Корреспонденция счетов от 20.01.2014
Автор: Чернюк А.

Расходы на питание в учреждениях здравоохранения. Бухгалтерский учет продуктов питания и услуг по питанию, оказываемых организациями общественного питания


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

РАСХОДЫ НА ПИТАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И УСЛУГ ПО ПИТАНИЮ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Справочно

Дополнительно на данную тему предлагаем изучить статьи этого же автора:

• «Расходы на питание в учреждениях здравоохранения. Основные положения»;

• «Расходы на питание в учреждениях здравоохранения. Документальное оформление».

 

Первичные документы по оприходованию и расходу пищевых продуктов (продуктов питания), поступающие в бухгалтерию, группируются в накопительных ведомостях в количественном и стоимостном выражении.

На основании приходных документов ведется накопительная ведомость по приходу продуктов питания, а на основании расходных документов - накопительная ведомость по расходу продуктов питания. Указанные формы законодательством не утверждены. Поэтому формы накопительных ведомостей по приходу и расходу продуктов питания следует утвердить в учетной политике.

 

Справочно

Для самостоятельной разработки организацией накопительной ведомости по приходу продуктов питания можно воспользоваться формой, которая приведена здесь, накопительной ведомости по расходу продуктов питания - здесь.

 

Накопительная ведомость по приходу продуктов питания составляется по каждому материально ответственному лицу отдельно. В ней за каждый день отражается стоимость продуктов в разрезе поставщиков, а также поступление каждого наименования продуктов с указанием количества и суммы. Отдельные строки в ведомости предусмотрены для отражения поступления тары и суммы торговой скидки. По окончании месяца в ведомости подсчитываются итоги, которые регистрируются в своде накопительных ведомостей по приходу продуктов питания формы 398, совмещенном с мемориальным ордером 11 (приложение 11 к постановлению Минфина РБ от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации» (далее - Постановление № 15)) (см. Методические указания о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденные Минфином РБ 11.12.1997 № 59 (далее - Методические указания № 59)). 

Накопительная ведомость по расходу продуктов питания ведется также по каждому материально ответственному лицу отдельно. В ней ежедневно отражается количество питающихся и израсходованных продуктов питания по каждому наименованию. Данные ведомости о количестве питающихся должны соответствовать сведениям о наличии больных. По окончании месяца в ведомости подсчитывается количество израсходованных продуктов каждого наименования, определяется стоимость израсходованных продуктов каждого наименования и в целом по ведомости (исходя из цен их приобретения или средних цен каждого наименования продуктов, если они приобретались по разным ценам). Итоги данных ведомостей переносятся в свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания формы 411, совмещенный с мемориальным ордером 12 (приложение 12 к Постановлению № 15). В этом регистре отражаются данные и по другим документам на расход (списание) продуктов питания: недостача, возврат продуктов и т.п.

Аналитический учет продуктов питания в бухгалтерии ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в оборотной ведомости по материальным запасам формы М-44 (приложение 34 к Постановлению № 15). Записи в оборотных ведомостях производятся на основании данных накопительных ведомостей по приходу и расходу продуктов питания, а также приходных и расходных документов, не нашедших отражения в накопительных ведомостях. Ежемесячно в оборотных ведомостях подсчитываются обороты и выводятся остатки на начало следующего месяца, которые сверяются с данными складского учета и с записями в книге «журнал-главная» по субсчету 061 «Продукты питания», приведенному в Методических указаниях № 59.

Расчеты с поставщиками за продукты питания и за услуги по питанию с организациями общественного питания производятся, как правило, путем плановых платежей. Учет расчетов ведется в накопительной ведомости по расчетам в порядке плановых платежей формы 408 (мемориальный ордер 7) (приложение 7 к Постановлению № 15).

Операции по поступлению и расходу (списанию) продуктов питания, оказанию услуг по питанию организациями общественного питания отражаются бухгалтерскими записями, приведенными в таблице ниже (корреспонденция субсчетов рассмотрена с учетом того, что источником приобретения продуктов (услуг по питанию) являются бюджетные средства).

Таблица

 

Корреспонденция субсчетов по учету расходов на питание за счет бюджетных средств

 

Содержание операции Дебет Кредит
Поступление продуктов питания от поставщиков:    
а) на стоимость продуктов по ценам приобретения без вычета предоставляемой торговой скидки
178, 179
б) на стоимость возвратной тары
066
178, 179
в) на стоимость упаковки, которая не подлежит дальнейшему использованию, на сумму транспортных расходов по доставке продуктов на склад организации
178, 179
г) на сумму торговой скидки, предоставляемой мелкооптовыми базами и магазинами (сторнировочная запись)
200
178, 179
Оприходование излишков продуктов, выявленных при инвентаризации
061
Бухгалтерская запись по оприходованию излишков продуктов соответствует норме п.27 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59
Стоимость продуктов, израсходованных на питание пациентов
200
061
Недостачи продуктов, выявленные при инвентаризации, в пределах норм естественной убыли, а также принятые за счет учреждения здравоохранения
140, 230
061
Бухгалтерская запись по отражению в учете недостачи продуктов, выявленных при инвентаризации, соответствует норме п.32 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59
Недостачи и потери продуктов, отнесенные на виновных лиц (составляются две записи одновременно):    
а) на учетную стоимость недостающих продуктов
170
061
б) на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих продуктов
170
173
Правила расчета размера вреда определены Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Минфина РБ и Минэкономики РБ от 24.03.2003 № 39/69.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 декабря 2016 г. следует руководствоваться Положением о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 07.12.2016 № 1001

