Комментарий от 12.01.2017
Автор: Амельченя Ю.

С 1 января 2017 года порядок организации и проведения процедур закупок при строительстве изменился. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108


СОДЕРЖАНИЕ

 

Преференциальная поправка

Правовой статус конкурсной комиссии

Предварительный квалификационный отбор участников

Конкурсная документация и оценка конкурсных предложений участников

Особенности подрядных торгов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов, переговоров

Заключение об изменениях и нововведениях в процедуры закупок с 1 января 2017 г.

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ИЗМЕНИЛСЯ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108

С 1 января 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные комментируемым постановлением (далее - постановление № 1108) в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее - постановление № 88).

Проанализируем изменения и нововведения, внесенные в Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением № 88 (далее - Положение № 88).

Преференциальная поправка

Постановлением № 1108 уточнен порядок применения преференциальной поправки.

Так, при проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:

• 15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

• 25 % - в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.

О своем праве на применение преференциальной поправки участник должен указать в конкурсном предложении, предложении для переговоров, приложив соответствующие документы. Преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки (п.9 Положения № 88).

Законодатель не уточняет, какие именно документы подтверждают право на применение преференциальной поправки, но отмечает, что действует заявительный принцип ее применения, то есть только по инициативе участника и только при представлении им подтверждающих документов. Возможно, что такими подтверждающими документами могут быть документы, указанные в письме Министерства торговли Республики Беларусь от 11.04.2016 № 14-07/926К «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 сентября 2019 г. порядок применения преференциальной поправки при проведении процедур закупок при строительстве регулируется письмом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.09.2019 № 04-3-05/12377.

 

В изменениях и дополнениях, внесенных постановлением № 1108, нет ответа на вопрос, обязан ли организатор в конкурсной документации и документации для переговоров устанавливать правила и порядок применения преференциальной поправки. Очевидно, в отсутствие такой обязанности устанавливать правила и порядок применения преференциальной поправки необязательно.

Правовой статус конкурсной комиссии

В Положении № 88 определен правовой статус конкурсной комиссии, особенностью которого является то обстоятельство, что полномочия комиссии завершаются моментом исполнения обязательств в соответствии с договором, заключенным по результатам проведения подрядных торгов (торгов) (часть вторая п.13 в предыдущей редакции).

Постановлением № 1108 изменен момент, при наступлении которого конкурсная комиссия не осуществляет свою деятельность, на момент заключения договора по результатам проведенных торгов (часть вторая п.13 Положения № 88 в новой редакции).

Такое же правило предусмотрено и при проведении переговоров (абзац 2 п.63 Положения № 88).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. следует руководствоваться абзацем 2 п.63 Положения № 88 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2019 № 427 (далее - постановление № 427).

 

Данный подход более логичен, поскольку в Положении № 88 не определены как таковые права и обязанности конкурсной комиссии в период исполнения обязательств по договору, и по существу данная норма в п.13 Положения № 88 фактически не реализуема, если в локальных нормативных правовых актах организаторов процедур отсутствуют соответствующие полномочия конкурсной комиссии в период действия договоров.

Предварительный квалификационный отбор участников

Постановлением № 1108 уточнена форма представления предквалификационных документов и предложений участниками процедур (подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров):

• предквалификационные документы представляются в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации);

• конкурсные предложения - на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в конкурсной документации) (абзац 3 части второй п.15, абзац 15 п.68 Положения № 88).

Соответственно, уточнен порядок представления предложений, однако с учетом части шестой п.36 Положения № 88 очевидно, что в электронном виде (на электронных носителях с невозможностью модифицирования информации) может быть представлено и конкурсное предложение. Так, в отдельном конверте на бумажном носителе должен быть представлен один оригинальный экземпляр конкурсного предложения и в отдельных конвертах на бумажных носителях и (или) в электронном виде (на электронных носителях с невозможностью модифицирования информации) - копии конкурсного предложения. Все листы конкурсных предложений при представлении их на бумажном носителе в отдельных конвертах должны быть пронумерованы и прошиты.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 июня 2018 г. из части шестой п.36 Положения № 88 исключены слова «и скреплен печатью» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448 (далее - постановление № 448).

 

Документы для предквалификационного отбора на основании постановления № 1108 представляются организатором участникам в электронной форме (подп.18.3 п.18 Положения № 88).

Постановлением № 1108 уточнены показатели, учитываемые в ходе предварительного квалификационного отбора участников.

 

Условие Показатель
Пункт 19 Положения № 88
При размещении заказов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ 1. Вместо подтверждения количества сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационного состава теперь требуется подтверждение наличия таких сотрудников, что, вероятно, может исключить установление и оценку организаторами количественных требований к сотрудникам участников.
2. Вместо наличия системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000, установлено требование о ее подтверждении сертификатом соответствия требованиям СТБ ISO 9001, то есть национальной системой подтверждения соответствия (такое же правило предусмотрено для остальных видов заказов в пп.20-22 Положения № 88).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 октября 2017 г. согласно абзацу 9 п.19 Положения № 88 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2017 № 773) необходимым показателем является наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

3. Исключен такой показатель, как принадлежность участника к какой-либо ассоциации (объединению проектных и изыскательских организаций), а перечень показателей при размещении заказов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ теперь носит закрытый характер.
4. Такой показатель, как информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и др.) за последние 3 года, уточнен, и теперь судебные или арбитражные процессы должны иметь непосредственное отношение и быть связаны с осуществлением строительной деятельности (такое же правило предусмотрено для остальных видов заказов в пп.20-22 Положения № 88)
Пункт 20 Положения № 88
При размещении заказов на строительство объектов, в том числе строительство объектов «под ключ», выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ 1. Такой показатель, как наличие сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, имеющих квалификационный аттестат, выданный в установленном порядке, уточнен необходимостью подтверждения этого наличия, то есть с представлением подтверждающих документов.
2. Показатель «производственно-технический потенциал участника (наличие или возможность аренды (с документальным подтверждением) требуемых основных средств, их состояние, использование прогрессивных технологий и др.)» дополнен основным средством - специальным оборудованием (машины и механизмы).
3. Перечень показателей при размещении заказов на строительство объектов, в том числе строительство объектов «под ключ», выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ теперь носит закрытый характер.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 июня 2018 г. согласно абзацу 7 п.20 Положения № 88 (в редакции постановления № 448) необходимым показателем является наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь
Пункт 21 Положения № 88
При размещении заказов на закупку товаров при строительстве объектов 1. Показатель «наличие в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров» дополнен возможностью наличия письменного обязательства представить данную декларацию или сертификат до момента поставки товара.
2. Перечень показателей при размещении заказов на закупку товаров при строительстве объектов теперь носит закрытый характер
Пункт 22 Положения № 88
При размещении заказов на оказание инженерных услуг 1. Исключен такой показатель, как принадлежность инженера (инженерной организации) к какой-либо национальной или международной профессиональной инженерной ассоциации.
2. Перечень показателей при размещении заказов на оказание инженерных услуг теперь носит закрытый характер.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 июня 2018 г. согласно абзацу 6 п.22 Положения № 88 (в редакции постановления № 448) необходимым показателем является наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь

 

Уточнены также правила проведения предквалификационного отбора с учетом того, что предквалификационные документы представляются участниками в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации), утверждена, соответственно, новая примерная форма протокола заседания конкурсной комиссии по открытию предквалификационных документов и установлен предельный срок, в течение которого могут рассматриваться предквалификационные документы: не более 5 рабочих дней со дня их открытия, а продление срока возможно с согласия организатора не более чем на 5 рабочих дней (п.23 Положения № 88).

Оценка квалификационных данных участников проводится с учетом показателей, установленных в Положении № 88, критериев, установленных организатором подрядных торгов (торгов) для предварительного квалификационного отбора участников, и методики их оценки.

Извещение участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора, а также о результатах проведения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров осуществляется только в электронной форме. Аналогично и приглашения, уведомления участников при размещении заказа на закупку высокотехнологичного инновационного технического сложного оборудования также осуществляются в электронной форме.

Конкурсная документация и оценка конкурсных предложений участников

Изменены требования к конкурсной документации и участникам.

Так, существенно сокращен перечень документов об экономическом и финансовом положении участника.

 

Документами об экономическом и финансовом положении участника могут быть:
     
  бухгалтерская отчетность за последние отчетные год и период
 
     
  справка о задолженности по платежам в бюджет
 
     
  справка о состоянии текущих (расчетных) счетов участника из банка, в котором он обслуживается
 

 

Кроме того, перечень дополнительных условий конкурсной документации при проведении подрядных торгов на основании постановления № 1108 теперь носит закрытый характер (подп.31.2 п.31 Положения № 88).

Изменены правила снижения цены предложения участников, действующие безотносительно выбора участника победителем. Так, участник вправе указать в своем конкурсном предложении процент снижения цены по отношению к цене заказа, но не более 15 % от стартовой цены, с приложением соответствующих расчетов и обоснований.

При снижении цены от 10 до 15 % договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в конкурсной документации, но не менее 15 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой. В случае если размер обеспечения исполнения договора не был установлен в конкурсной документации, то заказчик (организатор подрядных торгов) вправе устанавливать его в договоре в размере от 15 до 30 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой (часть шестая подп.31.3 п.31 Положения № 88).

Что касается порядка оценки предложений, то, как и ранее, оценка предложений участников проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном конкурсной документацией, с учетом критериев и методики, приведенных в ней. По-прежнему сохраняется режим конфиденциальности информации о рассмотрении и оценке конкурсных предложений. Нововведение заключается в следующем: для критерия «цена предложения» максимальный предел - не более 50 % и путем установления процентного соотношения между критериями определяется удельный вес каждого из них (часть двенадцатая п.36 Положения № 88).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. следует руководствоваться частью двенадцатой п.36 Положения № 88 с учетом изменений, внесенных постановлением № 427.

 

Уточнена форма приглашения к участию в подрядных торгах, торгах на закупку товаров при строительстве по упрощенной схеме - электронная.

Также установлено, что при проведении подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) по нескольким лотам, не требуется разработка по каждому из них документации для предварительного квалификационного отбора участников. Такая документация разрабатывается единообразно для всех лотов (часть вторая п.39 Положения № 88).

Особенности подрядных торгов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов, переговоров

При проведении подрядных торгов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ постановлением № 1108 дополнен предмет заказа возможной разработкой помимо предпроектной (предынвестиционной), проектной, в том числе сметной, документации, еще и изыскательской документации.

При проведении торгов на закупку товаров при строительстве уточнено основание для закупки товаров для строительства при проведении текущего ремонта, а именно, наличие дефектного акта.

Для целей регламентации биржевых торгов п.49 Положения № 88 изменен таким образом, что применяется в случаях, когда биржевые торги обязательны (на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах»), а также когда биржевые торги как вид процедуры закупок при строительстве могут применяться организаторами.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. следует руководствоваться п.49 Положения № 88 с учетом изменений, внесенных постановлением № 427.

 

Также следует учитывать, что изменения в законодательство в части регламентации биржевых торгов внесены были ранее постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.2016 № 1034 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714».

Так, в случае если проведение биржевых торгов на закупку товаров при строительстве объектов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380) является обязательным, закупки товаров, включенных в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», при строительстве объектов осуществляются на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Тем самым приведенное правило применяется безотносительно субъекта, как это было ранее; и даже в случае, когда проведение биржевых торгов является не обязанностью, а правом организатора (подп.1.7 п.1 Указа № 380), биржевые торги по указанным товарам проводятся на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств.

 

В переговорах процедура снижения цены заказа заменена на процедуру улучшения предложения для переговоров, но данное изменение носит только технический характер, без изменения содержания самой процедуры.

Заключение об изменениях и нововведениях в процедуры закупок с 1 января 2017 г.

Таким образом, с 1 января 2017 г. процедуры закупок при строительстве объектов регулируются комплексно Указом № 380, постановлением № 88 в редакции постановления № 1108.

Между тем ряд вопросов остался неразрешенным, в частности, касающихся обеспечения электронной формы извещений (уведомления, направления приглашений) участников, а также организационного обеспечения «электронного вида (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации)».

Кроме того, правила и основания для применения преференциальной поправки требуют уточнения.

Также можно предположить, что закрытый перечень показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, означает необходимость установления всех показателей из предусмотренных пп.19-22 Положения № 88, что, к примеру, для переговоров (при проведении предквалификации) может быть нецелесообразно.

 

12.01.2017

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»