


Материал помещен в архив
РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Правовое регулирование
Статьей 41 Конституции Республики Беларусь гражданам гарантируется право на здоровые и безопасные условия труда. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда - одна из важнейших задач нанимателей, страхователей в нашей стране.
Несчастный случай на производстве - чрезвычайное явление в организации и требует ответственного, вдумчивого подхода всех участников правоотношений при расследовании несчастного случая, анализе причин производственного травматизма, разработке и осуществлении мероприятий, направленных на предотвращение и профилактику этих происшествий.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается Правительством РБ в следующих нормативных документах:
• Конституция Республики Беларусь;
• Трудовой кодекс РБ (далее - ТК);
• Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон);
• Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее - Правила № 30).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 сентября 2015 г. следует руководствоваться Правилами № 30 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2015 № 654; |
• Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2014 г. следует руководствоваться Положением № 530 в редакции Указа Президента РБ от 14.04.2014 № 165; |
• постановление Минздрава РБ, Минтруда и соцзащиты РБ от 27.01.2004 № 5/3 «Об установлении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - постановление № 5/3).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 ноября 2015 г. следует руководствоваться формами документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Минздрава РБ, Минтруда и соцзащиты РБ от 14.08.2015 № 51/94. |
Терминология
При применении норм Правил № 30 используются термины, определенные в п.242 главы 14 Положения № 530.
Рассмотрим основные термины, которые наиболее часто используются в данной теме.
Страховщик - Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».
Страхователь - организации (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физические лица, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим в Республике Беларусь, или привлекают к работе таких граждан.
Застрахованное лицо - гражданин, подлежащий обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п.243 Положения № 530.
Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный при исполнении им трудовых обязанностей по трудовому договору (контракту) и в других определенных в п.243 Положения № 530 случаях, как на территории страхователя, так и в ином месте, где застрахованный находился в связи с работой или совершал действия в интересах страхователя, либо во время следования на транспорте, предоставленном страхователем, к месту работы или с работы получил телесные повреждения (травмы), в т.ч. нанесенные другим лицом, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы и иные телесные повреждения (травмы), нанесенные животными, насекомыми, другими представителями фауны и флоры, повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий (в т.ч. землетрясения, оползня, наводнения, урагана и пожара) и других чрезвычайных обстоятельств, отравление, вызванное воздействием вредного производственного фактора, не присутствующего в трудовом процессе застрахованного, и иное повреждение здоровья, повлекшее необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную (не менее 1 дня) или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Трудовое увечье - вред (стойкая утрата профессиональной трудоспособности либо смерть), причиненный жизни или здоровью гражданина в результате несчастного случая на производстве (п.11 Правил № 30).
Страховой случай - факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденный в установленном законодательством порядке и влекущий возникновение обязательства страховщика осуществить страховые выплаты.
Признаки и виды несчастного случая на производстве
Признаки несчастного случая:
1. Несчастный случай произошел с застрахованным лицом, указанным в подп.2.4 п.2 Правил № 30.
2. Застрахованным было получено повреждение здоровья при исполнении им определенных договором (трудовым, гражданско-правовым) обязанностей или обязанностей, вытекающих из предусмотренных законодательством оснований.
3. Происшествие повлекло последствия, указанные в п.3 Правил № 30.
В литературе встречается различная классификация несчастных случаев, которые происходят на производстве. Можно выделить следующие виды:
1. В зависимости от вины:
- по вине застрахованных лиц;
- по вине нанимателей, страхователей;
- по обоюдной вине застрахованных лиц и нанимателей, страхователей;
- без наличия вины застрахованных лиц и нанимателей, страхователей.
2. В зависимости от причин возникновения травмы:
- по организационным причинам (непрохождение обучения, отсутствие инструкций по охране труда, несоответствие содержания рабочих мест установленным требованиям);
- техническим причинам (устаревшее оборудование, несоответствие конструкции оборудования или инструмента нормам безопасности, неправильный выбор режима работы или транспортировки, непроведение планово-предупредительных ремонтов);
- санитарно-гигиеническим причинам (пыль, загазованность, недостаточное освещение, шум);
- психофизиологическим причинам (повышенная утомляемость, снижение внимательности, опьянение);
- природным причинам (в результате природных явлений - молнии, бури, торнадо, землетрясения).
3. В зависимости от способа причинения травмы:
- при падении предметов;
- манипулировании предметами;
- ударах о предметы;
- эксплуатации машин и оборудования с движущимися частями;
- использовании ручного инструмента;
- эксплуатации производственного транспорта;
- падении работников;
- поражении электричеством;
- температурном воздействии;
- поражении химическими веществами;
- биологическом или бактериологическом воздействии;
- воздействии животных, насекомых, растений и т.п.;
- взрывах;
- дорожно-транспортных происшествиях;
- техногенных авариях и катастрофах;
- природных явлениях и катастрофах.
4. В зависимости от тяжести травмы:
- микротравмы (не повлекшие утраты трудоспособности);
- легкие;
- средние;
- с тяжелым исходом;
- со смертельным исходом.
5. В зависимости от количества пострадавших лиц:
- одиночные;
- групповые (2 и более пострадавших).
6. В зависимости от необходимости расследования:
- не подлежащие расследованию;
- подлежащие расследованию в общем порядке;
- подлежащие специальному расследованию.
Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в т.ч. расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике (п.12 ст.226 ТК).
Организации осуществляют обязательное страхование некоторых категорий лиц от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пунктом 2 Правил № 30 определен круг лиц, на которых распространяется данный нормативный акт.
Несчастные случаи, подлежащие расследованию
Согласно п.3 Правил № 30 расследуются несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими оговоренными лицами, повлекшие за собой следующие последствия:
• необходимость перевода потерпевшего на другую работу;
• временную (не менее 1 дня) утрату им трудоспособности;
• трудовое увечье;
• смерть.
При условии, что данные случаи произошли:
• в течение рабочего времени;
• во время дополнительных специальных перерывов и перерывов для отдыха и питания;
• в периоды времени до начала и после окончания работ;
• при выполнении работ в сверхурочное время или в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом РБ нерабочими.
Время и место несчастных случаев, подлежащих расследованию, определено в п.3 Правил № 30.
Основные этапы расследования несчастного случая
Одной из обязанностей работодателя является обеспечение в установленном законодательством порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработка и реализация мер по их профилактике.
В расследовании несчастного случая на производстве можно выделить следующие этапы.
Первый этап - квалификация несчастного случая, т.е. принятие решения: относится ли данный несчастный случай к производственным несчастным случаям, на которые распространяется действие Правил № 30.
Второй этап - сообщение о несчастном случае в соответствии с требованиями Правил № 30.
Третий этап - осмотр места, где произошел несчастный случай, составление при необходимости планов, схем, расчетов, ведение фото- и видеосъемки.
Четвертый этап - опрос пострадавшего (при возможности), свидетелей несчастного случая, руководителей работ, должностных лиц и документальная фиксация показаний. При необходимости - получение экспертных заключений.
Пятый этап - изучение, анализ нормативных правовых актов (далее - НПА) и локальных нормативных правовых актов (далее - ЛНПА) (должностных, рабочих инструкций, инструкций по охране труда, положений), иных документов (технических регламентов, документов, описывающих технический процесс, материалов аттестации рабочих мест, медицинских справок, актов, заключений), проведение вводного и иных инструктажей и т.п. В ряде случаев проверка на наличие отметок с ознакомлением работника в требуемых законодательством случаях в ЛНПА, журналах и иных документах.
Шестой этап - выявление допущенных нарушений НПА, технических нормативных актов, ЛНПА и лиц, прямо или косвенно виновных в происшествии, выявление условий и причин, способствующих возникновению несчастного случая, определение (при необходимости) степени вины застрахованного, если его грубая неосторожность содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью.
Седьмой этап - документальное оформление результатов расследования несчастного случая и направление материалов расследования в установленные Правилами № 30 органы и организации.
Восьмой этап - проведение анализа причин несчастных случаев на производстве, разработка и выполнение мероприятий по профилактике производственного травматизма.
Первоочередные действия при несчастном случае
Первоочередные действия работников, застрахованных лиц
1. Прекратить все работы, не связанные с ликвидацией последствий несчастного случая на производстве.
2. Принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего.
3. Оказать первую помощь потерпевшему.
4. Произвести вызов медицинских работников на место происшествия или организовать доставку потерпевшего в организацию здравоохранения.
5. Немедленно сообщить (при возможности) своему непосредственному руководителю, руководителю работ либо иному должностному лицу нанимателя, страхователя, организации о произошедшем.
6. Обеспечить вывод людей из опасной зоны, если есть опасность для их здоровья и жизни.
7. Если несчастный случай связан с общественно опасным явлением или требуется помощь специальных органов (организаций, служб), сообщить по соответствующим телефонным номерам.
8. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, если это возможно и не существует угрозы жизни и здоровью окружающих.
Первоочередные действия нанимателя, страхователя
1. При необходимости немедленно организовать оказание первой помощи потерпевшему, вызов медицинских работников на место происшествия, доставку потерпевшего в организацию здравоохранения.
2. Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
3. Обеспечить вывод людей из опасной зоны, если есть опасность для их здоровья и жизни.
4. Обеспечить до начала расследования несчастного случая сохранение обстановки на месте его происшествия, а если это невозможно - фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.
5. Сообщить нанимателю о происшедшем несчастном случае.
6. Принять необходимые меры по устранению причин несчастного случая.
Обязанности нанимателя, страхователя
1. Организовать в соответствии с законодательством оформление и учет несчастных случаев на производстве, разработку и реализацию мероприятий по их профилактике.
2. Создавать лицам, занятым расследованием несчастного случая на производстве, необходимые условия для работы, предоставлять помещение, средства связи, транспорт, средства индивидуальной защиты.
3. Оплачивать расходы, связанные с проведением расследования несчастного случая на производстве.
Действия нанимателя, страхователя, организации при получении сообщения о несчастном случае
1. В течение одного рабочего дня направить в организацию здравоохранения запрос о тяжести травмы потерпевшего. Запрос оформляется на бланке предприятия и для оперативности получения информации может быть отправлен нарочным, по факсимильной или электронной связи.
![]() |
Справочно Организации здравоохранения информируют в течение 1 рабочего дня нанимателей, страхователей, страховщика и ежемесячно письменно соответствующие структурные подразделения Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - Департамент) о лицах, которым была оказана медицинская помощь в связи с травмами на производстве. |
Образец запроса о тяжести травмы потерпевшего
04.06.2012 № 01-02/157 На № ________ от __________ |
Главному врачу учреждения здравоохранения «15-я городская клиническая больница» Селиванову И.К. ул.Уральская, д.38, 220040, г.Минск |
О выдаче заключения
Администрация закрытого акционерного общества «Откат» просит дать заключение о тяжести травмы, полученной Серым Сергеем Ивановичем, станочником деревообрабатывающих станков 5-го разряда цеха сортировки сырья и подготовки производства, 1962 года рождения, а также предоставить сведения о наличии алкоголя в крови Серого С.И.
Данная информация необходима для расследования несчастного случая на производстве.
Директор |
Подпись |
А.Я.Дудин |
![]() |
Обратите внимание! Тяжесть производственных травм определяется организациями здравоохранения по схеме определения тяжести производственных травм, утверждаемой Министерством здравоохранения РБ. Потерпевший (лицо, представляющее его интересы), наниматель, страхователь имеют право обжаловать заключение о тяжести производственной травмы в вышестоящую организацию здравоохранения, после чего - в суд. |
2. Незамедлительно информировать о несчастном случае на производстве родственников потерпевшего. Информирование, как правило, производится по телефону или при личной встрече.
3. Информировать профсоюз (иной представительный орган работников).
4. В течение 1 рабочего дня сообщить о несчастном случае:
- страховщику;
- нанимателю потерпевшего (при несчастном случае с работником другого нанимателя).
Текст сообщения должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 6 к постановлению № 5/3.
5. В случае специального расследования при:
- групповом несчастном случае;
- несчастном случае со смертельным исходом;
- несчастном случае, явно относящемся в соответствии со схемой определения тяжести производственных травм к категории несчастных случаев с тяжелым исходом,
в течение 1 рабочего дня сообщить в:
• районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
• территориальное структурное подразделение Департамента;
• профсоюз (иной представительный орган работников), а при их отсутствии - в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси;
• вышестоящую организацию, а при ее отсутствии - в местный исполнительный и распорядительный орган, где зарегистрирован наниматель, страхователь, нанимателю потерпевшего (при несчастном случае с работником другого нанимателя);
• территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте;
• страховщику.
![]() |
Обратите внимание! Информация о других несчастных случаях с тяжелым исходом поступает в вышеуказанные органы и организации после получения заключения организации здравоохранения о тяжести травмы потерпевшего. |
Сообщение о несчастном случае на производстве передается по телефону, телеграфу, телефаксу, электронной почте, другим средствам связи. Причем, если для оперативности информация была передана по телефону (телефонограмма), в этом случае обязательно следует указать дату, время передачи сообщения, фамилию, должность лиц, которые передали и приняли сообщение. Устные сообщения необходимо продублировать в письменном виде по установленной законодательством форме.
Образец письма о несчастном случае
04.06.2013 № 01-02/157 На № ________ от __________ |
Адресат 1
Адресат 2
Адресат 3 ... |
О несчастном случае на производстве
В соответствии с п.41 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30, сообщаем, что 4 июня 2012 г. произошел несчастный случай на производстве на территории закрытого акционерного общества «Откат», зарегистрированного Минским городским исполнительным комитетом 1 марта 2000 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрационный номер 123456789, вид экономической деятельности по ОКРБ 005-2006 - 20101 «Распиловка и строгание древесины», юридический адрес (ул.Ленина, д.8, к.1, 220000, г.Минск).
4 июня 2012 г. в 8:10 при отборе работниками из пакета доски для подачи в деревообрабатывающий станок пакет распался. В результате падения досок Серому Сергею Ивановичу, станочнику деревообрабатывающих станков 5-го разряда цеха сортировки сырья и подготовки производства, 1962 года рождения, была причинена травма - открытый осколочный перелом костей левой голени в нижней третьей со смещением. Данная травма относится к числу тяжелых (заключение учреждения здравоохранения «15-я городская клиническая больница» от 04.06.2012) (примечание).
Предполагаемая причина несчастного случая - нарушение требований пакетирования и складирования пакета пиломатериалов.
Директор |
Подпись |
А.Я.Дудин |
6. Обеспечить расследование несчастного случая на производстве в соответствии с Правилами № 30 и другими действующими НПА.
В случаях когда не производится специальное расследование, наниматель, страхователь, организация приказом (распоряжением) может назначить уполномоченное лицо для расследования происшествия. Полномочия по расследованию несчастных случаев могут оговариваться в ЛНПА нанимателя, страхователя, организации.
Участие должностных лиц и иных лиц в расследовании несчастных случаев на производстве определяется:
• нормативными правовыми актами;
• приказами, распоряжениями нанимателя, страхователя, организации;
• локальными нормативными правовыми актами нанимателя, страхователя, организации (должностными инструкциями, положениями);
• протоколами заседания представительных органов работников;
• доверенностями (для лиц, специально уполномоченных потерпевшими представлять их интересы);
• иными документами.
На практике некоторые организации для расследования несчастных случаев создают специальную комиссию. Однако создание подобных комиссий не предусмотрено требованиями действующего законодательства.
Пример приказа о назначении лица, уполномоченного проводить расследование несчастного случая, и об определении должностных лиц, участвующих в расследовании несчастного случая
Закрытое акционерное
общество «Откат»
(ЗАО «Откат»)
ПРИКАЗ
04.01.2012 № 2
г.Минск
О расследовании несчастного случая
на производстве
Для расследования несчастного случая, происшедшего 04.01.2012, установления обстоятельств и условий, при которых произошел несчастный случай, руководствуясь Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Уполномочить заместителя директора по производству Браткова С.С. расследовать несчастный случай на производстве.
2. Лицом, участвующим в расследовании несчастного случая, назначить специалиста по охране труда Владимирского Т.Е.
3. Инженеру-технологу Самоделкину Н.Н., юрисконсульту Пронову Т.Д. оказывать практическую и консультационную помощь в расследовании происшествия, в своевременном составлении и отправке корреспонденции соответствующим адресатам, оформлении итоговой документации расследования несчастного случая.
4. Расследование несчастного случая проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства и в установленные сроки.
Директор |
Подпись |
А.Я.Дудин |
|
|
|
Визы |
|
|
|
|
|
С приказом ознакомлены: |
… |
|
Участие профсоюзов в расследовании несчастного случая
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, установленном законодательством, осуществляют профсоюзы через технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов (ст.38 Закона). Законом предоставлено право участия в расследовании несчастных случаев техническим инспекторам труда профсоюзов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2014 г. следует руководствоваться Законом в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З. Общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда посвящена ст.42 новой редакции Закона. |
Порядок участия профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве устанавливается актами соответствующих профсоюзов.
Согласно п.3 Порядка участия профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве, утвержденного постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 31.05.2007 № 80, уполномоченными представителями профсоюза для участия в расследовании несчастных случаев на производстве назначаются:
• технические инспекторы труда;
• главные технические инспекторы труда;
• общественные инспекторы по охране труда.
В расследовании несчастного случая со смертельным исходом, в т.ч. в случае, если несчастный случай произошел в организации, где отсутствует профсоюз или потерпевший не является членом профсоюза, обязательно участвует технический инспектор труда.
В расследовании несчастных случаев с тяжелым исходом принимает участие уполномоченный представитель профсоюза.
В расследовании несчастных случаев на производстве без тяжелых последствий, как правило, принимает участие общественный инспектор по охране труда.
В организациях, в которых все работники не состоят в профессиональных союзах, расследование несчастных случаев, как правило, проводится без участия представителей профсоюза. Однако при отсутствии профсоюза в организации участие в расследовании несчастного случая могут принимать уполномоченные члены иного представительного органа работников.
Расследование несчастных случаев на производстве
Согласно ст.229 ТК расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, произошедшие с работниками и другими лицами, и профессиональные заболевания.
|
Расследование несчастных случаев (НС) на производстве (общий порядок расследования) |
Специальное расследование (СР) несчастных случаев (специальный порядок расследования) |
1 |
2 |
3 |
Какая категория НС расследуются |
Все НС, за исключением НС, оговоренных в графе 3 текущей строки таблицы |
1. Групповые несчастные случаи, происшедшие одновременно с двумя и более лицами, независимо от тяжести полученных травм. 2. Несчастные случаи со смертельным исходом. 3. Несчастные случаи с тяжелым исходом |
Кто проводит расследование |
Уполномоченное должностное лицо организации, нанимателя, страхователя |
1. Государственный инспектор труда. 2. Главный государственный инспектор труда области или г.Минска при расследовании группового НС, в результате которого погибли 2-4 человека. 3. Главный государственный инспектор труда РБ с участием руководителей соответствующих республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, вышестоящей организации, местных исполнительных и распорядительных органов при расследовании НС, в результате которого погибли 5 и более человек (если по нему не было решения Правительства РБ) |
Кто участвует в расследовании НС |
1. Специалист по охране труда или другой специалист, на которого возложены эти обязанности (заместитель руководителя организации, ответственный за организацию охраны труда). 2. Уполномоченный представитель профсоюза (иного представительного органа работников). 3. Специалисты других организаций (при необходимости). 4. По требованию могут участвовать: - страховщик; - потерпевший или лицо, представляющее его интересы |
1. Уполномоченный представитель организации, нанимателя, страхователя. 2. Уполномоченный представитель профсоюза (иного представительного органа работников). 3. Уполномоченный представитель вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа). 4. Уполномоченный представитель органа надзора (если проводится расследование НС, происшедшего на поднадзорном объекте). 5. По требованию могут участвовать: - страховщик; - потерпевший или лицо, представляющее его интересы |
Обратите внимание! Участие в расследовании НС на производстве руководителя, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности труда потерпевшего (за исключением руководителя организации), не допускается | ||
Сроки расследования |
Не более 3 рабочих дней. В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций. Несчастный случай, о котором нанимателю, страхователю не поступило сообщение в течение рабочего дня (смены) или вследствие которого потеря трудоспособности наступила не сразу, расследуется в соответствии с Правилами № 30 в течение 1 месяца со дня, когда нанимателю, страхователю стало известно о несчастном случае (поступление заявления от работника или его родственников о несчастном случае, листка нетрудоспособности с записью о производственной травме, иной информации) |
В течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о несчастном случае на производстве (включая оформление и рассылку документов). По решению Главного государственного инспектора труда РБ: - срок проведения СР может быть однократно продлен не более чем на 15 рабочих дней; - проведение СР может быть приостановлено на срок, не превышающий 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств - не превышающий 6 месяцев). Неучастие или несвоевременное участие в специальном расследовании несчастного случая уполномоченных представителей и других лиц не является основанием для изменения сроков проведения СР |
Обратите внимание! В соответствии с Правилами № 30 сроки, как правило, исчисляются в рабочих днях | ||
Действия, осуществляемые при расследовании НС |
1. Проводится обследование состояния условий и охраны труда на месте происшествия несчастного случая. 2. При необходимости организуется фотографирование (видеосъемка) места происшествия несчастного случая, поврежденного объекта, составление схем, эскизов, проведение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, экспертиз и других мероприятий. 3. Берутся объяснения, опрашиваются потерпевшие (при возможности), свидетели, должностные и иные лица, производится документальная фиксация их показаний. 4. Изучаются данные о прохождении потерпевшим обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, медицинских осмотров, получении им средств индивидуальной защиты. 5. Изучаются необходимые документы: НПА, ЛНПА, технические нормативные правовые акты, иная документация (журналы, карточки, карты). 6. Устанавливаются обстоятельства, причины несчастного случая, лица, допустившие нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, разрабатываются мероприятия по устранению причин несчастного случая и предупреждению подобных происшествий. 7. При необходимости определяется степень вины застрахованного, если его грубая неосторожность содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью | |
Вина потерпевшего в НС |
Если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то при расследовании несчастного случая на производстве определяется и указывается в акте о несчастном случае на производстве степень вины потерпевшего в процентах на основании протокола об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, подписанного уполномоченным должностным лицом организации, нанимателя, страхователя и уполномоченным представителем профсоюза (иного представительного органа работников) | |
Права и обязанности лиц, проводящих и участвующих в СР | ||
Права государственного инспектора труда |
1. Беспрепятственно проходить на территорию организаций для осуществления СР; 2. Опрашивать без свидетелей потерпевшего, должностных лиц и других работников. 3. Обращаться за сведениями к иным лицам. 4. Получать документы, необходимые для установления обстоятельств и причин несчастного случая. 5. Привлекать эксперта и (или) специалиста, обладающего специальными знаниями в соответствующей сфере деятельности. 6. Получать содействие нанимателя, страхователя, организации при проведении СР, в т.ч. предоставление необходимых условий для работы, помещения, средств связи, транспорта, средств индивидуальной защиты | |
Права лиц, участвующих в СР |
1. Участвовать в осмотре места происшествия несчастного случая на производстве; 2. Участвовать в опросе (при возможности) потерпевшего (потерпевших), свидетелей, должностных и иных лиц. 3. Изучать необходимые документы. 4. Заявлять ходатайства. 5. Излагать свое мнение об обстоятельствах, о причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, ЛНПА, содержащих требования охраны труда, о мерах по предупреждению аналогичных несчастных случаев. 6. Вносить другие предложения | |
Документы, оформляемые лицами, проводящими расследование |
После завершения расследования уполномоченное должностное лицо организации, нанимателя, страхователя составляет: - акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 (далее - акт формы Н-1) или - акт о непроизводственном несчастном случае формы НП (далее - акт формы НП) |
По результатам СР государственным инспектором труда составляется и подписывается заключение о НС. Лица, участвующие в СР, удостоверяют свое участие в расследовании подписями на заключении. Заключение и документы специального расследования государственный инспектор труда направляет организации, нанимателю, страхователю |
Документы СР |
1. Заключение государственного инспектора труда о несчастном случае. 2. Акт формы Н-1 или акт формы НП на каждого потерпевшего. 3. Протокол осмотра места происшествия несчастного случая. 4. Планы, схемы, эскизы, фотоснимки места происшествия и т.п. 5. Протоколы опросов, объяснения потерпевшего (потерпевших), свидетелей, работников, должностных и иных лиц. 6. Копии документов (выписки из них) о прохождении потерпевшим обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, медицинских осмотров, получении средств индивидуальной защиты и т.п. 7. Медицинские заключения о характере и тяжести травмы, причинах смерти потерпевшего, а также о нахождении потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. 8. Заключение (протокол, постановление) правоохранительных органов о противоправных деяниях потерпевшего (другого лица), умышленном причинении потерпевшим вреда своему здоровью. 9. Протокол об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая. 10. Заключения экспертиз, результаты лабораторных исследований, экспериментов, анализов. 11. Копии НПА, технических нормативных правовых актов, ЛНПА (извлечения, выписки из них). 12. Копии материалов о привлечении нанимателя, страхователя, должностных лиц организации к административной ответственности. 13. Особые мнения лиц, участвовавших в расследовании (при их наличии). 14. Другие материалы | |
Действия нанимателя, страхователя, организации по завершении расследования |
В течение двух рабочих дней по окончании расследования наниматель: - рассматривает материалы расследования, утверждает акт формы Н-1 или акт формы НП и регистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев; - направляет по одному экземпляру акта формы Н-1 или акта формы НП: потерпевшему или лицу, представляющему его интересы; государственному инспектору труда; специалисту по охране труда или специалисту, на которого возложены его обязанности (заместителю руководителя, ответственному за организацию охраны труда), с материалами расследования; страховщику с материалами расследования; - копию акта формы Н-1 или акта формы НП: руководителю подразделения, где работает (работал) потерпевший; в профсоюз (иной представительный орган работников); в государственный орган (его структурное подразделение, территориальный орган, подчиненную организацию), уполномоченный законодательными актами на осуществление надзора (контроля) в соответствующих сферах деятельности, если случай произошел на поднадзорном ему объекте, местный исполнительный и распорядительный орган; в вышестоящую организацию (по ее требованию). Наниматель, страхователь в течение 5 рабочих дней ознакамливает с актом формы Н-1 или актом формы НП лиц, допустивших нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, ЛНПА, приведшие к несчастному случаю (в т.ч. если они не являются работниками нанимателя, страхователя) |
В соответствии с заключением в течение 1 рабочего дня наниматель составляет акты формы Н-1 или формы НП на каждого потерпевшего и утверждает их. Организует тиражирование документов специального расследования в необходимом количестве экземпляров и их рассылку. В течение 5 рабочих дней ознакамливает с заключением лиц, допустивших нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, ЛНПА, приведшие к несчастному случаю (в т.ч. если они не являются работниками нанимателя, страхователя). В 5-дневный срок после получения документов СР издает приказ (распоряжение): - о мероприятиях по устранению причин несчастного случая; - привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, ЛНПА. Копию приказа (распоряжения) наниматель, страхователь направляет организациям, представители которых проводили СР, и профсоюзу (иному представительному органу работников). В установленные сроки информирует о выполнении мероприятий по устранению причин несчастного случая организации, представители которых проводили специальное расследование, и профсоюз (иной представительный орган работников) |
Действия государственного инспектора труда по завершении расследования |
В течение 1 дня по окончании СР государственный инспектор труда направляет материалы СР: - в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту происшествия несчастного случая; - в соответствующие вышестоящие структурные подразделения Департамента; - нанимателю, страхователю; - страховщику; - в профсоюз (иной представительный орган работников). Копии заключения направляются: - в республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству РБ; - местный исполнительный и распорядительный орган; - организации, представители которых принимали участие в специальном расследовании; - областные (Минское городское) объединения профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси (по несчастным случаям со смертельным исходом) | |
Решение вопроса об уголовном преследовании |
Орган уголовного преследования в установленный законодательством срок информирует территориальное структурное подразделение Департамента о результатах рассмотрения представленных документов специального расследования или по их просьбе направляет им копию постановления при отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении | |
Контроль |
Контроль за правильным и своевременным расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев на производстве, а также выполнением мероприятий по устранению их причин осуществляют республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, местные исполнительные и распорядительные органы, Департамент, вышестоящие организации, профсоюзы (иные представительные органы работников) |
Акт формы Н-1, акт формы НП
Окончание расследования несчастного случая завершается оформлением акта формы Н-1 или акта формы НП. Данные формы утверждены в приложениях 1-2 к постановлению № 5/3.
Акты формы Н-1 и НП составляются уполномоченным должностным лицом организации, нанимателя, страхователя с участием лиц, указанных в п.18 Правил № 30, в 4 экземплярах и утверждаются нанимателем, страхователем, организацией. Акты формы Н-1 и НП с документами расследования хранятся в течение 45 лет у нанимателя, страхователя, организации, у которых взят на учет несчастный случай.
1. Акт формы НП составляется в случае, если повреждение здоровья потерпевшего:
- произошло вследствие установленного судом умысла потерпевшего (совершение потерпевшим противоправных деяний, в т.ч. хищение и угон транспортных средств) или умышленного причинения вреда своему здоровью (попытка самоубийства, самоубийство, членовредительство и т.п.);
- произошло при обстоятельствах, когда единственной причиной повреждения здоровья потерпевшего явилось его нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения;
- обусловлено исключительно состоянием здоровья потерпевшего, подтвержденным документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения;
- произошло не при исполнении им трудовых обязанностей по трудовому договору (контракту) и не в других случаях, определенных в п.243 Положения № 530.
Решение об оформлении актом формы НП несчастных случаев, обусловленных исключительно состоянием здоровья потерпевшего, принимается, если в результате расследования не будут выявлены организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические и иные причины, а также факторы производственной среды и производственного процесса, оказавшие влияние на состояние здоровья потерпевшего.
2. Акт формы Н-1 составляется, если несчастный случай на производстве привел к потере трудоспособности, смерти потерпевшего и не оформляется актом НП.
Регистрация несчастных случаев на производстве
Наниматель, страхователь в течение 2 рабочих дней по окончании расследования утверждает акт формы Н-1 или акт формы НП и регистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев.
Форма журнала регистрации несчастных случаев и правила его заполнения содержатся в приложении 3 к постановлению № 5/3.
Журналы, как правило, изготавливаются типографским способом и приобретаются организацией за безналичный (наличный) расчет. Листы журнала нумеруются, прошнуровываются, заверяются подписью соответствующего должностного лица и печатью организации.
Лицо, ответственное за ведение и хранение журнала регистрации несчастных случаев, как правило, определяется распорядительным документом или ЛНПА организации.
С апреля 2012 г. постановлением Минтруда и соцзащиты РБ и Минздрава РБ от 29.03.2012 № 46/29 исключены журнал регистрации непроизводственных несчастных случаев и журнал регистрации микротравм.
В настоящее время по новым правилам несчастные случаи на производстве, непроизводственные несчастные случаи, микротравмы регистрируются в журнале регистрации несчастных случаев.
Образец оформления журнала регистрации несчастных случаев
ЖУРНАЛ регистрации несчастных случаев _______________________________________________________ (наименование организации, нанимателя, страхователя) | ||||||||||
| ||||||||||
№ п/п |
Дата, время получе-ния травмы |
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), год рождения потерпевшего |
Про-фес- сия (долж-ность) |
Краткое описание места, обстоя-тельств и причин травмы |
Диаг-ноз (харак-тер травмы) |
Офор-мление резуль-татов рассле-дования |
Дата утверж-дения акта формы Н-1 (Н-1ПС, Н-1М) или НП |
Личная подпись (расшифровка подписи) лица |
Должность, фамилия, инициалы лица, внесшего запись, дата | |
полу-чившего акт формы Н-1 (Н-1ПС, Н-1М), НП |
ознаком-ленного с актом формы Н-1 (Н-1ПС, Н-1М) или регистрацией микротравмы | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особенности расследования и учета отдельных категорий застрахованных лиц
Несчастный случай с работником, временно переведенным на работу к другому нанимателю либо выполнявшим работу по совместительству, расследуется и учитывается нанимателем, у которого произошел несчастный случай.
Несчастный случай с работником, выполняющим работы под руководством уполномоченного должностного лица нанимателя, страхователя на выделенном участке другой организации, расследуется и учитывается нанимателем, страхователем работника.
Несчастные случаи с военнослужащими Вооруженных Сил РБ, других воинских формирований, лицами рядового и начальствующего состава Следственного комитета РБ, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований, привлеченными к работам в организации и выполняющими их под руководством уполномоченного должностного лица организации, расследуются организацией с участием соответственно уполномоченного представителя командования войсковой части, других воинских формирований, Следственного комитета РБ, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований и учитываются организацией.
Несчастные случаи с лицами, содержащимися в организациях уголовно-исполнительной системы (ОУИС), лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП), привлеченными к труду организацией, нанимателем, страхователем и выполняющими работу под руководством уполномоченного должностного лица организации, нанимателя, страхователя, расследуются организацией, нанимателем, страхователем с участием представителя ОУИС, ЛТП и учитываются организацией, нанимателем, страхователем.
Несчастные случаи с лицами, привлеченными к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения, расследуются и учитываются этими организациями в соответствии с настоящими Правилами.
Несчастные случаи с обучающимися учреждений образования, проходящими практику под руководством уполномоченного должностного лица организации, нанимателя, страхователя, расследуются организацией, нанимателем, страхователем с участием представителя учреждения образования и учитываются организацией, нанимателем, страхователем.
Несчастный случай с лицом, направленным на оплачиваемые общественные работы, расследуется и учитывается организацией, которой проводятся указанные работы.
Несчастные случаи, происшедшие во время спортивных соревнований или подготовки к ним со спортсменами, тренерами, занимающимися профессиональным спортом на основании трудовых договоров (контрактов), непосредственно связанные с их профессиональной деятельностью, независимо от количества потерпевших и тяжести полученных ими повреждений здоровья, расследуются нанимателем, страхователем с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа указанных работников).
Несчастный случай, происшедший с лицом при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, расследуется и учитывается организацией, которая проводит указанные работы.
Споры и обжалование
Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве в течение 3 лет с даты происшествия несчастного случая на производстве рассматриваются по обращению заинтересованных лиц государственным инспектором труда (п.78 Правил № 30).
На практике нередко возникают следующие виды разногласий:
• непризнание нанимателем, страхователем факта несчастного случая;
• отказ в проведении его расследования и составлении акта формы Н-1 или акта формы НП;
• несогласие потерпевшего или лица, представляющего его интересы, лица, допустившего нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, ЛНПА, приведшие к несчастному случаю;
• несогласие страховщика с содержанием акта;
• другие разногласия.
Отказ в составлении акта, а также действительность содержащихся в нем сведений, в т.ч. и о степени грубой неосторожности потерпевшего, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд только с соблюдением предварительного внесудебного порядка рассмотрения жалобы должностными лицами и органами в соответствии с пп.78-84 Правил № 30 (п.8 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 22.12.2005 № 12 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Жалоба рассматривается судом в порядке, предусмотренном ст.336, 353-358 Гражданского процессуального кодекса РБ.
В случае признания жалобы обоснованной суд обязывает соответствующий орган устранить допущенное нарушение. При установлении обстоятельств, которые не были учтены при определении степени грубой неосторожности потерпевшего либо явного несоответствия указанной в акте степени вины потерпевшего в процентах фактическим обстоятельствам, суд обязывает орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, определить степень вины в соответствии с фактическими обстоятельствами.
В случаях, предусмотренных законодательством, государственный инспектор труда проводит расследование несчастного случая на производстве и по результатам расследования составляет заключение.
Заключение государственного инспектора труда о несчастном случае на производстве может быть обжаловано в порядке подчиненности у начальника межрайонной инспекции труда, главного государственного инспектора труда области или г.Минска, Республики Беларусь, после чего - в суде.
Заключение может быть обжаловано:
• нанимателем, страхователем;
• потерпевшим или лицом, представляющим его интересы;
• страховщиком;
• организацией, участвующей в расследовании;
• организацией, на территории которой произошел несчастный случай с работником другой организации;
• лицами, допустившими нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, ЛНПА, приведшие к несчастному случаю.
Подача нанимателем, страхователем, организацией жалобы не является основанием для неисполнения им заключения государственного инспектора труда.
Заключение государственного инспектора труда о несчастном случае может быть отменено в порядке подчиненности заключением начальника межрайонной инспекции труда, главного государственного инспектора труда области или г.Минска, Республики Беларусь, после чего - судом.
При проведении расследования несчастных случаев следует помнить, что расследование проводится усилиями ряда должностных лиц, уполномоченных представителей, застрахованных лиц и направлено на установление фактических обстоятельств происшествия и правильной его квалификации. Стороны должны грамотно доводить свою точку зрения, соблюдать законность, спокойствие и выдержку, уважать мнения участников, аргументированно приводить доводы.
Проблемные вопросы расследования несчастных случаев
При выявлении факта сокрытия несчастного случая от расследования и учета и других нарушений Департамент требует от нанимателя, страхователя проведения расследования несчастного случая в установленном законодательством порядке, а также устранения других нарушений (п.79 Правил № 30).
На практике перед лицами, производящими расследование несчастного случая на производстве, участвующими в его расследовании, или лицами, осуществляющими контроль за проведением расследования, возникают следующие проблемы.
1. Работник, получивший травму в быту, в учреждении здравоохранения (с целью, например, получения пособия по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем на основании п.268 Положения № 530) сообщает, что травму получил на производстве.
Возможные действия. Следует провести предварительное расследование, получить объяснения потерпевшего, опросить сотрудников, работавших с данным работником в день получения травмы, его непосредственного руководителя. После проведенного расследования квалифицировать несчастный случай как не подпадающий под действие Правил № 30. Провести разъяснительную беседу с работником.
2. Наниматель, страхователь, организация скрывает факт несчастного случая на производстве, не производит его учет:
- не сообщает о данном факте в соответствующие органы и организации;
- идет на сговор с работником или понуждает его заявить в учреждении здравоохранения, что травма произошла в быту;
- не регистрирует несчастный случай.
Для этих целей, как правило:
• используется психологическое и материальное давление на работника (обещания выплаты денежных сумм, премирования (депремирования), угрозы непродления контракта, расторжения трудового договора, уговоры, использование чувства жалости, сострадания работника и т.п.);
• проводится политика «всеобщего молчания», со стороны заинтересованных лиц может производиться давление на свидетелей несчастного случая на производстве;
• в день производственной травмы работнику оформляется отпуск без сохранения заработной платы по семейно-бытовым причинам (ст.190 ТК).
Возможные действия. Пострадавшие работники, должностные лица не должны поддаваться давлению со стороны заинтересованных лиц и замалчивать обстоятельства происшествия. Необходимо строго соблюдать требования законодательства, должностных (рабочих) инструкций и иных ЛНПА организации, а также требовать их соблюдения от других участников правоотношений. Заинтересованные лица могут подавать заявления, жалобы в соответствующие организации и органы.
3. Наниматель, страхователь, организация искажает факты и результаты расследования несчастного случая на производстве:
- влияет на показания свидетелей и потерпевшего вплоть до написания объяснительных под диктовку заинтересованных лиц;
- не сохраняет место, где произошел несчастный случай в том виде, в котором оно было на момент происшествия, для целей осмотра, составления схем и планов, фото- и видеосъемки, вносит изменения в обстановку места происшествия: убирает, добавляет, передвигает предметы, материалы, изделия, оборудование, механизмы и т.п.;
- вносит изменения в ЛНПА, журналы, иные документы, ознакамливает работников с ними после несчастного случая, искажает данные о выдаче средств индивидуальной защиты, осуществляет подлог документов (изменяет даты, заменяет листы, подтирает, подчищает тексты и т.п.);
- пытается оказать влияние на должностных лиц учреждений здравоохранения, экспертов, выносящих заключение по предмету, относящемуся к несчастному случаю на производстве;
- организации, на территории которых произошел несчастный случай с командированными к ним работниками, пытаются определить несчастный случай как произошедший вне территории организации, для чего предпринимают неправомерные действия, которые ведут к расследованию несчастного случая организацией, командировавшей работника;
- некорректно применяет нормы права, технические и иные документы для искажения картины происшествия;
- неправильно квалифицирует несчастный случай.
Возможные действия. Должностные лица, работники, застрахованные лица не должны идти на противоправное соглашение с заинтересованными лицами. Необходимо осуществлять постоянный контроль за ведением расследования несчастного случая, оформлением всех документов, точным отражением фактических обстоятельств несчастного случая, правильным применением норм права, технических норм, ЛНПА и соблюдением требований действующего законодательства.
4. Наниматель, страхователь, организация не соблюдает законные права и интересы лиц, производящих или участвующих в расследовании несчастного случая на производстве, в т.ч.:
- не допускает к фактическому участию в расследовании несчастного случая;
- не предоставляет все материалы расследования для ознакомления и изучения;
- не допускает на территорию организации (на место происшествия);
- не учитывает в процессе расследования и оформления соответствующих документов предложения, замечания, заявления, сделанные заинтересованными лицами.
Возможные действия. Обжалование незаконных действий нанимателя, страхователя, организации, привлечение к ответственности виновных должностных лиц.
5. Наниматель, страхователь, организация не соблюдают установленную законодательством процедуру и сроки расследования несчастных случаев на производстве (своевременно не сообщает о несчастном случае заинтересованным органам, организациям, гражданам; несвоевременно проводит расследование, оформление итоговых документов и т.п.).
Возможные действия. Контроль соответствующих органов за проведением расследования несчастного случая на производстве или обжалование нарушений заинтересованными лицами.
6. Наниматель, страхователь, организация отказывает в составлении акта формы Н-1, акта формы НП или составляет их с нарушением требований законодательства (например, не определена и неверно определена степень вины застрахованного в акте о несчастном случае на производстве, если грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью).
Возможные действия. Обжалование незаконных действий нанимателя, страхователя, организации.
7. Наниматель, страхователь, организация не обеспечивают:
- систематическое проведение анализа причин несчастных случаев на производстве;
- рассмотрение их в коллективах работников;
- разработку и осуществление мероприятий по профилактике производственного травматизма.
Возможные действия. Контроль за соблюдением законодательства со стороны соответствующих органов, организаций.
Примечание. Тяжесть травмы потерпевшего указывается в тех случаях, если на момент отправления организацией сообщения имеются медицинские заключения о характере и тяжести травмы.
16.07.2013
Ольга Гасюкевич, юрист