Пособие от 22.07.2011
Автор: Хаданович А.

Рекомендации по заполнению специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю (в вопросах и ответах)


 

Материал помещен в архив

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМУЛЯРОВ РЕГИСТРАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОСОБОМУ КОНТРОЛЮ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)

Вопрос: Каков порядок заполнения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю (далее - специальный формуляр) по однотипным финансовым операциям?

Ответ: При заполнении специального формуляра по однотипным финансовым операциям следует руководствоваться пп.3, 6, 35 Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 367 (далее - Инструкция № 367), а также письмом Нацбанка РБ от 24.05.2011 № 21-18/96 «О рекомендациях по заполнению специальных формуляров», согласованным с Комитетом государственного контроля РБ (далее - письмо № 21-18/96).

Банки заполняют специальный формуляр по однотипным финансовым операциям, относящимся к таковым в соответствии с Инструкцией об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - Инструкция № 34).

 

 

От редакции: С 18 февраля 2015 г. взамен Инструкции № 34 действует Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.12.2014 № 818.

 

Так, к однотипным финансовым операциям отнесены финансовые операции одного вида, осуществляемые неоднократно в течение анализируемого периода одним лицом либо в отношении одного и того же лица.

При заполнении специального формуляра по однотипным финансовым операциям в поле 3.7 «Сумма цифрами в валюте» указывается сумма цифрами последней финансовой операции из осуществленных в течение анализируемого периода. Сведения об остальных финансовых операциях указываются в поле 3.13 «Дополнительная информация» и содержат информацию об анализируемом периоде и общей сумме остальных осуществленных за этот период финансовых операций.

Анализируемый период - это небольшой отрезок времени, за который банк анализирует финансовые операции клиента на стадии последующего контроля. Согласно п.38 Инструкции № 34 анализируемый период определяется банком самостоятельно, зависит от вида осуществляемых клиентом финансовых операций и может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев (средний период для анализа - один месяц).

Информация об участниках однотипных финансовых операциях представляется на отдельных листах специального формуляра с указанием сведений в следующем порядке:

на втором листе - об участнике последней финансовой операции из осуществленных в течение анализируемого периода, отчуждающем (передающем) средства;

на третьем листе - об участнике последней финансовой операции из осуществленных в течение анализируемого периода, приобретающем (получающем, принимающем) средства;

на четвертом и последующих листах - об остальных участниках однотипных финансовых операций.

 

Вопрос: Необходимо ли указывать в специальном формуляре реквизиты счетов участников однотипных финансовых операций?

Ответ: Если участником однотипных финансовых операций, информация о котором представляется на втором или третьем листе специального формуляра, используются два и более счетов, сведения о них указываются в следующем порядке:

сведения о счете, с использованием которого осуществлялась финансовая операция, сумма которой отражена в поле 3.7 «Сумма цифрами в валюте», указываются в разделе 8.1 «Сведения о 1-м счете»;

сведения о втором счете, с использованием которого осуществлялись финансовые операции, сумма которых отражена в поле 3.13 «Дополнительная информация», указываются в разделе 8.2 «Сведения о 2-м счете»;

сведения о третьем и последующих счетах Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля РБ рекомендует дополнительно указывать в поле 3.13 «Дополнительная информация».

Сведения о счетах, которые использовались при проведении однотипных финансовых операций теми участниками, сведения о которых указаны на четвертом и последующем листах специального формуляра, указываются в полях 8.1, 8.2 на соответствующих листах специального формуляра.

 

Вопрос: В каком порядке заполняются второй и третий листы специального формуляра?

Ответ: Специальный формуляр состоит из двух и более листов. Количество листов специального формуляра определяется в зависимости от вида финансовой операции и количества ее участников. На первом листе указываются сведения о лице, представившем специальный формуляр, и о финансовой операции.

Информация об участнике (участниках) финансовой операции представляется на отдельных листах специального формуляра в порядке, определенном п.6 Инструкции № 367.

Согласно п.30 Инструкции № 367 в поле 3.2 «Вид операции» указывается цифровой код вида финансовой операции в соответствии со справочником видов финансовых операций согласно приложению 2 к данной Инструкции.

