Пособие от 25.06.2014
Автор: Амельченя Ю.

Разбираем ситуацию: изменение цены договора после проведения подрядных торгов


 

Материал помещен в архив

 

РАЗБИРАЕМ СИТУАЦИЮ: ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ ДОГОВОРА ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ

Ситуация

Проведены подрядные торги по выбору подрядчика. Определен победитель, который при заключении договора строительного подряда подписал договор с протоколом разногласий, в котором предложил условие об установлении приблизительной цены договора. Средства финансирования строительства - инновационный фонд Минского городского исполнительного комитета (далее - Мингорисполком).

Цена договора строительного подряда

В соответствии с нормами Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, устанавливающей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в т.ч. со сметной документацией (сметой), определяющей цену работы.

При отсутствии иных указаний в договоре предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в проектной документации, в т.ч. сметной документации (проектно-сметной документации) (п.1 ст.698 ГК).

Соответственно, цена работы определяется путем составления сметы, а в случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (п.3 ст.663 ГК). При этом цена работы (смета) может быть твердой или приблизительной. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Таким образом, по умолчанию в отсутствие специального указания в договоре подряда, в т.ч. строительного подряда, цена договора является твердой.

По общему правилу, договорная (контрактная) цена для договора строительного подряда определяется по результатам проведения подрядных торгов или переговоров на основании цены предложения подрядчика - победителя торгов или претендента, участвующего в переговорах, а если подрядные торги и переговоры не проводились - по соглашению сторон (п.3 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450; далее - Правила).

 

Обратите внимание!

Правовое значение договорной (контрактной) цены или способа ее определения состоит в том, что она относится законодательством к существенным условиям договора (п.10 Правил), в отсутствие согласования которой договор не считается заключенным (ст.402 ГК).

 

Следует учитывать, что, поскольку источник финансирования строительства - средства инновационного фонда Мингорисполкома, который на основании п.1 решения Мингорсовета от 23.12.2013 № 373 «О бюджете города Минска на 2014 год» отнесен к государственному целевому бюджетному инновационному фонду Мингорисполкома, подлежат применению нормы постановления Совета Министров РБ от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 января 2015 г. следует применять п.1 решения № 373 в редакции решения Мингорисполкома от 22.12.2014 № 78.

 

Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным данным постановлением (далее - Положение), определяется порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ и областных исполнительных комитетов, Мингорисполкома, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки.

Неизменная договорная (контрактная) цена определяется по результатам выбора заказчиком подрядной организации на основании цены предложения подрядчика (п.2 Положения), которая формируется с применением предусмотренных Положением методов и может быть изменена только в случаях, предусмотренных п.10 Положения, а именно в случаях изменения:

• по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;

• налогового законодательства в части налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов и (или) привлечения субподрядных организаций с иной системой налогообложения по сравнению с учтенной в неизменной цене;

• стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда);

• прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

• индексов цен в строительстве по данным Национального статистического комитета РБ за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены, более чем на 2 процентных пункта;

• сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 сентября 2016 г. следует руководствоваться п.10 Положения в редакции постановления Совета Министров РБ от 03.06.2016 № 434.

 

Тем самым при применении постановления, если строительство осуществляется за счет средств инновационного фонда Мингорисполкома, относящегося к государственным целевым бюджетным фондам, цена подрядчика определяется с учетом требований данного постановления и является неизменной договорной ценой, изменение которой осуществляется по правилам п.10 Положения.

Условия конкурсной документации и порядок заключения договора по результатам подрядных торгов

В соответствии с Указом Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) закупки работ, услуг при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 591 путем проведения подрядных торгов либо переговоров (подп.1.1 п.1 Указа № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Проведение подрядных торгов обязательно при заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе (далее - строительство объектов), за исключением случаев, предусмотренных в подп.1.6 п.1 Указа № 591, и иных случаев, определенных Президентом РБ, финансирование строительства которых осуществляется за счет:

• средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков РБ, выданных под гарантии Правительства РБ, областных исполнительных комитетов и Мингорисполкома, - при стоимости строительства объектов 6 тысяч базовых величин и более;

• иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 тысяч базовых величин и более (подп.1.4 п.1 Указа № 591).

Если проводятся подрядные торги, то подлежат применению нормы Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).

В соответствии с Положением № 88 при проведении подрядных торгов организатор разрабатывает и утверждает документацию для предварительного квалификационного отбора участников, а также конкурсную документацию.

К содержанию конкурсной документации законодатель предъявляет определенные требования. Так, конкурсная документация должна содержать сведения, сгруппированные в следующие разделы:

• «Предмет заказа»;

• «Проектная документация»;

• «Условия проведения подрядных торгов»;

• «Порядок представления участником конкурсного предложения»;

• «Условия заключения договора»;

• «Обязательства организатора подрядных торгов».

Раздел «Условия заключения договора» должен содержать проект договора строительного подряда (подп.33.2 п.33 Положения № 88). Тем самым именно организатор разрабатывает проект соответствующего договора, и на то, допускается или не допускается внесение изменений и (или) дополнений в проект соответствующего договора, также указывает в разделе «Условия проведения подрядных торгов» (подп.31.2 п.31 Положения № 88).

В разделе «Условия проведения подрядных торгов» организатором подрядных торгов должны быть перечислены обязательные условия проведения подрядных торгов с указанием в т.ч. цены заказа, применяемой в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений о ее снижении.

При внесении предложений о снижении цены заказа участник вправе дополнительно указать в своем конкурсном предложении процент снижения цены по отношению к своему основному ценовому предложению с приложением соответствующих расчетов и обоснований на случай, если участник будет признан победителем подрядных торгов (абзац 3 подп.31.1 п.31 Положения № 88).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 августа 2015 г. абзац 3 части первой подп.31.1 п.31 Положения № 88 на основании постановления Совета Министров РБ от 30.07.2015 № 650 изложен в новой редакции. С этой даты исключено право участника дополнительно указывать в своем конкурсном предложении процент снижения цены по отношению к своему основному ценовому предложению приложением соответствующих расчетов и обоснований на случай, если участник будет признан победителем подрядных торгов.

 

Соответственно предметом торга фактически является цена заказа, применяемая организатором в качестве стартовой.

В дальнейшем при выборе победителя подрядных торгов с ним заключается договор строительного подряда в срок не позднее 20 календарных дней со дня объявления их победителя, если иной срок не указан в извещении о проведении подрядных торгов (торгов) (абзац 2 п.79 Положения № 88).

При этом в заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров).

При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на подрядных торгах (торгах, переговорах), но не изменяющие их существенных условий (часть вторая п.80 Положения № 88).

Заключение

Условие о цене, как было отмечено выше, относится к существенным условиям. Следовательно, цена не может изменяться при заключении договора, и если победитель подрядных торгов предлагает свою цену в протоколе разногласий, то подобные действия подрядчика противоречат законодательству.

Надо признать, что Правила содержат специальную норму о составе документов, которые прилагаются к договору строительного подряда и являются его неотъемлемой частью, в которой, помимо прочего, названы предложения (расчеты) подрядчика о формировании договорной (контрактной) цены и протокол ее согласования (п.19).

Однако на случай проведения подрядных торгов по правилам и с учетом требований, которые исключают возможность согласования цены договора в протоколе согласования цены и применения общих правил ГК о заключении договора, полагаем, что подрядчик не вправе требовать изменения цены и представлять подобный протокол разногласий. В противном случае имеет место нарушение п.80 Положения № 88 и нарушение принципа равенства участников подрядных торгов.

Изменение проекта договора на стадии его заключения в целом, по мнению автора, недопустимо, поскольку свои предложения по изменению проекта договора, в т.ч. в части цены заказа, подрядчик мог отразить в конкурсном предложении, исходя из содержания которого организатор определял победителя.

Что касается требования участника-победителя установить в протоколе разногласий приблизительную цену договора, то с учетом действия Положения цена договора по умолчанию будет неизменной договорной (контрактной) и ее изменение будет осуществляться по правилам, установленным данным Положением.

 

25.06.2014

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь