Вопрос-ответ от 29.04.2016
Автор: Раковец В.

С 2016 года санаторно-курортная организация приняла решение о применении иного способа определения дня оказания санаторно-курортных услуг для целей исчисления налога на добавленную стоимость. Нужно ли организации подтверждать повышение правдивости и уместности содержащейся в бухгалтерской отчетности информации для внесения таких изменений в учетную политику?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: В 2015 году санаторно-курортная организация определяла для целей исчисления налога на добавленную стоимость день оказания санаторно-курортных и оздоровительных услуг как день передачи путевки. С 2016 года организация приняла решение о применении иного способа: последний день отчетного периода, в котором начато действие путевки (в части дней ее действия, приходящихся на этот отчетный период), и последний день срока действия путевки (в части дней действия путевки, приходящихся на отчетный период, в котором прекращается ее действие).

Нужно ли организации подтверждать повышение правдивости и уместности содержащейся в бухгалтерской отчетности информации для внесения таких изменений в учетную политику?

 

ОТВЕТ: Не нужно.

Днем оказания санаторно-курортных и оздоровительных услуг, предоставляемых санаторно-курортными и оздоровительными организациями (их обособленными подразделениями), по их выбору признается:

• день передачи путевки;

• последний день срока действия путевки;

• последний день срока действия путевки; последний день отчетного периода, в котором начато действие путевки (в части дней ее действия, приходящихся на этот отчетный период), и последний день срока действия путевки (в части дней действия путевки, приходящихся на отчетный период, в котором прекращается ее действие).

Выбранный организацией порядок определения дня оказания таких услуг отражается в учетной политике организации и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит (часть девятая п.1 ст.100 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.14 ст.121 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Изменение учетной политики организации - замена одного способа ведения бухгалтерского учета на другой (абзац 3 п.2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80).

Изменения в учетную политику организации могут быть внесены в том числе в случае изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации.

Изменения в учетной политике организации должны быть обоснованны, подписаны главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждены руководителем организации (п.8 ст.9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З)).

Изменения в учетную политику организации в случае изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации, вносятся с начала отчетного года (часть вторая п.7 ст.9 Закона № 57-З).

Однако Закон № 57-З определяет правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. Пункт 7 ст.9 Закона № 57-З регулирует вопросы изменения способов ведения бухгалтерского учета, а не налогообложения.

В данном случае организации необходимо учесть, что НК устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Таким образом, организация имеет право с 2016 года изменить в учетной политике способ определения дня оказания санаторно-курортных и оздоровительных услуг. Нормы НК позволяют это сделать. Пункт 7 ст.9 Закона № 57-З в данном случае не применяется, и организации не нужно подтверждать повышение правдивости и уместности содержащейся в бухгалтерской отчетности информации.

 

29.04.2016

 

Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»