


Материал помещен в архив
РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ: ОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В СРАВНЕНИИ
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, произошедшие с работниками и другими лицами, и профессиональные заболевания (ст.229 Трудового кодекса Республики Беларусь).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.229 вышеназванного Кодекса исключена Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь. |
Критерий | Расследование несчастных случаев (НС) на производстве (общий порядок расследования) |
Специальное расследование (СР) несчастных случаев (специальный порядок расследования) |
1 |
2 |
3 |
Какая категория НС расследуется | Все НС, указанные в п.3 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (далее - Правила), за исключением НС, оговоренных в графе 3 текущей строки таблицы. От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. следует руководствоваться Правилами с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2020 № 306 |
За исключением НС, указанных в части первой п.41 и части первой п.361 Правил: - групповые несчастные случаи, происшедшие одновременно с двумя и более работающими независимо от тяжести полученных травм; - несчастные случаи со смертельным исходом; - несчастные случаи, приведшие к тяжелым производственным травмам |
Кто проводит расследование | Уполномоченное должностное лицо организации, страхователя | 1. Государственный инспектор труда. 2. Главный государственный инспектор труда области или г. Минска (лицо, исполняющее его обязанности) при расследовании группового НС, в результате которого погибло 2-4 человека. 3. Главный государственный инспектор труда Республики Беларусь (лицо, исполняющее его обязанности) при расследовании НС, в результате которого погибло 5 и более человек (если по нему не было решения Правительства Республики Беларусь) |
Кто участвует в расследовании НС | 1. Уполномоченный представитель профсоюза (иного представительного органа работников). 2. Специалист по охране труда организации, страхователя или другой специалист, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда, либо руководитель юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда. 3. По требованию могут участвовать: - страховщик; - потерпевший и (или) лицо, представляющее его интересы на основании доверенности, оформленной в установленном законодательством порядке |
1. Уполномоченный представитель организации, нанимателя, страхователя. 2. Уполномоченный представитель профсоюза (иного представительного органа работников). 3. Уполномоченный представитель вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа). 4. Уполномоченный представитель органа надзора (если проводится расследование НС, происшедшего на поднадзорном объекте). 5. Руководители соответствующих республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, вышестоящей организации, местных исполнительных и распорядительных органов (при НС, в результате которого погибло 5 и более человек). 6. По требованию могут участвовать: - страховщик; - потерпевший или лицо, представляющее его интересы на основании доверенности, оформленной в установленном законодательством порядке, либо супруг (супруга) или один из близких родственников погибшего на основании письменного заявления |
Обратите внимание! Участие в расследовании НС на производстве руководителя, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности труда потерпевшего (за исключением руководителя организации), не допускается (п.19 Правил) | ||
Сроки расследования | Не более 3 рабочих дней. В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций. Несчастный случай, о котором нанимателю, страхователю не поступило сообщение в течение рабочего дня (смены) или вследствие которого потеря трудоспособности наступила не сразу, расследуется в соответствии с Правилами в течение 1 месяца со дня, когда нанимателю, страхователю стало о нем известно (поступление заявления от работника или его родственников о несчастном случае, листка нетрудоспособности с записью о производственной травме, иной информации) |
В течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о несчастном случае на производстве (включая оформление и рассылку документов). В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций. Главный государственный инспектор труда области и г. Минска может однократно продлить не более чем на 15 рабочих дней срок проведения специального расследования. Главный государственный инспектор труда Республики Беларусь может устанавливать более длительные сроки проведения специального расследования |
Обратите внимание! В соответствии с Правилами сроки исчисляются в рабочих днях | ||
Действия организации, страхователя при получении сообщения о НС | 1. Принимает меры по устранению причин несчастного случая. 2. Не позднее рабочего дня, следующего за днем происшествия несчастного случая, сообщает о несчастном случае страхователю потерпевшего (при несчастном случае, произошедшем с работающим у другого страхователя), родственникам потерпевшего, профсоюзу (иному представительному органу работников). 3. Не позднее рабочего дня, следующего за днем происшествия несчастного случая, направляет в организацию здравоохранения запрос о тяжести производственной травмы потерпевшего. 4. Сообщает о несчастном случае страховщику в течение одного рабочего дня после получения заключения о тяжести производственной травмы потерпевшего с направлением копии заключения о тяжести производственной травмы, а о групповом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом - в течение одного рабочего дня после получения сообщения о несчастном случае. 5. Обеспечивает расследование несчастного случая на производстве в соответствии с Правилами. 6. О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, несчастном случае, приведшем к тяжелым производственным травмам, организация, страхователь направляет дополнительную информацию в соответствии с п.41 Правил. О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом немедленно сообщает: - в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай; - в территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда; - в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси (при отсутствии профсоюза или иного представительного органа работников); - в вышестоящую организацию (при ее наличии) и местный исполнительный и распорядительный орган, на подведомственной территории которого расположен страхователь, страхователю потерпевшего (при несчастном случае с работающим у другого страхователя); - в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте. О несчастных случаях, приведших к тяжелым производственным травмам, организация, страхователь в течение одного рабочего дня информирует указанные органы и организации после получения заключения организации здравоохранения о тяжести производственной травмы потерпевшего | |
Действия, осуществляемые при расследовании НС | 1. Проводится обследование состояния условий и охраны труда на месте происшествия несчастного случая. 2. При необходимости организуется фотографирование места происшествия несчастного случая, поврежденного объекта, составление схем, эскизов, проведение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, экспертиз и других мероприятий. 3. Берутся объяснения, опрашиваются потерпевшие (при возможности), свидетели, должностные и иные лица. 4. Изучаются данные о прохождении потерпевшим обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, медицинских осмотров, получении им средств индивидуальной защиты. 5. Изучаются необходимые документы: НПА, ЛНПА, технические нормативные правовые акты, иная документация (журналы, карточки, карты). 6. Устанавливаются обстоятельства, причины несчастного случая, лица, допустившие нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, разрабатываются мероприятия по устранению причин несчастного случая и предупреждению подобных происшествий. 7. Если в ходе проведения расследования НС установлено, что он не подпадает под действие п.2 и (или) п.3 Правил, результаты расследования оформляются актом служебного расследования произвольной формы | |
Вина потерпевшего в НС | Если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то при расследовании несчастного случая на производстве определяется и указывается в акте о несчастном случае на производстве степень вины потерпевшего в процентах на основании протокола об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, подписанного уполномоченным должностным лицом организации, нанимателя, страхователя и уполномоченным представителем профсоюза (иного представительного органа работников) | |
Права и обязанности лиц, проводящих СР и участвующих в них | ||
Права государственного инспектора труда | 1. Беспрепятственно проходить на территорию, объекты и в помещения организаций для осуществления СР. 2. Опрашивать без свидетелей потерпевших (за исключением несовершеннолетних), должностных лиц и других работников. 3. Обращаться за сведениями к иным лицам и организациям. 4. Получать документы, их копии, необходимые для установления обстоятельств и причин несчастного случая. 5. Привлекать эксперта и (или) специалиста, обладающего специальными знаниями в соответствующей сфере деятельности. 6. Получать содействие нанимателя, страхователя, организации при проведении СР, в том числе предоставление необходимых условий для работы, помещения, средств связи, транспорта, средств индивидуальной защиты | |
Права лиц, участвующих в СР | 1. Участвовать в осмотре места происшествия несчастного случая на производстве. 2. Участвовать в опросе (при возможности) потерпевшего (потерпевших), свидетелей, должностных и иных лиц. 3. Изучать необходимые документы. 4. Заявлять ходатайства. 5. Излагать свое мнение об обстоятельствах, о причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, ЛНПА, содержащих требования охраны труда, о мерах по предупреждению аналогичных несчастных случаев. 6. Вносить другие предложения | |
Документы, оформляемые лицами, проводящими расследование | Акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 (далее - акт формы Н-1) (приложение 4 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.08.2015 № 51/94, далее - постановление № 51/94) или акт о непроизводственном несчастном случае формы НП (далее - акт формы НП) (приложение 5 к постановлению № 51/94). Акт служебного расследования произвольной формы, если в ходе проведения расследования несчастного случая установлено, что НС не подпадает под действие п.2 и (или) п.3 Правил |
1. Заключение о несчастном случае (приложение 7 к постановлению № 51/94). Дата подписания заключения государственным инспектором труда является датой окончания проведения специального расследования. 2. Акт формы Н-1 или акт формы НП на каждого потерпевшего. 3. Протокол осмотра места происшествия несчастного случая, составленный государственным инспектором труда, проводившим специальное расследование, или сотрудниками Следственного комитета, правоохранительных органов. 4. Планы, схемы, эскизы, фотоснимки места происшествия и т. п. 5. Протоколы опросов, объяснения потерпевшего (потерпевших), свидетелей, работающих, должностных и иных лиц. 6. Копии документов (выписки из них) о прохождении потерпевшим обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, медицинских осмотров, получении средств индивидуальной защиты и т. п. 7. Заключения о тяжести производственной травмы, врачебные свидетельства о смерти (мертворождении). 8. Заключение (протокол, постановление) правоохранительных органов о противоправных деяниях потерпевшего (другого лица), умышленном причинении потерпевшим вреда своему здоровью (при их наличии). 9. Протокол об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая, профессионального заболевания (при его наличии). 10. Акт уполномоченного органа надзора (при его наличии). 11. Заключения экспертиз, результаты лабораторных исследований, экспериментов, анализов (при их наличии). 12. Копии нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, обязательных для применения, локальных нормативных правовых актов (извлечения, выписки из них). 13. Копии постановлений по делам об административных правонарушениях (при их наличии). 14. Особые мнения лиц, участвовавших в расследовании (при их наличии). 15. Другие материалы |
Справочно При наличии грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, в акте формы Н-1 (Н-1АС) или ПЗ-1 указывается степень грубой неосторожности (вины потерпевшего) в процентах. Вопрос о том, является ли неосторожность застрахованного грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, не влияющей на размер возмещения вреда, должен быть разрешен при расследовании несчастного случая или профессионального заболевания с учетом фактических обстоятельств. При этом для оценки действий застрахованного следует учитывать конкретную обстановку, при которой произошел несчастный случай, а также личность самого застрахованного (его физическое и психическое состояние в момент несчастного случая, возраст, образование, профессию, квалификацию и т. п.). Грубой неосторожностью может признаваться несоблюдение застрахованным работником элементарных требований предусмотрительности, понятных каждому, а равно и правил техники безопасности, которым он обучен в связи с выполнением определенных трудовых обязанностей, если с учетом конкретной обстановки работник предвидел возможность наступления вредных для себя последствий, но легкомысленно надеялся, что они не наступят. В частности, грубой неосторожностью может быть признано нахождение застрахованного в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения, содействовавшем возникновению или увеличению вреда. Степень грубой неосторожности в процентах указывается в зависимости от значимости нарушений, допущенных застрахованным, для наступивших последствий (п.10 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22.12.2005 № 12 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») | ||
Действия организации, страхователя по завершении расследования | В течение 2 рабочих дней: а) утверждает акт формы Н-1 или акт формы НП, регистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев; б) направляет по одному экземпляру акта формы Н-1 или акта формы НП: - потерпевшему или лицу, представляющему его интересы; - государственному инспектору труда; - специалисту по охране труда или специалисту, на которого возложены его обязанности (заместителю руководителя, ответственному за организацию охраны труда), с материалами расследования; - страховщику с материалами расследования; в) направляет копию акта формы Н-1 или акта формы НП: - руководителю подразделения, где работает (работал) потерпевший; - в профсоюз (иной представительный орган работников); - в государственный орган (его структурное подразделение, территориальный орган, подчиненную организацию), уполномоченный законодательными актами на осуществление надзора (контроля) в соответствующих сферах деятельности, если случай произошел на поднадзорном ему объекте: 1) в местный исполнительный и распорядительный орган; 2) в вышестоящую организацию (по ее требованию). Наниматель, страхователь в течение 5 рабочих дней ознакамливает с актом формы Н-1 или актом формы НП лиц, допустивших нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, приведшие к несчастному случаю (в том числе если они не являются работниками нанимателя, страхователя) |
В соответствии с заключением в течение 2 рабочих дней со дня получения заключения: - составляет акт формы Н-1 или акт формы НП на каждого потерпевшего и утверждает его; - организует формирование и тиражирование документов специального расследования по перечню, составленному государственным инспектором труда, в необходимом количестве экземпляров. В течение 5 рабочих дней ознакамливает с заключением лиц, допустивших нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, ЛНПА, приведшие к несчастному случаю (в том числе если они не являются работниками нанимателя, страхователя). Страхователь в 5-дневный срок после получения документов специального расследования издает приказ (распоряжение) о: - мероприятиях по устранению причин несчастного случая; - привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, ЛНПА. Копии приказов (распоряжений) страхователь направляет: - организациям, представители которых проводили специальное расследование; - профсоюзу (иному представительному органу работников); - местному исполнительному и распорядительному органу, на подведомственной территории которого расположен страхователь. О выполнении мероприятий по устранению причин несчастного случая страхователь в установленные приказом (распоряжением) сроки информирует вышеуказанные организации |
Действия государственного инспектора труда по завершении расследования | В течение 2 рабочих дней с даты окончания проведения СР направляет: а) документы специального расследования: - в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту происшествия несчастного случая; - в соответствующие вышестоящие структурные подразделения Департамента государственной инспекции труда; - страхователю; - страховщику; - в профсоюз (иной представительный орган работников); б) копии заключения: - в республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь; - в местный исполнительный и распорядительный орган; - в организации, представители которых принимали участие в специальном расследовании; - в областные (Минское городское) объединения профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси (по несчастным случаям со смертельным исходом) | |
Решение вопроса об уголовном преследовании | Орган уголовного преследования в установленный законодательством срок информирует территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда о результатах рассмотрения представленных документов специального расследования или по их просьбе направляет им копию постановления при отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении | |
Контроль | Контроль за правильным и своевременным расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев на производстве, а также выполнением мероприятий по устранению их причин осуществляют республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, Департамент государственной инспекции труда, вышестоящие организации, профсоюзы (иные представительные органы работников) |
05.06.2018
Ольга Гасюкевич, юрист