


Материал помещен в архив
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ РЕКВИЗИТОВ НАКЛАДНОЙ «CMR» И ИХ ЗНАЧЕНИЕ | |
Реквизиты |
Последствия незаполнения и (или) другие комментарии |
I. Обязательные сведения (п.1 ст.6 Женевской конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (далее - КДПГ)) | |
a) место и дата составления | Дата и место составления являются обязательными реквизитами первичных учетных документов согласно ст.9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности». Место и дата составления накладной «CMR» обычно совпадают (хотя такое совпадение носит фактический, а не логический характер) с местом и датой принятия груза к перевозке. Такое место согласно подп.«b» п.1 ст.31 КДПГ может определять подсудность спора из договора международной автомобильной перевозки груза. Указанная в накладной дата определяет сроки выполнения (завершения) перевозки (ст.19, 20 КДПГ). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Требования к первичным учетным документам определены ст.10 данного Закона |
b) имя и адрес транспортного агента; с) имя и адрес отправителя |
Несмотря на то что недействительность накладной «CMR» не отражается на существовании договора перевозки как правоотношении между сторонами (ст.4 КДПГ), но отсутствие в ней наименований сторон договора перевозки по сути лишает смысла все иные содержащиеся в ней сведения. При заполнении наименований сторон, как правило, указываются также почтовый адрес и банковские реквизиты сторон. Указание точного адреса перевозчика может иметь значение в том случае, когда перевозчиков несколько и один из них обращается с судебным иском к остальным с целью распределения выплачиваемого возмещения (п.2 ст.39 КДПГ). Транспортный агент - это лицо, которое на различных договорных основаниях действует от имени перевозчика. За его действия перевозчик отвечает как за свои собственные (ст.3 КДПГ) |
d) место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки |
См. комментарии к п.а) место и дата составления этой таблицы. Место доставки определяет исполнение обязательств перевозчиком согласно ст.15, 16 КДПГ |
е) имя и адрес получателя |
Отсутствие указания получателя фактически лишает накладную «CMR» смысла. Если данные сведения указаны, однако не соответствуют действительности, перевозчик имеет право или запросить у отправителя дополнительные инструкции (п.1 ст.15 КДПГ), либо же выгрузить (п.1 ст.16 КДПГ) и (или) продать груз (п.2 ст.16 КДПГ) |
f) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и в случаях перевозки опасных грузов их обычно признанное обозначение |
Согласно ст.22 КДПГ отправитель должен точно указать характер представляемой опасными грузами опасности, а также необходимые меры предосторожности. В противном случае перевозчик может в любой момент его выгрузить, уничтожить или обезвредить без всякого возмещения убытков. Более того, отправитель обязан возместить все расходы и убытки, вызванные передачей этих грузов. Класс опасного груза определяется в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 г. В случае непредставления отправителем достоверной или достаточной информации о перевозимом опасном грузе перевозчик вправе отказать ему в перевозке (ст.21 Закона РБ от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов»). От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2014 г. Закон № 32-З на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 62-З изложен в новой редакции. Аналогичная норма содержится в ст.24 нового Закона |
g) число грузовых мест, их особая разметка и номера; h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза |
Данные реквизиты имеют значение как для таможенных целей, так и для определения размера ответственности перевозчика. При этом в расчете используется вес брутто, включая тару и вес упаковки. Перевозчик имеет право проверить соответствующие сведения, причем за счет отправителя и с занесением результатов проверки в накладную (п.3 ст.8 КДПГ) |
i) связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза) | Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов применяется в случае международной автомобильной перевозки (п.1 ст.1 КДПГ), которая под страхом недействительности должна быть оформлена в простой письменной форме (п.3 ст.163 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)). Гражданский кодекс РБ не относит цену к существенным условиям договора перевозки (п.3 ст.394 и п.1 ст.402 ГК) |
j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и др. | Графа 13 накладной «CMR» содержит значок почтового конверта как напоминание о необходимости наличия соответствующего пакета документов для таможни. Согласно п.3 ст.11 КДПГ перевозчик несет ответственность за последствия, в т.ч. неправильного использования документов, упомянутых в накладной, приложенных к ней или врученных ему. Однако максимальный предел ответственности перевозчика не может превышать сумму, которая подлежала бы уплате в случае утраты груза |
k) указание на то, что перевозка производится независимо от всякой оговорки согласно требованиям, установленным КДПГ | Если накладная «CMR» не содержит такого указания, то перевозчик отвечает за все расходы и убытки, которые могут быть причинены правомочному в отношении груза лицу вследствие такого упущения |
II. Дополнительные сведения (п.2 ст.6 КДПГ) | |
а) запрещение перегрузки груза | Если расчеты за перевозимый груз будут осуществляться в форме документарного аккредитива, то согласно п.«c» ст.19 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (публикация Международной торговой палаты № 600) банки, несмотря на запрет перегрузки, будут принимать такой документ при условии, что вся перевозка покрывается одним документом или осуществляется одним видом транспорта |
b) расходы, которые отправитель принимает на свой счет |
Согласно ст.24 и 26 КДПГ отправитель может за дополнительную надбавку к провозной плате указать объявленную ценность груза и (или) повышенный предел ответственности перевозчика в случае потери или повреждения груза. Кроме того, отправитель несет ответственность за все издержки перевозки и убытки вследствие неточности или недостаточности сведений, указанных в подп.«b», «d», «e», «f», «g», «h», «j» п.1 ст.6, п.2 ст.6 КДПГ, а также всех иных указаний или инструкций, которые даются отправителем для составления накладной или для включения в нее. При этом если данные указания вносятся перевозчиком, но по просьбе отправителя, то действует презумпция, что это сделано от имени и за счет отправителя (пп.1, 2 ст.7 КДПГ) |
с) сумма наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза | Перевозчик несет ответственность за сдачу груза получателю без взыскания наложенного платежа в сумме, не превышающей суммы такого платежа, но сохраняет при этом право предъявить иск получателю (ст.21 КДПГ) |
d) заявление стоимости груза и сумма дополнительной ценности его при доставке | Ответственность перевозчика за полную или частичную утрату груза определяется исходя из биржевой котировки или текущей рыночной цены, а при их отсутствии - исходя из обычной стоимости аналогичных товаров, но в пределах 25 золотых франков весом 10/31 г золота 900 пробы (8,33 СДР) за килограмм недостающего веса брутто (примечание). Вместе с тем согласно ст.26 КДПГ отправитель вместо текущей или биржевой цены вправе указать фиксированную (объявленную) ценность груза, определяющую размер ответственности перевозчика |
е) инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза | Согласно п.2 ст.41 КДПГ признается недействительным всякое условие, в силу которого перевозчику переуступаются права, предоставленные страхователю груза, или всякое аналогичное условие |
f) дополнительный срок выполнения перевозки | Срок выполнения перевозки определяется договоренностью сторон, а при ее отсутствии - в соответствии с обычной продолжительностью в нормальных условиях добросовестным перевозчиком (ст.19 КДПГ). Дополнительный срок для перевозки может быть предоставлен, в частности, если силами перевозчика осуществляется погрузка и (или) выгрузка груза |
g) перечень документов, переданный перевозчику |
Перечень таких документов, указанный в накладной «CMR», может содержать как документы, необходимые для грузополучателя (инвойсы (счета-фактуры), сертификаты, спецификации и т.п.), так и документы, достаточные для выполнения таможенных и иных формальностей. Однако на перевозчике не лежит проверка их правильности. Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб в результате недостаточности, неточности или неправильности таких документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика (пп.1, 2 ст.11 КДПГ) |
III. Другие сведения (согласно п.2 ст.6 КДПГ) | |
а) оговорка о соответствии груза указанным в накладной сведениям |
Перевозчик обязан проверить: а) точность записей в накладной в отношении числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; б) внешнее состояние груза и его упаковки. Оговорки, касающиеся результатов проверки, должны быть внесены в накладную. Они имеют обязательную силу для отправителя, если только последний внес в накладную соответствующую запись об их принятии (пп.1, 2 ст.8 КДПГ). При отсутствии оговорок перевозчика действует презумпция истинности заявленных отправителем сведений (ст.9 КДПГ) |
b) оговорка об использовании открытых и неукрытых транспортных средств |
Использование таких транспортных средств должно быть указано в накладной. В таких случаях перевозчик освобождается от ответственности в результате порчи или гибели груза, которые явились следствием особого риска, связанного с такими обстоятельствами (подп.«а» п.4 ст.17 КДПГ) |
с) оговорка о внесении платы грузополучателем | Перевозчик может требовать оплаты перевозки от получателя, если это указано в накладной и втором экземпляре «CMR» (п.2 ст.13 КДПГ) |
d) оговорка о праве переадресовки груза | До момента передачи второго экземпляра накладной «CMR» получателю или до момента прибытия груза в пункт доставки право распоряжения грузом (в т.ч. путем переадресовки) принадлежит отправителю (пп.1, 2 ст.12 КДПГ). Однако в накладной можно сделать оговорку и передать такое право получателю с момента составления «CMR» (п.3 ст.12 КДПГ) |
Примечание. В оригинальном тексте КДПГ 1956 г., к которому формально в 1993 г. присоединилась Республика Беларусь, фигурирует сумма 25 золотых франков (франков Пуанкаре). Однако в соответствии с Законом РБ от 23.06.2008 № 359-З «О присоединении Республики Беларусь к Протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» Республика Беларусь присоединилась к протоколу от 05.07.1978, согласно которому размер ответственности ограничивается 8,33 СДР (но для отдельных стран по их желанию осталась возможность рассчитывать размер убытков в золотых франках).
14.01.2011 г.
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук