


Материал помещен в архив
РАЗБИРАЕМ СИТУАЦИЮ: ВЫСТАВЛЕНИЕ ЭСЧФ ПО АНАЛИЗИРУЕМЫМ СДЕЛКАМ
Согласно подпункту 3.8 пункта 3 статьи 131 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) электронный счет-фактура (далее - ЭСЧФ) не создается по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемым объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии с законодательством (за исключением случаев, предусмотренных пп.17 и 18 ст.131 НК) и не подлежащим отражению в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость (далее - налоговая декларация по НДС).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. следует руководствоваться НК в редакции Закона от 29.12.2020 № 72-З. |
В свою очередь, пунктом 1 статьи 97 НК предусмотрено, что плательщик обязан представить информацию о совершенной им в налоговом периоде анализируемой сделке путем внесения сведений о каждой такой сделке в ЭСЧФ и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур (далее - Портал), являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС). Сведения вносятся в ЭСЧФ независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен.
Суть ситуации
Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество), являясь организацией, включенной в перечень крупных плательщиков, реализует товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, взаимозависимому лицу - резиденту государства дальнего зарубежья.
Осуществляемая операция, возможно, попадет в категорию анализируемых сделок в соответствии с главой 11 НК. Это будет известно по окончании 2019 г., так как к сделкам, подлежащим контролю соответствия рыночным ценам, относятся в том числе внешнеторговые сделки со взаимозависимым лицом, если цена сделки (сумма цен сделок), определенная в соответствии с главой 11 НК, с одним контрагентом в календарном году превышает 2 000 000 белорусских рублей (без учета НДС, акцизов) - для организации, включенной в перечень крупных плательщиков.
В соответствии с подпунктом 2.21 пункта 2 статьи 115 НК объектами налогообложения НДС не признаются обороты по реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта. Таким образом, такие обороты не подлежат отражению в налоговой декларации по НДС.
В свою очередь, пунктом 1 статьи 97 НК предусмотрено, что плательщик обязан представить информацию о совершенной им в налоговом периоде анализируемой сделке путем внесения сведений о каждой такой сделке в ЭСЧФ.
Одновременно подпунктом 3.8 пункта 3 статьи 131 НК определено, что ЭСЧФ не создается по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемым объектом НДС и не подлежащим отражению в налоговой декларации по НДС.
Направив на Портал ЭСЧФ без отражения оборотов по реализации в налоговой декларации по НДС, у Общества в АИС «Учет счетов-фактур» при запуске предварительного контроля по итогам отчетного периода будут установлены отклонения показателей налоговых деклараций и данных выставленных (направленных) ЭСЧФ.
Соответственно возникают следующие вопросы:
• необходимо ли Обществу создавать ЭСЧФ в вышеописанной ситуации?
• если нужно, то как правильно заполнить ЭСЧФ, чтобы Обществу избежать отклонений данных деклараций по НДС с предварительным контролем в АИС «Учет счетов-фактур»: какую ставку НДС необходимо указать в графе 9 «НДС ставка, %» и какой признак дополнительных данных указать в графе 12 «Дополнительные данные» раздела 6 ЭСЧФ?
Позиция налогового органа
Нормами статьи 131 НК установлен порядок обращения ЭСЧФ, а также предусмотрены случаи, когда ЭСЧФ не создается. В частности, ЭСЧФ не создается по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемым объектом налогообложения НДС в соответствии с законодательством и не подлежащим отражению в налоговой декларации по НДС (подп.3.8 п.3 ст.131 НК).
В свою очередь, пунктом 1 статьи 97 НК предусмотрена специальная норма, согласно которой плательщик обязан представить информацию о совершенной им в налоговом периоде анализируемой сделке путем внесения сведений о каждой такой сделке в ЭСЧФ и направления его с использованием Портала, являющегося информационным ресурсом МНС. Сведения вносятся в ЭСЧФ независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен.
Таким образом, несмотря на отсутствие обязанности по созданию ЭСЧФ в соответствии с нормами статьи 131 НК, в указанной ситуации плательщик обязан создать ЭСЧФ в соответствии с требованиями статьи 97 НК, если осуществляемая им операция попадает в категорию анализируемых в соответствии с главой 11 НК.
Под анализируемой сделкой понимается сделка, подлежащая контролю соответствия рыночным ценам, определенная статьей 88 НК. Так, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 88 НК внешнеторговая сделка со взаимозависимым лицом относится к контролируемым сделкам, а следовательно, сведения о такой сделке вносятся в ЭСЧФ независимо от цены сделки.
На основании норм НК плательщик обязан представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и случаях, установленных налоговым законодательством, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и (или) информацию, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) (подп.1.4.1 п.1 ст.22 НК).
В ЭСЧФ, составляемом для целей контроля за трансфертным ценообразованием, в обязательном порядке проставляется признак взаимозависимости поставщика и получателя (стр.6.1 «Взаимозависимое лицо» разд.2 ЭСЧФ) (подп.22.2 п.22 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15).
В разделе 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» такого ЭСЧФ в отношении товаров указывается:
• в графе 2 «Наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав» - наименование товаров;
• в графе 3.1 «ТН ВЭД ЕАЭС» - код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
• в графе 7 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без учета НДС, руб.» - стоимость товаров;
• в графе 9 «НДС ставка, %» - указывается ставка НДС «Без НДС»;
• в графе 10 «НДС сумма, руб.» - проставляется ноль (0);
• в графе 11 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом НДС, руб.» - сумма, равная показателю, указанному в графе 7;
• в графе 12 «Дополнительные данные» - признак дополнительных данных «Реализация за пределами РБ».
Заполнив в указанном порядке ЭСЧФ и направив его на Портал (без отражения оборотов по реализации в налоговой декларации по НДС), в АИС «Учет счетов-фактур» при запуске по итогам отчетного периода «КК-9: Проверка операций по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь» будут установлены отклонения. При получении от налогового органа уведомления с предложением представить в отношении установленного отклонения дополнительные документы, информацию и (или) пояснения, либо внести соответствующие исправления в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы, либо представить налоговую декларацию (расчет), необходимо направить пояснение о причинах возникшего расхождения и сообщить о причине создания ЭСЧФ.
В создаваемом ЭСЧФ в строке 31 «Дополнительные сведения» можно указать любую информацию, касающуюся создаваемого ЭСЧФ, в том числе допускается указание причины создания ЭСЧФ. Наличие такой информации в ЭСЧФ может упредить вероятность направления налоговым органом указанного уведомления в адрес плательщика.
Позиция плательщика
В соответствии с нормами статьи 131 НК ЭСЧФ не создается по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемым объектом налогообложения НДС и не подлежащим отражению в налоговой декларации по НДС, в том числе по оборотам по реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта (подп.2.21 п.2 ст.115 НК).
Согласно пункту 1 статьи 131 НК ЭСЧФ является обязательным электронным документом для всех плательщиков, если иное не установлено статьей 131 НК, служащим основанием для принятия плательщиком к вычету сумм НДС в порядке, установленном главой 14 НК.
Как видно из приведенной нормы НК, ЭСЧФ служит основанием для принятия плательщиком к вычету сумм НДС.
Каких-либо оговорок о том, что ЭСЧФ служит основанием для предоставления информации по анализируемым сделкам, в статье 131 НК не предусмотрено.
Соответственно цель выставления (получения) ЭСЧФ - обоснование плательщиком права принятия к вычету сумм НДС.
Общество реализует товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, взаимозависимому лицу - резиденту государства дальнего зарубежья. Осуществляемая реализация попадет в категорию анализируемых сделок, если в соответствии с нормами главы 11 НК сумма цен всех сделок с указанным контрагентом в календарном году превысит 2 000 000 белорусских рублей (для организаций, включенных в перечень крупных плательщиков).
Если плательщик обязан в соответствии со статьей 97 НК выставлять ЭСЧФ по реализации продукции на реэкспорт, то Общество вынуждено пойти на нарушение законодательства, а именно подпункта 3.8 пункта 3 статьи 131 НК, тем самым у Общества возникает риск быть привлеченным к административной ответственности по части 2 статьи 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) за представление плательщиком в налоговый орган документов и иных сведений, содержащих недостоверные данные, в виде штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. административная ответственность за вышеуказанные правонарушения предусмотрена в виде штрафа в размере от 2 БВ до 30 БВ (ч.2 ст.14.6 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Комментарий см. здесь. |
Позиция МНС
Действия налогового органа правомерны. Позицию МНС по вопросу направления на Портал ЭСЧФ по анализируемым сделкам см. здесь.
Пунктом 1 статьи 97 НК прямо предусмотрена обязанность плательщика представить информацию о совершенной им в налоговом периоде анализируемой сделке путем внесения сведений о каждой такой сделке в ЭСЧФ и направления его с использованием Портала, являющегося информационным ресурсом МНС. Сведения вносятся в ЭСЧФ независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен.
Непредставление в установленный срок плательщиком в налоговый орган документов и иных сведений, которые он обязан представлять в соответствии с налоговым законодательством, влечет для плательщика административную ответственность по части 1 статьи 13.8 КоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. административная ответственность за вышеуказанные правонарушения предусмотрена ч.1 ст.14.6 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарий см. здесь. |
Таким образом, несоблюдение плательщиком требований пункта 1 статьи 97 НК образует состав административного правонарушения по части 1 статьи 13.8 КоАП.
Следует отметить, что нормы пункта 1 статьи 97 НК носят специальный характер по отношению к нормам подпункта 3.8 пункта 3 статьи 131 НК. Соответственно представление плательщиком информации по пункту 1 статьи 97 НК не нарушает положения подпункта 3.8 пункта 3 статьи 131 НК и не может расцениваться как представление в налоговый орган сведений, содержащих недостоверные данные, в целях привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 13.8 КоАП.
11.10.2019
С.И.Новикова, начальник отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь