Пособие от 24.02.2021
Автор: Ивановская А.

Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов


СОДЕРЖАНИЕ

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, подлежащие регистрации в реестре

Процедура регистрации в реестре

Процедура актуализации реестра

Процедура исключения из реестра

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов

С 1 июля 2020 г. ведение реестра организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов (далее - реестр), происходит на основании Положения о порядке ведения реестра организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 (далее соответственно - постановление № 388, Положение о порядке ведения реестра).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, подлежащие регистрации в реестре

Регистрации в реестре подлежат юрлица и ИП, осуществляющие сбор, сортировку, подготовку отходов потребления, принятых от физических лиц (далее - заявители).

Отходы потребления - отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также смет, образующийся на землях общего пользовании (п.20 ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон)).

 

справочно

Справочно

Реестр размещен на сайте государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее - Оператор) http://vtoroperator.by/.

 

внимание

Обратите внимание!

Не подлежат регистрации в реестре организации, осуществляющие такую деятельность только в отношении отходов производства (п.3 Положения о порядке ведения реестра).

 

Отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юрлицами и ИП экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п.21 ст.1 Закона).

Обязательной регистрации в реестре подлежат:

1) юрлица и ИП, претендующие на получение компенсации расходов по сбору:

- отходов потребления при условии обезвреживания, использования или хранения (при отсутствии объектов обезвреживания и объектов по использованию на территории Республики Беларусь) этих отходов;

- упаковки из стекла, предназначенной для многократного применения, при условии повторного использования этой упаковки (часть вторая п.5 приложения 2 к Указу Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки»);

2) производители и импортеры, выполняющие обязанность путем организации собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов потребления (далее - собственная система сбора отходов);

3) юрлицо, созданное для организации совместной системы сбора отходов потребления (п.9 Положения о порядке, условиях применения и требованиях к собственной системе сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, утвержденного постановлением № 388 (далее - Положение о собственной системе сбора отходов)).

 

внимание

Обратите внимание!

Регистрации в реестре не подлежат производители и поставщики, выполняющие обязанность путем организации собственной системы сбора только собственных отходов упаковки, то есть отходов упаковки, в отношении которой у них возникла обязанность и которая утратила потребительские свойства в процессе их собственной деятельности (часть вторая п.9 Положения о собственной системе сбора отходов).

Процедура регистрации в реестре

Для регистрации в реестре заявители представляют в адрес Оператора документы, указанные в п.6.64 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. действует единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

 

В частности, ими представляются:

1) заявление о регистрации в реестре.

Форма заявления установлена в приложении к Положению о порядке ведения реестра.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. приложение к Положению о порядке ведения реестра исключено постановлением Совмина от 25.03.2022 № 175.

С 15 июня 2022 г. действует форма заявления о регистрации в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов согласно приложению к Регламенту административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 6.18.1 «Получение свидетельства о регистрации в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов», утв. постановлением Минжилкомхоза от 23.03.2022 № 5.

 

справочно

Справочно

Заявление о регистрации в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов (пример), см. здесь.

 

В заявлении необходимо отразить основную информацию о заявителе (наименование, учетный номер плательщика, местонахождение и контактные данные), а также заполнить сведения о применяемой системе сбора отходов (контейнеры, стационарные и передвижные пункты приема (заготовки) отходов, объекты сортировки отходов и иная техника, оборудование, способ сбора, сортировки, подготовки отходов);

2) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юрлица, ИП.

Таким документом является свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) копии документов, подтверждающих наличие принадлежащих на праве собственности, аренды или ином законном основании:

- стационарных или передвижных пунктов приема (заготовки), объектов сортировки (разделения по видам) отходов (например, копии договора аренды здания, свидетельство о государственной регистрации капитального строения, свидетельство о регистрации транспортного средства и т. д.);

- контейнеров для сбора отходов (например, выписка из оборотно-сальдовой ведомости, договор аренды и т. д.);

4) копии документов, подтверждающих поверку весового оборудования, применяемого для сбора (заготовки) отходов.

Примеры таких документов: журнал регистрации метрологического контроля средств измерений, свидетельство о поверке с подписью и клеймом поверителя.

Периодичность поверки весового оборудования, применяемого для сбора (заготовки) отходов, должна быть не реже одного раза в год на основании перечня областей в сфере законодательной метрологии, в которых применение средств измерений допускается после их поверки с установленной периодичностью (межповерочным интервалом) юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу, утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.03.2007 № 17 (раздел 02 «Область измерений массы»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 мая 2021 г. следует руководствоваться перечнем категорий средств измерений, представляющих совокупность средств измерений одинакового назначения, применяемых при измерениях в сфере законодательной метрологии, экземпляры утвержденного типа которых подлежат государственной поверке с установленной в нем периодичностью, определенным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 20.04.2021 № 39;

 

5) копии графиков работы (движения) передвижных пунктов приема (заготовки).

В графике должны быть отражены сведения о местах сбора отходов (пункты остановки) и периодах (время) осуществления сбора отходов (работы) в этих местах.

Документ разрабатывается самой организацией и утверждается руководителем;

6) копии документов, подтверждающих иные способы сбора отходов.

К иной технике, оборудованию и способу сбора можно отнести, например, сбор отходов посредством площадок, предназначенных для сбора отходов потребления, сбор отходов по заявкам (то есть не по установленному графику) от физических лиц транспортным средством и т. д.

В данном случае необходимо подтвердить наличие принадлежащей на праве собственности, аренды или ином законном основании иной системы сбора. Так, например, в части площадки подтверждающим документом будет копия свидетельства о государственной регистрации земельного участка, копия договора аренды земельного участка и т. д., в части транспортного средства - копия свидетельства о регистрации транспортного средства, копия договора аренды транспортного средства и т. д.

В случае осуществления заготовки от физических лиц отходов на возмездной основе в зависимости от массы принимаемых отходов необходимо также приложить копии документов, подтверждающих поверку весового оборудования.

Регистрация в реестре - административная процедура, осуществляемая в течение 15 дней.

Оператором может быть принято решение об отказе в принятии заявления о регистрации в реестре на основаниях, предусмотренных в ст.17 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее - Закон об административных процедурах).

По результатам рассмотрения представленных документов Оператором принимается одно из следующих административных решений:

• о регистрации заявителя в реестре (в данном случае заявителю выдается справка о регистрации с указанием даты включения в реестр);

• об отказе в регистрации заявителя в реестре.

Решение об отказе в регистрации заявителя в реестре принимается при наличии оснований, предусмотренных ст.25 Закона об административных процедурах (п.7 Положения о порядке ведения реестра). Например, если заинтересованным лицом представлены подложные, поддельные или недействительные документы.

После принятия решения о регистрации (отказе в регистрации) в реестре заявитель информируется о принятом решении в срок и порядке, установленные в п.1 ст.27 Закона об административных процедурах (часть первая п.8 Положения о порядке ведения реестра).

Процедура актуализации реестра

Актуализация реестра осуществляется в случае изменения сведений, указанных заявителем в заявлении о регистрации в реестре (п.9 Положения о порядке ведения реестра).

Заявителю нужно подать заявление о регистрации в реестре с отметкой об актуализации сведений, в котором отразить всю актуальную информацию о действующей системе сбора отходов, а в части системы сбора, подлежащей актуализации, представить ранее вышеперечисленные копии документов.

 

пример ситуация

Пример

У заявителя в реестре зарегистрирован один передвижной пункт приема (заготовки) отходов. Позже он открыл еще один стационарный пункт. При актуализации реестра в заявлении необходимо отразить сведения об уже зарегистрированном передвижном пункте приема (заготовки) отходов и о новом стационарном пункте и в части стационарного пункта приложить соответствующие документы (например, копию договора аренды сооружения, копию свидетельства о поверке весового оборудования).

 

Оператор также вправе самостоятельно запрашивать у заявителя документы для актуализации реестра при наличии информации об изменении сведений, указанных заявителем в заявлении о регистрации в реестре (п.10 Положения о порядке ведения реестра).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. в п.10 Положения о порядке ведения реестра внесены изменения постановлением № 175. Изменения не повлияли на суть материала.

Процедура исключения из реестра

Исключение заявителя из реестра осуществляется в случаях:

• поступления письменного обращения от заявителя в произвольной форме об исключении из реестра;

• ликвидации юридического лица, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

• прекращения заявителем деятельности по сбору, сортировке, подготовке отходов потребления;

• многократного (более двух раз подряд) непредставления заявителем документов для актуализации реестра по запросу Оператора;

• выявления недостоверных сведений в документах, представленных заявителем для регистрации в реестре или актуализации реестра, повлекших регистрацию (сохранение регистрации) в реестре заявителя, который при предоставлении достоверных сведений не подлежал регистрации (подлежал исключению из реестра) (п.12 Положения о порядке ведения реестра).

 

24.02.2021

 

Алина Ивановская, ведущий специалист государственного учреждения «Оператор ВМР»