


Материал помещен в архив
ВОПРОС (СООО «ЭИ»): Резидент Республики Беларусь планирует заключить с резидентом Исламской Республики Иран импортный внешнеторговый договор, согласно которому резидент Республики Беларусь перечислит предварительную оплату в размере 100 %, а резидент Ирана поставит товар. Так как проведение банковских платежей в адрес резидентов Ирана на счета, открытые ими в иранских банках с использованием системы SWIFT, не представляется возможным, резидент Ирана предлагает резиденту Беларуси перечислить денежные средства на банковский счет своей дочерней компании - резидента Объединенных Арабских Эмиратов. В проекте предлагаемого внешнеторгового контракта указано, что предварительная оплата в размере 100 % будет перечисляться на банковский счет резидента Объединенных Арабских Эмиратов (далее по контракту именуемого «Получатель денежных средств»), а ее своевременное перечисление будет надлежащим исполнением резидентом Республики Беларусь своих обязательств по оплате товара.
Соответствует ли законодательству Республики Беларусь заключение импортного внешнеторгового договора на вышеуказанных условиях, то есть в котором изначально указывается в качестве получателя предварительной оплаты третье лицо - резидент другого государства?
ОТВЕТ: Соответствует.
При импорте расчеты по внешнеторговым договорам осуществляются только со счетов импортеров (в том числе со специального счета аккредитива), за исключением расчетов, производимых:
• с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;
• со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом;
• путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;
• посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;
• в иных случаях в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь (подп.1.10 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»).
Таким образом, в части регламентации платежей при импорте данный Указ № 178 устанавливает лишь правило, согласно которому платеж должен провести импортер, если иное прямо не установлено законодательством. При этом данный законодательный акт вообще не содержит никаких указаний относительно того, в пользу какого субъекта должен производиться платеж, закрепляя лишь то, что импортер должен получить в установленные сроки товары (работы, услуги), исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций», как и иные акты законодательства, не устанавливает ограничений в этой части.
Статьей 293 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что, если иное не предусмотрено соглашением сторон и не вытекает из существа обязательства, должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом, и несет риск последствий невыполнения такого требования. Таким образом, законодательство допускает исполнение не в пользу кредитора (которым в рассматриваемом случае является резидент Ирана), а в пользу уполномоченного им лица (в данном случае полномочие следует из договора и таким лицом будет резидент Объединенных Арабских Эмиратов).
Поскольку в рассматриваемом случае непосредственно в договоре определено лицо, которое управомочено кредитором на принятие исполнения, данная сделка в полной мере соответствует законодательству Республики Беларусь о внешнеторговой деятельности.
29.06.2015
Роман Томкович, директор юридического департамента открытого акционерного общества «Белинвестбанк»
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Правовое регулирование расчетов по внешнеэкономическим договорам»