Справочная информация от 14.01.2011
Автор: Овсейко С.

Рекомендации по заполнению реквизитов накладной «CMR» и их значение


 

Материал помещен в архив

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ РЕКВИЗИТОВ НАКЛАДНОЙ «CMR» И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
   
Реквизиты
Последствия незаполнения и (или) другие комментарии
I. Обязательные сведения (п.1 ст.6 Женевской конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (далее - КДПГ))
a) место и дата составления Дата и место составления являются обязательными реквизитами первичных учетных документов согласно ст.9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности». Место и дата составления накладной «CMR» обычно совпадают (хотя такое совпадение носит фактический, а не логический характер) с местом и датой принятия груза к перевозке. Такое место согласно подп.«b» п.1 ст.31 КДПГ может определять подсудность спора из договора международной автомобильной перевозки груза. Указанная в накладной дата определяет сроки выполнения (завершения) перевозки (ст.19, 20 КДПГ).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Требования к первичным учетным документам определены ст.10 данного Закона

b) имя и адрес транспортного агента;

с) имя и адрес отправителя

Несмотря на то что недействительность накладной «CMR» не отражается на существовании договора перевозки как правоотношении между сторонами (ст.4 КДПГ), но отсутствие в ней наименований сторон договора перевозки по сути лишает смысла все иные содержащиеся в ней сведения.

При заполнении наименований сторон, как правило, указываются также почтовый адрес и банковские реквизиты сторон. Указание точного адреса перевозчика может иметь значение в том случае, когда перевозчиков несколько и один из них обращается с судебным иском к остальным с целью распределения выплачиваемого возмещения (п.2 ст.39 КДПГ).

Транспортный агент - это лицо, которое на различных договорных основаниях действует от имени перевозчика. За его действия перевозчик отвечает как за свои собственные (ст.3 КДПГ)

d) место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки

См. комментарии к п.а) место и дата составления этой таблицы.

Место доставки определяет исполнение обязательств перевозчиком согласно ст.15, 16 КДПГ

е) имя и адрес получателя

Отсутствие указания получателя фактически лишает накладную «CMR» смысла. Если данные сведения указаны, однако не соответствуют действительности, перевозчик имеет право или запросить у отправителя дополнительные инструкции

(п.1 ст.15 КДПГ), либо же выгрузить (п.1 ст.16 КДПГ) и (или) продать груз (п.2 ст.16 КДПГ)

f) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и в случаях перевозки опасных грузов их обычно признанное обозначение

Согласно ст.22 КДПГ отправитель должен точно указать характер представляемой опасными грузами опасности, а также необходимые меры предосторожности. В противном случае перевозчик может в любой момент его выгрузить, уничтожить или обезвредить без всякого возмещения убытков. Более того, отправитель обязан возместить все расходы и убытки, вызванные передачей этих грузов.

Класс опасного груза определяется в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 г.

В случае непредставления отправителем достоверной или достаточной информации о перевозимом опасном грузе перевозчик вправе отказать ему в перевозке (ст.21 Закона РБ от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов»).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2014 г. Закон № 32-З на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 62-З изложен в новой редакции. Аналогичная норма содержится в ст.24 нового Закона

g) число грузовых мест, их особая разметка и номера;

h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза

Данные реквизиты имеют значение как для таможенных целей, так и для определения размера ответственности перевозчика. При этом в расчете используется вес брутто, включая тару и вес упаковки. Перевозчик имеет право проверить соответствующие сведения, причем за счет отправителя и с занесением результатов проверки в накладную (п.3 ст.8 КДПГ)
i) связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза) Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов применяется в случае международной автомобильной перевозки (п.1 ст.1 КДПГ), которая под страхом недействительности должна быть оформлена в простой письменной форме (п.3 ст.163 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)). Гражданский кодекс РБ не относит цену к существенным условиям договора перевозки (п.3 ст.394 и п.1 ст.402 ГК)
j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и др. Графа 13 накладной «CMR» содержит значок почтового конверта как напоминание о необходимости наличия соответствующего пакета документов для таможни. Согласно п.3 ст.11 КДПГ перевозчик несет ответственность за последствия, в т.ч. неправильного использования документов, упомянутых в накладной, приложенных к ней или врученных ему. Однако максимальный предел ответственности перевозчика не может превышать сумму, которая подлежала бы уплате в случае утраты груза
k) указание на то, что перевозка производится независимо от всякой оговорки согласно требованиям, установленным КДПГ Если накладная «CMR» не содержит такого указания, то перевозчик отвечает за все расходы и убытки, которые могут быть причинены правомочному в отношении груза лицу вследствие такого упущения
II. Дополнительные сведения (п.2 ст.6 КДПГ)
а) запрещение перегрузки груза Если расчеты за перевозимый груз будут осуществляться в форме документарного аккредитива, то согласно п.«c» ст.19 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (публикация Международной торговой палаты № 600) банки, несмотря на запрет перегрузки, будут принимать такой документ при условии, что вся перевозка покрывается одним документом или осуществляется одним видом транспорта
b) расходы, которые отправитель принимает на свой счет

Согласно ст.24 и 26 КДПГ отправитель может за дополнительную надбавку к провозной плате указать объявленную ценность груза и (или) повышенный предел ответственности перевозчика в случае потери или повреждения груза.

Кроме того, отправитель несет ответственность за все издержки перевозки и убытки вследствие неточности или недостаточности сведений, указанных в подп.«b», «d», «e», «f», «g», «h», «j» п.1 ст.6, п.2 ст.6 КДПГ, а также всех иных указаний или инструкций, которые даются отправителем для составления накладной или для включения в нее. При этом если данные указания вносятся перевозчиком, но по просьбе отправителя, то действует презумпция, что это сделано от имени и за счет отправителя (пп.1, 2 ст.7 КДПГ)

с) сумма наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза Перевозчик несет ответственность за сдачу груза получателю без взыскания наложенного платежа в сумме, не превышающей суммы такого платежа, но сохраняет при этом право предъявить иск получателю (ст.21 КДПГ)
d) заявление стоимости груза и сумма дополнительной ценности его при доставке Ответственность перевозчика за полную или частичную утрату груза определяется исходя из биржевой котировки или текущей рыночной цены, а при их отсутствии - исходя из обычной стоимости аналогичных товаров, но в пределах 25 золотых франков весом 10/31 г золота 900 пробы (8,33 СДР) за килограмм недостающего веса брутто (примечание). Вместе с тем согласно ст.26 КДПГ отправитель вместо текущей или биржевой цены вправе указать фиксированную (объявленную) ценность груза, определяющую размер ответственности перевозчика
е) инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза Согласно п.2 ст.41 КДПГ признается недействительным всякое условие, в силу которого перевозчику переуступаются права, предоставленные страхователю груза, или всякое аналогичное условие
f) дополнительный срок выполнения перевозки Срок выполнения перевозки определяется договоренностью сторон, а при ее отсутствии - в соответствии с обычной продолжительностью в нормальных условиях добросовестным перевозчиком (ст.19 КДПГ). Дополнительный срок для перевозки может быть предоставлен, в частности, если силами перевозчика осуществляется погрузка и (или) выгрузка груза
g) перечень документов, переданный перевозчику

Перечень таких документов, указанный в накладной «CMR», может содержать как документы, необходимые для грузополучателя (инвойсы (счета-фактуры), сертификаты, спецификации и т.п.), так и документы, достаточные для выполнения таможенных и иных формальностей. Однако на перевозчике не лежит проверка их правильности. Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб в результате недостаточности, неточности или неправильности таких документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика

(пп.1, 2 ст.11 КДПГ)

III. Другие сведения (согласно п.2 ст.6 КДПГ)
а) оговорка о соответствии груза указанным в накладной сведениям

Перевозчик обязан проверить:

а) точность записей в накладной в отношении числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;

б) внешнее состояние груза и его упаковки.

Оговорки, касающиеся результатов проверки, должны быть внесены в накладную. Они имеют обязательную силу для отправителя, если только последний внес в накладную соответствующую запись об их принятии (пп.1, 2 ст.8 КДПГ).

При отсутствии оговорок перевозчика действует презумпция истинности заявленных отправителем сведений (ст.9 КДПГ)

b) оговорка об использовании открытых и неукрытых транспортных средств

Использование таких транспортных средств должно быть указано в накладной. В таких случаях перевозчик освобождается от ответственности в результате порчи или гибели груза, которые явились следствием особого риска, связанного с такими обстоятельствами (подп.«а» п.4 ст.17 КДПГ)

с) оговорка о внесении платы грузополучателем Перевозчик может требовать оплаты перевозки от получателя, если это указано в накладной и втором экземпляре «CMR» (п.2 ст.13 КДПГ)
d) оговорка о праве переадресовки груза До момента передачи второго экземпляра накладной «CMR» получателю или до момента прибытия груза в пункт доставки право распоряжения грузом (в т.ч. путем переадресовки) принадлежит отправителю (пп.1, 2 ст.12 КДПГ). Однако в накладной можно сделать оговорку и передать такое право получателю с момента составления «CMR» (п.3 ст.12 КДПГ)

 

Примечание. В оригинальном тексте КДПГ 1956 г., к которому формально в 1993 г. присоединилась Республика Беларусь, фигурирует сумма 25 золотых франков (франков Пуанкаре). Однако в соответствии с Законом РБ от 23.06.2008 № 359-З «О присоединении Республики Беларусь к Протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» Республика Беларусь присоединилась к протоколу от 05.07.1978, согласно которому размер ответственности ограничивается 8,33 СДР (но для отдельных стран по их желанию осталась возможность рассчитывать размер убытков в золотых франках).

 

14.01.2011 г.

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук