


Материал помещен в архив
УТВЕРЖДЕНО | |
_____________________________________ (подпись, должность, инициалы, фамилия _____________________________________ руководителя организатора) | |
«__» ____________ 20__ г. |
РЕГЛАМЕНТ
работы конкурсной комиссии по проведению подрядных торгов (торгов, переговоров)
в ____________________________________________________________
(наименование организатора)
(комментарий 1)
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий Регламент разработан в соответствии с Положением об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88), и устанавливает порядок формирования и работы конкурсной комиссии, включая функциональные обязанности каждого члена комиссии.
1.2. Для целей настоящего Регламента термины и их определения используются в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З), Положением № 88 (комментарий 2).
1.3. Конкурсная комиссия формируется ________________________ (наименование организатора) (далее - Организатор) для выполнения определенных им задач при организации и проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) (комментарий 3).
1.4. В своей деятельности конкурсная комиссия руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», Положением № 88, иным законодательством Республики Беларусь и настоящим Регламентом (комментарий 4).
1.5. Персональный состав конкурсной комиссии в случаях организации и проведения закупок в строительстве формируется и утверждается руководителем Организатора.
Данный состав конкурсной комиссии утверждается локальным нормативным правовым актом (приказ, распоряжение), в котором также определяются задачи комиссии и предоставляются полномочия для выполнения этих задач.
1.6. Председатель, заместитель председателя и секретарь конкурсной комиссии назначаются из числа членов конкурсной комиссии при утверждении ее персонального состава.
Председателем конкурсной комиссии назначается руководитель Организатора или иной работник Организатора.
1.7. Конкурсная комиссия может быть расформирована, а ее персональный состав изменен на основании локального нормативного правового акта Организатора (приказ, распоряжение) (комментарий 5).
1.8. В состав конкурсной комиссии должно входить не менее пяти человек.
1.9. В состав конкурсной комиссии включаются работники Организатора, в число которых входят специалисты по предмету заказа, работники юридической, бухгалтерской, иных служб и при необходимости специалисты соответствующего профиля других организаций и государственных органов с их согласия (комментарий 6).
1.10. Организатор обеспечивает ознакомление членов конкурсной комиссии с законодательством о закупках при строительстве и настоящим Регламентом.
1.11. Членом конкурсной комиссии не может быть:
физическое лицо, лично заинтересованное в результате процедуры закупки при строительстве;
работник участника процедуры закупки при строительстве;
физическое лицо, на которое участник процедуры закупки при строительстве способен оказывать влияние;
физическое лицо, являющееся собственником имущества, учредителем, акционером участника процедуры закупки при строительстве или его кредитором;
должностные лица государственного органа, уполномоченного законодательными актами на осуществление контроля (надзора) в области закупок в строительстве, непосредственно осуществляющие контроль (надзор) в этой области.
Член конкурсной комиссии обязан уведомить председателя комиссии о возникновении названных обстоятельств и потребовать своего исключения из состава конкурсной комиссии.
1.12. Члены конкурсной комиссии и эксперты, привлекаемые к участию в ее работе, не могут представлять лицам, не входящим в состав комиссии, информацию о содержании предложений участников, об их оценке и сравнении, если иное не установлено законодательством.
1.13. Член конкурсной комиссии не вправе передавать иному лицу свои полномочия на участие в деятельности комиссии.
1.14. На заседаниях конкурсной комиссии могут присутствовать в качестве наблюдателей уполномоченные сотрудники (работники) органов Комитета государственного контроля, государственной безопасности и внутренних дел Республики Беларусь, представители ведомственных контрольных служб государственных органов (организаций).
При размещении заказов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, в работе конкурсной комиссии могут принимать участие члены Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 224 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676», а также работники инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации (с их согласия).
1.15. Конкурсная комиссия подотчетна руководителю Организатора, выполняет его задания и поручения, представленные в письменном виде.
Конкурсная комиссия действует в рамках предоставленных ей полномочий с момента принятия решения о ее создании до момента заключения договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров), а также до выполнения всех письменных заданий и поручений, поставленных перед конкурсной комиссией руководителем Организатора (комментарий 7).
ГЛАВА 2
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ
2.1. При размещении заказов на подрядных торгах (торгах, переговорах) конкурсная комиссия имеет права и исполняет обязанности, предусмотренные законодательством и настоящим Регламентом, в том числе осуществляет:
2.1.1. исследование конъюнктуры рынка на стадии планирования размещения заказа, при проведении торгов также на товарных рынках Единого экономического пространства (комментарий 8);
2.1.2. размещение извещения о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) (комментарий 9) в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет не позднее чем за 30 календарных дней до проведения подрядных торгов (торгов), не позднее чем за 3 рабочих дня до проведения переговоров. При необходимости извещение может быть дополнительно опубликовано в печатных изданиях, в том числе имеющих международное распространение;
2.1.3. представление участнику конкурсной документации (документации для переговоров) и документации для предварительного квалификационного отбора участников не позднее 3 рабочих дней после выполнения участником условий приобретения (получения) данной документации;
2.1.4. регистрацию предквалификационных документов и конкурсных предложений (предложений на переговоры) в порядке их поступления с указанием даты и времени. По требованию участника выдает ему расписку с указанием даты и времени получения конкурсного предложения (предложения на переговоры) и предквалификационных документов;
2.1.5. открытие предквалификационных документов, представленных в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации), и оформление соответствующего протокола заседания конкурсной комиссии (комментарий 10);
2.1.6. при необходимости запрос у участников уточняющей информации, которую участник обязан представить, а также дополнительную проверку их предквалификационных документов с участием специалистов либо с проведением экспертизы;
2.1.7. изучение поступивших от участников предквалификационных документов, в том числе проверку наличия документов, установленных для предварительного квалификационного отбора, проверку соответствия предквалификационных документов требованиям документации для предварительного квалификационного отбора. Конкурсная комиссия осуществляет изучение предквалификационных документов участников не более 5 рабочих дней со дня их открытия. В отдельных случаях с согласия руководителя Организатора этот срок может быть продлен, но не более чем на 5 рабочих дней;
2.1.8. отстранение участников, предквалификационные документы которых не соответствуют (не отвечают) требованиям и условиям законодательства, документации для предварительного квалификационного отбора. В этом случае оформляется протокол, участнику дается мотивированный отказ в дальнейшем участии в подрядных торгах (торгах, переговорах) и возвращается его конкурсное предложение нераспечатанным в течение 3 рабочих дней;
2.1.9. оценку квалификационных данных участников с учетом показателей, установленных Положением № 88, и критериев, предусмотренных Организатором для предварительного квалификационного отбора участников, а также методики их оценки (комментарий 11);
2.1.10. подведение итогов предварительного квалификационного отбора, оформление соответствующего протокола заседания конкурсной комиссии. О результатах проведения предварительного квалификационного отбора извещает участников в электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников;
2.1.11. после проведения предварительного квалификационного отбора участников вскрытие конвертов с конкурсными предложениями, предложениями для переговоров (открытие конкурсных предложений), представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации, проверку наличия всех установленных условиями проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) документов, оглашение содержания основных пунктов предложений и оформление соответствующего протокола заседания конкурсной комиссии;
2.1.12. изучение поступивших от участников конкурсных предложений (предложений на переговоры), в том числе проверку наличия документов, установленных для подрядных торгов (торгов, переговоров), проверку соответствия конкурсных предложений (предложений на переговоры) требованиям конкурсных документов (документации для переговоров). Конкурсная комиссия вправе изучать конкурсные предложения не более 45 рабочих дней со дня вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, по объектам строительства жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения - не более 10 рабочих дней. В отдельных случаях при соответствующем обосновании с согласия руководителя Организатора этот срок может быть продлен. Данное обоснование представляется председателем конкурсной комиссии руководителю Организатора;
2.1.13. при необходимости запрос у участников уточняющей информации, которую участник обязан представить, а также дополнительную проверку их предложений с участием специалистов либо с проведением экспертизы;
2.1.14. отстранение участников, конкурсные предложения которых не соответствуют (не отвечают) требованиям и условиям законодательства, конкурсных документов (документации для переговоров). В этом случае оформляется протокол, а отстраненный участник уведомляется о таком решении в течение 3 рабочих дней;
2.1.15. проведение процедуры улучшения предложений для переговоров, в том числе приглашение участников, допущенных к этой процедуре, путем одновременного направления им приглашений, запрос у участников, принимавших участие в этой процедуре и снизивших свою стартовую цену, откорректированных с учетом новой цены документов, определяющих их коммерческие предложения, и оформление соответствующего протокола заседания конкурсной комиссии (комментарий 12);
2.1.16. оценку предложений участников в порядке, установленном конкурсной документацией (документацией для переговоров), с учетом критериев и методики, приведенных в этой документации, при этом удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не более 50 % (комментарий 13);
2.1.17. подведение результатов проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) на заседании конкурсной комиссии, оформление соответствующего протокола заседания конкурсной комиссии, а также извещение участников об этих результатах в письменной форме. Участники извещаются о результатах проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) в электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола (комментарий 14).
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК РАБОТЫ КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ
3.1. Работа конкурсной комиссии организуется в форме заседаний.
Заседания конкурсной комиссии проводятся при выполнении комиссией возложенных на нее задач и поручений руководителя Организатора в соответствии с законодательством и считаются правомочными, если на них присутствует не менее 2/3 состава комиссии.
3.2. Решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании.
При равном распределении голосов принимается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании конкурсной комиссии.
3.3. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании, секретарем и иными членами комиссии, участвовавшими в ее заседании, в день проведения заседания конкурсной комиссии.
Если кто-либо из членов конкурсной комиссии имеет особое мнение по принятому комиссией решению, то такое мнение отражается в протоколе заседания комиссии или прилагается в виде отдельного документа к этому протоколу.
3.4. Члены конкурсной комиссии и эксперты, привлекаемые к участию в ее работе, не могут представлять лицам, не входящим в состав комиссии, информацию о содержании предложений, их оценке и сравнении, если иное не установлено законодательством.
3.5. Материально-техническое обеспечение деятельности конкурсной комиссии осуществляет Организатор.
3.6. Решения конкурсной комиссии, а также действия (бездействие) членов комиссии могут быть обжалованы в порядке, определенном законодательством.
3.7. Члены конкурсной комиссии и эксперты, привлекаемые к участию в ее работе, несут ответственность за свою деятельность в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ
4.1. Председатель конкурсной комиссии выполняет следующие функции и обязанности:
определяет порядок и время проведения заседаний конкурсной комиссии;
распределяет функции и обязанности между членами конкурсной комиссии;
председательствует на заседаниях конкурсной комиссии;
организует и контролирует надлежащее исполнение членами конкурсной комиссии возложенных на них функций и обязанностей, а также координирует их работу;
выполняет иные функции и обязанности в соответствии с должностной инструкцией, законодательством и настоящим Регламентом.
В случае отсутствия председателя конкурсной комиссии его обязанности исполняет заместитель, определенный в соответствии с настоящим Регламентом.
4.2. Секретарь конкурсной комиссии выполняет следующие функции и обязанности:
исследует конъюнктуру рынка по предмету заказа и оформляет соответствующее заключение;
разрабатывает документацию для предварительного квалификационного отбора участников (комментарий 15), конкурсную документацию (комментарий 16) (документацию для переговоров) (комментарий 17), проект договора строительного подряда, при необходимости техническое задание, а также иные документы. Разработка этих документов включает их оформление, визирование у членов конкурсной комиссии и утверждение у руководителя Организатора;
размещает извещение о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет (комментарий 18);
направляет участникам приглашения (комментарий 19), принимает заявки на участие в подрядных торгах (торгах, переговорах) и осуществляет регистрацию этих участников;
представляет участникам в письменной и (или) электронной формах документацию для предварительного квалификационного отбора, конкурсную документацию (документацию для переговоров), иные документы;
обеспечивает организацию заседаний конкурсной комиссии;
оформляет и регистрирует протоколы заседаний конкурсной комиссии;
запрашивает у участников уточняющую информацию и оформляет соответствующие запросы;
оформляет и направляет участникам приглашения для участия в процедуре улучшения предложений для переговоров;
оформляет и направляет участникам уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях;
размещает протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов) в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»;
выполняет иные функции и обязанности в соответствии с должностной инструкцией, законодательством и настоящим Регламентом.
4.3. Члены конкурсной комиссии выполняют следующие функции и обязанности:
4.3.1. из числа работников службы по капитальному строительству, эксплуатации зданий и сооружений:
определяют цену заказа (стартовую цену строительства объектов, товаров (работ, услуг)), предлагаемую Организатором на дату принятия решения о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров);
в установленном порядке относят работы по предмету заказа к видам ремонта (текущий, капитальный), реконструкции, модернизации (комментарий 20);
обеспечивают наличие необходимой для выполнения предмета заказа разрешительной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объекта, выданной местным исполнительным и распорядительным органом;
обеспечивают наличие необходимой для выполнения предмета заказа проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, прошедшей государственную экспертизу;
выполняют иные функции и обязанности в соответствии с должностной инструкцией, законодательством и настоящим Регламентом;
4.3.2. из числа работников иных служб:
выполняют функции и обязанности в соответствии с должностной инструкцией, законодательством и настоящим Регламентом;
4.3.3. при размещении заказа на переговорах секретарь конкурсной комиссии размещает извещение в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», разрабатывает документацию для предварительного квалификационного отбора, приглашение к процедуре улучшения предложений для переговоров в случаях и порядке, установленных локальным нормативным правовым актом (приказ, распоряжение) и (или) документацией для предварительного квалификационного отбора, документацией для переговоров, утвержденной руководителем Организатора.
ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Настоящий Регламент составлен на ____ (______________) листах, пронумерован и прошит.
(должность) (комментарий 21) |
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
(должность) |
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
С законодательством о закупках в строительстве и настоящим Регламентом ознакомлен:
________________________________________________________________________________ (должность, фамилия, инициалы, дата ознакомления, подпись) ________________________________________________________________________________ (должность, фамилия, инициалы, дата ознакомления, подпись) |
Комментарий 1. Порядок работы конкурсной комиссии, включая функциональные обязанности каждого ее члена, определяется Положением № 88, Положением о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (далее - Положение № 778), и регламентом конкурсной комиссии, который подлежит утверждению руководителем Организатора либо председателем конкурсной комиссии (часть девятая п.13 Положения № 88).
Комментарий 2. Термины и их определения установлены ст.1 Закона № 300-З и п.2 Положения № 88.
Комментарий 3. Конкурсная комиссия создается в количестве не менее пяти человек. Руководит конкурсной комиссией ее председатель.
Конкурсная комиссия может создаваться в качестве временного органа для размещения заказов в рамках строительства одного объекта или для постоянной работы по организации и проведению подрядных торгов (торгов) при строительстве объектов (части первая, третья п.13 Положения № 88).
Комментарий 4. Правильно определить необходимый к проведению вид процедур закупок при строительстве поможет материал «Виды процедур закупок в строительстве».
Комментарий 5. Пример приказа о внесении изменений в приказ «О создании конкурсной комиссии» см. здесь.
Пример приказа о признании утратившим силу приказа «О создании конкурсной комиссии» см. здесь.
Комментарий 6. В соответствии с Положением № 778 физическое лицо может являться членом постоянно действующей комиссии не более 3 лет подряд.
Ежегодно замене подлежит 1/3 состава постоянно действующей комиссии и ее председатель.
Членами комиссии не могут быть физические лица, подавшие предложения, работники потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в том числе физические лица, являющиеся участниками потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), членами их органов управления или кредиторами потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также должностные лица государственного органа, уполномоченного законодательными актами на осуществление контроля (надзора) в области государственных закупок, непосредственно осуществляющие контроль (надзор) в этой области.
