Корреспонденция счетов от 08.06.2015
Автор: Статкевич В.

С 2008 по 2014 год институт, являясь генеральным проектировщиком, оформлял результаты работ в соответствии с порядком, изложенным в письме от 12.05.2008 № 11-1-52/620 «Об отражении в бухгалтерском учете генерального проектировщика работ, выполненных субпроектными организациями». В бухгалтерском учете эти работы отражались транзитом. Данное письмо утратило силу. Правильно ли институт оформлял первичные учетные документы и отражал в бухгалтерском учете работы, выполненные субпроектными и иными организациями?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии СИТУАЦИЯ (ОАО «ГП»): В период с 2008 по 2014 год институт, являясь генеральным проектировщиком, оформлял результаты работ в соответствии с порядком, изложенным в письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.05.2008 № 11-1-52/620 «Об отражении в бухгалтерском учете генерального проектировщика работ, выполненных субпроектными организациями» (далее - письмо № 11-1-52/620). А именно: в протоколе согласования договорной цены, а также в актах сдачи-приемки выполненных работ отдельно выделялись работы, выполненные собственными силами, и работы, выполненные привлеченными в установленном порядке субпроектными и иными организациями (под «иными» понимаются организации госэкспертизы).

В бухгалтерском учете эти работы отражались транзитом в соответствии с порядком, изложенным в письме № 11-1-52/620 и письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.06.2009 № 02-3-06/3143 «О разъяснении» (далее - письмо № 02-3-06/3143). В период с 2008 по 2014 год иные разъяснения по учету указанных операций отсутствовали.

Письмами от 23.01.2015 № 11-1-34/47 и от 23.01.2015 № 11-1-34/48 Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь признало утратившими силу письма № 11-1-52/620 и № 02-3-06/3143.

1. Правильно ли институт, руководствуясь письмами № 11-1-52/620 и № 02-3-06/3143, в период с 2008 по 2014 год оформлял первичные учетные документы и на их основании отражал в бухгалтерском учете работы, выполненные субпроектными и иными организациями?

2. В случае неверного оформления первичных документов и отражения хозяйственных операций за какой период и каким образом необходимо внести изменения в бухгалтерский и налоговый учет? Какими бухгалтерскими проводками следует оформить эти изменения?

3. Каким образом следует отражать в актах выполненных работ услуги субпроектных и иных организаций в 2015 году?

4. Какими бухгалтерскими проводками следует отражать указанные хозяйственные операции в 2015 году?

 

1. Порядок отражения в бухгалтерском учете работ, выполненных субпроектировщиком, предусмотренный письмами № 11-1-52/620 и № 02-3-06/3143, не применяется с июня 2011 г.

Письмом № 02-3-06/3143 действительно было разъяснено, что в бухгалтерском учете проектной организации хозяйственные операции по оплате услуг экспертизы и получению от заказчика возмещения понесенных расходов отражаются следующими записями:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К-т 51 «Расчетный счет» - произведена оплата услуг органов государственной экспертизы;

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и подрядчиками» - К-т 60 - отражена стоимость услуг органов государственной экспертизы (с НДС), предъявлена к возмещению заказчику.

Письмом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.01.2015 № 11-1-34/48 «Об отмене письма» письмо № 02-3-06/3143 было признано утратившим силу в связи со вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством» и с отменой Методических рекомендаций о порядке заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и расчетов за выполненные работы, утвержденных постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 09.11.2012 № 33 (названные Методические рекомендации утратили силу в связи с принятием постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 21.05.2014 № 31).

Следует обратить внимание, что письмо № 02-3-06/3143 было принято в период действия Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (далее - Положение № 1476). Положением № 1476 (в редакции от 04.02.2011 № 137) было предусмотрено, что «органы государственной экспертизы и разработчики градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство заключают договоры. Условия договоров определяются органами государственной экспертизы и разработчиками градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство в порядке и пределах, предусмотренных законодательством» (п.21).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791.

 

Письмом № 02-3-06/3143 (в рамках старой редакции Положения № 1476, действующей до 9 июня 2011 г.) было разъяснено, что с целью возмещения затрат проектной организации на оплату услуг органов государственной экспертизы между проектной организацией и организацией-заказчиком может быть заключен отдельный договор или дополнительное соглашение к договору на проектирование, по условиям которого проектная организация по поручению заказчика обязана заключить договор с органами государственной экспертизы и передать на экспертизу проектно-сметную документацию, а также обеспечить получение заключения органов экспертизы по разработанному проектировщиком проекту.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности"» (вступило с силу с 9 июня 2011 г.) Положение № 1476 было изложено в новой редакции.

Порядок проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации согласно вышеуказанной редакции Положения № 1476 (который применяется до настоящего времени), по сути, привел требования Положения № 1476 в соответствие с нормами ст.715 и ст.717 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которым по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ:

• подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с исходными данными на проектирование и договором и в том числе согласовывать готовую проектно-сметную документацию с заказчиком, а при необходимости согласовывать эту документацию вместе с заказчиком с компетентными государственными органами и органами местного управления и самоуправления;

• заказчик обязан участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой проектно-сметной документации с соответствующими государственными органами и органами местного управления и самоуправления.

Основное изменение Положения № 1476 (в редакции от 09.06.2011) заключается в исключении из него нормы о том, что договор на проведение государственной экспертизы должен был быть заключен именно разработчиками градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство.

Таким образом, возможность заключения прямого договора на проведение государственной экспертизы согласно Положению № 1476 появилась и у заказчика (хотя следует отметить, что в настоящее время в подавляющем количестве случаев обязанности по проведению государственной экспертизы по-прежнему возлагаются на разработчика проектно-сметной документации с последующим возмещением понесенных расходов заказчиком).

На основании вышеизложенного услуги проектной организации, связанные с прохождением государственной экспертизы проектной либо сметной документации, трансформировались из услуг посредника (как они ранее рассматривались) в обычные услуги сторонней организации, оказываемые в рамках договора на выполнение проектных работ.

Также следует отметить, что согласно подп.8.2.1.6 п.8 Методических рекомендаций о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденных постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 21.03.2012 № 11 (действовавших до 1 января 2013 г.), расходы по оплате счетов согласующих организаций по обязательному осуществлению действий по согласованию, экспертизе документации и (или) других действий предъявляются заказчику дополнительно к цене проектных работ, определенной по базовым ценам или по трудозатратам.

Помимо этого необходимо обратить внимание, что какой-либо специальный нормативный правовой акт, который бы определял порядок отражения в бухгалтерском учете расходов по проведению и предъявлению к возмещению заказчику расходов по проведению государственной экспертизы проектной и (или) сметной документации, отсутствует, в связи с чем проектировщику при отражении в регистрах бухгалтерского учета рассматриваемых хозяйственных операций следует руководствоваться общими нормами законодательства и, прежде всего, Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102.

Как уже было указано выше, расходы на проведение государственной экспертизы, которые возмещаются заказчиком подрядчику, - это оплата проектировщику за принятые на себя обязательства по договору подряда, одним из которых является обязанность прохождения проектировщиком государственной экспертизы.

Таким образом, с 9 июня 2011 г. расходы по проведению государственной экспертизы в бухгалтерском учете подрядчика (проектировщика) следует отражать как затраты (отражать на затратных счетах бухгалтерского учета как услуги сторонних организаций), а причитающуюся от заказчика сумму возмещения - на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

2. При внесении исправлений в бухгалтерский учет следует руководствоваться требованиями Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80.

Исправления в бухгалтерском учете согласно указанному Национальному стандарту отражаются на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» следующим образом:

Д-т 84 - К-т 68 (субсчет «Налог на добавленную стоимость») - отражено доначисление налога на добавленную стоимость по работам субпроектировщиков;

Д-т 84 - К-т 68 (субсчет «Налог на прибыль») - отражен перерасчет (уменьшение) налога на прибыль за предыдущие налоговые периоды;

Д-т 18 - К-т 84 - отражено исправление суммы налоговых вычетов (при условии их выделения органами государственной экспертизы в первичных учетных документах);

Д-т 68 - К-т 18 - отражено принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

По счетам учета расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») исправления для целей бухгалтерского учета не вносятся.

Для целей налогового учета за предыдущие налоговые периоды в налоговые органы Республики Беларусь представляются уточненные налоговые декларации (расчеты) по соответствующим объектам налогообложения.

3. В соответствии с п.46 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297, перечень и стоимость услуг, оказываемых генеральному подрядчику субподрядчиком в соответствии с заключенным между ними договором, указываются в акте сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ, их видов (этапов) и (или) акте оказанных услуг.

Необходимость обязательного выделения стоимости работ, выполненных субподрядчиком в акте между генподрядчиком и заказчиком, в настоящее время требованиями законодательства прямо не предусмотрена.

4. В регистрах бухгалтерского учета в 2015 году хозяйственные операции, связанные с предъявлением заказчику к возмещению расходов по проведению государственной экспертизы, отражаются следующим образом:

Д-т 20 - К-т 60 - отражена стоимость услуг по проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации без учета НДС;

Д-т 18 - К-т 60 - отражено предъявление суммы НДС органами государственной экспертизы;

Д-т 62 - К-т 90 - отражено предъявление к возмещению заказчику расходов по проведению государственной экспертизы;

Д-т 90 - К-т 20 - отражено списание расходов по приобретению услуг по проведению экспертизы;

Д-т 90 - К-т 68 - отражено начисление налога на добавленную стоимость.

 

08.06.2015

 

Виктор Статкевич, аудитор

 

Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Бухгалтерский учет в строительстве»