Пособие от 22.12.2016
Автор: Шкирман С.

Регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на республиканском уровне


СОДЕРЖАНИЕ

 

Доминирующее положение на рынке и монополистическая деятельность

Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления

Справочная информация

Формы документов, используемых организациями-монополистами

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) ОРГАНИЗАЦИЙ-МОНОПОЛИСТОВ НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ УРОВНЕ

С образованием Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее - Министерство антимонопольного регулирования и торговли) произошли изменения в регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, а также субъектов естественных монополий (далее - организации-монополисты).

Ниже рассмотрены основные положения наиболее значимых нормативных правовых актов, устанавливающих определенные ограничения для организаций-монополистов при формировании ими цен (тарифов) на реализуемые на внутреннем рынке Республики Беларусь товары (работы, услуги).

Доминирующее положение на рынке и монополистическая деятельность

В отношении организаций-монополистов законодательством предусмотрены меры государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги). Эти меры направлены на пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечение доступности реализуемых товаров (работ, услуг) для потребителей.

 

Справочно

Монополистическая деятельность - противоречащие Закону Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон № 94-З) действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (подп.1.12 п.1 ст.1 Закона № 94-З).

Государственная монополия - система общественных отношений, при которой исключительное право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, имеет государство в лице отдельных государственных органов или иных специально уполномоченных законодательными актами хозяйствующих субъектов (подп.1.3 п.1 ст.1 Закона № 94-З).

Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее такому хозяйствующему субъекту либо таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на этот товарный рынок (п.1 ст.5 Закона № 94-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2018 г. Закон № 94-З изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 98-З (далее - Закон № 98-З). Определения вышеуказанных терминов приведены в новой редакции:

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, заключение соглашений или совершение согласованных действий, а также совершение иных действий (бездействие), направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и запрещенных Законом и иными актами антимонопольного законодательства (абзац 9 ст.1 Закона № 94-З).

Государственная монополия - система общественных отношений, при которой исключительное право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, имеет государство в лице отдельных государственных органов или хозяйствующих субъектов, специально уполномоченных законодательными актами (часть третья п.4 ст.3 Закона № 94-З).

Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на этот товарный рынок и (или) уход с товарного рынка (п.1 ст.6 Закона № 94-З).

 

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет 35 % и более или менее 35 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) на товар и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок, периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, если выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля двух хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке определенного товара, составляет 54 % и более, или совокупная доля трех хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке, составляет 78 % и более, или совокупная доля четырех и более хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 95 %;

2) в течение не менее 1 года или, если такой срок составляет менее 1 года, в течение срока существования товарного рынка размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает 15 %, за исключением субъекта естественной монополии (пп.2-4 ст.5 Закона № 94-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2018 г. следует руководствоваться пп.2-4 ст.6 Закона № 94-З в редакции Закона № 98-З. Норма осталась прежней.

 

С 8 сентября 2016 г. (с даты вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» (далее - Указ № 188)) вопросы регулирования цен (тарифов) организациями-монополистами находятся в компетенции Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления

* Закон № 94-З.

Установлен запрет:

- на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст.12);

- ограничивающие конкуренцию соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов (ст.13);

- ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов (ст.15);

- недобросовестную конкуренцию (ст.16).

В ст.14 перечислены соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны допустимыми.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2018 г. Закон № 94-З в редакции Закона № 98-З устанавливает запрет:

- на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст.18);

- на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (ст.20);

-  на ограничивающие конкуренцию согласованные действия хозяйствующих субъектов (ст.21);

-  на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов (ст.23);

-  на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации (ст.25);

-  на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение (ст.26);

- на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения (ст.27);

- на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и (или) использованием объектов интеллектуальной собственности (ст.28);

- на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения (ст.29);

- на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну (ст.30);

- на иные формы недобросовестной конкуренции (ст.31).

 

* Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании».

Установлено, что в Республике Беларусь на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, относящиеся к сферам естественных монополий, применяются регулируемые цены (тарифы) (ст.7).

Также регулируемые цены (тарифы) применяются на отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых установлен Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72) или (по поручению Президента Республики Беларусь) Советом Министров Республики Беларусь.

* Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях» (далее - Закон № 162-З).

Определяет правовые основы регулирования общественных отношений, возникающих в сферах естественных монополий на рынках услуг Республики Беларусь, и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность оказываемых услуг для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

В частности, государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется в том числе регулированием цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сфере естественных монополий (абзац 2 части первой ст.8).

 

Справочно

Естественная монополия - состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг (абзац 2 ст.1 Закона № 162-З).

 

* Указ № 188.

Функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах возложены на Министерство антимонопольного регулирования и торговли (п.1).

В систему Министерства антимонопольного регулирования и торговли входят территориальные органы этого Министерства с правами юридического лица, управления (отделы) торговли и услуг областных и Минского городского исполнительных комитетов, открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа», а также учреждение «Редакция журнала "Гермес"» (п.2).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 октября 2017 г. Указом Президента Республики Беларусь от 03.10.2017 № 359 из п.2 Указа № 188 слова «с правами юридического лица» исключены.