В зависимости от цифровых кодов видов финансовых операций, указываемых в поле 3.2, второй и третий листы специального формуляра заполняются следующим образом:

если вид соответствующей операции содержит указание об отчуждении (передаче) неденежных средств по финансовой операции (например, 6114 «продажа клиенту драгоценных металлов»), на втором листе специального формуляра указываются сведения об участнике финансовой операции, осуществляющем отчуждение (передачу) неденежных средств, на третьем листе - об участнике, приобретающем (получающем, принимающем) неденежные средства;

если вид соответствующей операции предполагает движение только денежных средств по финансовой операции (например, 2104 «внутриреспубликанский банковский перевод денежных средств»), на втором листе специального формуляра указываются сведения об участнике финансовой операции, осуществляющем отчуждение денежных средств, на третьем листе - об участнике, получающем денежные средства.

Примечанием к п.36 Инструкции № 367 определены следующие особенности заполнения отдельных полей специального формуляра в зависимости от указываемого в поле 3.2 цифрового кода вида финансовой операции:

   

3.2
«Вид операции»
3.8
«Код валюты»
3.7
«Сумма цифрами в валюте»
3.13
«Дополнительная информация»
6101,
6102
код иностранной валюты
сумма иностранной валюты
сумма белорусских рублей,
курс обмена валют
6103
код иностранной валюты, купленной банком
сумма иностранной валюты, купленной банком
сумма проданной банком иностранной валюты, курс обмена валют
6108
код иностранной валюты
сумма иностранной валюты
номиналы размениваемых купюр

   

При обмене белорусских рублей клиента на иностранную валюту (покупка иностранной валюты) (вид операции 6101), обмене иностранной валюты клиента на белорусские рубли (продажа иностранной валюты) (вид операции 6102), конверсии иностранной валюты или обмене изъятых и изымаемых из обращения, но принимаемых к обмену, а также изношенных, поврежденных, но сохранивших признаки платежности денежных знаков, подлинность которых не вызывает сомнения, на платежеспособные денежные знаки той же иностранной валюты тех же либо других номиналов (вид операции 6103 или 6108) на втором листе специального формуляра указываются сведения об участнике финансовой операции, осуществляющем отчуждение (передачу) иностранной валюты, сумма которой указана в поле 3.7 «Сумма цифрами в валюте», на третьем листе - соответственно об участнике, приобретающем (получающем, принимающем) эту валюту.

 

Вопрос: Каковы особенности порядка заполнения поля 3.9 «Основание совершения» специального формуляра?

Ответ: Согласно п.37 Инструкции № 367 в поле 3.9 «Основание совершения» специального формуляра указываются наименования, номера и даты договоров, платежных инструкций или иных документов, являющихся основанием для осуществления финансовой операции, и информация, содержащаяся в назначении платежа.

Поле 3.9 по финансовой операции, связанной с банковским переводом, заполняется в соответствии с названным пунктом с учетом следующего:

в нем указываются наименование, номер, дата платежной инструкции и полная информация, содержащаяся в назначении платежа;

если клиент вместе с платежной инструкцией представляет в банк договор, являющийся основанием для осуществления финансовой операции, в поле дополнительно указываются реквизиты этого договора.

Если специальный формуляр представляется по однотипным финансовым операциям, поле 3.9 заполняется в отношении финансовой операции, сумма которой указана в поле 3.7 «Сумма цифрами в валюте».

 

Вопрос: Какие особенности в порядке заполнения поля 7.1 «Статус» специального формуляра?

Ответ: Согласно п.47 Инструкции № 367 в поле 7.1 «Статус» указывается цифровой код статуса участника финансовой операции:

«0» - коммерческие организации (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций);

«1» - банк или небанковская кредитно-финансовая организация;

«2» - индивидуальный предприниматель;

«3» - физическое лицо;

«4» - некоммерческая организация;

«5» - политически значимое лицо иностранного государства или международной организации;

«9» - иное.

Поле 7.1 специального формуляра Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля РБ рекомендует заполнять следующим образом:

в отношении представительств коммерческих организаций (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) указывать цифровой код статуса участника финансовой операции «0» - коммерческая организация;

в отношении представительств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций указывать значение «1» - банк или небанковская кредитно-финансовая организация;

в отношении органов государственной власти и управления, судебных органов, других государственных органов (кроме Национального банка РБ), структурных подразделений указанных органов, посольств, консульских учреждений и дипломатических представительств указывать значение «9» - иное.

При этом термин «небанковские кредитно-финансовые организации» понимается в значении, приведенном в Банковском кодексе РБ (далее - БК). В соответствии со ст.9 БК небанковской кредитно-финансовой организацией считается юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные ст.14 БК, за исключением осуществления в совокупности следующих банковских операций:

привлечения денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

размещения привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

открытия и ведения банковских счетов физических и (или) юридических лиц.

 

Вопрос: Необходимо ли указывать в разделе «Служебная информация» анкеты клиента без открытия счета сведения о нескольких финансовых операциях, осуществленных им в течение одного операционного дня, если общая сумма этих операций превысила 1 000 базовых величин?

Ответ: Согласно терминологии Инструкции № 34 к клиентам без открытия счета отнесены клиенты банка (за исключением банков-корреспондентов), с которыми не заключены договоры на осуществление финансовых операций в письменной форме.

Согласно подп.15.5 п.15 Инструкции № 34 в разделе «Служебная информация» анкеты клиента указываются сведения о финансовых операциях клиентов без открытия счета, сумма каждой из которых равна или превышает 1 000 базовых величин, и (или) подозрительных финансовых операциях клиентов. Данным подпунктом определен также перечень сведений, которые необходимо указать об этих финансовых операциях, а именно:

дата и место осуществления финансовой операции;

сумма финансовой операции;

вид финансовой операции согласно приложению 2 к Инструкции № 367;

критерий выявления или признак подозрительной финансовой операции согласно п.32 Инструкции № 34 (указывается дополнительно для подозрительных финансовых операций).

Если клиент без открытия счета в течение одного операционного дня осуществляет финансовые операции, каждая из которых не превышает 1 000 базовых величин, но общая сумма таких операций, осуществленных за день, превышает указанную пороговую величину, то эти операции соответствуют признаку подозрительности, определенному подп.32.11 п.32 Инструкции № 34: необоснованное дробление сумм аналогичных финансовых операций (одного вида), осуществляемых клиентом в течение анализируемого периода, кроме финансовых операций по размещению (снятию) физическими лицами денежных средств на счета (со счетов) и (или) во вклады (депозиты) (с вкладов (депозитов)).

В случае принятия в соответствии с п.34 Инструкции № 34 ответственным должностным лицом (далее - ОДЛ) решения о признании финансовых операций клиента без открытия счета подозрительными и представлении по ним специального формуляра в орган финансового мониторинга в разделе «Служебная информация» анкеты клиента указываются соответствующие сведения об этих финансовых операциях.

 

Вопрос: Каковы особенности применения признака подозрительности, определенного подп.32.49 п.32 Инструкции № 34?

Ответ: Подпунктом 32.49 п.32 Инструкции № 34 к критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций отнесено систематическое осуществление клиентом финансовых операций без явного экономического смысла, связанных с поступлением денежных средств от нескольких контрагентов и сопровождающихся последующим перечислением, в т.ч. с покупкой или конверсией иностранной валюты, этих денежных средств в полном или подавляющем (более 80 %) объеме.

Изначально типологией для формулировки указанного признака в Инструкции № 34 явились выявленные при проверках банков схемы поступления в Республику Беларусь денежных средств в российских рублях на счета нерезидентов, их конверсия в доллары США, евро и вывод за рубеж.

Согласно части шестой ст.8 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее - Закон) по операциям с безналичными денежными средствами, перечисляемыми со счетов, открытых в банках Республики Беларусь - отправителях денежных средств, на счета, открытые в банках Республики Беларусь - получателях денежных средств, специальный формуляр заполняется и представляется в орган финансового мониторинга банками - отправителями денежных средств.

Следуя данной норме Закона, при применении вышеуказанного признака подозрительности поступления денежных средств рассматриваются в части международных банковских переводов.

