


Материал помещен в архив
РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ В ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕМ ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ ПРИ ЧАСТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «СОЛИГОРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Общие положения
На сегодняшний день защиту нарушенных, оспоренных прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и граждан на территории Минской области в экономической сфере осуществляет не только хозяйственный суд: 25 мая 2012 г. в г.Солигорске зарегистрирован постоянно действующий третейский суд при частном учреждении образования «Солигорский экономический колледж» (далее - Солигорский третейский суд). Согласие на работу в этом суде дали 9 высококвалифицированных специалистов, из которых стороны спора вправе сами выбрать тех, кому доверят разрешение своего спора.
Деятельность Солигорского третейского суда регламентирована Законом РБ от 18.07.2011 № 301-З «О третейских судах» (далее - Закон о ТС), нормативными правовыми актами Президента РБ, иными актами законодательства, Положением о постоянно действующем третейском суде при частном учреждении образования «Солигорский экономический колледж» (далее - Положение) и Регламентом постоянно действующего третейского суда при частном учреждении образования «Солигорский экономический колледж» (далее - Регламент).
![]() |
Справочно Положение и Регламент размещены в Интернете по адресам: http://www.court.by/upload/minskobl/SPIS3(2).doc, http://www.court.by/upload/minskobl/sPIS%202(3).doc и являются общедоступными. |
Солигорский третейский суд разрешает споры, возникающие между юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством могут быть переданы на разрешение третейского суда, если между ними в письменной форме достигнуто соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда. Солигорский третейский суд вправе рассматривать также споры с участием иностранных юридических лиц и граждан.
Кроме того, Солигорский третейский суд может рассматривать любые споры, которые возникают между сторонами. Это могут быть как хозяйственные, так и гражданские споры.
Для организаций и фирм, ведущих торговые и иные операции, рассмотрение споров в третейском суде имеет ряд преимуществ по сравнению с судебным порядком. К таковым можно отнести:
• добровольность обращения в третейский суд (стороны самостоятельно решают вопрос, в какой орган они будут обращаться при возникновении спора: в государственный или третейский суд);
• возможность выбора арбитров самими сторонами;
• отсутствие загруженности;
• быстрота и экономичность рассмотрения дела;
• конфиденциальность;
• более низкая стоимость обращения в суд;
• возможность сторонам самим определить сроки, место и время разрешения спора;
• решение третейского суда можно обжаловать только единожды, без прохождения через несколько инстанций, как это имеет место в государственных судах. Соответственно, ускоренными темпами можно добиться реального исполнения решения;
• сохранение партнерских отношений между спорящими сторонами и целый ряд других преимуществ.
Недостатком третейского разбирательства является необходимость обоюдного согласия на применение такой процедуры (которого трудно достигнуть в условиях конфликта сторон), возложения на стороны спора задач по определению порядка, процедуры и условий его разрешения с учетом всех юридически значимых моментов, а также ориентация на преимущественно добровольное исполнение решений третейского суда и отсутствие у него самостоятельных механизмов для принудительного исполнения своих решений.
Обращение в Солигорский третейский суд
Солигорский третейский суд принимает к рассмотрению споры при наличии третейского соглашения (п.4 Регламента).
Солигорский третейский суд примет заявление при условии, если третейское соглашение содержится в документе, подписанном сторонами третейского соглашения, либо заключено путем обмена сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон, включая направление искового заявления и ответ на него, в которых соответственно одна сторона предлагает разрешить спор в третейском суде, а другая не возражает против этого.
Разбирательство проводится, как правило, в помещении Солигорского третейского суда. По соглашению сторон или по собственной инициативе с учетом обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон, состав Солигорского третейского суда может рассмотреть дело в другом месте (п.10 Регламента).
При рассмотрении дела стороны могут воспользоваться видеоконференцсвязью, имеющейся в хозяйственных судах и Солигорском районном исполнительном комитете.
Документы, необходимые для обращения в Солигорский третейский суд
Согласно п.22 Регламента в исковом заявлении указываются:
• дата подачи искового заявления;
• наименование и место нахождения юридических лиц, являющихся сторонами третейского разбирательства, фамилии, собственные имена, отчества, место жительства (место пребывания) физических лиц, являющихся сторонами третейского разбирательства, а также банковские реквизиты сторон (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
• сведения о заключенном третейском соглашении;
• требования истца;
• обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
• доказательства, подтверждающие требования истца;
• цена иска, если иск подлежит оценке;
• перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.
В заявлении должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела.
К направляемому в Солигорский третейский суд исковому заявлению прилагаются:
• документ, подтверждающий уплату вознаграждения третейских судей в установленных порядке и размере, либо ходатайство о предоставлении рассрочки уплаты вознаграждения;
• документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
• доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
• копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При подаче искового заявления в Солигорский третейский суд целесообразно прилагать также выписку из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения.
Часть вторая п.2 ст.10 Гражданского кодекса РБ предусматривает, что до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено названным кодексом, иными законодательными актами или договором.
В связи с этим в соответствующих нормативных документах, регламентирующих деятельность Солигорского третейского суда, следовало бы указать порядок претензионного урегулирования спора.
Рассмотрение искового заявления, состав третейских судей
Для рассмотрения дел состав Солигорского третейского суда формируется путем избрания третейских судей сторонами, а если стороны не избрали третейских судей - путем назначения третейских судей председателем Солигорского третейского суда (п.12 Регламента). В состав арбитров Солигорского третейского суда входят высококвалифицированные специалисты, обладающие теоретическими знаниями и практическими навыками работы в самых разных областях права.
![]() |
Справочно Список судей третейского суда и круг вопросов, в сфере которых они специализируются: • Атрохова Жанна Николаевна (поставка, подряд, жилищное право); • Бас Дмитрий Михайлович (поставка, аренда, возмездное оказание услуг, перевозка, учредительство); • Белов Максим Васильевич (поставка); • Волкович Валентина Константиновна (споры с недвижимостью); • Гриднев Юрий Константинович (поставка, жилищное право); • Киселев Андрей Викторович (поставка, подряд, возмездное оказание услуг, перевозка); • Митрофанов Владимир Савельевич (комиссия, жилищное право); • Самуйлик Инна Александровна (поставка, подряд, жилищное право); • Тишуров Николай Леонидович (аренда, продажа недвижимости, подряд). |
Для разрешения спора избирается (назначается) один третейский судья, если иное не установлено третейским соглашением, заключенным сторонами (при этом количество третейских судей должно быть нечетным) (п.13 Регламента).
При рассмотрении дела Солигорский третейский суд самостоятельно убеждается в наличии и действительности третейского соглашения и рассматривает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции на разрешение конкретного спора, проверяет, надлежащим ли образом были уведомлены стороны о времени и месте третейского разбирательства, а также факт нарушения прав и законных интересов сторон третейского разбирательства.
По результатам рассмотрения заявления Солигорский третейский суд принимает решение. В случае прекращения третейского разбирательства по основаниям, установленным ст.42 Закона о ТС, суд выносит определение. Что касается расходов, связанных с третейским разбирательством, то в силу п.69 Регламента такие расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям сторон, если третейским соглашением не определен иной порядок распределения указанных расходов.
![]() |
Обратите внимание! Солигорский третейский суд рассматривает дела только в порядке искового производства. |
Процессуальные сроки рассмотрения споров
В соответствии со ст.26 Закона о ТС и п.32 Регламента дело должно быть рассмотрено Солигорским третейским судом в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вынесения определения о возбуждении третейского разбирательства. Более длительный срок третейского разбирательства в пределах 1 года может быть установлен третейским соглашением. Также основанием для продления 3-месячного срока является предъявление ответчиком истцу в ходе третейского разбирательства встречного иска до вынесения решения.
Полагаем, что третейским законодательством было бы уместно предусмотреть и более длительные сроки рассмотрения дел по спорам между субъектами, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь.
Порядок уплаты и размер вознаграждения третейских судей
При обращении в Солигорский третейский суд истец обязан оплатить вознаграждения третейских судей, установленные в приложении 1 к Регламенту. При обосновании уважительности причин Солигорский третейский суд вправе установить истцу рассрочку уплаты вознаграждения третейских судей на условиях, определяемых Солигорским третейским судом.
Порядок распределения расходов, связанных с третейским разбирательством, указывается в решении Солигорского третейского суда.
Размер вознаграждения третейских судей по имущественным спорам между субъектами, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь, определяется по следующей шкале:
Цена иска (в евро) | При рассмотрении спора в коллегиальном составе (в евро) | При рассмотрении спора в составе одного третейского судьи (в евро) |
До 10 000 |
300 |
100 |
10 000 - 50 000 |
300 + 4 % от суммы свыше 10 000 |
100 + 3 % от суммы свыше 10 000 евро |
50 001 - 100 000 |
450 + 3 % от суммы свыше 50 000 |
150 + 2,5 % от суммы свыше 50 000 |
100 001 - 200 000 |
600 + 2 % от суммы свыше 100 000 |
200 + 1,5 % от суммы свыше 100 000 |
200 001 - 500 000 |
1 200 + 1 % от суммы свыше 200 000 |
400 + 0,8 % от суммы свыше 200 000 |
500 001 - 1 000 000 |
1 500 + 0,5 % от суммы свыше 500 000 |
500 + 0,4 % от суммы свыше 500 000 |
1 000 001 - 2 000 000 |
2 100 + 0,3 % от суммы свыше 1 000 000 |
700 + 0,2 % от суммы свыше 1 000 000 |
Свыше 2 000 000 |
2 400 + 0,2 % от суммы свыше 2 000 000 |
800 + 0,1 % от суммы свыше 2 000 000 |
При определении цены иска используются курсы пересчета иностранных валют в евро, установленные Национальным банком РБ на дату оплаты третейского сбора.
Если иск не имеет цены, размер вознаграждения третейских судей составляет:
• 100 евро (при рассмотрении спора коллегиально);
• 30 евро (при единоличном рассмотрении спора).
Размер вознаграждения третейских судей по спорам имущественного характера между субъектами Республики Беларусь определяется по следующей шкале:
№ п/п | Цена иска (в бел.руб.) | При рассмотрении спора в коллегиальном составе (в евро) | При рассмотрении спора в составе одного третейского судьи (в евро) |
1 |
До 100 базовых величин (далее - БВ) |
9 БВ |
3 БВ |
2 |
От 100 до 1 000 БВ |
3 % от цены иска, но не менее 6 БВ |
2,5 % от цены иска, но не менее 4 БВ |
3 |
От 1 000 до 10 000 БВ |
3 % от 1 000 БВ + 2 % от суммы, превышающей 1 000 БВ |
2,5 % от 1 000 БВ + 1,5 % от суммы, превышающей 1 000 БВ |
4 |
Свыше 10 000 БВ |
Сумма третейского сбора, предусмотренная п.2 для цены иска 10 000 БВ, + 1 % цены иска от суммы, превышающей 10 000 БВ |
Сумма третейского сбора, предусмотренная п.2 для цены иска 10 000 БВ, + 0,5 % цены иска от суммы, превышающей 10 000 БВ |
Если иск не имеет цены, размер вознаграждения третейских судей составляет:
• 9 БВ (при рассмотрении спора коллегиально);
• 3 БВ (при единоличном рассмотрении спора).
![]() |
Справочно Информацию о размере БВ можно найти в рубрике «Справочная информация», раздел «Ставки и размеры/Базовая величина». |
Бесспорно, что одним из самых положительных моментов третейского разбирательства является то, что при обращении в третейский суд о взыскании долга в значительной степени можно уменьшить расходы по уплате государственной пошлины.
![]() |
Пример В хозяйственный суд Минской области обратился истец с исковым заявлением о взыскании с ответчика основного долга, пени и процентов за пользование чужими денежными средствами на общую сумму 831 000 000 руб. При подаче искового заявления в суд он уплатил государственную пошлину в размере 26 930 000 руб. В случае обращения с таким иском в третейский суд расходы истца по уплате вознаграждения третейских судей при цене иска 831 000 000 руб. составили бы 13 465 000 руб. |
Из приведенного примера видно, что для сторон рассмотрение дела в третейском суде является экономически наиболее выгодным.
![]() |
Справочно Для расчета государственной пошлины при обращении в хозяйственные суды воспользуйтесь Калькулятором госпошлины при обращении в хозяйственный суд. |
Однако это еще не все преимущества при обращении в третейский суд.
Так, согласно п.5 приложения 1 к Регламенту, если третейское разбирательство прекращено по основаниям, установленным ст.42 Закона о ТС, до первого заседания Солигорского третейского суда, возврат истцу оплаченной суммы вознаграждения третейских судей составит 80 %, тогда как в хозяйственных судах при заключении соглашения о примирении - 50 % уплаченной государственной пошлины (подп.2.1.4 п.2 ст.259 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).
Со стороны судебной системы распространение третейского разбирательства, как и альтернативных способов разрешения споров, также приветствуется в полной мере, поскольку позволяет снизить нагрузку на судей.
Передача спора на разрешение третейского суда
Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть включено в текст договора в качестве одного из условий последнего либо оформлено отдельно. Стороны вправе заключать соглашение как в отношении спора (споров), который может возникнуть в будущем, так и в отношении имеющегося спора. Основным требованием, предъявляемым к третейскому соглашению, является наличие явно выраженной воли сторон, направленной на изъятие спора из компетенции государственных судов и его передачу на разрешение в определенный третейский суд.
Отметим, что истец вправе самостоятельно обратиться как в третейский суд (при наличии третейского соглашения), так и в государственный при отсутствии третейского соглашения. В последнем случае до вынесения решения судом он может заключить с ответчиком третейское соглашение о передаче спора из государственного суда в третейский суд.