Стоимость услуг, оказанных предприятием общественного питания
200
178, 179
Стоимость услуг отражается в составе фактических расходов по элементу 1.10.03.04 «Продукты питания» на основании документов, оформленных предприятием общественного питания и проверенных бухгалтерией учреждения здравоохранения (товарно-транспортных накладных (товарных накладных) и прилагаемых к ним раздаточных ведомостей)
Платеж поставщику (организации общественного питания) со счета территориального органа государственного казначейства (две записи одновременно):    
а) получено финансирование
100
140, 230
б) перечислено поставщику (организации общественного питания)
178, 179
Возврат дебиторской задолженности поставщиком (организацией общественного питания), образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года
100
178, 179
Перечисление суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года, на счет территориального органа государственного казначейства
140, 230
100
Возврат дебиторской задолженности поставщиком (организацией общественного питания), образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет (две записи одновременно):    
а) поступление дебиторской задолженности
100
178, 179
б) уменьшение бюджетного источника финансирования
140, 230
173
Перечисление в доход бюджета суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет
173
100
Порядок распоряжения возвращенными поставщиками суммами дебиторской задолженности определен Инструкцией о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по расходам, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.07.2011 № 63 (далее - Инструкция № 63).
Суммы дебиторской задолженности, возвращенные поставщиками, используются по разным направлениям в зависимости от того, за счет ассигнований какого финансового года (текущего года или прошлых лет) дебиторская задолженность была образована (главы 6 и 7 Инструкции № 63).
При поступлении на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке суммы дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего финансового года, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее на счет территориального органа государственного казначейства на восстановление кассовых расходов. Срок перечисления - в течение трех рабочих дней и в последний рабочий день месяца. При этом перечисление осуществляется по каждому отдельному договору.
Если в текущем финансовом году на бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке поступит сумма дебиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований прошлых лет, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее в доход соответствующего бюджета (подп.40.1 п.40 Инструкции № 63).
На счета территориальных органов государственного казначейства могут поступать денежные средства на восстановление кассовых расходов получателя бюджетных средств от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а не только от получателя бюджетных средств.
В этом случае поступившую от поставщиков дебиторскую задолженность, возникшую в текущем финансовом году, территориальный орган государственного казначейства отражает как восстановление кассовых расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств не позднее пяти рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца. Если поступают суммы дебиторской задолженности прошлых лет, территориальный орган государственного казначейства вправе самостоятельно принимать решение о направлении этих средств в бюджет соответствующего уровня с последующим письменным уведомлением получателя бюджетных средств о проведении данной операции и (или) представлением ему копии расчетного документа (пп.42-44 Инструкции № 63)
Погашение обязательств перед поставщиком (организацией общественного питания) путем проведения взаимозачета (у получателя бюджетных средств составляются две записи одновременно):    
1) получено финансирование
100
140
2) перечислена задолженность поставщику (организации общественного питания)
178, 179
100
Погашение обязательств получателей бюджетных средств, подлежащих оплате за счет средств бюджета, путем проведения взаимозачета производится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 21.12.2011 № 136
Списание (по истечении срока исковой давности) дебиторской задолженности
200, 202
178, 179
Списание (по истечении срока исковой давности) кредиторской задолженности
178, 179
140, 142, 230, 232
Выявленные при инвентаризации суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, в бюджетных организациях списываются:
- дебиторская задолженность - на увеличение расходов;
- кредиторская задолженность - на увеличение доходов (источников финансирования).
Списание дебиторской задолженности с баланса по истечении срока исковой давности не означает ее аннулирование, она должна числиться за балансом в течение 5 лет для наблюдения за возможностью взыскания на забалансовом счете 05 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Если должник вернет долг, сумма задолженности списывается с забалансового счета 05.
Если дебиторская задолженность была образована за счет бюджетных средств, поступившая сумма долга должна быть внесена в доход государственного бюджета. Если дебиторская задолженность была образована при осуществлении предпринимательской деятельности, поступившая сумма долга относится на увеличение прибыли

 

20.01.2014

 

Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 апреля 2015 г. в постановление Минфина РБ от 27.07.2011 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по расходам и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» на основании постановления Минфина РБ от 31.03.2015 № 17 внесены изменения и дополнения.