Как правило, когда организация систематически осуществляет финансовые операции без явного экономического смысла, связанные с поступлением денежных средств от нескольких контрагентов и сопровождающиеся последующим перечислением этих денежных средств в полном или подавляющем объеме, иных расходных операций (кроме комиссий банка) по ее валютным счетам не проводится.

Если операции по текущему (расчетному) счету в белорусских рублях клиента банка - организации попадают под указанный признак, то те платежи, которые имеют явный экономический смысл, и, соответственно, идентификационные данные их получателей (налоговой инспекции, организаций, оказывающих коммунальные услуги, услуги связи и другие услуги, связанные с обеспечением текущей деятельности организации) не регистрируются в специальном формуляре.

 

 

От редакции: С 4 января 2015 г. взамен Закона принят Закон РБ от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».

 

Вопрос: Относятся ли к однотипным финансовые операции по предоставлению несколькими физическими лицами займов одному юридическому лицу, осуществляемые в течение месяца, с заполнением одного специального формуляра, содержащего сведения обо всех вышеперечисленных операциях?

Ответ: К однотипным финансовым операциям согласно терминологии Инструкции № 34 отнесены финансовые операции одного вида, осуществляемые неоднократно в течение анализируемого периода одним лицом либо в отношении одного и того же лица. Как правило, к однотипным финансовым операциям относятся финансовые операции, соответствующие одному признаку подозрительности, установленному п.32 Инструкции № 34 и (или) правилами внутреннего контроля банка.

Например, финансовые операции по предоставлению в течение анализируемого периода займов несколькими физическими лицами одному юридическому лицу соответствуют следующим признакам подозрительности:

- предоставление (получение) клиентом займа, кредита участнику (от участника) финансовой операции на условиях, предусматривающих получение (уплату) процентов и (или) иных вознаграждений (платежей) в размере, существенно отличающемся от обычной рыночной практики (подп.32.39 п.32 Инструкции № 34);

- внесение наличных денежных средств в размере, равном или превышающем 1 000 базовых величин, на счет организации в качестве займов, кредитов, вкладов в уставный фонд с их последующим возвратом в течение небольшого периода после получения (подп.32.46 п.32 Инструкции № 34).

Если такие операции признаются в порядке, определенном п.34 Инструкции № 34, подозрительными, то их, соответственно, можно считать однотипными и заполнять по ним один специальный формуляр за анализируемый период в порядке, определенном пп.3, 6, 35 Инструкции № 367 и письмом № 21-18/96.

 

Вопрос: Вправе ли банк в целях проведения всесторонней оценки степени риска работы с клиентом по вектору «Риск по профилю клиента» классифицировать клиентов без открытия счета по категориям?

Ответ: Согласно п.141 Инструкции № 34 для установления адекватной системы критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций клиенты (кроме клиентов без открытия счета) классифицируются по категориям:

крупные;

средние;

малые.

Решение банка об отнесении клиента к категории крупных, средних или малых принимается в зависимости от его финансового состояния, среднемесячных оборотов по счету, основного(ых) вида(ов) деятельности, количества структурных подразделений, штатной численности работников, масштаба бизнеса, участия в финансово-промышленных и иных хозяйственных группах и др. (для физических лиц - в зависимости от места работы, занимаемой должности, источников происхождения денежных средств и др.).

Согласно п.23 Инструкции № 34 при оценке вектора «Риск по профилю клиента» банком учитывается присвоенная в соответствии с п.141 Инструкции № 34 категория клиента и анализируется информация, полученная в ходе идентификации клиента, например:

основные виды деятельности клиента;

отнесение клиента к лицам, работа с которыми изначально сопряжена с факторами, повышающими (понижающими) степень риска;

сведения о лицах, способных прямо и (или) косвенно (через иных лиц) определять (оказывать влияние на принятие) решения клиента, лицах, на принятие решений которыми клиент оказывает такое влияние;

сведения об учредителях (участниках), бенефициарных владельцах, лицах, которые имеют право давать обязательные указания либо иным образом имеют возможность определять действия клиента;

сведения о руководителе, главном бухгалтере и (или) иных уполномоченных должностных лицах, которым в установленном порядке предоставлено право действовать от имени клиента;

полнота представленных клиентом идентификационных сведений, а также их соответствие имеющейся в банке информации, полученной в ходе проведенных согласно п.16 Инструкции № 34 мероприятий;

сведения о деловой репутации клиента.

Кроме того, банк вправе принять во внимание иные сведения, которые он считает необходимыми для включения в анализ при оценке вектора «Риск по профилю клиента». К таким иным сведениям можно отнести классификацию по категориям (крупные, средние, малые) клиентов без открытия счета.

Банк обязан уведомить Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Национального банка РБ (далее - Нацбанк РБ) в соответствии с п.271 Инструкции № 34 об установлении в правилах внутреннего контроля дополнительных сведений, которые он включил в анализ при оценке вектора «Риск по профилю клиента».

 

Вопрос: Какие подозрительные финансовые операции могут быть выявлены банками в сфере строительства?

Ответ: Национальный банк РБ письмом от 07.06.2011 № 21-18/100 «О подозрительных операциях в сфере строительства» проинформировал, что по сведениям Комитета государственного контроля РБ в результате проверочных мероприятий организаций, выступающих застройщиками по долевому строительству многоквартирных жилых домов и других объектов, установлены факты грубого нарушения законодательства при заключении и исполнении договоров создания объектов долевого строительства. По результатам проверок в отношении должностных лиц организаций возбуждены уголовные дела по части третьей ст.424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями) и ст.242 (уклонение от погашения кредиторской задолженности) Уголовного кодекса РБ.

Например, в числе прочих нарушений законодательства обществом с ограниченной ответственностью за период с 2007 г. по март 2011 г. допущено нецелевое использование денежных средств в сумме 5 млрд.руб. со специального счета, открытого в банке, в т.ч. на приобретение легкового автомобиля, выплату дивидендов и др.

Целевое использование средств дольщиков, аккумулированных на специальном счете, предусматривается постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 22.11.2000 № 1772/55 «Об аккумулировании и использовании средств физических и юридических лиц для строительства (реконструкции) жилых домов, квартир, объектов жилищной инфраструктуры и гаражей» и разработанной в соответствии с ним Инструкцией по открытию, функционированию и закрытию счетов по аккумулированию денежных средств для строительства (реконструкции) жилых домов, квартир, объектов жилищной инфраструктуры и гаражей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 25.01.2001 № 12.

 

 

От редакции: С 22 ноября 2011 г. п.1 постановления № 1772/55 на основании постановления Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 08.11.2011 № 1495/23 утратил силу.

 

Ответственность за целевое использование денежных средств дольщиков, аккумулированных на специальных счетах, возложена на застройщиков. Банками контроль за целевым использованием указанных средств не осуществляется.

Так, согласно ст.19 БК Нацбанк РБ и иные государственные органы не вправе требовать от банков выполнения не свойственных им контрольных и других функций. В соответствии со ст.200 БК банк не вправе, если иное не предусмотрено Президентом РБ и БК, определять и контролировать направления использования денежных средств владельца счета, а также устанавливать иные ограничения его прав по распоряжению денежными средствами, не предусмотренные законом Республики Беларусь или договором текущего (расчетного) банковского счета.

Вместе с тем Нацбанк РБ рекомендовал банкам обращать внимание на явные и очевидные случаи нецелевого использования застройщиками (коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями), осуществляющими долевое строительство многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости, денежных средств дольщиков, аккумулированных на специальных счетах. Такие факты могут быть выявлены банками в ходе текущего и (или) последующего контроля, осуществляемого в соответствии с Инструкцией № 34.

Дополнительно при анализе финансовых операций застройщиков рекомендуется использовать признаки подозрительности, определенные подп.32.14, 32.49, 32.54 п.32 Инструкции № 34:

систематическое осуществление организацией с использованием текущего (расчетного) счета финансовых операций по перечислению денежных средств на свой счет в другом банке с их последующим зачислением (возвратом) на текущий (расчетный) счет в близких по значению суммах;

систематическое осуществление клиентом финансовых операций без явного экономического смысла, связанных с поступлением денежных средств от нескольких контрагентов и сопровождающихся последующим перечислением, в т.ч. с покупкой или конверсией иностранной валюты, этих денежных средств в полном или подавляющем (более 80 %) объеме;

осуществление нескольких финансовых операций, каждая из которых в отдельности не является подозрительной, но по совокупности признаков такие финансовые операции вызывают подозрения, что они осуществляются в целях уклонения от уплаты налогов, сборов (пошлин); занижения тарифных платежей за счет недостоверного декларирования ввозимых товаров; легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности.

При возникновении подозрений в том, что финансовые операции осуществляются застройщиками в целях легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности, следует в установленном порядке информировать об этом орган финансового мониторинга.

 

Вопрос: Какова практика применения к банкам мер воздействия за нарушения законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности?

Ответ: За нарушения законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (далее - ПОД/ФТ) Нацбанком РБ в 2010 г., январе-мае 2011 г. привлечены к административной ответственности 1 банк и 44 работника банков. К физическим лицам штрафы применялись по ст.23.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) за нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальном формуляре и (или) представления такого формуляра в орган финансового мониторинга. Банк как юридическое лицо привлечен к ответственности в виде штрафа по ст.11.72 КоАП за невыполнение мер, направленных на ПОД/ФТ.

 

 

От редакции: С 4 января 2015 г. ст.11.72 КоАП изложена в новой редакции Законом РБ от 30.06.2014 № 165-З.

 

В целях устранения недостатков в организации работы банков в сфере ПОД/ФТ Нацбанк РБ письмом от 30.05.2011 № 21-18/99 «О предупреждении административных правонарушений в банках» рекомендовал проанализировать должностные инструкции, положения о структурных подразделениях банка, приказы о назначении должностных лиц и (или) распределении обязанностей и другие правовые акты на предмет их соответствия правилам внутреннего контроля и Инструкции № 34. Исходя из содержания этих документов, за конкретными работниками банка должны быть однозначно закреплены обязанности по выполнению одной или нескольких процедур, регламентированных правилами внутреннего контроля. К этим процедурам относятся: заполнение анкет клиентов, составление сообщений о финансовой операции, вызывающей подозрения, принятие решения о признании финансовой операции подозрительной (неподозрительной), заполнение специальных формуляров, проверка полноты и правильности их заполнения, представление специальных формуляров в орган финансового мониторинга. Таким образом, из правовых актов банка должна усматриваться однозначность в организации порядка осуществления внутреннего контроля в банке, в т.ч. в определении лиц, которые выполняют процедуры внутреннего контроля и несут ответственность за их выполнение.

Проверки показали, что банки уделяют недостаточно внимания оформлению правовых актов, регламентирующих организацию системы внутреннего контроля. Совершению административных правонарушений в ряде случаев способствует небрежность работников банка при заполнении специальных формуляров, а также ненадлежащее оформление банком внутренних документов, определяющих ответственных должностных лиц по ПОД/ФТ и их полномочия. Согласно п.3 ст.3.3 КоАП административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Так, Нацбанком РБ в ходе ведения административного процесса выявлены следующие негативные обстоятельства:

в приказах о назначении ОДЛ по ПОД/ФТ имелась ссылка на утратившие силу правила внутреннего контроля, что влекло за собой недействительность этих приказов. Очевидно, что преамбула приказа о назначении не может содержать указание на его издание в целях реализации правил внутреннего контроля, утративших силу;

отсутствовали приказы о назначении ОДЛ к правилам внутреннего контроля, принятым в новой редакции;

в правилах внутреннего контроля термин «ОДЛ» не подходил к имеющимся приказам о назначении таких лиц, их должностным инструкциям и положениям о структурных подразделениях банка. При определении в должностных инструкциях работников банка, фактически выполняющих функции ОДЛ или ответственного работника, их обязанностей необходимо учитывать определения терминов «ОДЛ», «ответственный работник», предусмотренные в правилах внутреннего контроля.

Следует обратить внимание, что при отсутствии вышеуказанных локальных правовых актов, наличии в них внутренних противоречий и несоответствий к банку по результатам проверок может быть применен штраф по ст.11.72 КоАП за невыполнение мер, направленных на ПОД/ФТ.

   

22.07.2011 г.

   

Анжелика Хаданович, главный экономист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь