


Материал помещен в архив
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ В ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)
Вопрос: Вопрос распределения прибыли между участниками общества относится к исключительной компетенции годового общего собрания участников, либо может быть рассмотрен на внеочередном общем собрании участников, либо отнесен к компетенции иного органа общества?
Ответ: Согласно части первой ст.34 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон) вопрос распределения прибыли общества относится к исключительной компетенции общего собрания участников и рассматривается при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора), а в установленных Законом случаях - при наличии и с учетом аудиторского заключения. Не допускается отнесение данного вопроса к компетенции иных органов общества, в т.ч. к компетенции исполнительного органа общества либо совета директоров (наблюдательного совета). К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) может быть отнесен лишь вопрос определения рекомендуемого размера дивидендов и срока их выплаты, что, как представляется, подразумевает оценку членами совета директоров (наблюдательного совета) возможности и целесообразности распределения прибыли общества по итогам месяца, квартала, года с учетом финансового положения общества, его потребностей, например, в приобретении основных средств, а также с учетом требований законодательства Республики Беларусь.
В соответствии с частью третьей ст.36 Закона в обществах ежегодно проводится годовое общее собрание участников, на котором утверждаются годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета прибыли и убытков и распределение прибыли и убытков этого общества. Однако из содержания данной нормы можно сделать лишь вывод о том, что при проведении годового общего собрания участников обязательно должен быть поднят вопрос распределения прибыли общества. При этом законодательство не содержит запрета на рассмотрение данного вопроса на иных очередных и внеочередных общих собраниях участников.
Исходя из анализа частей первой и второй ст.36 Закона общее собрание участников может проводиться так часто, как это необходимо его участникам, но не реже одного раза в год. Что касается необходимости получить заключение ревизионной комиссии (ревизора) при решении вопроса о распределении прибыли общества, то оно составляется по результатам проведенной ревизии или проверки, которая может быть инициирована, в частности, по решению общего собрания участников в установленные им сроки. Из этого следует, что заключение ревизионной комиссии (ревизора) может составляться как по итогам года, так и по итогам месяца либо квартала.
Таким образом, вопрос распределения прибыли между участниками общества относится к исключительной компетенции общего собрания участников и может быть поднят на любом общем собрании участников, но не менее одного раза в год.
Вопрос: Какие требования установлены законодательством для проведения общего собрания участников, на котором решается вопрос о распределении прибыли общества? Каким количеством голосов принимается решение о распределении прибыли общества и как решается данный вопрос в случае длительного отсутствия одного из участников общества?
Ответ: Чтобы решение общего собрания участников было признано правомочным, необходимо соблюсти требования законодательства в отношении формы его проведения, наличия кворума и достаточного количества голосов «за» для принятия такого рода решений. Так, согласно части пятой ст.45 Закона вопрос о выплате дивидендов не может быть принят путем проведения заочного голосования без непосредственного присутствия лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников.
Кворум и наличие достаточного количества голосов «за» определяется в соответствии с учредительными документами общества и Законом. В силу части второй ст.43 Закона общее собрание участников признается правомочным (имеет кворум), если его участники обладают в совокупности более чем 50 % голосов от общего количества голосов, принадлежащих участникам общества. Однако участники общества могут предусмотреть в учредительных документах большее число голосов для кворума. В случае отсутствия установленного кворума годовое общее собрание участников должно быть проведено, а внеочередное общее собрание участников может быть проведено повторно с той же повесткой дня.
Повторное общее собрание участников имеет кворум, если его участники обладают в совокупности более чем 30 % голосов от общего количества голосов. Однако участники общества могут предусмотреть в учредительных документах большее число голосов для кворума при проведении повторного внеочередного общего собрания участников.
Частью второй ст.45 Закона установлено, что решения общего собрания участников принимаются простым большинством голосов лиц, принявших участие в этом собрании, за исключением случаев, предусмотренных Законом и учредительными документами общества, когда для принятия решений по отдельным вопросам требуется квалифицированное большинство (не менее 2/3) от числа голосов указанных лиц или от общего количества голосов участников общества либо когда решение данными лицами или всеми участниками общества принимается единогласно.
