Корреспонденция счетов от 20.09.2017
Автор: Микулич Е.

Расходы на разработку экологического паспорта: налоговый и бухгалтерский учет


СОДЕРЖАНИЕ

Законодательство об охране окружающей среды: что нужно знать бухгалтеру

Обязанность ведения экологического паспорта

Экологический паспорт нематериальным активом не признается

Расходы на разработку экологического паспорта учитываются при налогообложении прибыли

Бухгалтерский учет затрат на разработку экологического паспорта

 

Материал помещен в архив

 

РАСХОДЫ НА РАЗРАБОТКУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА: НАЛОГОВЫЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Законодательство об охране окружающей среды: что нужно знать бухгалтеру

Юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать требования, установленные Законом Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее - Закон).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 апреля 2024 г. следует руководствоваться Законом в ред. Закона от 17.07.2023 № 294-З. Комментарий см. здесь.

 

Так, в частности, организации и индивидуальные предприниматели должны:

• соблюдать технологические нормативы и иные требования в области охраны окружающей среды;

• обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и использования отходов производства, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды (части первая и вторая ст.37 Закона);

• вести учет используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией (часть первая ст.71 Закона).

 

справочно

Справочно

Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52.

Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды установлен ТКП 17.02-12-2014 «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность (планирующие осуществлять деятельность), связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, с 1 января 2016 г. осуществляют указанную деятельность только при наличии комплексных природоохранных разрешений (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2011 № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2023 г. ТКП 17.02-12-2014 отменен постановлением Минприроды от 04.11.2022 № 18-Т. Требования по ведению учета отходов, добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, установлены ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утв. постановлением Минприроды от 18.07.2017 № 5-Т. Требования по ведению учета в области охраны атмосферного воздуха, в том числе озонового слоя, определены ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха», утв. постановлением Минприроды от 29.12.2022 № 32-Т. Подробнее см. здесь и здесь.

С 26 апреля 2024 г. постановлением Минприроды от 01.03.2024 № 10 внесены изменения в Инструкцию № 52, в частности в название: «Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов». Комментарий см. здесь.

Обязанность ведения экологического паспорта

При эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести экологический паспорт предприятия.

Экологический паспорт предприятия - это документ, включающий данные по использованию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, ресурсов (природных и вторичных) и определению влияния производства на окружающую среду (часть третья ст.37 Закона).

В экологическом паспорте предприятия в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, подлежат учету, в частности, данные об используемых природных ресурсах, выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, обращении с отходами, а также об иных видах вредного воздействия на окружающую среду (часть вторая ст.71 Закона).

Требования к структуре экологического паспорта предприятия, оформлению и заполнению типовых форм экологического паспорта установлены СТБ 17.01.00-01-2012 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экологический паспорт предприятия. Основные положения» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.09.2012 № 59).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 апреля 2024 г. СТБ 17.01.00-01-2012 отменен постановлением Госстандарта от 22.04.2024 № 37.

 

Инструкция о порядке ведения экологического паспорта предприятия утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 07.06.2013 № 25 (далее - Инструкция № 25).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 апреля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 25 с изменениями, внесенными постановлением Минприроды от 01.03.2024 № 10. Комментарий см. здесь.

 

Экологический паспорт по решению природопользователя может разрабатываться и вестись для предприятия в целом или для отдельных зданий, сооружений и иных объектов (п.4 Инструкции № 25).

 

справочно

Справочно

В случаях аренды зданий, сооружений и (или) иных объектов экологический паспорт разрабатывается и ведется природопользователем, являющимся арендатором (п.5 Инструкции № 25).

 

Разработка экологического паспорта, а также внесение в него изменений и дополнений осуществляется по состоянию на 1 января года, в котором разрабатывается экологический паспорт или вносятся изменения и дополнения.

Внесение изменений и дополнений в экологический паспорт осуществляется ежегодно до 1 марта (п.7 Инструкции № 25).

При смене собственника недвижимого имущества юридического лица разработка нового экологического паспорта не требуется.

Вместе с тем при изменении профиля производства природопользователя следует разрабатывать новый экологический паспорт (п.8 Инструкции № 25).

Вести экологический паспорт необходимо в течение всего срока эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов (п.10 Инструкции № 25).

Экологический паспорт утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими эксплуатацию зданий, сооружений, иных объектов (п.9 Инструкции № 25).

Экологический паспорт нематериальным активом не признается

Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее - Инструкция).

Организацией в качестве нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:

• активы идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации;

• активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;

• организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;

• активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

• организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

• первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена (п.4 Инструкции).

При невыполнении любого из указанных выше условий признания произведенные организацией затраты признаются расходами (п.6 Инструкции).

Экологический паспорт не может быть отнесен к нематериальным активам, поскольку экономических выгод организации не приносит и непосредственно как актив в деятельности организации не используется.

Следовательно, затраты организации, связанные с разработкой экологического паспорта, являются расходами организации.

Расходы на разработку экологического паспорта учитываются при налогообложении прибыли

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК).

Затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, а также корректировок, определенных с учетом положений ст.301 НК. Такие затраты отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п.2 ст.130 НК).

Поскольку при осуществлении деятельности организации обязанность разработки и ведения экологического паспорта установлена законодательством, расходы на его разработку и внесение изменений учитываются в составе затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении прибыли.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. часть первая п.2 ст.130 соответствует п.1 ст.169 НК и часть первая п.1 ст.130 соответствует п.1 ст.170 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

Бухгалтерский учет затрат на разработку экологического паспорта

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, включает в себя прямые затраты и распределяемые переменные косвенные затраты, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относящиеся к реализованной продукции, работам, услугам (часть первая п.9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; далее - Инструкция № 102).

 

справочно

Справочно

Определения прямых и косвенных затрат приведены в п.2 Инструкции № 102:

прямые затраты - это затраты, связанные с производством определенного вида продукции, выполнением определенного вида работ, оказанием определенного вида услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг;

косвенные затраты - это затраты, связанные с производством нескольких видов продукции, выполнением нескольких видов работ, оказанием нескольких видов услуг, которые включаются в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг по определенной базе распределения.

 

По мнению автора, затраты, связанные с получением экологического паспорта, в себестоимость в составе прямых затрат включать будет неправильным, их следует относить в состав косвенных затрат.

К управленческим расходам в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, относятся условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные затраты» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»), за исключением случаев, установленных законодательством (п.10 Инструкции № 102).

На счете 26 отражаются начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, затраты на содержание управленческого персонала, затраты на информационные, аудиторские и другие услуги, другие аналогичные по назначению затраты (п.28 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50; далее - Инструкция № 50).

Экологический паспорт может разрабатываться соответствующими подразделениями организации либо сторонними компетентными организациями на основании соответствующего договора.

Таким образом, расходы по разработке экологического паспорта следует отражать на счете 26 в составе управленческих расходов независимо от того, кто разработчик: сторонняя организация или работники организации.

Расходы организации признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним (п.32 Инструкции № 102).

Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.

Расходы, связанные с получением экологического паспорта, невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, поскольку экологический паспорт никаких доходов не приносит.

 

справочно

Справочно

Нет оснований учитывать их и в составе расходов будущих периодов (п.76 Инструкции № 50).

 

В бухгалтерском учете расходы по разработке экологического паспорта следует отразить записями:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражены расходы по разработке экологического паспорта, если разработка осуществлялась работниками организации
10, 69, 70, 76-2
и др.
Отражены расходы по разработке экологического паспорта, если разработка осуществлялась сторонней организацией
26
Отражен НДС, предъявленный организацией, разрабатывавшей экологический паспорт
60
Принят к вычету НДС на основании ЭСЧФ, выставленного организацией-разработчиком
18
Списаны расходы на разработку экологического паспорта, учтенные в составе управленческих расходов
26

 

20.09.2017

 

Евгений Микулич, экономист