Вопрос-ответ от 15.03.2019
Автор: Скринников И.

С 01.01.2019 обороты по отгрузке (возврату) возвратной тары продавцом покупателю (и наоборот) признаются объектом обложения НДС. В письме МНС, Минфина от 30.01.2019 № 2-1-9/00283/5-1-17/29 разъяснено, что объект обложения НДС по операциям с возвратной тарой возникает у продавца не в момент ее отгрузки, а если покупатель не вернул ее в установленный срок. С 01.01.2019 организацией при отгрузке возвратной тары покупателям был исчислен НДС в размере 20 %. Срок ее возврата еще не истек. Необходимо ли корректировать НДС и вносить изменения в ТТН?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: С вступлением в силу новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, действующей с 01.01.2019 (далее - НК), был существенно изменен порядок исчисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по возвратной таре, а именно обороты по отгрузке (возврату) возвратной тары продавцом покупателю (покупателем продавцу) стали признаваться объектом налогообложения НДС (подп.1.1.7 п.1 ст.115 НК). Однако в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 2-1-9/00283/5-1-17/29 «О налогообложении НДС операций с возвратной тарой» дано разъяснение по применению данной нормы НК, в соответствии с которым объект налогообложения НДС по операциям с возвратной тарой возникает у продавца не в момент отгрузки указанной тары, а в случае ее невозврата покупателем в установленный срок.

С 01.01.2019 организацией при отгрузке возвратной тары покупателям был исчислен НДС в размере 20 %. При этом срок возврата данной тары еще не истек.

Как в данном случае поступить организации: необходимо ли корректировать исчисленную сумму НДС и соответственно вносить изменения в ТТН?

 

ОТВЕТ: Действительно, с 01.01.2019 нормы НК конкретизированы положениями, регулирующими порядок исчисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при совершении операций с тарой, подлежащей возврату, а также при совершении операций по реализации многооборотной тары.

Так, с 01.01.2019 согласно подпункту 1.1.7 пункта 1 статьи 115 НК объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по отгрузке (возврату) возвратной тары продавцом покупателю (покупателем продавцу).

При этом под возвратной тарой понимается тара, стоимость которой не включается в цену реализации отгружаемых в ней товаров и которая подлежит возврату продавцу товаров на условиях и в сроки, установленные договором или законодательством.

В отличие от ранее действовавшего (до 01.01.2019) порядка, как отмечено ранее, произошла конкретизация вида объекта налогообложения, а также изменился порядок определения налоговой базы и исчисления налога.

 

справочно

Справочно

До 01.01.2019 в случае невозврата многооборотной тары покупателем в установленный срок НДС исчислял только продавец товара, с 01.01.2019 НДС исчисляет и покупатель товара (при возврате указанной тары позже установленного договором или законодательством срока).

До 01.01.2019 налоговая база при реализации приобретенной многооборотной тары определялась как разница между ценой реализации и ценой приобретения этой тары, при этом цена реализации и цена приобретения принимались с учетом НДС. Исчисление НДС в таком случае осуществлялось по формуле 20/120. С 01.01.2019 налоговая база при отгрузке (возврате) тары определяется продавцом товара как стоимость такой тары при ее отгрузке покупателю товара, покупателем товара - как стоимость такой тары при ее возврате продавцу товара (п.23 ст.120 НК).

 

Таким образом, при отгрузке многооборотной (возвратной) тары, как и ранее, объект налогообложения НДС у продавца товара возникает только в случае невозврата либо несвоевременного возврата такой тары покупателем. При этом теперь объект налогообложения возникает и у покупателя товара при возврате тары, ранее своевременно не возвращенной.

В случае если с 01.01.2019 продавец при отгрузке товара в таре (которая впоследствии была возвращена в установленные сроки) осуществлял предъявление в первичных учетных документах соответствующих сумм НДС, то в такой ситуации необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 129 НК.

Так, согласно подпункту 7.1 пункта 7 статьи 129 НК суммы НДС, излишне предъявленные продавцом в электронном счете-фактуре (далее - ЭСЧФ) и первичных учетных документах, подлежат исчислению и уплате в бюджет этим продавцом, если иное не установлено подпунктом 7.2 пункта 7 статьи 129 НК, в соответствии с которым не подлежат исчислению и уплате в бюджет этим продавцом, если:

• излишне предъявленная сумма НДС исправлена на основании в совокупности следующих документов:

- актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем;

- дополнительных (исправленных) ЭСЧФ, выставленных продавцом и подписанных покупателем электронной цифровой подписью, если ранее выставленные продавцом ЭСЧФ были подписаны покупателем электронной цифровой подписью (подп.7.2.1 п.7);

• покупателем товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым продавцом излишне предъявлена сумма НДС, является:

- налогоплательщик иностранного государства;

- физическое лицо Республики Беларусь, не выступающее индивидуальным предпринимателем на момент приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп.7.2.2 п.7).

Таким образом, у плательщика обязанность исчисления соответствующих сумм НДС возникнет только в том случае, если предъявление сумм налога осуществлялось одновременно в первичных учетных документах и ЭСЧФ. В том случае, когда предъявление сумм налога осуществлялось только в первичных учетных документах, положения пункта 7 статьи 129 НК не применяются.

В случае если обязанность исчисления НДС все же возникнет (при одновременном предъявлении сумм НДС в первичных учетных документах и ЭСЧФ), то корректировка излишне предъявленной суммы налога в таком случае может быть произведена только в порядке, установленном подпунктом 7.2.1 пункта 7 статьи 129 НК.

Также важно отметить, что в случае предъявления суммы налога физическому лицу Республики Беларусь, не выступающему индивидуальным предпринимателем на момент приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав, такое предъявление суммы налога не будет рассматриваться как излишнее предъявление (подп.7.2.2 п.7 ст.129 НК), и соответственно у плательщика будет отсутствовать необходимость в исчислении НДС.

 

15.03.2019

 

Игорь Скринников, начальник главного управления методологии налогообложения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

 

Ответ подготовлен по результатам прямой линии «Особенности исчисления НДС и создания ЭСЧФ в 2019 году»