Если участник общества, обладающий небольшим количеством голосов, хочет, чтобы его интересы были соблюдены при решении вопроса о распределении прибыли между участниками общества, при подписании учредительных документов общества ему следует настаивать на том, чтобы данный вопрос решался квалифицированным большинством либо единогласно всеми участниками общества. Вместе с тем может возникнуть и обратная ситуация, когда участник, обладающий, например, 90 % голосов, не является на общие собрания участников, что приводит к отсутствию кворума. В соответствии с частью второй ст.43 Закона в этом случае годовое общее собрание участников должно быть проведено, а внеочередное общее собрание участников может быть проведено повторно с той же повесткой дня. Тем самым законодатель защищает интересы участников, обладающих небольшим количеством голосов, и дает им возможность решить вопрос о распределении прибыли как минимум раз в год на годовом общем собрании участников.
Таким образом, вопрос распределения прибыли между участниками общества решается на общем собрании участников при соблюдении следующих требований:
1) общее собрание участников проводится в очной форме;
2) общее собрание участников признано правомочным (имеется кворум), т.е. участники общества обладают в совокупности необходимым количеством голосов в соответствии с учредительными документами общества и законодательством, за исключением повторного годового общего собрания участников, которое проводится независимо от наличия кворума;
3) решение принимается, если «за» проголосовали участники общества, обладающие в совокупности необходимым количеством голосов в соответствии с учредительными документами общества для принятия такого рода решений, но не менее чем большинством (50 % плюс один голос), присутствующих на данном собрании;
4) имеется заключение ревизионной комиссии (ревизора), а в установленных Законом случаях - аудиторское заключение.
Вопрос: Каков порядок и условия распределения прибыли в обществах?
Ответ: Прибыль общества распределяется между участниками при соблюдении ряда условий. Кратко рассмотрим каждое из них.
Во-первых, до начисления и выплаты общество обязано:
погасить убыток общества;
отчислить часть прибыли в бюджет в случаях, предусмотренных законодательством;
сформировать обязательные фонды (резервы) либо направить часть прибыли на формирование фондов по решению общего собрания участников;
направить часть прибыли на увеличение уставного фонда в случаях, установленных законодательством, либо по решению общего собрания участников.
Обязанность перечислять в бюджет часть прибыли возлагается, например, на страховые организации, которые перечисляют в бюджет часть прибыли, полученной от проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В случаях, предусмотренных законодательством, часть прибыли общества в обязательном порядке направляется на формирование фондов (резервов). К примеру, исходя из части первой ст.76 Трудового кодекса РБ и п.3 Положения о резервном фонде заработной платы, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.04.2000 № 605, общество обязано создать резервный фонд заработной платы для обеспечения выплаты причитающейся работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) общества, ликвидации общества и в других установленных законодательством случаях, источником которого является прибыль, остающаяся в распоряжении общества после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. В обществе могут создаваться иные фонды по решению общего собрания участников.
В настоящее время законодательством Республики Беларусь не установлен минимальный размер уставного фонда общества, поэтому обязанность увеличить его уставный фонд может быть обусловлена только принятием законодательного акта, который предусмотрит минимальные размеры уставного фонда общества и обяжет действующие общества привести размеры своих уставных фондов в соответствие.
При расчете части прибыли, приходящейся на долю каждого участника общества, следует обратить внимание на то, что в силу части первой ст.96 Закона учредительными документами общества может быть установлен принцип распределения прибыли непропорционально долям участников в уставном фонде общества.
Таким образом, при наличии нераспределенной прибыли после осуществления всех вышеуказанных действий начисляются и выплачиваются дивиденды участникам общества согласно учредительным документам, законодательству и при наличии соответствующего решения общего собрания участников.
Вопрос: Обязано ли общество вносить изменения в учредительные документы и представлять их для государственной регистрации в случае изменения порядка распределения прибыли и какая наступает ответственность при нарушении данного требования? Чем должен руководствоваться финансовый директор - решением общего собрания участников, учредительными документами общества, учетной политикой общества - в случае их расхождения? Насколько часто можно распределять прибыль общества?
Ответ: На практике финансовая служба юридического лица часто сталкивается с ситуацией, когда протоколом общего собрания участников принимается решение о распределении прибыли общества иначе, чем это предусмотрено учредительными документами общества. Например, учредительными документами закреплено, что прибыль распределяется между участниками общества один раз в год пропорционально долям участников в уставном фонде общества, а в протоколе общего собрания участников отражено решение о ежемесячном распределении прибыли общества непропорционально долям участников в уставном фонде общества. При этом возникает ряд вопросов: насколько правомочным является принятие данного решения, появляется ли у участников обязанность обратиться за государственной регистрацией изменений в учредительные документы общества и чем должно руководствоваться соответствующее должностное лицо в данной ситуации?
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что вопрос распределения прибыли урегулирован государством лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты прав и интересов участников общества. Государственное регулирование данного вопроса заключается, во-первых, в требованиях к форме общего собрания участников, на котором принимается решение о распределении прибыли общества и которое может быть проведено только в очной форме, во-вторых, в требовании к учредительным документам общества, которые должны предусматривать порядок, условия, размеры и сроки распределения прибыли общества, в-третьих, в том, что решения о внесении изменений в учредительные документы общества, касающиеся порядка распределения прибыли между его участниками, принимаются всеми участниками этого общества единогласно и, в-четвертых, при начислении и выплате дивидендов участникам общества должна соблюдаться учетная политика общества.
Таким образом, если в процессе деятельности общества на общем собрании участников единогласно всеми участниками было принято решение о распределении прибыли общества в порядке, который отличается от закрепленного в учредительных документах общества, то это нельзя рассматривать в качестве нарушения законодательства. Однако принятие такого решения приравнивается к решению о внесении изменений в учредительные документы общества, касающиеся порядка распределения прибыли между его участниками, поскольку оно изменяет закрепленный в учредительных документах порядок распределения прибыли общества, который является обязательным положением учредительных документов общества.
Как следует из части второй ст.96 Закона, решение о внесении изменений в учредительные документы общества, касающиеся порядка распределения прибыли между его участниками, будет считаться принятым, если за него проголосовали все участники общества единогласно. При установлении данной нормы законодатель преследовал своей целью защитить интересы участников, обладающих небольшим количеством голосов, чтобы при решении вопроса о распределении прибыли их интересы были учтены. При отсутствии правового регулирования данного вопроса могла бы сложиться ситуация, когда при учреждении общества учредители договариваются об одном порядке распределения прибыли, а в процессе деятельности участники, обладающие большим количеством голосов, принимают решения о распределении прибыли в ином порядке, не учитывая при этом интересы остальных участников.
В отношении обязанности представлять изменения в учредительные документы общества для государственной регистрации в случае изменения порядка распределения прибыли необходимо исходить из следующего. Порядок распределения прибыли общества относится к обязательным положениям учредительных документов общества, поэтому необходимость внесения в них соответствующих изменений в случае изменения данного порядка не вызывает сомнений.
Однако если ранее действующее Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.03.1999 № 11, прямо предусматривало обязанность коммерческих организаций в месячный срок обратиться за государственной регистрацией изменений в учредительные документы в случае изменения порядка распределения прибыли, то вступившее в силу с 1 февраля 2009 г. Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации), не устанавливает такой обязанности. Одновременно действует норма Закона, предусматривающая в качестве обязательного положения учредительных документов порядок распределения прибыли общества. Таким образом, в настоящее время отменен лишь срок предоставления документов для государственной регистрации в случае изменения порядка распределения прибыли обществом, но не отменена сама обязанность.
До государственной регистрации данных изменений финансовый директор должен руководствоваться решением общего собрания участников общества. Представляется, что указанные изменения должны быть также внесены в учредительные документы в случае обращения участников, например, за государственной регистрацией изменения состава участников общества. Более того, решение о распределении прибыли иначе, чем это закреплено в учредительных документах, может быть разовым, что вообще лишает смысла обращения за государственной регистрацией таких изменений. Новый порядок правового регулирования данного вопроса упростил процедуру решения вопросов распределения прибыли общества общим собранием участников.
Во избежание указанных проблемных ситуаций целесообразно при разработке положений учредительных документов общества и установлении условий и порядка распределения его прибыли исходить из следующего принципа: прибыль распределяется между участниками на основании решения годового общего собрания участников в порядке и сроки, определенные этим собранием с соблюдением законодательства Республики Беларусь. Прибыль может также распределяться между участниками по итогам текущих периодов финансового года (календарных месяцев, кварталов), если действующим законодательством не установлено иное, на основании решения общего собрания участников в порядке и сроки, определенные этим собранием с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь.
Вторым документом, которым должен руководствоваться финансовый директор при распределении прибыли общества, является его учетная политика. Исходя из анализа п.61 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19, счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается бухгалтером общества по итогам года, но в случаях необходимости может закрываться ежемесячно либо ежеквартально, если это прямо предусмотрено учетной политикой общества. Если учетной политикой общества указанная возможность не закреплена, главный бухгалтер на основании приказа руководителя общества имеет право внести в нее изменения, которые применяются с 1-го января года, следующего за годом утверждения руководителем общества соответствующего документа, и объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности общества. Поэтому при формировании учетной политики организации следует предусмотреть ежемесячное закрытие счета 99 «Прибыли и убытки», тем самым предоставив практическую возможность для участников самостоятельно определять сроки распределения прибыли - раз в месяц, раз в квартал либо раз в год. Следует отметить, что данное положение учетной политики предоставляет право, а не устанавливает обязанность распределять прибыль чаще, чем один раз в год, при наличии соответствующего решения общего собрания участников.
Соблюдение учетной политики согласно подп.46.2 Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением МНС РБ от 29.12.2003 № 124, является вопросом налоговой проверки. В случае нарушения соблюдения учетной политики общества должностное лицо может быть привлечено к ответственности по п.1 ст.12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), согласно которому нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности) и отчетности влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
Таким образом, финансовый директор должен руководствоваться решением общего собрания участников даже при расхождении принятого на нем порядка распределения прибыли и порядка, закрепленного в учредительных документах, а также учитывать принятую в обществе учетную политику.
Вопрос: В каких случаях общество не имеет права распределять прибыль между участниками?
Ответ: Согласно части третьей ст.96 Закона общество не вправе принимать решение о распределении прибыли между участниками и ее выплате, а также выплачивать эту прибыль при наличии одного из нижеперечисленных обстоятельств:
1) до полной оплаты всего уставного фонда общества;
2) до выплаты действительной стоимости доли (части доли) участника общества в случаях, установленных Законом;
3) если общество имеет устойчивый характер неплатежеспособности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) или если указанный характер приобретается этим обществом в результате такой выплаты;
4) если на момент принятия такого решения либо на момент выплаты прибыли стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного фонда и резервных фондов или станет меньше их суммы в результате такой выплаты.
Рассмотрим подробнее каждое из оснований.
Первое обстоятельство может иметь место только в двух случаях:
1) в отношении обществ с иностранными инвестициями, чей уставный фонд должен быть сформирован не менее чем на 50 % в течение первого года со дня государственной регистрации этого общества за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 % своей доли и в полном объеме - до истечения 2 лет со дня регистрации;
2) в отношении обществ, учрежденных до вступления в силу Положения о регистрации, поскольку ранее действовала норма п.3 ст.89 Гражданского кодекса РБ от 07.12.1998 № 218-З (далее - ГК), согласно которой уставный фонд общества должен был быть на момент регистрации общества внесен его участниками не менее чем наполовину, оставшаяся часть уставного фонда общества подлежала формированию его участниками в течение первого года деятельности общества.
С 1 февраля 2009 г. действует п.8 Положения о регистрации, который предусматривает обязанность коммерческих организаций сформировать уставный фонд на 100 % до обращения за государственной регистрацией и имеет более высокую юридическую силу по сравнению с нормами ГК. Несоблюдение этого требования признается нарушением порядка государственной регистрации коммерческой организации и является основанием для признания государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной. В связи с этим норма абзаца второго части третьей ст.96 Закона в некоторой степени потеряла свою актуальность.
Второе обстоятельство может иметь место в случае выхода (исключения) участника из общества.
Факт отсутствия у общества устойчивого характера неплатежеспособности либо факта того, что данный характер приобретается обществом в результате выплаты дивидендов, должен быть проверен ревизором (ревизионной комиссией) общества, а в установленных законодательством случаях - аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем), что следует из анализа части первой ст.34 Закона. Согласно этой норме к исключительной компетенции общего собрания участников относится в т.ч. утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков общества и распределение прибыли и убытков этого общества при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора). В случаях, когда в структуру органов управления обществом входит совет директоров (наблюдательный совет), к его компетенции может быть отнесено предоставление заключения (оценки) возможности и целесообразности распределения прибыли общества по итогам месяца, квартала, года с учетом финансового положения общества.
Порядок определения вышеуказанных фактов регламентирован Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ, Минэкономики РБ, Минстата РБ от 14.05.2004 № 81/128/65 (далее - Инструкция по анализу).
Для проверки вышеуказанных фактов рассчитываются три показателя:
1) коэффициент текущей ликвидности;
2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
3) коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами.
Исходя из п.14 Инструкции по анализу основанием для отнесения неплатежеспособности организации к неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, служит неплатежеспособность организации в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса. Основанием для признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организации - неплатежеспособной является наличие одновременно следующих условий:
1) коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение менее приведенного согласно приложению 1 к Инструкции по анализу;
2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение менее приведенного согласно приложению 1 к Инструкции по анализу.
Организация считается устойчиво неплатежеспособной при наличии одновременно двух обстоятельств:
1) имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса;
2) наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3), превышающего 0,85.
Коэффициент текущей ликвидности (К1) характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным товарам, работам, услугам, дебиторской задолженности, расчетов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов к краткосрочным обязательствам организации, за исключением резервов предстоящих расходов.
Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (1) как отношение итога раздела II актива бухгалтерского баланса к итогу раздела V пассива бухгалтерского баланса за вычетом строки 640 «Резервы предстоящих расходов».
К1 = IIА / (VП - строка 640), |
(1) |
где IIА - итог раздела II актива бухгалтерского баланса (строка 290);
VП - итог раздела V пассива бухгалтерского баланса (строка 690).
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение разности капитала и резервов, включая резервы предстоящих расходов, и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным товарам, работам, услугам, дебиторской задолженности, расчетов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (2) как отношение суммы итога раздела III пассива бухгалтерского баланса и строки 640 «Резервы предстоящих расходов» за вычетом итога раздела I актива бухгалтерского баланса к итогу раздела II актива бухгалтерского баланса.
К2 = (IIIП + строка 640 - IА) / IIА, |
(2) |
где IIIП - итог раздела III пассива бухгалтерского баланса (строка 490);
IА - итог раздела I актива бухгалтерского баланса (строка 190);
IIА - итог раздела II актива бухгалтерского баланса (строка 290).
Результат расчетов заносится в таблицу согласно п.2 приложения 2 к Инструкции по анализу.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется как отношение всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств организации, за исключением резервов предстоящих расходов, к общей стоимости активов.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (3) как отношение суммы итогов разделов IV и V пассива бухгалтерского баланса за вычетом строки 640 «Резервы предстоящих расходов» к валюте бухгалтерского баланса.
К3 = (IVП + VП - строка 640) / ВБ, |
(3) |
где IVП - итог раздела IV пассива бухгалтерского баланса (строка 590);
VП - итог раздела V пассива бухгалтерского баланса (строка 690);
ВБ - валюта бухгалтерского баланса (строка 300 или 700).
Четвертое обстоятельство проверяется финансовой службой организации согласно Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.06.2008 № 107.
В случае принятия решения общим собранием участников о распределении прибыли общества при наличии у общества устойчивого характера неплатежеспособности к обществу могут быть применены меры ответственности согласно п.1 ст.12.13 КоАП, а именно необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), не соответствующее действительности, обоснование отказа в принятии таких мер, а также умышленное принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству), влекут наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо - от 50 до 500 базовых величин.
Таким образом, до принятия решения о распределении прибыли и ее выплаты общество обязано проверить отсутствие обстоятельств, указанных в части третьей ст.96 Закона. В случае прекращения данных обстоятельств общество обязано выплатить участникам часть прибыли, решение о распределении между его участниками и выплате которой было принято. Начисление и выплата дивидендов участникам общества в нарушение требований законодательства влечет административную ответственность соответствующего должностного лица общества.
Вопрос: Какие налоги уплачиваются при получении участниками дивидендов от участия в обществе?
Ответ: Ставка и порядок уплаты налогов с дивидендов зависит от статуса участника общества: физическое либо юридическое лицо, резидент либо нерезидент.
Согласно ст.8 и подп.2.1 ст.18 Закона РБ от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» налоговая ставка в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, устанавливается в размере 15 % для учредителей - физических лиц.
Согласно части пятнадцатой п.2 ст.2 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» доходы, полученные юридическим лицом в виде дивидендов и приравненным к ним доходов, признаваемые таковыми в соответствии с п.1 ст.35 Общей части Налогового кодекса РБ, включаются в состав доходов от внереализационных операций. Объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль. Валовой прибылью для белорусских организаций признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), ценных бумаг, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Таким образом, дивиденды входят в состав налоговой базы при исчислении налога на доходы и прибыль и налоги с дивидендов уплачиваются непосредственно организацией - получателем дивидендов.
Если учредителем является нерезидент Республики Беларусь, то при налогообложении выплачиваемых ему дивидендов следует учитывать положения международных договоров, которые зачастую предусматривают более низкую ставку налога. Например, согласно п.2 ст.10 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (от 18.11.1992), если учредителем белорусской коммерческой организации является резидент Республики Польша, налоговая ставка не должна превышать 10 %, если учредитель является владельцем доли в уставном фонде - в размере более 30 %, и не должна превышать 15 % во всех иных случаях.
Вопрос: Имеет ли право участник общества направить дивиденды, приходящиеся на его долю, на формирование своего вклада в уставном фонде либо на увеличение уставного фонда общества?
Ответ: В данном случае следует определить момент, в который средства общества в виде чистой прибыли распределяются между участниками и становятся личными средствами участников общества. Представляется, что данным моментом будет являться начисление дивидендов участникам общества в соответствии с решением общего собрания участников общества. С момента начисления дивидендов возникает обязанность по уплате соответствующих налогов в бюджет. До начисления дивидендов участникам нераспределенная прибыль является собственными средствами общества, поэтому направление ее в уставный фонд будет расценено как увеличение уставного фонда общества за счет собственных средств общества.
16.11.2009 г.
Лариса Кожич, юрист, начальник отдела регистрации общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»
От редакции: С 1 января 2010 г. законы РБ от 21.12.1991 № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» и от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 72-З утратили силу.
В Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 96-З (с 15 февраля 2010 г.), от 28.12.2009 № 97-З (с 15 июля 2010 г.), от 16.07.2010 № 172-З (с 1 января 2011 г.), от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 15.07.2010 № 167-З (с 3 февраля 2011 г.) и от 03.07.2011 № 285-З (с 23 июля 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 98-З (с 23 февраля 2010 г.) и от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 14 июля 2010 г. постановление МНС РБ от 29.12.2003 № 124 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами» на основании постановления МНС РБ от 23.06.2010 № 51 утратило силу.
С 3 февраля 2011 г. в Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» на основании Закона РБ от 15.07.2010 № 168-З внесены изменения и дополнения.
В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.) и от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 26 января 2012 г. постановление Минфина РБ от 14.02.2008 № 19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» на основании постановления Минфина РБ от 31.10.2011 № 111 утратило силу.
С 1 апреля 2012 г. постановление Минфина РБ, Минэкономики РБ и Минстата РБ от 14.05.2004 № 81/128/65 «Об утверждении Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности» на основании постановления Минфина РБ, Минэкономики РБ и Белстата от 27.12.2011 № 139/205/338 утратило силу.
С 31 августа 2012 г. постановление Минфина РБ от 27.06.2008 № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» на основании постановления Минфина РБ от 11.06.2012 № 35 утратило силу.