14 Положения № 252 постановлением № 85 внесены изменения, не повлиявшие на суть материала.

Интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация нематериальными активами не являются

Организацией в качестве нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении условий признания, перечисленных в п.4 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее - Инструкция № 25).

Одним из условий признания является то, что активы должны быть идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации.

По результатам аттестации дается оценка юридических лиц на соответствие их работников определенным квалификационным требованиям, наличия у организации основных средств и средств измерений, позволяющих выполнять определенные виды работ, системы контроля качества, опыта работы по определенным видам работ и т. п.

Все эти показатели неотделимы от других активов организации.

Кроме того, не относятся к нематериальным активам интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация и способность к труду (абзац 2 п.8 Инструкции № 25).

Таким образом, на основании пп.4 и 8 Инструкции № 25 расходы на получение аттестата к нематериальным активам относить неправомерно.

Расходы на получение аттестата соответствия включаются в состав затрат по производству и реализации

Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

• затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

• нормируемые затраты (п.1 ст.169 НК).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. ч.1 п.1 ст.169 НК после слов «обоснованные затраты» дополнена словами «связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав» Законом от 27.12.2023 № 327-З.

 

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.170 НК).

Поскольку наличие аттестата соответствия является обязательным условием для осуществления определенного вида деятельности организации, то затраты по его получению организация вправе включать в состав затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении прибыли.

Затраты, учитываемые при налогообложении, отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (часть первая п.3 ст.169 НК).

Бухгалтерский учет затрат на получение аттестата соответствия

Расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.

Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.

Расходы, относящиеся к отчетному периоду, не допускается включать в расходы будущих периодов, отражаемые на счете 97 «Расходы будущих периодов» (п.32 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; далее - Инструкция № 102).

Если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то указанные расходы признаются в бухгалтерском учете путем их соответствующего распределения между отчетными периодами (п.33 Инструкции № 102).

Аттестат непосредственно не приносит доходы организации, но он дает ей право осуществлять деятельность и получать доходы в течение 5 лет. В связи с этим организация вправе расходы на получение аттестата включить в состав затрат единовременно либо предусмотреть учетной политикой включение их в состав затрат в течение срока действия аттестата (5 лет). Порядок отнесения расходов на получение аттестата следует закрепить в учетной политике организации.

В бухгалтерском учете при этом должны быть сделаны записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит
При единовременном включении расходов на получение аттестата в состав затрат
76
При включении расходов на получение аттестата в течение срока его действия
51
26
97

Расходы на аккредитацию включаются в состав затрат по производству и реализации

Аккредитация предусматривает (часть первая п.4 Правил аккредитации, утвержденных постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.05.2011 № 27; далее - Правила № 27):

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 мая 2021 г. следует руководствоваться Правилами № 27 с изменениями, внесенными постановлением Госстандарта от 22.12.2020 № 102.

 

• оценку компетентности заявителя на аккредитацию с целью аккредитации в порядке, установленном в главе 3 Правил № 27;

• оценку компетентности заявителя на аккредитацию, получившего аттестат аккредитации (далее - аккредитованный субъект), с целью повторной аккредитации в порядке, установленном в главе 4 Правил № 27;

• оценку компетентности аккредитованного субъекта с целью изменения области аккредитации, в том числе расширения или сокращения области аккредитации, в порядке, установленном в главе 5 Правил № 27;

• актуализацию области аккредитации аккредитованного субъекта с целью внесения изменений в аттестат аккредитации в порядке, установленном в главе 6 Правил № 27;

• выдачу аттестата аккредитации, внесение изменений и (или) дополнений в аттестат аккредитации, приостановление действия, возобновление действия, отмену действия аттестата аккредитации, выдачу дубликата аттестата аккредитации в порядке, установленном в главе 7 Правил № 27;

• периодическую оценку компетентности аккредитованного субъекта в порядке, установленном в главе 8 Правил № 27.

Расходы по осуществлению мероприятий, связанных с процедурами аккредитации, включая реализацию методов наблюдения и контроля с целью получения объективных свидетельств поддержания аккредитованным субъектом своей компетентности на должном уровне, несет заявитель на аккредитацию и аккредитованный субъект (часть вторая п.4 Правил № 27).

Требования к аккредитации, в соответствии с которыми орган по аккредитации осуществляет свою деятельность, установлены в ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия», введенном в действие в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 04.03.2019 № 12 (п.5 Правил № 27).

Требования к заявителям на аккредитацию и к аккредитованным субъектам устанавливаются в ТНПА Национальной системы аккредитации, ТНПА Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, ТНПА системы обеспечения единства измерений Республики Беларусь и ТНПА, регламентирующих требования к оценке компетентности заявителей на аккредитацию, - основополагающих стандартах, идентичных международным (далее - основополагающие стандарты) (часть первая п.6 Правил № 27).

При введении нового основополагающего стандарта орган по аккредитации осуществляет аккредитацию на соответствие заявленному основополагающему стандарту (часть вторая п.6 Правил № 27).

Дополнительно при аккредитации учитываются требования межгосударственных правил в сфере аккредитации, международных документов Европейской организации по аккредитации, Международной организации по аккредитации органов по сертификации, Международной организации по аккредитации лабораторий (часть третья п.6 Правил № 27).

Таким образом, аккредитация - это, по сути, также оценка компетентности организации и ее возможностей выполнять определенные функции.

Следовательно, затраты на аккредитацию лаборатории также на основании пп.4 и 8 Инструкции № 25 нематериальным активом не являются.

Поскольку наличие аккредитации является обязательным условием для осуществления деятельности, то расходы на ее проведение включаются в состав затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении прибыли.

Их следует учитывать аналогично расходам на получение аттестата соответствия.

 

29.10.2019

 

Евгений Микулич, экономист