Пособие от 05.08.2014
Автор: Прохожая В.

Ремонт автомобиля после дорожно-транспортного происшествия: как определить, не производился ли одновременно плановый ремонт


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ ПОСЛЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, НЕ ПРОИЗВОДИЛСЯ ЛИ ОДНОВРЕМЕННО ПЛАНОВЫЙ РЕМОНТ

Ситуация

Водитель на машине организации попал в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), виновник которого - он сам.

Из документов от страховой организации получен только акт о страховом случае, где не расписан характер повреждения автомобиля.

Страховое возмещение получено в размере 4 500 000 руб. Через 2 недели после страхового случая был произведен ремонт данного транспортного средства (ТС), который обошелся в 7 000 000 руб., т.е. сумма превысила страховое возмещение на 2 500 000 руб.

Поскольку имеется виновное лицо, сумму расходов, превышающую страховое возмещение, организация должна на основании подп.3.17 п.3 ст.129 Налогового кодекса РБ отнести на расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли, либо взыскать с виновного.

Как определить, не производился ли кроме устранения неполадок после ДТП одновременно еще и плановый ремонт автомобиля, стоимость которого можно было бы отнести в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.3.18 п.3 ст.175 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З.

Оформление документов при страховом случае

Для ответа на поставленный в ситуации вопрос следует обратиться к нормативным документам:

Положению о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденному Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530);

Инструкции о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденной приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 12.10.2000 № 27-од (в редакции приказа Белорусского бюро по транспортному страхованию от 10.06.2014 № 17-од (далее - Инструкция № 27-од)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2019 г. действуют Правила проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 01.08.2019 № 31-од;

 

Правилам определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од (далее - Правила № 30-од).

Пунктом 187 Положения № 530 установлено, что при причинении вреда транспортному средству размер страхового возмещения определяется стоимостью восстановительного ремонта этого транспортного средства на день наступления страхового случая за вычетом стоимости обновления без учета налога на добавленную стоимость, расходами на его эвакуацию с места дорожно-транспортного происшествия к месту хранения на территории Республики Беларусь (для нерезидентов Республики Беларусь - до границы Республики Беларусь), однократную перевозку транспортного средства от места хранения до организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих восстановительный ремонт на территории Республики Беларусь (далее - организация автосервиса), либо от места хранения до границы Республики Беларусь в случае, когда ремонт транспортного средства, находящегося на гарантийном обслуживании, в организации автосервиса, расположенной на территории другого государства, является обязательным условием сохранения срока гарантийного обслуживания, а также расходами на оформление необходимых документов в связи со страховым случаем и по определению размера вреда.

Стоимость восстановительного ремонта транспортного средства определяется на основании расчета, произведенного в соответствии с утверждаемыми Белорусским бюро по транспортному страхованию (далее - Белорусское бюро) по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций РБ правилами определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Порядок регулирования вопросов в случае превышения фактической стоимости ремонта над рассчитанной оценщиком регламентирован частями третьей-шестой п.187 Положения № 530.

Определение размера вреда, причиненного транспортному средству и (или) иному имуществу, производится оценщиком в срок, не превышающий 5 рабочих дней, следующих за днем осмотра транспортного средства и (или) иного имущества (п.191 Положения № 530).

Документ, устанавливающий порядок проведения осмотра транспортного средства и оформления документов оценщиком, - Инструкция № 27-од, а документ, устанавливающий порядок определения ущерба, - Правила № 30-од.

Документальное оформление результатов дорожно-транспортного происшествия

Страховщик (Белорусское бюро) обязан направить специалиста по определению стоимости транспортных средств оценщика или своего специалиста для осмотра поврежденного имущества (п.54 Инструкции № 27-од).

О результатах осмотра поврежденного транспортного средства оценщиком составляется акт осмотра в соответствии с правилами определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия (п.57 Инструкции № 27-од).

Согласно п.58 Инструкции № 27-од на основании акта осмотра поврежденного имущества оценщиком составляется заключение о размере вреда, причиненного имуществу, в порядке, определенном соответствующими правилами, указанными в п.57 Инструкции № 27-од.

Страховщик потерпевшего (страховщик причинителя вреда, Белорусское бюро) на основании документов, указанных в п.194 Положения № 530 и п.50 Инструкции № 27-од, а также других документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер вреда, составляет акт о страховом случае по форме согласно приложению 10 к Инструкции № 27-од.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2019 г. п.194 Положения № 530 изложен в новой редакции Указом Президента РБ от 11.05.2019 № 175. Лицо, претендующее на получение страхового возмещения, обязано письменно заявить о дорожно-транспортном происшествии одному из страховщиков, указанных в п.186 Положения № 530, или в Белорусское бюро в случаях, предусмотренных в Уставе Белорусского бюро.

 

Акт о страховом случае должен быть составлен в течение 3 рабочих дней (в случае участия в дорожно-транспортном происшествии нерезидентов Республики Беларусь - в течение 5 рабочих дней), следующих за днем получения страховщиком потерпевшего (страховщиком причинителя вреда, Белорусским бюро) документов, указанных в части первой п.60 Инструкции № 27-од.

Размер вреда определяется оценщиком

Определение размера вреда производится оценщиком страховщика (Белорусского бюро) либо исполнителя оценки (п.3 Правил № 30-од).

При определении размера вреда учитываются повреждения транспортного средства, отнесенные к конкретному ДТП. В случае если транспортное средство повреждено в результате нескольких ДТП и (или) в результате осмотра транспортного средства разделить дефекты эксплуатации и повреждения транспортного средства, причиненные в результате ДТП, не представляется возможным, для установления причинно-следственной связи между повреждениями транспортного средства и их причинением в результате конкретного ДТП и (или) разделения дефектов эксплуатации и повреждений транспортного средства, причиненных в результате конкретного ДТП, проводится автотехническая экспертиза (п.4 Правил № 30-од).

Определение размера вреда осуществляется в порядке, установленном п.8 Правил № 30-од.

По результатам определения размера вреда оценщик составляет заключение о размере вреда (далее - заключение) (п.223 Правил № 30-од).

В заключении согласно п.224 Правил № 30-од должны быть указаны следующие сведения:

• полное наименование и место нахождения исполнителя оценки (страховщика, Белорусского бюро), определявшего размер вреда;

• дата составления и номер заключения, дата осмотра (даты осмотров);

• цель и основание определения размера вреда;

• сведения о поврежденном ТС (марка, модель, модификация, идентификационные признаки, регистрационный знак, VIN кузова, рамы или шасси, установленные при осмотре ТС);

• фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии) владельца ТС (доверенного лица), место жительства (место пребывания, место нахождения);

итоговые результаты расчета размера вреда (стоимость ремонта, обновления, ТС, устранения дефектов эксплуатации (при их определении);

• расчет размера вреда в случае восстановления ТС и (или) гибели ТС;

• перечень используемых нормативных актов, информационного и программного обеспечения по оценке и ремонту ТС;

• обоснование (выводы) о технической возможности и экономической целесообразности ремонта ТС или гибели (уничтожении) ТС;

• иностранная валюта, используемая в расчетах, и официальный курс белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленный Национальным банком РБ на дату оценки;

• фамилия, собственное имя и отчество (при его наличии) оценщика, производившего расчет размера вреда, дата выдачи и номер свидетельства об аттестации в качестве оценщика, срок его действия.

К заключению должны прилагаться:

калькуляция стоимости ремонта ТС с перечнем работ, частей и материалов, калькуляция стоимости устранения дефектов эксплуатации (при их наличии);

• заключение о стоимости ТС (при его наличии);

• материалы и источники информации, подтверждающие наличие объектов - аналогов ТС на рынке и (или) дату выпуска ТС, отчеты информационных справочников о стоимости базового аналога ТС;

акт (акты) осмотра ТС;

• фототаблицы;

• документы, подтверждающие расходы, связанные с определением размера вреда;

• копии документов, подтверждающих приглашение на осмотр заинтересованных лиц (при их наличии);

• другие документы, имеющие существенное значение для установления факта наступления страхового случая либо определения размера вреда (п.225 Правил № 30-од).

Сторона, не согласная с размером вреда или результатами осмотра ТС, обращается к страховщику (Белорусскому бюро), оформившему документы на выплату страхового возмещения, с заявлением. Страховщик (Белорусское бюро) при необходимости создает комиссию для проведения повторного осмотра ТС или повторного определения размера вреда (п.240 Правил № 30-од).

Оформление документов при ремонте автомобиля

Организации, оказывающие услуги по ремонту автомобилей, должны руководствоваться Правилами бытового обслуживания потребителей, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 14.12.2004 № 1590 (далее - Правила № 1590).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 июня 2020 г. следует руководствоваться Правилами № 1590 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 03.06.2020 № 329.

 

Главой 14 Правил № 1590 установлены особенности оказания бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств.

Так, п.86 Правил № 1590 установлено, что потребитель оформляет заявку, в которой должны быть указаны:

• фамилия, собственное имя, отчество, адрес потребителя;

• марка, модель, год выпуска, отличительный и регистрационный знак государства (при наличии), пробег (при наличии), идентификационный номер VIN либо номер кузова механического транспортного средства;

перечень услуг, который просит произвести потребитель, либо неисправностей механического транспортного средства, подлежащих устранению, или описание этих неисправностей.

Заявка оформляется потребителем в одном экземпляре и передается исполнителю.

Исполнитель обязан принять заявку и указать в ней сроки предоставления потребителем механического транспортного средства для оформления заказа либо мотивированно отказать в приеме заявки и указать в ней причины отказа.

Исполнитель обязан зарегистрировать заявку в журнале регистрации заявок, если не предусмотрен иной способ регистрации заявок, и возвратить заявку потребителю.

Документ, подтверждающий заказ, помимо сведений, указанных в п.11 Правил № 1590, должен содержать сведения о марке, модели, годе выпуска, отличительном и регистрационном знаке государства (при наличии), пробеге (при наличии), идентификационном номере VIN либо номере кузова механического транспортного средства (п.89 Правил № 1590).

В случае если потребитель оставляет исполнителю механическое транспортное средство для оказания бытовой услуги, исполнитель обязан оформить одновременно с документом, подтверждающим заказ, приемосдаточный акт, который должен содержать сведения о комплектности, видимых наружных неисправностях механического транспортного средства, переданных потребителем материалах с указанием их наименования, описания и цены, наличии топлива, рабочих и эксплуатационных жидкостей в механическом транспортном средстве, подписи исполнителя и потребителя.

Приемосдаточный акт оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается потребителю, а другой остается у исполнителя (п.90 Правил № 1590).

При выявлении в ходе оказания бытовой услуги неисправностей, влияющих на безопасность эксплуатации механического транспортного средства, исполнитель обязан проинформировать о них потребителя и предложить устранить неисправности.

При несогласии потребителя на устранение неисправностей, угрожающих безопасности движения, либо при невозможности устранения указанных неисправностей исполнитель обязан в документе, подтверждающем заказ, сделать отметку: «Механическое транспортное средство имеет неисправности, угрожающие безопасности движения» (п.91 Правил № 1590).

Все замененные за плату дефектные узлы, блоки, модули и другие детали возвращаются потребителю. Факт получения потребителем снятых деталей подтверждается записью в документе, подтверждающем заказ, или ином официальном документе учета исполнителя и удостоверяется подписью потребителя (п.94 Правил № 1590).

Факт оказания услуг должен быть оформлен первичным учетным документом

В соответствии с Законом РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Перечень первичных учетных документов утвержден постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 (далее - Перечень № 360).

Формы первичных учетных документов, не включенные в Перечень № 360, могут утверждаться руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо республиканским органом государственного управления по согласованию с Министерством финансов РБ (ст.10 Закона № 57-З).

При этом организация, индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления (за исключением форм документов, включенных в Перечень № 360).

Сведения, которые должен содержать первичный учетный документ, определены в п.2 ст.10 Закона № 57-З. К ним относятся:

• наименование документа;

• дата его составления;

• наименование организации (фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя);

содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценка в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);

• должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

Таким образом, в документе, подтверждающем оказание услуг по ремонту автомобиля, должны быть указаны все произведенные операции по ремонту и их стоимость, а также стоимость использованных при этом материалов.

Организации, исходя из специфики своей деятельности, могут самостоятельно разрабатывать и приказом по организации утверждать необходимые формы документов с соблюдением требований, предъявляемых Законом № 57-З к первичным учетным документам.

За основу при разработке такого документа может быть взята типовая форма первичного учетного документа ЗН-1 «Заказ-наряд», которая была установлена постановлением Минфина РБ от 28.10.2010 № 126.

Вывод

При наличии акта осмотра поврежденного имущества (транспортного средства) и документов, подтверждающих ремонт автомобиля, можно определить, какие из оказанных услуг не относятся к устранению дефектов, полученных в результате ДТП.

 

05.08.2014

 

Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»