![]() |
Обратите внимание! Не все категории дел могут быть переданы на рассмотрение в третейские суды. Так, согласно части второй ст.23 Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд. Также не подлежат передаче на рассмотрение третейского суда споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, а также дела, рассматриваемые в порядке особого производства. Кроме того, частью второй ст.10 Закона о ТС установлено, что не могут быть субъектами третейского соглашения государственные органы, в т.ч. и органы местного самоуправления. |
Идти в третейский суд должно быть выгодно
Практика применения альтернативных способов разрешения споров показывает, что именно благодаря содействию хозяйственных судов такие процедуры получили широкое использование субъектами хозяйствования; хозяйственные суды заинтересованы в снижении нагрузки и передаче споров в третейские суды. Однако с момента создания Солигорского третейского суда до настоящего времени хозяйственным судом Минской области ему не передано ни одного спора (несмотря на имеющиеся заключенные между сторонами соглашения о передаче спора на рассмотрение третейского суда). Причина в следующем.
Согласно п.2 постановления Пленума ВХС РБ от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции» спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения по делу может быть передан по письменному соглашению сторон на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда. В этом случае хозяйственный суд выносит определение о передаче спора на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда и оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании абзаца 3 ст.151 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК).
Однако заключение такого соглашения после возбуждения производства по делу и до вынесения решения хозяйственным судом истцу невыгодно, поскольку оснований для возврата государственной пошлины из республиканского бюджета НК в этом случае не предусмотрено и ответчик такие судебные расходы не возмещает.
Не будут заключать такие соглашения о передаче спора в третейский суд до вынесения хозяйственным судом решения и истцы, которые освобождены от государственной пошлины при подаче иска в хозяйственный суд. Так, например, Регламентом не предусмотрены основания для освобождения истцов от уплаты вознаграждения при подаче искового заявления в Солигорский третейский суд. В п.4 приложения 1 Регламента прямо сказано, что уплата истцом вознаграждения третейских судей является необходимым условием возбуждения производства по делу.
По мнению автора, для того чтобы третейские суды действовали эффективно и разумно, необходимо внести изменения в ст.259 НК, указав, что при передаче спора на разрешение третейского суда государственная пошлина подлежит возврату истцу.
Обжалование решения третейского суда
В соответствии со ст.46 Закона о ТС решение третейского суда может быть обжаловано стороной третейского разбирательства в порядке, установленном соответственно гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь, путем подачи в соответствующий суд заявления об отмене решения третейского суда. Заявление об отмене решения третейского суда может быть подано в течение 3 месяцев со дня его получения стороной, ходатайствующей об отмене. Порядок обжалования решений третейского суда регламентирован главой 29 ХПК и главой 341 Гражданского процессуального кодекса РБ.
Вместе с тем обжалование решений третейских судов по спорам между субъектами, если одна из сторон является нерезидентом Республики Беларусь, главой 29 ХПК не предусмотрено. В связи с этим, как считает автор, в ст.262 ХПК необходимо внести изменения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 июля 2014 г. ст.262 ХПК исключена Законом РБ от 01.07.2014 № 174-З. |
Исполнение решения третейского суда
Принятые на территории Республики Беларусь решения третейских судов по спорам, возникшим между юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством могут быть переданы на разрешение третейского суда, исполняются на основании исполнительных документов, выдаваемых хозяйственными и общими судами Республики Беларусь по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда. Заявление о выдаче исполнительного документа подается в течение 6 месяцев со дня окончания срока добровольного исполнения решения третейского суда в суд по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника либо по месту нахождения имущества должника, если место жительства (место пребывания) или место нахождения должника неизвестны. Подача заявления о выдаче исполнительного документа осуществляется с учетом общих правил о подведомственности, установленных соответственно гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь.
При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного документа суд не вправе пересматривать решение третейского суда (ст.50 Закона о ТС).
Заключение
Широкое развитие системы третейских судов, с одной стороны, вызвано объективной потребностью в урегулировании возникающих в коммерческой деятельности конфликтов более оперативным, экономичным и обеспечивающим гарантии правильного рассмотрения спора способом, с другой - преследует цель разгрузить хозяйственные суды посредством использования альтернативных способов разрешения правовых конфликтов.
![]() |
Справочно Подробнее о деятельности третейских судов см. в рубрике «Всё по одной теме» в подборке «Рассмотрение споров в хозяйственных, третейских и арбитражных судах», раздел 19 «Рассмотрение споров в третейских судах». |
06.02.2013
Зинаида Янович, судья хозяйственного суда Минской области