


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Руководителем республиканского производственного унитарного предприятия издано распоряжение о введении юридического отдела в структуру коммерческой службы предприятия и подчинении отдела заместителю директора по коммерческой части.
В соответствии с п.5 Примерного положения о юридической службе государственной организации, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2008 № 2070 (далее - Примерное положение, постановление № 2070), юридическая служба непосредственно подчиняется руководителю организации.
Правомерно ли такое распоряжение руководителя?
ОТВЕТ: Да, правомерно.
Действительно, согласно п.5 Примерного положения юридическая служба подчиняется непосредственно руководителю государственной организации.
Однако следует обратить внимание на правовой статус документа, регламентирующего данное правило. Постановлением № 2070, в частности, утверждены Типовое положение о юридической службе республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа (далее - Типовое положение) и Примерное положение.
Примерное положение, как следует из самого названия документа, а также из анализа законодательства, предполагает, что нормы Примерного положения носят рамочный характер.
К сожалению, напрямую законодательство не указывает на отличие примерных и типовых документов. Косвенно это закреплено, например, в ст.396 и 397 Гражданского кодекса РБ (типовые и примерные условия договора), п.4 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4. Так, согласно последнему нормативному акту инструкция по делопроизводству, имеющая примерный характер, устанавливает порядок организации делопроизводства в однородных организациях, предусматривающий возможность его конкретизации в инструкциях по делопроизводству организаций в установленных ею рамках, а инструкция по делопроизводству, имеющая типовой характер, устанавливает единый порядок организации делопроизводства во всех однородных организациях. С другой стороны, инструкции по делопроизводству, имеющие типовой или примерный характер, являются обязательными для применения.
Также, к примеру, наличие примерных форм трудового договора и контракта, не лишает стороны трудового договора права на разработку своей формы и условий, отличных от примерных.
Таким образом, в законодательстве нет единого подхода к примерным документам. В одних случаях (как в отношении инструкции по делопроизводству) организация может лишь детализировать (но не изменить) примерный документ, в других случаях такие документы носят рекомендательный характер (т.е. с возможностью их полного или частичного изменения).
В п.9 постановления № 2070 закреплено, что республиканский орган государственного управления и иная государственная организация, подчиненная Правительству РБ, местному исполнительному и распорядительному органу, обязана утвердить либо привести в соответствие с Типовым положением собственные положения о юридической службе с учетом особенностей своей работы, а вот в отношении иных государственных организаций обязанности приводить свои локальные положения о юридической службе в соответствии с Примерным положением не установлено (только обеспечение утверждения таких положений).
Итак, в данной ситуации правило, установленное п.5 Примерного положения, не носит императивного характера, следовательно, допустимо его изменение с учетом правового статуса документа и при соблюдении требований подп.2.2 п.2 постановления № 2070.
25.04.2013
Владимир Самосейко, юрист