Комментарий от 20.11.2015
Автор: Овсейко С.

Регулирование инвестиционной деятельности. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8


 

Материал помещен в архив

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8

Комментируемый Декрет (далее - Декрет № 8) изложил в новой редакции Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 10).

 

Справочно

До 2004-2005 годов инвестиционные льготы (налоговые, таможенные, в части обязательной продажи валюты и т. п.) предоставлялись только иностранным инвесторам при объеме инвестиций не менее 20 тыс. долл. США. Затем указанные фискальные льготы были упразднены (остались только льготы резидентам свободных экономических зон (СЭЗ), Парка высоких технологий (ПВТ) и других территорий с особым налоговым режимом), но Декрет № 10 восстановил и даже расширил многие из них. Правда, теперь на индивидуальной основе и не в соответствии с непосредственно нормами законодательства, а на основании инвестиционного соглашения. На таких условиях доступ к льготам получили не только иностранные, но и белорусские инвесторы.

 

Основное новшество Декрета № 8 в сохранении и даже усилении «избирательного» подхода к инвестициям: теперь инвестиционный договор может заключаться только в приоритетных секторах экономики (видах деятельности). Их перечень в настоящее время утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2014 № 197 «О приоритетных видах деятельности (секторах экономики)».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 мая 2016 г. следует руководствоваться перечнем приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2016 № 372.

 

В числе других нововведений - перечень льгот, предоставленных инвесторам на период действия инвестиционного договора (см. таблицу).

Льготы инвесторам, предоставляемые в соответствии с Декретом № 8

Льготы Нормативный акт, исключения из которого установлены Декретом № 8 для инвесторов, комментарий
1. Инвесторы и (или) организации (примечание 1) имеют право на:
предоставление без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность (далее - аукцион) земельного участка, включенного в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, на вещных правах в соответствии с законодательством об охране и использовании земель (абзац 2 части первой подп.3.1 п.3 Декрета № 8) Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее - Указ № 667)
Оформление необходимых документов по отводу земельного участка осуществляется одновременно с выполнением работ по строительству при наличии акта выбора места размещения земельного участка (если при изъятии и предоставлении земельного участка в соответствии с законодательством проводится предварительное согласование места его размещения) и утвержденной в установленном порядке проектной документации на объект строительства (на отдельные очереди строительства). При этом при строительстве объектов, предусмотренных инвестиционным договором, на занимаемых земельных участках осуществляется снятие плодородного слоя почвы с его использованием на условиях, определенных в акте выбора места размещения земельного участка. Информация, содержащаяся в перечнях участков для реализации инвестиционных проектов, должна постоянно поддерживаться местными исполнительными комитетами в актуальном состоянии, быть полной, достоверной, открытой, доступной и включать цели возможного использования этих участков, их ориентировочные площади, а также содержать сведения о государственном органе или исполкоме, в которые необходимо обращаться для заключения инвестиционного договора. Кроме того, перечень участков для реализации инвестиционных проектов может содержать сведения об объекте инвестиций, в том числе объектах недвижимости, подлежащих сносу, обеспеченности участков инфраструктурой, о минимальном объеме инвестиций, возможных льготах и (или) преференциях инвестору (инвесторам) и (или) организации, сроках реализации инвестиционного проекта
строительство объектов, предусмотренных инвестиционным договором, с правом удаления объектов растительного мира без осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира (абзац 3 части первой подп.3.1 п.3 Декрета № 8) Статья 43 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»
Уничтожение (удаление) по общему правилу. Положение о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира в населенных пунктах и разрешений на пересадку объектов растительного мира в населенных пунктах утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2011 № 1426.
Получаемая при этом древесина реализуется в установленном порядке.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 декабря 2016 г. Положение № 1426 изложено в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2016 № 1020

