Пособие от 27.08.2014
Автор: Латышев И.

Рекомендации по созданию и ведению бизнеса нерезидентом в Республике Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ВЕДЕНИЮ БИЗНЕСА НЕРЕЗИДЕНТОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В течение 2014 г. белорусское законодательство значительно поменялось. В результате этого для нерезидентов сократилось количество вариантов ведения бизнеса в Беларуси.

Год назад, планируя выход на белорусский рынок, иностранная компания могла выбирать:

1) работать через агента;

2) открывать юридическое лицо;

3) открывать представительство (российские бизнесмены часто называли его филиалом).

Сейчас остались только первые два варианта.

Работа через представительство

С 1 января 2014 г. представительствам иностранных компаний в Беларуси запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.

 

Справочно

С 1 января 2014 г. вступило в силу постановление Совета Министров РБ от 31.12.2013 № 1189, утвердившее Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций.

 

Комментарий по данной теме см. здесь.

 

В соответствии с п.4 вышеназванного Положения представительство может открываться, в частности, только для осуществления от имени и по поручению головной компании деятельности подготовительного и вспомогательного характера, в т.ч. по:

• изучению товарных рынков Республики Беларусь;

• изучению возможностей для осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь;

• созданию коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;

• продаже билетов и бронированию мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта и т.д.

 

Обратите внимание!

Представительство в настоящее время не может осуществлять хозяйственную деятельность (заключать договоры и т.д.).

 

До 2014 г. возможность работать в Беларуси через представительство использовали многие иностранные компании. Одни вели полноценную коммерческую деятельность, уплачивая все предусмотренные налоги в белорусский бюджет. Другие - просто нанимали в представительство белорусских сотрудников и они отрабатывали «заказы» головной компании (этот вариант был хорош тем, что позволял не уплачивать НДС и налог на прибыль с суммы финансирования, направляемой представительству).

С начала 2014 г. таким представительствам пришлось переформатировать свою работу: многие из них сейчас закрываются, а выполнявшиеся ими коммерческие функции передаются вновь создаваемым нерезидентами юридическим лицам, некоторые - меняют характер своей деятельности с коммерческой на подготовительную и вспомогательную. Коммерческая деятельность в данном случае также возлагается на юридические лица.

Работа через юридическое лицо

Открыть в Беларуси юридическое лицо и вести бизнес через него - это на сегодняшний день, по сути, основной вариант деятельности для нерезидентов. Однако и в его регулировании произошли изменения.

С 25 января 2014 г. утратил силу Инвестиционный кодекс РБ (далее - Кодекс), действовавший с октября 2001 г. На смену ему пришли два закона:

1) Закон РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (далее - Закон № 53-З);

2) Закон РБ от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях».

 

Справочно

Комментарий к Закону № 53-З см. здесь.

 

В своей первоначальной редакции Кодекс предусматривал значительные льготы для иностранных инвесторов:

• освобождение от ввозного НДС и таможенных пошлин оборудования, вносимого в качестве вклада в уставный фонд;

• освобождение от обязательной продажи валютной выручки;

• возможность нанимать иностранного директора без получения дополнительных разрешений;

• возможность формировать уставный фонд в течение 2 лет с даты государственной регистрации коммерческой организации;

• мораторий на изменение налогового законодательства для компаний с иностранными инвестициями;

• иные налоговые и неналоговые льготы.

За годы действия Кодекса из него постепенно исключались льготы для иностранных инвесторов, и в последние несколько лет их практически не осталось.

Тем не менее Кодекс разделял юридические лица на две категории: обычные белорусские и со специальным статусом компаний с иностранными инвестициями (объяснить разницу между ними иностранным бизнесменам, особенно не русскоговорящим, было довольно тяжело).

Статусом компаний с иностранными инвестициями обладали юридические лица с участием нерезидентов, в которых вклад последних составлял не менее 20 000 долл. США. Это могли быть либо совместные, либо иностранные предприятия (в сокращенном варианте - СП, ИП, СООО, ИООО - в зависимости от организационно-правовой формы). В совместных предприятиях помимо иностранного был также и белорусский капитал, в иностранных - только иностранный.

Соответственно, принимая решение об открытии компании в Беларуси, иностранный инвестор раньше мог выбирать: вкладывать 20 000 долл. США и больше и получать специальный статус, дающий право на тот или иной объем льгот (в зависимости от действующей редакции Кодекса), или же вкладывать меньше денег и открывать обычное белорусское юридическое лицо. Льгот в последнем случае для таких компаний не было.

Как показывала практика, многие нерезиденты выбирали первый вариант. Даже тогда, когда льгот по Кодексу почти не осталось. Дело в том, что субъективное отношение со стороны чиновников или контрагентов к иностранным обществам с ограниченной ответственностью (ИООО) или совместным обществам с ограниченной ответственностью (СООО) было лучше, чем к обычным обществам с ограниченной ответственностью (ООО) - буква «И» или «С» в аббревиатуре организационно-правовой формы подчеркивала статус.

С отменой Кодекса и этого не осталось. Теперь статус компаний с иностранными и национальными инвестициями уравняли, и специальные льготы для иностранных инвесторов и компаний с их участием отменили. Даже открытым до отмены Кодекса ИООО и СООО пришлось в срочном порядке получать спецразрешения на работу для своих директоров-иностранцев (за исключением разве что граждан Российской Федерации).

 

Справочно

Согласно ст.18 Закона № 53-З инвесторы и (или) коммерческие организации, созданные в установленном порядке с участием инвестора (инвесторов), имеют право привлекать в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданств, в т.ч. не имеющих разрешения на постоянное проживание в РБ, для осуществления трудовой деятельности в РБ по трудовым договорам в соответствии с законодательством РБ, т.е. через процедуру получения специального разрешения на работу.

Гражданину Российской Федерации не нужно специального разрешения на работу, а его нанимателю - разрешения на привлечение его на работу (пп.1 и 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», ст.7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан (подписан 25 декабря 1998 г.)).

 

Обратите внимание!

Сейчас любой нерезидент может открыть в Беларуси исключительно обычное белорусское юридическое лицо.

Выбирать он может только его организационно-правовую форму:

• унитарное предприятие;

• общество с ограниченной или дополнительной ответственностью;

• открытое или закрытое акционерное общество и т.д.

 

Из перечисленных организационно-правовых форм наиболее популярными являются унитарное предприятие (УП) и ООО.

Общества с дополнительной ответственностью (ОДО) в Беларуси были популярны тогда, когда законодательство закрепляло минимальные размеры уставных фондов:

• 400 евро - для ОДО;

• 1 600 евро - для ООО.

После того как требования к размеру уставных фондов уравняли, открытие ОДО с возложением на себя дополнительной ответственности потеряло смысл для учредителей.

Акционерные общества в Беларуси не столь популярны из-за отсутствия развитого рынка ценных бумаг.

Основное отличие между УП и ООО - это количество учредителей. Общество с ограниченной ответственностью с одним учредителем в Беларуси создать нельзя (в отличие от России). Поэтому если учредитель у новой компании один, то вариант для него тоже один - открывать унитарное предприятие.

В ООО (также как и в закрытом акционерном обществе) учредителей может быть от 2 до 50. Если их больше 50, то открывается открытое акционерное общество.

Иные отличия УП от ООО заключаются в следующем:

1) юридический адрес УП может быть в жилом помещении (квартире, доме) учредителя, а юридический адрес ООО - только в административном (офисном) помещении;

2) имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности его учредителю, а само предприятие владеет им на праве хозяйственного ведения.

Раньше УП от ООО отличала также возможность не иметь главного бухгалтера (ведение бухгалтерского учета в данном случае возлагалось на директора независимо от его квалификации и познаний в бухгалтерском учете). Но в 2014 г. п.2 ст.7 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» распространил данную возможность на микроорганизации (организации со средней годовой численностью сотрудников до 15 человек) независимо от их организационно-правовой формы. В то же время директор для того, чтобы вести бухгалтерский учет, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к главным бухгалтерам: иметь специальное образование и опыт работы не менее 3 лет.

Процедура открытия юридического лица особых изменений в последнее время не претерпела:

• подготовка документов;

• подача их в регистрирующий орган;

• прохождение так называемых пострегистрационных процедур (заключение трудовых договоров (контрактов) с руководителем и главным бухгалтером);

• изготовление печати;

• открытие счета в банке и т.п.

Единственным принципиальным изменением здесь стала отмена необходимости открывать временный счет для формирования уставного фонда, который раньше требовалось открывать до обращения за государственной регистрацией компании. Теперь уставный фонд можно формировать в течение 1 года после государственной регистрации компании. Соответственно, денежные вклады участников можно вносить непосредственно на расчетный счет компании после его открытия.

Требований по минимальному размеру уставного фонда для УП и ООО законодательство сейчас не предусматривает; можно вложить хоть 1 долл. США и начинать работу.

Процедура открытия компании «под ключ» занимает около 2 недель. При этом начинать деятельность (в частности, заключать договоры) новая компания может уже на следующий день после государственной регистрации (при условии, что в оперативном порядке у нее назначены директор и бухгалтер, изготовлена печать и открыт расчетный счет).

Работа через агента

Осуществление нерезидентом деятельности через организацию или физическое лицо, которые признаются постоянным представительством иностранной организации в соответствии с подп.1.2 п.1 ст.139 Налогового кодекса РБ (далее - НК), называют также работой через зависимого агента (агента с зависимым статусом).

Несомненными плюсами работы через агента будут следующие. Работа с агентом (юридическим или физическим лицом Республики Беларусь) требует от нерезидента меньшего участия и меньших капиталовложений за счет того, что последний не будет создавать в Беларуси какую-либо структуру.

В то же время агент менее подконтролен нерезиденту и при желании может в любое время расторгнуть договор или вступить в деловые отношения с конкурентами нерезидента. В договоре, который будет заключаться между нерезидентом и агентом, можно предусмотреть невозможность одностороннего его расторжения со стороны агента и невозможность агента вступать в аналогичные договорные отношения с другими нерезидентами. Однако в случае несоблюдения этих требований агентом защитить свои интересы нерезидент сможет только в судебном порядке.

Также следует учитывать и налоговые аспекты. При определенных договорных схемах работы через агента у нерезидента может возникнуть в Республике Беларусь постоянное представительство для целей налогообложения, а это повлечет необходимость уплачивать здесь НДС и налог на прибыль.

 

Справочно

Подпунктом 1.2 п.1 ст.139 НК предусмотрено, что постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признается организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если при организации и осуществлении деятельности от имени иностранной организации и (или) в ее интересах организация или физическое лицо действуют в рамках своей обычной деятельности.

Под обычной деятельностью понимается деятельность, которая осуществляется самостоятельно и не подвергается указаниям или контролю со стороны иностранной организации и при осуществлении которой предпринимательский риск за ее результаты лежит на организации или физическом лице, а не на иностранной организации, которую они представляют.

 

27.08.2014

 

Илья Латышев, управляющий партнер международной юридической компании «РАЙДЛА ЛЕЙИНШ НОРКУС», главный редактор специализированного каталога юристов Jurcatalog.by