


Материал помещен в архив
РАЗБИРАЕМ АВТОТЕХНИКУ: УТИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗУЮЩИХСЯ ОТХОДОВ
Все образующиеся в Республике Беларусь отходы классифицируются в соответствии с Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85. Неисправные запасные части от разбираемых автомобилей также могут быть причислены к различным отходам.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т. |
По своей сути в упрощенном виде машины состоят из трех частей: двигателя, шасси, кузова.
Автомобиль | |||||||||||||
Двигатель |
Шасси |
Кузов | |||||||||||
Ходовая часть |
Трансмиссия |
Механизм управления | |||||||||||
Рама | Сцепление | Рулевое управление | |||||||||||
Мосты задний и передний | Коробка передач | Тормозная система | |||||||||||
Подвеска | Карданная передача | ||||||||||||
Колеса | Главная передача | ||||||||||||
Дифференциалы | |||||||||||||
Полуоси | |||||||||||||
Двигатель
Основная часть двигателя выполнена из чугуна. Наиболее подходящий код для данного отхода - 3511102 «Лом чугунный несортированный. Неопасные». Не существует трудностей и с поиском переработчика - данный отход принимает любая металлобаза ОАО «Белвторчермет».
Для изготовления автомобильных двигателей используют не только черные металлы, но и цветные. В основном используется алюминий. Из него состоят такие части автомобилей, как:
• головка блока цилиндров;
• поршни.
Наиболее подходящий код - 3530405 «Лом алюминия несортированный. Неопасные». Трудностей со сдачей на переработку также не возникает - лом цветных металлов принимает ОАО «Белцветмет».
Внутри картера двигателя содержится автомобильное масло. Оно принимается многочисленными переработчиками под кодом 5410202 «Масла моторные отработанные. 3-й класс».
Отдельно классифицируются фильтры: например, как 1870900 «Бумажные и картонные фильтры, пропитанные нефтепродуктами. 3-й класс». Из-за отсутствия зарегистрированных объектов по использованию либо обезвреживанию данный вид отходов направляется на захоронение.
Проводка сделана из меди и может быть классифицирована как 3531003 «Лом медных сплавов несортированный. Неопасные», принимается ОАО «Белцветмет».
Кузов
Большинство кузовов автомобиля, а точнее его детали, изготавливается из разных сортов стали, алюминиевых сплавов и даже пластмассы с добавлением стекловолокна. Но основным материалом все же выступает низкоуглеродистая листовая сталь с примерной толщиной в 0,7-2 мм. Данный отход классифицируется как 3511008 «Лом стальной несортированный. Неопасные», принимается ОАО «Белвторчермет».
Также в состав кузова входит обивка салона. Основная часть отделки салона включает в себя один из наиболее популярных материалов для автомобильной обивки - ткань, которая обычно выбирается из-за ее доступности. Она представляет собой материал, состоящий из прочной ткани, изготовленной из синтетического волокна или смеси. Данный отход может быть классифицирован как 5830943 «Отходы волокон и нитей (смесь хлопчатобумажных и синтетических). 4-й класс». Имеется объект по использованию, принадлежащий ЧПТУП «Смартикон».
Также кузов включает в себя автомобильные стекла. Существует два вида автостекол: триплексное и закаленное (каленое, сталинит).
Триплекс используется для лобового стекла, а из закаленного стекла изготавливают боковые и задние автостекла. Триплекс классифицируется как 3140825 «Отходы стекла "Триплекс". 4-й класс», сталинит - как 3140801 «Стеклобой бесцветный тарный. Неопасные». На оба вида отходов стекла существует множество объектов по использованию.
Шасси
Рама и мосты состоят, соответственно, из стали и чугуна и могут быть классифицированы как лом стальной несортированный и лом чугунный несортированный (обращение с данными видами отходов описано выше).
Подвеска автомобиля - это технически сложный агрегат, имеющий следующее строение:
• упругие элементы - металлические (пружины, рессоры, торсионы) и неметаллические (пневматические, гидропневматические, резиновые) детали, которые в силу своих упругих характеристик принимают нагрузку от неровностей дороги и распределяют ее на кузов автомобиля;
• гасящие устройства (амортизаторы) - агрегаты, имеющие гидравлическое, пневматическое или гидропневматическое строение и предназначенные для нивелирования колебаний кузова, полученных от упругого элемента;
• направляющие элементы - различные детали в виде рычагов (поперечных, продольных), обеспечивающих соединение подвески с кузовом и определяющих перемещение колес и кузова относительно друг друга;
• стабилизатор поперечной устойчивости - упругая металлическая штанга, соединяющая подвеску с кузовом и препятствующая увеличению крена автомобиля в процессе движения;
• опоры колеса - специальные поворотные кулаки (на передней оси), воспринимающие нагрузки, исходящие от колес, и распределяющие их на всю подвеску;
• элементы крепления деталей, узлов и агрегатов подвески - это средства соединения элементов подвески с кузовом и между собой: жесткие болтовые соединения; композитные сайлентблоки; шаровые шарниры (или шаровые опоры).
Основные составляющие материалы - сталь с разнообразными примесями (отходы классифицируются как лом стальной несортированный, в состав указанного лома направляются все неразборные детали) и резина 5750119 «Уплотнительные прокладки, манжеты, втулки и т. п. отработанные. 3-й класс»
Глушители выполняются из стали, отходы от которой классифицируются как лом стальной несортированный.
Колеса делятся на диски и шины. Отходы от шин классифицируются как 5750201 «Изношенные шины с металлокордом. 3-й класс» и 5750202 «Изношенные шины с текстильным кордом. 3-й класс», имеются объекты по использованию.
Существует три вида колесных дисков.
Литые диски. Как правило, они изготавливаются из алюминия, в который в свою очередь добавляются различные компоненты.
Штампованные диски изготавливаются из прокатной углеродистой стали путем штамповки отдельно обода и лицевой части. Далее их соединяют сваркой.
Кованые диски изготавливаются из алюминиевых сплавов.
Таким образом, отходы от дисков могут быть классифицированы как лом стальной несортированный (литые и кованые диски) либо лом алюминия несортированный (штампованные диски).
Органы управления автомобиля выполнены в основном из стали (отход - лом стальной несортированный).
Тормозная система состоит из колодок, дисков (либо барабанов) и гидропривода. Колодки классифицируются как 5750905 «Тормозные композиционные колодки отработанные. 3-й класс»
• педали тормоза;
• главного тормозного цилиндра;
• вакуумного усилителя;
• патрубков гидропривода и тормозных шлангов;
• передних и задних тормозных механизмов.
Основные элементы выполнены из стали (отход - лом стальной несортированный). Тормозные шланги выполняются из алюминия (отход - лом алюминия несортированный) либо резины (отход - 5750118 «Отходы труб, шлангов из вулканизированной резины. 4-й класс», имеются объекты по использованию).
Трансмиссия состоит в основном из стали (отход - лом стальной несортированный). Также в коробку передач заливается масло (5410206 «Масла трансмиссионные отработанные. 3-й класс», имеются многочисленные переработчики).
Таким образом, можно выделить следующие отходы от разборки автомобиля.
Отходы от разборки автомобиля
Наименование | От чего образуется | Код | Степень / класс опасности | Вид обращения | Кто принимает |
Лом стальной несортированный | Кузов, подвеска, тормозная система, система управления, рама |
3511008 |
Неопасные | Использование | ОАО «Белвторчермет» |
Лом чугунный несортированный | Двигатель, тормозные диски и барабаны, мосты |
3511102 |
Неопасные | Использование | ОАО «Белвторчермет» |
Лом алюминия несортированный | Двигатель, тормозные диски |
3530405 |
Неопасные | Использование | ОАО «Белцветмет» |
Масла моторные отработанные | Двигатель |
5410202 |
3-й класс | Использование | Многочисленные переработчики |
Бумажные и картонные фильтры, пропитанные нефтепродуктами | Двигатель |
1870900 |
3-й класс | Захоронение | Полигоны ТКО |
Лом медных сплавов несортированный | Проводка |
3531003 |
Неопасны | Использование | ОАО «Белцветмет» |
Отходы стекла «Триплекс» | Лобовое стекло |
3140825 |
4-й класс | Использование | Ряд переработчиков |
Стеклобой бесцветный тарный | Боковые стекла |
3140801 |
Неопасные | Использование | Ряд переработчиков |
Отходы волокон и нитей (смесь хлопчатобумажных и синтетических) | Обшивка салона |
5830943 |
4-й класс | Использование | ЧТУП «Смартикон» |
Уплотнительные прокладки, манжеты, втулки и т. п. отработанные | Подвеска |
5750119 |
3-й класс | Использование | Ряд переработчиков |
Изношенные шины с металлокордом | Шины |
5750201 |
3-й класс | Использование | Ряд переработчиков |
Изношенные шины с текстильным кордом | Шины |
5750202 |
3-й класс | Использование | Ряд переработчиков |
Тормозные композиционные колодки отработанные | Тормозные колодки |
5750905 |
3-й класс | Захоронение | Полигоны ТКО |
Отходы труб, шлангов из вулканизированной резины | Тормозные и иные шланги |
5750118 |
4-й класс | Использование | СООО «Научно-Производственная Группа "Экологическая Альтернатива"» |
Масла трансмиссионные отработанные | Коробка передач |
5410206 |
3-й класс | Использование | Многочисленные переработчики |
![]() |
Обратите внимание! Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов (подп.1.4 п.1 ст.17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. ст.17 Закона № 271-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З. Комментарий см. здесь. |
19.09.2019
Глеб Ерилин, эколог государственного научного учреждения «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»