осуществление в порядке, установленном законодательством, не позднее отчетного периода по НДС, на который приходится дата окончания реализации инвестиционного проекта, предусмотренная инвестиционным договором, вычета в полном объеме сумм НДС, признаваемых в соответствии с законодательством налоговыми вычетами (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету), предъявленных при приобретении на территории Республики Беларусь (уплаченных при ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором, независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (абзац 4 части первой подп.3.1 п.3 Декрета № 8) Статья 107 и другие статьи Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)
К товарам, использованным для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, для целей применения положений абзаца 4 подп.3.1 п.3 Декрета № 8 относятся в том числе объекты, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт которых предусмотрены инвестиционным договором и начаты в соответствии с актом установления даты начала строительства объекта, а также объекты недвижимого имущества (не завершенные строительством незаконсервированные объекты), снесенные (разобранные) в целях реализации инвестиционного проекта. Суммы НДС, принимаемые к вычету в полном объеме, определяются методом раздельного учета налоговых вычетов в зависимости от направлений использования приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав. Основанием для осуществления такого вычета является представленный инвестором (инвесторами) и (или) организацией в налоговые органы по месту постановки инвестора (инвесторов) и (или) организации на учет перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором, с указанием их наименования, количества, стоимости, соответствующих сумм НДС, реквизитов первичных учетных документов. Данный перечень, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должен быть согласован государственным органом или исполкомом, заключившими от имени Республики Беларусь инвестиционный договор.
Порядок согласования указанного перечня определен Положением о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 (далее - постановление № 1058).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июля 2016 г. следует руководствоваться Положением о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563

определение без проведения процедур, установленных законодательством, подрядчика или разработчика проектной документации, поставщиков товаров, исполнителей услуг для строительства, в том числе реконструкции, объектов, предусмотренных инвестиционным договором (абзац 5 части первой подп.3.1 п.3 Декрета № 8) Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26)
Данное право не распространяется на осуществление государственных закупок товаров (работ, услуг)



   
освобождение от ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта (абзац 6 части первой подп.3.1 п.3 Декрета № 8) Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014;
Таможенный кодекс таможенного союза (ст.70-84).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017;

Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»;
ст.95 и 96 НК
Основанием для предоставления указанных льгот является представление в таможенный орган заключения, выданного, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, государственным органом или исполкомом, заключившими от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, подтверждающего назначение ввозимого (ввезенного) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта, а для целей освобождения от ввозных таможенных пошлин - также выполнение условий, установленных международными правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и единого экономического пространства, и (или) актами, составляющими право Европейского экономического союза. Порядок выдачи данного заключения определен Положением о порядке подтверждения условий для применения освобождения от ввозных таможенных пошлин и (или) налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых (ввезенных) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему и (или) сырья и материалов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.02.2014 № 149.
В отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввезенных с применением освобождения, ограничения по пользованию и (или) распоряжению действуют до окончания срока реализации инвестиционного проекта, но не более 5 лет со дня помещения такого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему под соответствующую таможенную процедуру.
В случае нецелевого использования технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввезенных с применением освобождения в соответствии с абзацем 6 части первой подп.3.1 п.3 Декрета № 8, ввозные таможенные пошлины и НДС уплачиваются (взыскиваются) в соответствии с законодательством
2. Инвесторы и (или) организации освобождаются от:
внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного в аренду без проведения аукциона для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (абзац 2 подп.3.2 п.3 Декрета № 8) Указ № 667;
Положение о порядке организации и проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 (далее - постановление № 462).

Справочно

Согласно подп.3.15 п.3 ст.129 НК не возмещаемые иными лицами расходы на участие в торгах (тендерах) в форме конкурса или аукциона, не приведших к заключению договора, а также в случаях, когда торги (тендеры) признаны несостоявшимися или недействительными, относятся к внереализационным расходам. Соответственно, расходы победителя могут быть отнесены на себестоимость. Аналогичная плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, предусмотрена ст.311 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее - КоЗ) и в случаях, если аукцион не проводится
земельного налога за земельные участки, находящиеся в государственной или частной собственности, и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (абзац 3 подп.3.2 п.3 Декрета № 8) Статьи 192-209 НК;
ст.32 и другие статьи КоЗ;
Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»;
Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 312 «О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»
Данная льгота действует в отношении земельных участков (за исключением земельных участков (частей земельного участка), занятых объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаваемых таковыми для целей взимания соответственно земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, а также самовольно занятых), предоставленных для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (для обслуживания этих объектов после окончания их строительства, если ранее такие участки были предоставлены для целей указанного строительства), с 1-го числа месяца, в котором вступил в силу инвестиционный договор, по 31 декабря года, следующего за годом, в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, предусмотренных инвестиционным договором. При прекращении инвестиционного договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением инвестором (инвесторами) своих обязательств по этому договору инвестор (инвесторы) и организация утрачивают право на эту льготу с даты такого прекращения
возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка (абзац 4 подп.3.2 п.3 Декрета № 8) Статья 76 КоЗ;
ст.103 Лесного кодекса Республики Беларусь;
Положение о порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства и Положение о порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства, утвержденные постановлением № 462.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 декабря 2016 г. вступил в силу новый Лесной кодекс Республики Беларусь. Статья 104 нового кодекса соответствует ст.103 старого кодекса

налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, обязанность по уплате которых возникает в связи с безвозмездной передачей (получением) капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов незавершенного капитального строительства и иных основных средств, передаваемых (переданных) в целях реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление инвестора (инвесторов) и (или) организации (абзац 5 подп.3.2 п.3 Декрета № 8) Подпункт 1.1.3 п.1 ст.93, п.5 ст.127 и другие статьи НК
3. Инвестор и (или) организация, а также подрядчик и (или) разработчик проектной документации имеют право на:
освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу (продление срока действия) разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а иностранные граждане и лица без гражданства, привлекаемые инвестором(-ми), организацией, подрядчиком или разработчиком проектной документации для реализации инвестиционного проекта, - на освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу (продление срока действия) разрешений на временное проживание в Республике Беларусь (подп.4.1 п.4 Декрета № 8) Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (ст.26 и др.).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2016 г. ст.26 Закона № 225-З изложена в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 № 353-З;


приложение 21 к НК;
Инструкция о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 07.07.2011 № 247.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 августа 2016 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24.06.2016 № 173

Срок принятия решения о выдаче (продлении срока действия) или отказе в выдаче (продлении срока действия) специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства не может превышать 7 календарных дней, а срок предоставления заключения о возможности (невозможности) привлечения иностранного гражданина, лица без гражданства - 2 рабочих дней


   
выделение в строительном проекте этапов работ с выполнением работ по строительству объекта на текущем этапе одновременно с выполнением проектных работ на последующие этапы при наличии утвержденного в установленном порядке архитектурного проекта (подп.4.2 п.4 Декрета № 8) Указ № 26;
ст.51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 июля 2016 г. глава 9 (ст.51 и 52) Закона № 300-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З

 

Данные льготы в том или ином виде были установлены и Декретом № 10. Новый Декрет № 8 отличается от предшествующего большей степенью детализации и конкретизации отдельных позиций.

Порядок заключения инвестиционного договора (примечание 2) также претерпел изменения, больше связанные с уточнением отдельных позиций. Как и ранее, инвестиционный договор заключается на русском (белорусском) и иностранном языках контрагента (теперь в случае расхождения государственные языки Республики Беларусь имеют приоритет), подлежит юридической экспертизе, регистрируется в соответствующем реестре. Копия договора теперь должна представляться в инспекцию Министерства по налогам и сборам.

Новшеством является и обязательное проведение конкурса, если на проект претендует несколько инвесторов. Как и ранее, составляется бизнес-план и проводится комплексная экспертиза инвестиционного проекта только в случае, если инвестор получает соответствующие льготы и преференции (примечание 3).

Подробнее, чем в Декрете № 10, регламентированы вопросы ответственности инвестора в случаях, когда инвестиционный проект не завершен (инвестиционный договор не исполнен). Новое заключается в том, что требования о возмещении суммы льгот и (или) преференций и об уплате неустойки не могут быть предъявлены инвестору (инвесторам) и (или) организации, нарушившим сроки и иные условия реализации инвестиционного проекта в связи с незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственного органа или исполкома, заключивших от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, и (или) иного государственного органа (организации) при отсутствии вины инвестора (инвесторов) и (или) организации.

Декрет № 8 вступает в силу через 6 месяцев после официального опубликования и обратной силы не имеет.

 

Примечание 1. Под «организацией» в Декрет № 8 в данном случае понимается специально созданное инвестором для целей минимизации рисков юридическое лицо (за рубежом именуется SPV).

Примечание 2. См. также: ст.17 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях»; Положение о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденное постановлением № 1058 (далее - Положение № 1058).

Примечание 3. См. Положение № 1058.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в НК на основании Закона Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения. 

 

20.11.2015

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук