Горячая тема от 14.11.2025
Автор: Бондаревич В.

Распределение разрешений на международные перевозки с 2026 года. Комментарий к постановлению Минтранса от 10.10.2025 № 80


СОДЕРЖАНИЕ

 

Ключевые изменения в общем порядке

Систематизация и цифровое взаимодействие

Порядок представления документов и сведений

Новые правила учета транспортных средств

Формула распределения разрешений

Разрешения ЕКМТ

Переход в цифровой формат

Новая формула распределения ЕКМТ

Анализ эффективности использования и установление отчетного периода

Ответственность для нарушителей

«Накопительный эффект» за предоставление недостоверных сведений

Уточненный порядок возврата разрешений

Исчерпывающий перечень нарушений при использовании разрешений ЕКМТ

Вывод

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Транспорт

Распределение разрешений на международные перевозки с 2026 года.
Комментарий к постановлению Минтранса от 10.10.2025 № 80

Вадим Бондаревич

Вадим Бондаревич
юрист

14.11.2025

С 1 января 2026 г. правила на рынке международных автомобильных перевозок в Беларуси серьезно меняются. Постановление № 80 - это не просто очередное обновление, а полная перезагрузка всей системы выдачи и контроля разрешений. Вместо старого документа с множеством поправок вводится единый, понятный и более строгий порядок. Постановлением № 80 утверждена Инструкция о порядке распределения, выдачи и использования разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок.

Для каждого перевозчика это означает необходимость адаптироваться к трем ключевым изменениям.

1. Полный переход в цифровой формат. Все взаимодействие с Транспортной инспекцией - от подачи сведений до получения информации о выданных разрешениях - теперь будет происходить через личный кабинет в автоматизированной системе. Для разрешений ЕКМТ бумажная «дорожная книга» уходит в прошлое, уступая место цифровому «бортовому журналу» на смартфоне или планшете водителя.

2. Новые критерии успеха. Если раньше при распределении разрешений большую роль играла история работы компании, то теперь акценты смещаются. Особенно это касается ценных разрешений ЕКМТ: их будут получать те, кто инвестирует в современный и экологичный автопарк (Евро-5 и выше). Старый транспорт фактически теряет шансы на получение таких разрешений.

3. Ужесточение ответственности. Ошибки и нарушения теперь будут обходиться дороже. Предоставление неверных сведений о выручке или количестве машин повлечет за собой серьезное сокращение количества выдаваемых разрешений не на один год, а на несколько лет вперед. Законодатель вводит своего рода «штрафную историю», которая будет долго влиять на возможности компании.

 

Разделы комментария:

Ключевые изменения в общем порядке

Постановление № 80 систематизирует многочисленные изменения в постановление Минтранса от 30.11.2018 № 28 «О порядке распределения, выдачи и использования разрешений» (утрачивает силу с 01.01.2026) и устанавливает целостную, системно изложенную процедуру, включая порядок взаимодействия с уполномоченными органами, требования к предоставляемым сведениям и методологию расчета количества разрешений.

Систематизация и цифровое взаимодействие

Первостепенным и концептуальным изменением является отказ от «лоскутного» регулирования в пользу единого, структурированного акта. Новая Инструкция № 80 обладает более четкой и логичной структурой, что упрощает правоприменение.

Центральным элементом взаимодействия между автомобильным перевозчиком и Транспортной инспекцией становится автоматизированная система и личный кабинет перевозчика. Если ранее электронное взаимодействие было одним из возможных каналов, то теперь это основной и безальтернативный механизм для ключевых процедурных действий. В частности, через личный кабинет осуществляются:

• отражение сведений и подтверждающих их документов, которые являются базой для участия в распределении (ч.2 п.7 Инструкции № 80);

• информирование Транспортной инспекции о намерении получения разрешений, подлежащих распределению, и о необходимом их количестве в установленные периоды (п.16 Инструкции № 80);

• получение информации о решениях комиссии о разрешениях, подлежащих распределению, которые размещаются в личном кабинете не позднее следующего рабочего дня с даты принятия решения (п.15 Инструкции № 80).

Таким образом, законодатель формализует полный переход на цифровой документооборот, что повышает прозрачность процедур, но одновременно требует от перевозчиков обеспечения высокого уровня цифровой грамотности и постоянного мониторинга информации в личном кабинете.

Порядок представления документов и сведений

Сохраняется требование о ежегодном, в срок не позднее 30 апреля текущего календарного года, представлении в структурное подразделение Транспортной инспекции документов, подтверждающих финансовое состояние субъекта. Для юридических лиц - это бухгалтерский баланс за отчетный период январь - декабрь предыдущего года, а для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, освобожденных от обязанности составления баланса, - иной документ, подтверждающий наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основных средств и иных долгосрочных активов (ч.6 п.7 Инструкции № 80).

Принципиальной новеллой, ужесточающей требования к качеству предоставляемой информации, является норма п.8 Инструкции № 80. Она прямо устанавливает, что сведения, внесенные в автоматизированную систему, не подтвержденные документами, при выдаче (распределении) разрешений и (или) разрешений ЕКМТ не учитываются. Это означает, что любая информация (например, о наличии транспортного средства или о размере выручки), не имеющая документального подтверждения, загруженного в систему и верифицированного Транспортной инспекцией, будет исключена из расчетов. Эта норма минимизирует риски представления недостоверных данных и возлагает на перевозчика полную ответственность за корректность и полноту формируемого им цифрового «досье».

Новые правила учета транспортных средств

Законодатель вводит специальную норму, направленную на пресечение практики краткосрочного, формального увеличения автопарка с целью получения большего количества разрешений. Грузовые автомобильные транспортные средства, используемые перевозчиком на основании договоров аренды (безвозмездного пользования), не включаются в количество используемых транспортных средств (учитываемых при выдаче разрешений) в течение 30 календарных дней, следующих за датой представления в Транспортную инспекцию копий свидетельств о регистрации (технических паспортов) данных транспортных средств (ч.2 п.11 Инструкции № 80).

Данная норма является логическим развитием подхода, ранее введенного постановлением Минтранса от 12.05.2025 № 39, и направлена на то, чтобы в распределении участвовал только реально эксплуатируемый, а не ситуативно привлеченный автопарк. Следует отметить наличие исключения: указанное правило не применяется в случае отсутствия в течение 30 предшествующих дней обращений иных перевозчиков об использовании транспортных средств с идентичными номерами кузова (ч.3 п.11 Инструкции № 80).

Формула распределения разрешений

Методология расчета количества разрешений, подлежащих распределению, установленная в п.20 Инструкции № 80, концептуально сохраняет свою математическую модель:

 

Формула распределения разрешений

 

где:

K - искомое количество разрешений для конкретного перевозчика;

N - общее количество распределяемых разрешений данного вида;

e / E - коэффициент экономической эффективности (отношение индивидуальной выручки на одно транспортное средство к средней по рынку);

к / n - коэффициент исторического участия (доля разрешений, полученных перевозчиком в предыдущем периоде);

п / П - коэффициент масштаба деятельности (доля автопарка перевозчика в общем автопарке участников распределения);

j - единый поправочный коэффициент, обеспечивающий равенство суммы всех распределенных разрешений их общему количеству (технический множитель, который «подгоняет» итоговую сумму всех выданных разрешений к их общему количеству, чтобы не выдать больше, чем есть в наличии).

Ключевым элементом, на который следует обратить внимание, является нормативное ограничение коэффициента экономической эффективности. Предельное отношение объемов (e / E) составляет 1,25 (п.20 Инструкции № 80). Это означает, что даже если фактическая выручка перевозчика на одно транспортное средство значительно превышает среднюю по рынку, при расчете будет использован максимальный множитель 1,25. Эта мера выполняет антимонопольную функцию, сдерживая чрезмерную концентрацию разрешений у наиболее крупных игроков и поддерживая конкурентную среду для малых и средних предприятий. Для перевозчиков это является сигналом о необходимости сбалансированного развития, при котором важна не только максимизация выручки, но и поддержание размера автопарка и стабильной истории получения разрешений.

Разрешения ЕКМТ

Наиболее существенные изменения, вводимые постановлением № 80, затрагивают порядок распределения и использования разрешений Европейской Конференции Министров Транспорта (ЕКМТ). Эти новеллы свидетельствуют о стратегическом векторе регулятора на полную цифровизацию процедур, повышение транспарентности контроля и создание прямых экономических стимулов для модернизации парка транспортных средств.

Переход в цифровой формат

С 1 января 2026 г. происходит полный отказ от бумажного формата ведения учета операций по разрешениям ЕКМТ, выдаваемым с этой даты. Понятие «дорожная книга» как неотъемлемая часть разрешения ЕКМТ сохраняется в Инструкции № 80 исключительно в отношении разрешений, выданных до 1 января 2026 г. (п.2 Инструкции № 80).

На смену ему приходят новые правовые категории:

• «Система цифровых разрешений ЕКМТ» - определяется как программно-технический комплекс Международного транспортного форума (МТФ), предназначенный для выдачи, аннулирования, замены, администрирования, использования и контроля разрешений ЕКМТ (п.2 Инструкции № 80);

• «Бортовой журнал» - определяется как запись, формируемая с 1 января 2026 г. в системе цифровых разрешений ЕКМТ, которая содержит хронологическую информацию о транспортных операциях, выполненных с использованием разрешения ЕКМТ (п.2 Инструкции № 80).

Данные нововведения меняют практические аспекты использования разрешения в процессе перевозки. Разрешение ЕКМТ, выданное с 1 января 2026 г., должно находиться на грузовом автомобильном транспортном средстве в цифровой форме на мобильном устройстве водителя либо в виде распечатки на белой бумаге информационного документа, сформированного посредством системы цифровых разрешений ЕКМТ (п.50 Инструкции № 80). Аналогичное требование п.55 Инструкции № 80 предъявляет и к сведениям бортового журнала о последних десяти поездках.

Практические импликации для перевозчика:

 

Техническое оснащение Возникает прямая обязанность обеспечить водителей соответствующими мобильными устройствами (смартфонами, планшетами) с доступом к интернету и установленным программным обеспечением
Обучение персонала Необходимо провести комплексное обучение водительского состава правилам работы в системе цифровых разрешений, порядку фиксации операций и действиям в случае технических сбоев или при прохождении контроля
Управление рисками Перевозчик должен разработать внутренние регламенты на случай нештатных ситуаций (поломка или утеря мобильного устройства, отсутствие сигнала сети), поскольку надлежащее предъявление разрешения в цифровом виде становится обязанностью, неисполнение которой может быть квалифицировано как нарушение

Новая формула распределения ЕКМТ

Методология распределения разрешений ЕКМТ претерпела фундаментальные изменения. Новая формула, закрепленная в п.41 Инструкции № 80, выглядит так:

 

Новая формула распределения ЕКМТ

 

Принципиальным отличием данной формулы от общей формулы распределения (п.20 Инструкции № 80) является полное исключение из нее компонента, отражающего исторический опыт получения разрешений (к / n). Если ранее количество разрешений, полученных перевозчиком в предшествующем периоде, играло существенную роль, то теперь этот фактор полностью нивелирован.

Основной вес в новой формуле переносится на показатель (п / П), который представляет собой отношение:

п - количество грузовых автомобильных транспортных средств конкретного перевозчика, соответствующих экологическим и техническим требованиям вида распределяемых разрешений ЕКМТ;

П - общее количество грузовых автомобильных транспортных средств, соответствующих указанным требованиям, у всех автомобильных перевозчиков, участвующих в распределении данного вида разрешений ЕКМТ.

Таким образом, законодатель устанавливает прямую, математически выраженную зависимость между шансами на получение дефицитного разрешения ЕКМТ и качеством автопарка перевозчика. Компании, инвестирующие в современные транспортные средства (Евро-5, Евро-6), получают неоспоримое конкурентное преимущество. Перевозчики, эксплуатирующие устаревший автопарк, фактически лишаются возможности претендовать на разрешения ЕКМТ, распределяемые по данной формуле.

Общее сравнение подходов к выдаче разрешений согласно постановлению № 80

Параметр Общие разрешения
(п.20 Инструкции № 80)
Разрешения ЕКМТ
(п.41 Инструкции № 80)
Цель регулирования Стабильность рынка, сбалансированный доступ Стимулирование модернизации автопарка
Учет истории Да (50 % веса). Учитывается количество разрешений, полученных ранее Нет. Прошлые заслуги не имеют значения
Ключевой критерий Баланс между историей получения разрешений и текущим размером автопарка Доля современного, экологичного транспорта (Евро-5/6) в парке перевозчика
Для кого выгодно Для стабильных компаний с многолетней историей работы Для компаний, активно инвестирующих в обновление и экологичность своего автопарка

Анализ эффективности использования и установление отчетного периода

Для повышения предсказуемости и прозрачности процедуры распределения п.42 Инструкции № 80 устанавливает единый и четкий отчетный период, на основании которого комиссия проводит анализ эффективности использования разрешений ЕКМТ. Таким периодом является 12-месячный срок с 1 сентября года, предшествующего текущему календарному году, по 31 августа текущего календарного года включительно.

Установление такого «плавающего» годового периода имеет важное практическое значение:

 

Предсказуемость Перевозчики точно знают, какой именно период их деятельности будет анализироваться при принятии решения о распределении разрешений на следующий календарный год
Возможность проактивного управления Субъект хозяйствования может в режиме реального времени отслеживать свои показатели эффективности и при необходимости (например, при низком количестве выполненных рейсов) интенсифицировать использование имеющихся разрешений ЕКМТ до окончания отчетного периода 31 августа

 

Результаты данного анализа напрямую влияют на применение понижающих коэффициентов, предусмотренных п.43 Инструкции № 80, в случае невыполнения перевозок или наличия нарушений, что делает контроль за эффективностью использования разрешений ЕКМТ в течение установленного периода критически важной задачей для каждого перевозчика.

Ответственность для нарушителей

Новая Инструкция № 80 не только систематизирует ранее существовавшие нормы об ответственности автомобильных перевозчиков, но и вводит новые, более строгие механизмы, направленные на повышение дисциплины и достоверности предоставляемых сведений. Для субъектов хозяйствования критически важно понимать характер и долгосрочные последствия этих изменений для эффективного управления правовыми рисками.

«Накопительный эффект» за предоставление недостоверных сведений

Наиболее значимой новеллой в сфере ответственности является введение механизма долгосрочных последствий за предоставление недостоверной информации. Часть 1 п.31 Инструкции № 80 воспроизводит ранее действовавшую норму: в случае выявления недостоверных сведений (о выручке от деятельности по международной перевозке грузов или о количестве используемых транспортных средств) к количеству разрешений, подлежащих распределению, в отчетном периоде и в следующем за ним применяется понижающий коэффициент 0,7.

Однако ч.2 п.31 Инструкции № 80 вводит новую, ранее не существовавшую санкцию. Установлено, что в случае выявления недостоверных сведений, указанных в ч.1 п.31 Инструкции № 80, в течение 3 календарных лет, следующих за годом, в котором был применен коэффициент 0,7, применяется коэффициент 0,5.

Практические импликации данной нормы:

 

Формирование «негативной правовой истории» Нарушение, связанное с предоставлением недостоверных сведений, теперь имеет не краткосрочный, а пролонгированный эффект. Однократная ошибка или умысел влекут за собой применение санкций на протяжении 4 лет (год нарушения + 3 последующих года)
Существенное экономическое воздействие Коэффициент 0,5 означает, что на протяжении 3 лет перевозчик-нарушитель будет получать лишь половину от расчетного количества разрешений, на которое он мог бы претендовать. В условиях дефицита разрешений это может поставить под угрозу экономическую состоятельность предприятия
Повышение требований к внутреннему контролю Данная норма объективно требует от перевозчиков внедрения строгих процедур внутреннего аудита и верификации всех данных, подаваемых в автоматизированную систему, для исключения как умышленных искажений, так и случайных ошибок

Уточненный порядок возврата разрешений

Инструкция № 80 детализирует процедуры возврата разрешений, разделяя последствия для разрешений, подлежащих и не подлежащих распределению.

Для распределенных разрешений: срок возврата в Транспортную инспекцию установлен в 90 календарных дней с даты их выдачи (ч.2 п.29 Инструкции № 80).

Санкционный механизм, предусмотренный ч.1 п.30 Инструкции № 80, остался концептуально неизменным: за невозврат разрешения в установленный срок, а также за возврат использованного, но не заполненного в установленном порядке, неиспользованного или утерянного разрешения количество разрешений, принимаемых для расчета на следующий отчетный период, понижается на одно разрешение за каждое такое нарушение.

Для разрешений, не подлежащих распределению (важное послабление): ч.5 п.13 Инструкции № 80 вводит новую норму, которая предоставляет перевозчикам большую гибкость. Установлено, что положения за возврат неиспользованного разрешения не применяются в случае, если до окончания срока действия такого разрешения осталось 60 календарных дней и более и данное разрешение может быть выдано повторно другому перевозчику. Эта норма стимулирует субъектов хозяйствования к оперативному возврату разрешений, которые оказались невостребованными (например, из-за отмены рейса или расторжения контракта), позволяя вернуть их в оборот без негативных последствий для себя.

Исчерпывающий перечень нарушений при использовании разрешений ЕКМТ

Пункт 61 Инструкции № 80 содержит исчерпывающий перечень нарушений использования разрешений ЕКМТ и выполнения перевозок по ним. В отличие от ранее действовавшего п.59 Инструкции № 28, новый перечень является более структурированным и юридически определенным.

Он включает в себя следующие категории нарушений:

 

нарушения, связанные со статусом перевозчика несоответствие критериям деловой репутации, финансового состояния, профессиональной компетентности
лицензионные и технические нарушения приостановка действия лицензии, выпуск на линию неисправного транспортного средства, использование ТС, не прошедшего государственный технический осмотр
грубейшие нарушения порядка использования передача разрешения ЕКМТ третьим лицам
нарушения режима труда и отдыха неоднократные (два и более) факты невыполнения требований ЕСТР
манипуляции с контрольными устройствами установка или использование оборудования, фальсифицирующего данные тахографа или ограничителя скорости
неэффективное использование неиспользование разрешения в течение 30 и более дней подряд; выполнение менее одной груженой перевозки между третьими странами в месяц по разрешению ЕКМТ без ограничений по территории РФ

 

Наличие такого четкого и закрытого перечня вносит правовую определенность и позволяет перевозчикам использовать его в качестве основы для разработки внутренних программ комплаенса и инструктажа водительского состава с целью минимизации рисков применения санкций, предусмотренных п.43 Инструкции № 80.

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что государство делает ставку на прозрачность, современные технологии и добросовестную конкуренцию. Чтобы успешно работать в новых условиях, перевозчикам необходимо уже сегодня провести ревизию своих процессов: обновить внутренние инструкции, обучить персонал работе в цифровых системах, проанализировать состояние автопарка и усилить контроль за достоверностью всех подаваемых данных. Заблаговременная подготовка к этим изменениям - это прямой путь к стабильной и успешной работе в новой реальности с 2026 года.