Пособие от 30.08.2018
Автор: Гаврильчик И.

Реклама скидок на медицинские товары неправомерна


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии РЕКЛАМА СКИДОК НА МЕДИЦИНСКИЕ ТОВАРЫ НЕПРАВОМЕРНА

На практике встречаются случаи размещения (распространения) аптеками рекламы, содержащей информацию: «Акция! Скидки! 10-20 %» и т. п. Подобная реклама является ненадлежащей по следующим основаниям.

Правовое регулирование рекламы лекарственных средств

Согласно абзацу 10 п.7 ст.15, абзацу 4 п.4 ст.151 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее - Закон):

• реклама лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники не должна содержать указания на возможность использования любых форм материального поощрения в случае приобретения объекта рекламирования в рекламе лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

• реклама биологически активных добавок к пище не должна содержать указания на возможность получения любых форм материального поощрения в случае приобретения объекта рекламирования.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться Законом с учетом изменений, внесенных Законом от 04.01.2021 № 82-З. Комментарии см. здесь.

 

В общем случае под материальным поощрением понимаются меры, направленные на создание материальной заинтересованности, а под скидкой - сумма, на которую понижена цена какого-либо товара, продукции, работ, услуг.

 

справочно

Справочно

Под скидкой понимается снижение цены товаров, продукции общественного питания, предоставляемое продавцом покупателю (п.2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 апреля 2021 г. следует руководствоваться Правилами № 703 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 774. Согласно абзацу 9 п.2 Правил № 703: «скидка - снижение продавцом установленной им розничной цены товаров, продукции общественного питания». Комментарии см. здесь.

 

Реклама, содержащая информацию о скидках на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинской техники, БАД, является рекламой мероприятий, направленных на стимулирование реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, БАД, так как создает материальную заинтересованность у потребителей названных товаров, продукции, работ, услуг, поскольку таким образом потребители смогут сэкономить денежные средства.

В соответствии с подп.1.5 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю такими товарами, может осуществляться ниже расчетной отпускной или отпускной цены организации - изготовителя Республики Беларусь.

 

внимание

Обратите внимание!

Таким образом, в силу законодательства не запрещено снижать стоимость на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику. Также не запрещено снижать стоимость на БАД.

 

Однако указание в рекламе на снижение стоимости на указанные товары нарушает требования абзаца 10 п.7 ст.15, абзаца 4 п.4 ст.151 Закона.

Проведение аптеками рекламных акций, предусматривающих скидки на медицинские товары, направлено на стимулирование реализации таких средств, что может привести к самолечению (прием лекарств без консультации или назначения врача), избыточному употреблению лекарственных средств и таким образом нанести вред жизни и здоровью граждан.

Ответственность за ненадлежащую рекламу лекарственных средств

В соответствии со ст.2 Закона реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства, является ненадлежащей и в силу п.5 ст.26 Закона не допускается.

Ответственность за такие нарушения предусмотрена частью первой ст.12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем или должностным лицом государственного органа законодательства о рекламе влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 25 и базовых величин, а на юридическое лицо – от 20 до 50 базовых величин (часть 1 ст.13.9 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Комментарий см. здесь.

 

В 2017 году Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее - Министерство антимонопольного регулирования и торговли) по выявленным случаям размещения (распространения) ненадлежащей рекламы лекарственных средств:

• вынесено 12 предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе;

• составлено пять протоколов об административных правонарушениях;

• инициировано ограничение доступа к восьми интернет-ресурсам.

 

пример ситуация

Пример 1

При рассмотрении обращения гражданина о рекламе лекарственного средства «N» было установлено, что в г. Минске и г. Витебске размещалась (распространялась) реклама этого лекарства, содержавшая следующую информацию: «Уникальное предложение! Ищите в аптеках! Четыре упаковки по цене трех. "N" - эффективное средство терапии заболеваний суставов!», «"N" уменьшает болезненность и нормализует подвижность суставов... предотвращает повреждение хряща от действия нестероидных противовоспалительных препаратов», «Крупнейшие медицинские ассоциации: Международное общество по изучению остеоартрита (ОАRSI), Европейская Антиревматическая Лига (EULAR6) рекомендуют "N" для лечения остеоартрита тазобедренных и (или) коленных суставов».

При этом реклама лекарственного средства «N»:

1) не была согласована Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

2) неадекватно отражала сведения инструкции по медицинскому применению лекарственного средства «N» (согласно инструкции по применению лекарственного средства «N» показание к его применению - облегчение симптомов легкой и умеренной боли при остеоартрозе коленного сустава; одним из противопоказаний является беременность и период лактации);

3) не содержала обязательную к размещению информацию о том, что материал носит рекламный характер, о необходимости прочтения инструкции по применению и (или) консультации врача, о наличии противопоказаний и побочных реакций, об особенностях применения у беременных;

4) содержала информацию о материальном поощрении в случае приобретения объекта рекламирования.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении следующих требований Закона:

абзаца 1 п.1 ст.15, согласно которому реклама лекарственных средств допускается только при наличии у рекламодателя согласования Министерства здравоохранения Республики Беларусь;

п.4 ст.15, согласно которому реклама лекарственных средств должна содержать указание на то, что данная информация носит рекламный характер;

абзаца 5 части первой п.5 ст.15, согласно которому реклама лекарственных средств должна содержать рекомендацию о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению и (или) консультации с врачом;

абзаца 4 п.7 ст.15, согласно которому реклама лекарственных средств не должна содержать информацию о показаниях, способах применения, лечебном (терапевтическом) эффекте объекта рекламирования, которая не соответствует информации, содержащейся в инструкции по его медицинскому применению;

абзаца 10 п.7 ст.15, согласно которому реклама лекарственных средств не должна содержать указания на возможность использования любых форм материального поощрения в случае приобретения объекта рекламирования;

абзаца 11 п.7 ст.15, согласно которому реклама лекарственных средств не должна содержать рекомендаций государственных органов и иных организаций, используемых в целях усиления рекламного эффекта.

Также нарушены требования других актов законодательства:

подп.1.1.2 п.1 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.07.2013 № 63 «О некоторых мерах по реализации статей 15 и 151 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года "О рекламе" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» - общим требованием для рекламы лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники, помимо установленных Законом, является указание информации, предупреждающей о том, что объект рекламирования имеет медицинские противопоказания к его применению и побочные реакции;

абзаца 8 подп.1.2 п.1 названного постановления, согласно которому в рекламелекарственных средств обязательно должно содержаться предупреждение об особенностях применения рекламируемого лекарственного средства при беременности в случае наличия соответствующей информации в инструкции по его медицинскому применению.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 ноября 2020 г. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.09.2020 № 79 (далее - постановление № 79) подп.1.1.2 п.1 постановления № 63 после слов «применению и» дополнен словами «нежелательные или», абзац 8 подп.1.2 п.1 постановления № 63 изложен в новой редакции: «обязательное указание предупреждения об особенностях применения рекламируемого лекарственного препарата при беременности в случае наличия соответствующей информации в общей характеристике лекарственного препарата и (или) инструкции по медицинскому применению (листке-вкладыше)».

 

По предписанию Министерства антимонопольного регулирования и торговли распространение рекламы было прекращено. В отношении рекламодателя был составлен и направлен в суд протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст.12.15 КоАП. Нарушитель подвергнут судом штрафу.

 

пример ситуация

Пример 2

При рассмотрении обращения организации Министерством антимонопольного регулирования и торговли было установлено распространение в г. Бресте рекламы рецептурного лекарственного средства «D». Рекламная листовка лекарственного средства «D» содержала информацию: «Скидка 15 % при покупке трех упаковок. Информация для специалистов. Сеть аптек…» и предъявлялась потребителями в аптеке одновременно с рецептом врача на это лекарство.

Также в рекламе отсутствовало указание на то, что данная информация носит рекламный характер, а также рекомендация о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению и (или) консультации с врачом.

По сведениям из Реестра лекарственных средств Республики Беларусь, лекарственное средство «D» отпускается по рецепту врача.

Наличие рекламной листовки у потребителей свидетельствовало о том, что реклама распространялась не только среди медицинских и фармацевтических работников, но и среди иных лиц.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении следующих требований Закона:

п.3 ст.15, согласно которому размещение (распространение) рекламы лекарственных средств, которые отпускаются только по рецепту врача, допускается только в специализированных печатных изданиях, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, а также в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий.

 

Справочно

Перечень специализированных печатных изданий, в которых осуществляется размещение (распространение) рекламы лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники без согласования с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, а также рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники, не содержащей рекомендации о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению и (или) консультации с врачом, утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.07.2013 № 63.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 ноября 2020 г. постановлением № 79 внесены изменения в Перечень № 63, в частности, изменено название: «Перечень специализированных печатных изданий, в которых осуществляется размещение (распространение) рекламы лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники без согласования с Министерством здравоохранения, а также рекламы лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники, не содержащей рекомендации о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению и (или) консультации с врачом»;

 

п.4 ст.15, согласно которому реклама лекарственных средств должна содержать указание на то, что данная информация носит рекламный характер;

абзаца 5 п.5 ст.15, согласно которому реклама лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники должна содержать рекомендацию о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению и (или) консультации с врачом;

абзаца 10 п.7 ст.15, согласно которому реклама лекарственных средств не должна содержать указания на возможность использования любых форм материального поощрения в случае приобретения объекта рекламирования.

По предписанию Министерства антимонопольного регулирования и торговли распространение рекламы было прекращено. В отношении рекламодателя был составлен и направлен в суд протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст.12.15 КоАП.

 

30.08.2018

 

Инна Гаврильчик, начальник сектора по рекламе управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь