Пособие от 19.09.2019
Автор: Ерилин Г.

Разбираем автотехнику: утилизация образующихся отходов


СОДЕРЖАНИЕ

 

Двигатель

Кузов

Шасси

Отходы от разборки автомобиля

 

Материал помещен в архив

 

РАЗБИРАЕМ АВТОТЕХНИКУ: УТИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗУЮЩИХСЯ ОТХОДОВ

Все образующиеся в Республике Беларусь отходы классифицируются в соответствии с Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85. Неисправные запасные части от разбираемых автомобилей также могут быть причислены к различным отходам.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т.

 

По своей сути в упрощенном виде машины состоят из трех частей: двигателя, шасси, кузова.

 

Автомобиль
                           
Двигатель
 
Шасси
 
Кузов
                           
                           
Ходовая часть
 
Трансмиссия
 
Механизм управления
                           
    Рама       Сцепление       Рулевое управление
               
                           
    Мосты задний и передний       Коробка передач       Тормозная система
               
                           
    Подвеска       Карданная передача          
                   
                           
    Колеса       Главная передача          
                   
                           
              Дифференциалы          
                       
                           
              Полуоси          
                       

Двигатель

Основная часть двигателя выполнена из чугуна. Наиболее подходящий код для данного отхода - 3511102 «Лом чугунный несортированный. Неопасные». Не существует трудностей и с поиском переработчика - данный отход принимает любая металлобаза ОАО «Белвторчермет».

Для изготовления автомобильных двигателей используют не только черные металлы, но и цветные. В основном используется алюминий. Из него состоят такие части автомобилей, как:

• головка блока цилиндров;

• поршни.

Наиболее подходящий код - 3530405 «Лом алюминия несортированный. Неопасные». Трудностей со сдачей на переработку также не возникает - лом цветных металлов принимает ОАО «Белцветмет».

Внутри картера двигателя содержится автомобильное масло. Оно принимается многочисленными переработчиками под кодом 5410202 «Масла моторные отработанные. 3-й класс».

Отдельно классифицируются фильтры: например, как 1870900 «Бумажные и картонные фильтры, пропитанные нефтепродуктами. 3-й класс». Из-за отсутствия зарегистрированных объектов по использованию либо обезвреживанию данный вид отходов направляется на захоронение.

Проводка сделана из меди и может быть классифицирована как 3531003 «Лом медных сплавов несортированный. Неопасные», принимается ОАО «Белцветмет».

Кузов

Большинство кузовов автомобиля, а точнее его детали, изготавливается из разных сортов стали, алюминиевых сплавов и даже пластмассы с добавлением стекловолокна. Но основным материалом все же выступает низкоуглеродистая листовая сталь с примерной толщиной в 0,7-2 мм. Данный отход классифицируется как 3511008 «Лом стальной несортированный. Неопасные», принимается ОАО «Белвторчермет».

Также в состав кузова входит обивка салона. Основная часть отделки салона включает в себя один из наиболее популярных материалов для автомобильной обивки - ткань, которая обычно выбирается из-за ее доступности. Она представляет собой материал, состоящий из прочной ткани, изготовленной из синтетического волокна или смеси. Данный отход может быть классифицирован как 5830943 «Отходы волокон и нитей (смесь хлопчатобумажных и синтетических). 4-й класс». Имеется объект по использованию, принадлежащий ЧПТУП «Смартикон».

Также кузов включает в себя автомобильные стекла. Существует два вида автостекол: триплексное и закаленное (каленое, сталинит).

Триплекс используется для лобового стекла, а из закаленного стекла изготавливают боковые и задние автостекла. Триплекс классифицируется как 3140825 «Отходы стекла "Триплекс". 4-й класс», сталинит - как 3140801 «Стеклобой бесцветный тарный. Неопасные». На оба вида отходов стекла существует множество объектов по использованию.

Шасси

Рама и мосты состоят, соответственно, из стали и чугуна и могут быть классифицированы как лом стальной несортированный и лом чугунный несортированный (обращение с данными видами отходов описано выше).

Подвеска автомобиля - это технически сложный агрегат, имеющий следующее строение:

• упругие элементы - металлические (пружины, рессоры, торсионы) и неметаллические (пневматические, гидропневматические, резиновые) детали, которые в силу своих упругих характеристик принимают нагрузку от неровностей дороги и распределяют ее на кузов автомобиля;

• гасящие устройства (амортизаторы) - агрегаты, имеющие гидравлическое, пневматическое или гидропневматическое строение и предназначенные для нивелирования колебаний кузова, полученных от упругого элемента;

• направляющие элементы - различные детали в виде рычагов (поперечных, продольных), обеспечивающих соединение подвески с кузовом и определяющих перемещение колес и кузова относительно друг друга;

• стабилизатор поперечной устойчивости - упругая металлическая штанга, соединяющая подвеску с кузовом и препятствующая увеличению крена автомобиля в процессе движения;

• опоры колеса - специальные поворотные кулаки (на передней оси), воспринимающие нагрузки, исходящие от колес, и распределяющие их на всю подвеску;

• элементы крепления деталей, узлов и агрегатов подвески - это средства соединения элементов подвески с кузовом и между собой: жесткие болтовые соединения; композитные сайлентблоки; шаровые шарниры (или шаровые опоры).

Основные составляющие материалы - сталь с разнообразными примесями (отходы классифицируются как лом стальной несортированный, в состав указанного лома направляются все неразборные детали) и резина 5750119 «Уплотнительные прокладки, манжеты, втулки и т. п. отработанные. 3-й класс» (имеются объекты по использованию).

Глушители выполняются из стали, отходы от которой классифицируются как лом стальной несортированный.

Колеса делятся на диски и шины. Отходы от шин классифицируются как 5750201 «Изношенные шины с металлокордом. 3-й класс» и 5750202 «Изношенные шины с текстильным кордом. 3-й класс», имеются объекты по использованию.

Существует три вида колесных дисков.

Литые диски. Как правило, они изготавливаются из алюминия, в который в свою очередь добавляются различные компоненты.

Штампованные диски изготавливаются из прокатной углеродистой стали путем штамповки отдельно обода и лицевой части. Далее их соединяют сваркой.

Кованые диски изготавливаются из алюминиевых сплавов.

Таким образом, отходы от дисков могут быть классифицированы как лом стальной несортированный (литые и кованые диски) либо лом алюминия несортированный (штампованные диски).

Органы управления автомобиля выполнены в основном из стали (отход - лом стальной несортированный).

Тормозная система состоит из колодок, дисков (либо барабанов) и гидропривода. Колодки классифицируются как 5750905 «Тормозные композиционные колодки отработанные. 3-й класс» (объекты отсутствуют, отход подлежит захоронению). Большая часть тормозных дисков, как и барабанов, производится из чугуна (отход - лом чугунный несортированный). Гидропривод тормозов состоит из следующих элементов:

• педали тормоза;

• главного тормозного цилиндра;

• вакуумного усилителя;

• патрубков гидропривода и тормозных шлангов;

• передних и задних тормозных механизмов.

Основные элементы выполнены из стали (отход - лом стальной несортированный). Тормозные шланги выполняются из алюминия (отход - лом алюминия несортированный) либо резины (отход - 5750118 «Отходы труб, шлангов из вулканизированной резины. 4-й класс», имеются объекты по использованию).

Трансмиссия состоит в основном из стали (отход - лом стальной несортированный). Также в коробку передач заливается масло (5410206 «Масла трансмиссионные отработанные. 3-й класс», имеются многочисленные переработчики).

Таким образом, можно выделить следующие отходы от разборки автомобиля.

 


Отходы от разборки автомобиля

Наименование От чего образуется Код Степень / класс опасности Вид обращения Кто принимает
Лом стальной несортированный Кузов, подвеска, тормозная система, система управления, рама
3511008
Неопасные Использование ОАО «Белвторчермет»
Лом чугунный несортированный Двигатель, тормозные диски и барабаны, мосты
3511102
Неопасные Использование ОАО «Белвторчермет»
Лом алюминия несортированный Двигатель, тормозные диски
3530405
Неопасные Использование ОАО «Белцветмет»
Масла моторные отработанные Двигатель
5410202
3-й класс Использование Многочисленные переработчики
Бумажные и картонные фильтры, пропитанные нефтепродуктами Двигатель
1870900
3-й класс Захоронение Полигоны ТКО
Лом медных сплавов несортированный Проводка
3531003
Неопасны Использование ОАО «Белцветмет»
Отходы стекла «Триплекс» Лобовое стекло
3140825
4-й класс Использование Ряд переработчиков
Стеклобой бесцветный тарный Боковые стекла
3140801
Неопасные Использование Ряд переработчиков
Отходы волокон и нитей (смесь хлопчатобумажных и синтетических) Обшивка салона
5830943
4-й класс Использование ЧТУП «Смартикон»
Уплотнительные прокладки, манжеты, втулки и т. п. отработанные Подвеска
5750119
3-й класс Использование Ряд переработчиков
Изношенные шины с металлокордом Шины
5750201
3-й класс Использование Ряд переработчиков
Изношенные шины с текстильным кордом Шины
5750202
3-й класс Использование Ряд переработчиков
Тормозные композиционные колодки отработанные Тормозные колодки
5750905
3-й класс Захоронение Полигоны ТКО
Отходы труб, шлангов из вулканизированной резины Тормозные и иные шланги
5750118
4-й класс Использование СООО «Научно-Производственная Группа "Экологическая Альтернатива"»
Масла трансмиссионные отработанные Коробка передач
5410206
3-й класс Использование Многочисленные переработчики

 

внимание

Обратите внимание!

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов (подп.1.4 п.1 ст.17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. ст.17 Закона № 271-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З. Комментарий см. здесь.

 

19.09.2019

 

Глеб Ерилин, эколог государственного научного учреждения «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»