 

* Положение о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2016 № 702.

Отмечено, что Министерство антимонопольного регулирования и торговли является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь (п.1).

В п.5 Положения перечислены основные задачи Министерства антимонопольного регулирования и торговли, а в п.6 - функции, осуществляемые при решении этих задач.

* Указ № 72.

Определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).

Согласно названному перечню цены (тарифы) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни) (в случае невключения этих товаров (работ, услуг) в иные разделы перечня), регулирует Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

* Инструкция о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 № 121 (далее - Инструкция № 121).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июня 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20.

 

Органы государственного управления (Министерство антимонопольного регулирования и торговли, областные и Минский городской исполнительные комитеты) в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют регулирование цен (тарифов) на конкретные виды товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь:

- юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Реестр монополистов), - на основании Указа № 72;

- юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр субъектов естественных монополий (далее - Реестр естественных монополий), - на основании Закона № 162-З.

Конкретный способ регулирования цен (тарифов) определяется органами государственного управления исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в Республике Беларусь (п.2).

Организации-монополисты, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется путем установления или фиксированных, или предельных цен (тарифов) или декларирования цен (тарифов), представляют в органы государственного управления следующие материалы по обоснованию уровня цен (тарифов):

- проект прейскуранта или декларации (в двух экземплярах) по форме согласно приложениям 1, 2 к Инструкции № 121;

- пояснительную записку;

- отчетную и плановую калькуляции с расшифровкой статей затрат;

- информацию об уровне цен (тарифов) на аналогичные товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке республики (области);

- показатели финансово-экономической деятельности организации за предыдущий год и прошедший период отчетного года, в том числе данные о фактической рентабельности (к полной себестоимости, стоимости обработки) производства данного вида товаров (работ, услуг).

Представляемые материалы заверяются подписью руководителя организации-монополиста либо руководителя соответствующей службы, которые несут персональную ответственность за правильность обоснования уровня цены (тарифа).

Указанные материалы представляются органам государственного управления организациями-монополистами в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о включении в Реестр монополистов и Реестр естественных монополий (при повторном декларировании - по мере необходимости) (п.3).

Органы государственного управления в течение 14 рабочих дней рассматривают представленные материалы по обоснованию уровня цен (тарифов) и принимают решение об утверждении фиксированных, предельных цен (тарифов), регистрации декларируемых цен (тарифов) либо отказе в их утверждении или регистрации (часть первая п.4).

Датой введения цены (тарифа) является дата ее утверждения или регистрации соответствующим органом государственного управления, если иное не предусмотрено в соответствующем решении.

Зарегистрированные декларируемые цены юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Реестр монополистов, вносятся органами государственного управления в реестр декларируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Реестр монополистов, по рекомендуемой форме согласно приложению 3 к Инструкции № 121 (части третья и четвертая п.4).

В приложении 4 к Инструкции № 121 приведены предельные нормативы рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Реестр монополистов республиканского уровня (часть первая п.51).

Установленные предельные нормативы рентабельности не распространяются:

- на товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются в соответствии с законодательством иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности;

- товары (работы, услуги) при заключении организацией, занимающей доминирующее положение на республиканском товарном рынке, соглашения, в котором определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этой организации, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

- новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения, - в течение 3 лет со дня постановки их на производство;

- товары (работы, услуги), производимые и реализуемые организациями, занимающими доминирующее положение на республиканском товарном рынке, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период;

- новые товары (работы, услуги) - в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство (часть вторая п.51).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в Реестр монополистов, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется путем установления предельных нормативов рентабельности, имеют право дифференцировать предельные нормативы рентабельности в разрезе отдельных наименований товарных позиций, по которым они включены в Реестр монополистов, с соблюдением установленного предельного норматива рентабельности в целом по данным товарным позициям.

По товарам (работам, услугам) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Реестр монополистов, производство которых осуществляется в определенном порядке в течение года и связано со сменой времен года (сезонные товары), уровень рентабельности определяется в целом за отчетный период (п.6).

* Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на лекарственные средства, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.03.2012 № 13.

Цены на лекарственные средства, производимые организациями, включенными в Реестр монополистов, устанавливаются в соответствии с Инструкцией № 121 (п.14).

Справочная информация

* Предельные нормативы рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках на республиканском уровне (приложение 4 к Инструкции № 121).

* Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (республиканский уровень).

* Государственный реестр субъектов естественных монополий (республиканский уровень).

Формы документов, используемых организациями-монополистами

Прейскурант цен (тарифов) на товары (работы, услуги) (приложение 1 к Инструкции № 121).

Декларация цен (тарифов) на товары (работы, услуги) (приложение 2 к Инструкции № 121).

Реестр декларируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (приложение 3 к Инструкции № 121).

 

22.12.2016

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»