Члены комиссии и эксперты, привлекаемые к участию в ее работе, не могут представлять лицам, не входящим в состав комиссии, информацию о содержании предложений, об их оценке и сравнении, если иное не установлено законодательством.
Член комиссии обязан уведомить ее председателя о возникновении обстоятельств, указанных в п.3 ст.19 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», и потребовать своего исключения из состава комиссии (пп.9-11 Положения № 778).
Комментарий 7. При проведении подрядных торгов (торгов) организатор обязан создать конкурсную комиссию для их проведения и определения победителя.
При проведении переговоров организатор обязан создать конкурсную комиссию или назначить ответственное лицо за проведение переговоров с определением ее (его) полномочий (абзац 2 п.63 Положения № 88).
Комментарий 8. При размещении заказов на торгах проводится исследование конъюнктуры рынка на стадии планирования размещения заказа на закупку товаров в целях получения информации о ценах идентичных товаров или (при их отсутствии) однородных товаров на основании данных, установленных в проектной, в том числе сметной, документации, техническом задании.
Исследование конъюнктуры рынка обязательно проводится на товарных рынках Единого экономического пространства.
Результаты исследования конъюнктуры рынка должны включать сбор и анализ информации о производителях и поставщиках товаров, ценах товаров с предложенными схемами скидок в зависимости от их качественных, количественных, экономических, инновационно-технических и иных характеристик в целях получения достоверной производственно-коммерческой информации.
К результатам исследования конъюнктуры рынка прилагаются соответствующие подтверждающие документы (ответы поставщиков на запросы информации о ценах товаров, официальные прайс-листы, распечатки данных сайтов поставщиков из сети Интернет и иные документы). Подтверждением изучения рынка могут выступать сведения, представленные Белорусской торгово-промышленной палатой, информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», соответствующим республиканским органом государственного управления и иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, осуществляющими регулирование и управление в отрасли (сфере деятельности), к которой относится производство закупаемого товара, а также из каталога оборудования, конструкций, изделий и материалов для строительства зданий и сооружений жилищно-гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, сформированного Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (части третья-пятая п.48 Положения № 88).
Комментарий 9. Организатором подрядных торгов (торгов) размещается извещение о проведении таких торгов в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет не позднее чем за 30 календарных дней до их проведения (часть вторая п.36 Положения № 88).
При возникновении необходимости срочного размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг, если такая необходимость предусмотрена Правительством Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, либо при размещении заказов на закупку товаров сроки подготовки и подачи участниками предквалификационных документов и конкурсных предложений должны составлять не менее 15, но не более 30 календарных дней с даты размещения (публикации) извещения или рассылки приглашений (абзац 5 п.38 Положения № 88).
Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет и (или) публикует его в любых средствах массовой информации (п.66 Положения № 88).
Комментарий 10. При размещении заказов на подрядных торгах (торгах) процедура предварительного квалификационного отбора участников является обязательной (п.17 Положения № 88).
При размещении заказов на переговорах может осуществляться предварительный квалификационный отбор участников (часть первая п.65 Положения № 88).
Процедура предварительного квалификационного отбора участников включает:
• подготовку и утверждение организатором подрядных торгов (торгов) документации для предварительного квалификационного отбора участников;
• приглашение участников, подавших заявку на участие в подрядных торгах (торгах), на предварительный квалификационный отбор и регистрацию таких участников;
• представление участникам в электронной форме документации для предварительного квалификационного отбора участников;
• рассмотрение конкурсной комиссией поступивших от участников предквалификационных документов, их анализ и обобщение, а также вынесение решения о дальнейшем участии участников в подрядных торгах (торгах) (п.18 Положения № 88).
Комментарий 11. Показатели, учитываемые в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ:
• наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке;
• подтверждение наличия сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав (с указанием времени работы по специальности и их специализации, наличия квалификационного аттестата, выданного в установленном порядке, если такой аттестат требуется в соответствии с законодательством);
• наличие у участника материально-технической и информационной базы, лицензионного программного обеспечения;
• способность участника выполнить весь комплекс предпроектных, проектных и изыскательских работ собственными силами или сведения о видах работ и привлекаемых для их выполнения субподрядчиках (в случае необходимости);
• наличие реализованных (нереализованных) аналогичных проектов, сопоставимых по виду и объему;
• наличие реализованных проектов по уникальным и представительским объектам за последние 3 года;
• наличие у участника опыта работы в стране, где планируется строительство объекта;
• наличие системы управления качеством, подтвержденной сертификатом соответствия требованиям СТБ ISO 9001.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 октября 2017 г. согласно абзацу 9 п.19 Положения № 88 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2017 № 773) необходимым показателем является наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь. С 1 марта 2016 г. введен в действие СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.12.2015 № 58; |
• деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором, сведения о наличии заключений органов государственной экспертизы или отказах в их выдаче за последние 2 года);
• наличие специального оборудования (машин и механизмов), обеспечивающего выполнение заказа;
• сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления проектной и изыскательской деятельности;
• информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах, связанных с осуществлением строительной деятельности, с указанием предмета иска (неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и др.) за последние 3 года (п.19 Положения № 88).
Показатели, учитываемые в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на строительство объектов, в том числе строительство объектов под ключ, выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ:
• наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке;
• подтверждение наличия сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, имеющих квалификационный аттестат, выданный в установленном порядке;
• наличие у участника опыта в выполнении аналогичных работ, сопоставимых по виду и объему, подтверждаемого в порядке, установленном организатором подрядных торгов;
• деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором);
• производственно-технический потенциал участника (наличие или возможность аренды (с документальным подтверждением) требуемых основных средств, в том числе специального оборудования (машин и механизмов), их состояние, использование прогрессивных технологий и др.);
• наличие системы управления качеством, подтвержденной сертификатом соответствия требованиям СТБ ISO 9001;
• наличие в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия работ;
• сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления строительной деятельности;
• информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах, связанных с осуществлением строительной деятельности, с указанием предмета иска (неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и др.) за последние 3 года (п.20 Положения № 88).
Показатели, учитываемые в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на закупку товаров при строительстве объектов:
• наличие системы управления качеством, подтвержденной сертификатом соответствия требованиям СТБ ISO 9001, производителя товаров;
• наличие в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров или письменного обязательства представить данную декларацию или сертификат до момента поставки товара;
• наличие сервисного обслуживания;
• деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков поставки товаров, предусмотренных в соответствии с договором);
• сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде работы;
• информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах, связанных с осуществлением строительной деятельности, с указанием предмета иска (неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств и др.) за последние 3 года (п.21 Положения № 88).
Комментарий 12. Процедура улучшения предложения для переговоров может быть проведена в случае, если в документации для переговоров дается указание на возможность ее проведения.
Процедура улучшения предложения для переговоров является дополнительным элементом переговоров и заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера аванса или улучшения других условий закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений.
В процедуре улучшения предложения для переговоров имеют право участвовать все участники, допущенные к переговорам. Участник вправе не участвовать в процедуре улучшения предложения для переговоров, при этом его предложение остается действующим с предложенными им первоначальными условиями. Предложение участника, в соответствии с которым условия, содержащиеся в документации для переговоров, могут быть ухудшены, не рассматривается.
Организатор переговоров приглашает участников, допущенных к процедуре улучшения предложения для переговоров, путем одновременного направления им приглашений.
Участники, принимавшие участие в процедуре улучшения предложения для переговоров и снизившие его первоначальную цену, а также улучшившие другие условия выполнения заказа, обязаны дополнительно представить откорректированные документы, определяющие их коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи предложений для переговоров (п.77 Положения № 88).
Комментарий 13. Пример: критерии, установленные организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) в порядке, предусмотренном в конкурсной документации:
1) оценка предложений участников проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном настоящей документацией, с учетом критериев и методики, приведенных в ней. Информация о рассмотрении и оценке предложений не подлежит разглашению;
2) цена предложения может быть выражена в белорусских, российских рублях, долларах США, евро.
Для оценки предложений используется белорусский рубль, пересчет валюты предложения в валюту, используемую организатором для оценки предложений, осуществляется по курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком Республики Беларусь, к российскому рублю, доллару США, евро на момент вскрытия предложений;
3) критерии оценки, в соответствии с которыми определяется победитель переговоров:
- цена предложения: удельный вес 50 % (50 баллов);
- размер текущего авансирования: удельный вес 20 % (20 баллов);
- отсутствие целевого авансирования: удельный вес 20 % (20 баллов);
- срок выполнения заказа (работ): удельный вес 10 % (10 баллов);
4) порядок оценки предложений.
Расчет процентов (баллов) по критерию «Цена предложения». Предложению с наименьшей ценой выполнения заказа присваивается 50 % (50 баллов).
Расчет процентов (баллов), выставляемых иным участникам, осуществляется по формуле:
где К - количество процентов (баллов);
Цмин - минимальная цена предложения;
Ц - цена оцениваемого предложения участника.
Расчет процентов (баллов) по критерию «Размер текущего авансирования». Предложению с наименьшим размером текущего авансирования заказа присваивается 20 % (20 баллов).
Расчет процентов (баллов), выставляемых иным участникам, осуществляется по формуле:
где К - количество процентов (баллов);
Амин - минимальный размер текущего авансирования заказа;
А - размер текущего авансирования заказа оцениваемого предложения участника.
Расчет процентов (баллов) по критерию «Отсутствие целевого авансирования». Предложению, не предусматривающему целевое авансирование заказа, присваивается 20 % (20 баллов). Предложению, предусматривающему целевое авансирование заказа, присваивается 0 % (0 баллов).
Расчет процентов (баллов) по критерию «Срок выполнения заказа (работ)». Предложению с наименьшим сроком выполнения заказа (работ) присваивается 10 % (10 баллов).
Расчет процентов (баллов), выставляемых иным участникам, осуществляется по формуле:
где К - количество процентов (баллов);
Смин - минимальный срок выполнения работ;
С - срок выполнения работ оцениваемого предложения участника.
Максимальное количество процентов (баллов): 100.
Победителем признается участник, набравший наибольшее количество процентов (баллов).
В результате оценки и сравнения предложений каждому из них присваивается порядковый номер (место) по степени их выгодности. Участнику, набравшему наибольшее количество процентов (баллов), присваивается порядковый номер 1 (первое место), и такой участник определяется победителем переговоров.
Комментарий 14. При размещении заказов на подрядных торгах (торгах) организатор в течение 3 рабочих дней после утверждения протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов) размещает его в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (часть девятнадцатая п.36 Положения № 88).
Комментарий 15. Документация для предварительного квалификационного отбора участников должна содержать информацию о:
• наименовании организатора подрядных торгов (торгов), его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты;
• наименовании предмета заказа;
• сроках и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;
• перечне показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, а также о критериях и методике оценки квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в подрядных торгах (торгах);
• сроке действия предквалификационных документов (подп.18.1 п.18 Положения № 88).
Комментарий 16. Конкурсная документация должна содержать сведения, сгруппированные в разделы:
• «Предмет заказа»;
• «Проектная документация»;
• «Условия проведения подрядных торгов»;
• «Порядок представления участником конкурсного предложения»;
• «Условия заключения договора»;
• «Обязательства организатора подрядных торгов» (п.27 Положения № 88).
Комментарий 17. Документация для переговоров должна содержать:
• требования к предмету заказа и их участникам;
• сведения о предпроектной (предынвестиционной) документации (проектной, в том числе сметной, документации) (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами) и порядок ознакомления с ней или техническое задание на закупку товаров (работ, услуг), если в соответствии с законодательством разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации не является обязательной;
• требования к сроку выполнения заказа;
• цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений по ее изменению, в том числе валюту цены заказа и валюту расчетов, порядок учета цены расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
• условия платежей по договору, в том числе порядок и условия открытия аккредитива, если используется аккредитивная форма оплаты;
• проект соответствующего договора;
• требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров;
• требования к системе контроля качества закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);
• требования к наличию в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров (работ, услуг) и иные требования, устанавливаемые организатором переговоров с учетом особенностей предмета заказа;
• требования к содержанию, форме (в письменной форме на бумажном носителе в отдельном конверте и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации) и оформлению предложений для переговоров;
• порядок и срок отзыва предложений для переговоров, а также порядок внесения изменений в такие предложения;
• порядок и срок представления разъяснений положений документации для переговоров;
• порядок, место и срок подачи предложений для переговоров, а также предквалификационных документов (при необходимости);
• место, дату и время, порядок вскрытия конвертов с предложениями для переговоров в письменной форме на бумажном носителе (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации), а также открытия предквалификационных документов, представленных в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) (при необходимости);
• право организатора переговоров на запрос у участников разъяснений их предложений;
• порядок и предполагаемые сроки проведения переговоров, а также предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);
• требования к участнику, в соответствии с которыми переговоры могут проводиться его уполномоченным лицом, и требования к документу, подтверждающему такие полномочия (доверенность или иной документ), который представляется перед началом проведения переговоров;
• критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя;
• право организатора переговоров на проведение процедуры улучшения предложения для переговоров, а также порядок проведения такой процедуры;
• срок, в течение которого победитель должен подписать проект соответствующего договора либо совершить иные действия, предусмотренные в документации для переговоров, для его подписания (п.68 Положения № 88).
Комментарий 18. Извещение о проведении подрядных торгов (торгов) должно содержать информацию о (об):
• наименовании организатора подрядных торгов (торгов);
• времени, месте и форме проведения подрядных торгов (торгов);
• времени, месте и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;
• предмете и порядке проведения подрядных торгов (торгов), в том числе о порядке участия в подрядных торгах (торгах) и определения их победителя;
• условиях приобретения (получения) конкурсной документации и документации для предварительного квалификационного отбора участников;
• цене заказа, применяемой в качестве стартовой, сроке заключения договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов) и иную информацию, определяемую организатором подрядных торгов (торгов) (часть третья п.36 Положения № 88).
Комментарий 19. В приглашении на участие в переговорах должна быть указана информация о:
• способе проведения переговоров (с предварительным квалификационным отбором участников или без такого отбора, с проведением процедуры улучшения предложения для переговоров или без проведения данной процедуры);
• наименовании организатора переговоров, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах, адресе электронной почты, фамилии, имени и отчестве (если таковое имеется) ответственного лица, его контактных телефонах и факсе;
• предмете заказа, цене и сроках выполнения заказа;
• порядке получения документации для переговоров;
• форме, размере и сроке предоставления обеспечения предложений (при необходимости);
• дате и времени начала подачи предложений для переговоров, дате и времени окончания их подачи, месте и порядке подачи участниками указанных предложений;
• месте, дате и времени проведения процедуры вскрытия конвертов с предложениями для переговоров (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации);
• дате и месте проведения предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);
• дате и месте проведения переговоров и подведения их итогов;
• совокупности критериев, указанных в документации для переговоров, в соответствии с которыми определяется победитель переговоров;
• сроках заключения соответствующего договора;
• форме, размере и сроке предоставления обеспечения исполнения договора (при необходимости), а также об иных необходимых данных со ссылкой на представление в документации для переговоров более подробных условий для их проведения.
В приглашении на участие в переговорах обязательно указывается информация о праве организатора переговоров на отказ от проведения переговоров в любой срок без возмещения участникам убытков (п.67 Положения № 88).
Комментарий 20. Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений, утвержден в приложении А (рекомендуемое) к ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=252462&UrlIDGLOBAL=350125).
Перечень основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений, утвержден в приложении Б (рекомендуемое) к ТКП 45-1.04-206-2010.
Перечень основных видов работ, выполняемых при модернизации зданий и сооружений, утвержден в приложении В (рекомендуемое) к ТКП 45-1.04-206-2010.
Комментарий 21. Следует указать должность, фамилию, инициалы лиц, участвовавших в разработке регламента работы конкурсной комиссии.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). |
24.03.2017
Сергей Шаргородский, юрист