


Материал помещен в архив
РЕАЛИЗАЦИЯ ПО ЦЕНАМ (ТАРИФАМ) НИЖЕ СЕБЕСТОИМОСТИ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ С 31 МАРТА 2016 ГОДА?
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2016 № 246
Порядок реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), складывающимся ниже себестоимости, определен Положением о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.02.2015 № 94 (далее - Положение).
Практика применения Положения выявила необходимость корректировки его отдельных норм в связи с неоднозначным пониманием некоторых нормативных предписаний, сложностями, а иногда и нецелесообразностью применения в определенных случаях.
Для исключения разночтений в применении норм Положения, совершенствования действующего порядка реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), складывающимся ниже себестоимости, 31 марта 2016 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2016 № 246 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2015 г. № 94» (далее - постановление № 246).
Постановлением № 246 предусмотрены следующие изменения.
1. Из сферы правового регулирования постановления № 246 выведены организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю, в связи с отсутствием сведений о практике применения ими Положения, а также нецелесообразностью применения этого документа организациями торговли (исключены абзац 3 части первой п.1 и п.3 Положения);
2. Уточнена норма о согласовании с государственным органом решений в отношении организации, входящей в состав холдинга (п.2 Положения), так как при отсутствии детальной регламентации на практике возникли проблемы с согласованием решений о реализации продукции по ценам ниже себестоимости.
3. Определен критерий, указывающий на необходимость согласования решения о реализации продукции по ценам ниже себестоимости с соответствующим государственным органом, - наличие убытка от реализации товаров (работ, услуг) и чистого убытка, исчисленных нарастающим итогом с начала года в целом по организации-производителю (подп.2.1 п.2 Положения).
Первоначальная редакция данной нормы предоставляла руководителям организаций право самостоятельно принимать решения о реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по ценам (тарифам) ниже себестоимости в случае сохранения положительного уровня рентабельности продаж в целом по организации с начала отчетного периода (года) и по согласованию с государственным органом - в случае наличия убытка в целом по организации, исчисленного нарастающим итогом с начала года.
Сложность применения на практике первоначальной нормы связана с нечеткостью терминологии. Так, возникало противоречие в части принятия решений о реализации продукции по ценам ниже себестоимости на основании обозначенных показателей при одновременном выявлении положительного уровня продаж и убытка, а также при наличии убытка от продаж и прибыли в целом по организации. В таких ситуациях применение подп.2.1 и 2.2 п.2 Положения было затруднительным.
Постановлением № 246 в качестве официальных критериев обозначены показатели форм бухгалтерской отчетности (в частности, отчета о прибылях и убытках) - «Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг» и «Чистая прибыль (убыток)». Это обеспечивает однозначность в принятии решения.
4. Добавлена норма (подп.2.4 п.2 Положения) о нераспространении дополнительного согласования с государственным органом в случаях:
4.1. реализации продукции на биржевых торгах, организуемых ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»;
4.2. реализации товаров (работ, услуг) по предельным максимальным ценам, установленным законодательством, поскольку реализация продукции (работ, услуг) по ценам (тарифам) выше установленных законодательством предельных максимальных цен запрещена даже при наличии убытка от реализации данной продукции;
4.3. реализации товаров (работ, услуг), на которые законодательством установлены предельные минимальные цены (тарифы), но не ниже установленного уровня таких цен (тарифов);
4.4. реализации продукции с истекающим сроком годности (если срок годности такой продукции составляет не более 15 дней или оставшийся срок годности не превышает 1/4 от установленного для нее полного срока годности);
4.5. реализации неликвидной продукции (находящейся на складе организации-производителя более 1 года и (или) выводимой из ассортимента выпускаемой продукции);
4.6. реализации товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) по индивидуальным (разовым) заказам, так как согласование решения о реализации продукции, производимой по разовым заказам, лишено смысла ввиду отсутствия базы для сравнения по таким заказам;
4.7. реализации на экспорт нефтепродуктов.
Действующий порядок поставки нефтепродуктов на экспорт предусматривает их реализацию на Единой торговой площадке с формульным ценообразованием от мировых котировок, то есть цены реализации на экспорт напрямую зависят от мировой конъюнктуры цен на нефтепродукты. Нефтепродукты отгружаются по предварительным ценам с учетом действующих котировок, которые уточняются по итогам месяца с учетом среднемесячных котировок. Фактическая цена реализации нефтепродуктов на экспорт становится известна только по итогам месяца, и запланировать ее заранее невозможно. В связи с этим согласование решения о реализации нефтепродуктов по ценам, предварительный уровень которых ниже себестоимости, является нецелесообразным;
4.8. реализации продукции растениеводства и животноводства.
В этих случаях дополнительного согласования с государственным органом не требуется, так как продукция животноводства и растениеводства, реализуемая по закупочным ценам, является сырьем для производства готовой продукции перерабатывающими предприятиями;
4.9. реализации молочной продукции, мяса (говядины и свинины), зерна и муки не ниже уровня цен, рекомендуемых рабочей группой, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 19.06.2009 № 63р для ежедневного мониторинга реализации названной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
То есть организация-производитель принимает решение о реализации названных товаров по ценам ниже себестоимости самостоятельно, если эти цены не ниже рекомендуемых минимальных экспортных цен.
Таким образом, молочную продукцию, мясо (говядину и свинину), зерно и муку по ценам, не ниже рекомендованных рабочей группой, организация реализует самостоятельно, а по ценам ниже рекомендованных - в соответствии с общим порядком, изложенным в подп.2.1 п.2 Положения;
4.10. реализации товаров (работ, услуг) по договорам, заключенным по результатам участия в процедурах закупок товаров (работ, услуг) организацией-производителем или юридическим лицом, уполномоченным данной организацией-производителем на реализацию товаров (работ, услуг).
Законодательство в сфере организации процедур закупок (Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» и др.) обязывает организаторов закупок осуществлять исследование конъюнктуры рынка, в том числе с использованием сведений, представленных Белорусской торгово-промышленной палатой, информационным РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». Организатор торгов также вправе привлечь на основании договора специализированную организацию для проведения исследования конъюнктуры рынка. То есть при организации процедур государственных закупок все участники торгов в условиях конкуренции представляют конкурсную документацию с максимально объективной ценой, учитывающей как интересы организации-производителя, так и сложившуюся конъюнктуру рынка.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках. С 4 февраля 2024 г. следует руководствоваться Законом № 419-З с изменениями, внесенными Законом от 31.01.2024 № 354-З. Комментарий см. здесь. |
При проведении процедур закупок также невозможно предугадать время согласования уровня цены (тарифа) - до подачи конкурсных документов для участия в процедурах закупок (при этом организация может не выиграть процедуры закупок, если время подготовки материалов по обоснованию уровня цены (тарифа) ниже себестоимости и согласования государственным органом решения руководителя организации окажется продолжительнее времени, отведенного на подготовку и подачу конкурсной документации) или после того, как организация-производитель будет признана победителем процедуры закупок.
В последнем случае организации-производителю следует вносить в конкурсную документацию условие о необходимости последующего согласования с государственным органом цены (тарифа), теряя шансы выиграть процедуру закупки в связи с рисками возможного несогласования этой цены (тарифа) и признания торгов несостоявшимися. При этом становится вероятным выставление организатором процедур закупок штрафа в связи с отказом победителя торгов от поставки товаров (работ, услуг) по заявленной цене (тарифу).
5. Дополнительное согласование с государственным органом не требуется при наличии у организации-производителя:
5.1. убытка от реализации товаров (работ, услуг) и чистого убытка в январе-феврале текущего календарного года, а также прибыли от реализации товаров (работ, услуг) и (или) чистой прибыли за предшествующий календарный год (подп.2.2 п.2 Положения);
5.2. прибыли от реализации товаров (работ, услуг) и (или) чистой прибыли, исчисленных нарастающим итогом с начала года (подп.2.3 п.2 Положения).
Внесенные постановлением № 246 изменения повысят оперативность принятия решений организациями-производителями о реализации продукции (работ, услуг) по ценам (тарифам) ниже себестоимости.
05.05.2016
Николай Лимож, юрист