


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Распространяются ли нормы Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380) на порядок закупок товаров (работ, услуг) для строительства, приобретаемых при реализации инвестиционного проекта на основании инвестиционного договора?
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. |
ОТВЕТ: По мнению автора, подрядчик, разработчик проектной документации, поставщики товаров, исполнители услуг для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, определяются без проведения предусмотренных Указом № 380 процедур.
Закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов с 1 января 2017 г. регулируются нормами Указа № 380, Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88.
Так, в соответствии с Указом № 380:
• закупки работ, услуг при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов, осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено Указом № 380;
• закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах, за исключением централизованных государственных закупок медицинских изделий, проводимых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках (подп.1.1, 1.2 п.1).
При этом проведение подрядных торгов является обязательным, за исключением ряда случаев, при заключении договоров о строительстве:
• жилых домов - при стоимости строительства 6 000 БВ и более;
• объектов, финансирование строительства которых осуществляется полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, - при стоимости строительства 6 000 БВ и более (подп.1.4 п.1 Указа № 380).
В иных случаях при бюджетном финансировании, очевидно, возможно проведение процедур переговоров, подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов по выбору заказчика (подп.1.6 п.1 Указа № 380).
В соответствии с подп.3.1 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» в период действия инвестиционного договора инвестор (инвесторы) и (или) организация, созданная им для реализации инвестиционного проекта, имеют право на определение без проведения процедур, установленных законодательством, подрядчика или разработчика проектной документации, поставщиков товаров, исполнителей услуг для строительства, в том числе реконструкции, объектов, предусмотренных инвестиционным договором. Данное право не распространяется на осуществление государственных закупок товаров (работ, услуг).
Поскольку на основании Указа № 380 при закупке товаров (работ, услуг) при строительстве за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, проводятся процедуры, предусмотренные Указом № 380, то есть не осуществляются государственные закупки товаров (работ, услуг), автор полагает, что при реализации инвестиционного проекта на основании инвестиционного договора за счет указанных выше средств подрядчик или разработчик проектной документации, поставщики товаров, исполнители услуг для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, определяются без проведения предусмотренных Указом № 380 процедур.
31.01.2017
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»