Пособие от 22.09.2014
Автор: Амельченя Ю.

Разбираем ситуацию: требуется ли проведение новых торгов по выбору подрядной организации, расторжение договора и заключение нового, если в проектно-сметной документации неправильно определен состав и объем работ


 

Материал помещен в архив

 

РАЗБИРАЕМ СИТУАЦИЮ: ТРЕБУЕТСЯ ЛИ ПРОВЕДЕНИЕ НОВЫХ ТОРГОВ ПО ВЫБОРУ ПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО, ЕСЛИ В ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НЕПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛЕН СОСТАВ И ОБЪЕМ РАБОТ

Ситуация

Организация по результатам проведения подрядных торгов выбрала подрядную организацию, с которой заключила договор строительного подряда на выполнение работ по капитальному ремонту кровли.

Источник финансирования - бюджетные средства.

В соответствии с договором строительного подряда стоимость работ может быть изменена в случаях:

• внесения в установленном порядке изменений в сметную документацию;

• изменения налогового законодательства;

• изменения прогнозных индексов цен, утверждаемых в установленном порядке.

В ходе исполнения подрядной организацией обязательств по договору (выполнение строительных работ) установлено, что проектной организацией в проектно-сметной документации неправильно определен состав и объем работ. Это повлекло существенное удорожание стоимости работ, предусмотренной договором. Стоимость работ проектной организацией соответственно увеличена и подтверждена экспертизой.

Требуется ли в данном случае проведение новых (дополнительных) торгов по выбору подрядной организации, расторжение существующего договора и заключение нового?

 

При проведении процедур закупок при строительстве законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г.

Данная сфера с 1 января 2014 г. регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов». Поэтому, даже если финансирование строительства бюджетное, применяются нормы Указа № 591 и названного постановления.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Закупки работ, услуг при строительстве осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров (подп.1.1 п.1 Указа № 591).

Проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, финансирование строительства которых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 тысяч базовых величин и более (абзац 2 подп.1.4 п.1 Указа № 591).

По общему правилу по результатам проведения подрядных торгов заключается договор строительного подряда, который должен соответствовать требованиям законодательства, в частности Гражданского кодекса Республики Беларусь, Правилам заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450).

В рассматриваемой ситуации следует учитывать, что условиями договора предусмотрены случаи изменения стоимости, которые соответствуют нормам Правил № 1450.

Не допускается изменение по соглашению сторон существенных условий договора, на основании которых определялся победитель подрядных торгов, за исключением некоторых случаев (часть вторая п.72 Правил № 1450).

Так, в процессе исполнения договора заказчик или подрядчик имеет право требовать изменения существенных условий договора в случаях:

• реорганизации юридического лица, являющегося одной из сторон договора;

• необходимости изменения сроков строительства объекта (выполнения строительных работ);

существенного увеличения стоимости строительства объекта (выполнения строительных работ) вследствие внесения заказчиком изменений в проектную документацию или изменения налогового законодательства (п.73 Правил № 1450).

Тем самым увеличение стоимости строительства объекта (выполнения строительных работ) при изменении заказчиком проектно-сметной документации является основанием для внесения изменений в договор строительного подряда.

Правоприменительная практика исходит из того, что не допускается по соглашению сторон изменять существенные условия договора (предмет договора, договорную (контрактную) цену работ), в т.ч. и иные условия, на основании которых определялся победитель торгов, за исключением случаев, когда имеются основания для их изменения, установленные законодательством.

При формировании неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки применяется Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553).

Неизменная цена корректируется в случаях изменения:

по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;

• налогового законодательства в части налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов и (или) привлечения субподрядных организаций с иной системой налогообложения по сравнению с учтенной в неизменной цене;

• стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях если это предусмотрено договором строительного подряда);

• прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

• индексов цен в строительстве по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены, более чем на 2 процентных пункта;

• сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком (п.10 Положения № 1553).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 сентября 2016 г. следует руководствоваться п.10 Положения № 1553 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2016 № 434.

 

Обратите внимание!

Последствием несоблюдения указанных требований законодательства, предусматривающих запрет на изменение условий торгов, может быть установление факта ничтожности соглашения сторон о внесении изменений в условия договора строительного подряда (часть четвертая п.35 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда»).

 

Поэтому в случае, если увеличивается стоимость строительства объекта (выполнения строительных работ) вследствие внесения заказчиком изменений в проектную документацию (при неправильном исчислении стоимости проектной организацией), договор строительного подряда может быть изменен по требованию заказчика (на основании п.73 Правил № 1450, п.10 Положения № 1553).

В данной ситуации достаточно соответствующего дополнительного соглашения к договору строительного подряда, проведение новых подрядных торгов не требуется.

Если речь идет о выявлении дополнительных работ, то согласно п.12 Положения № 1553 в случае выявления в процессе строительства необходимости выполнения работ (услуг), не предусмотренных в проектной документации, стоимость дополнительных работ определяется разработчиком проектной документации на основании трехстороннего акта, подписанного заказчиком, подрядчиком и разработчиком проектной документации, и отражается в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ. Порядок формирования стоимости дополнительных работ предусматривается договором строительного подряда.

 

22.09.2014

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь