Пособие от 26.05.2014
Автор: Ерилин Г.

С 23 мая 2013 года - изменения в удалении объектов растительного мира в населенных пунктах


 

Материал помещен в архив

 

С 23 МАЯ 2013 ГОДА - ИЗМЕНЕНИЯ В УДАЛЕНИИ ОБЪЕКТОВ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

Основными нормативными документами, регламентирующими обращение с объектами растительного мира, являются:

постановление Совета Министров РБ от 25.10.2011 № 1426 «О некоторых вопросах обращения с объектами растительного мира» (далее - постановление № 1426);

постановление Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;

Указ Президента РБ от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

23 мая 2013 г. вступило в силу постановление Совета Министров РБ от 08.05.2013 № 354, которым внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, в т.ч. в постановление № 1426, регламентирующее порядок выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира в населенных пунктах и определяющее условия проведения компенсационных посадок и осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира.

В статье рассмотрены конкретные изменения и дополнения, которые были внесены вышеуказанным постановлением в Положение о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира в населенных пунктах и разрешений на пересадку объектов растительного мира в населенных пунктах и Положение о порядке определения условий проведения компенсационных посадок либо осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира, утвержденные постановлением № 1426 (далее - Положение 1 и Положение 2 соответственно).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 декабря 2016 г. Положение 1, Положение 2 и приложения 1, 3, 7 и 8 к Положению 2 изложены в новой редакции на основании постановления Совета Министров РБ от 14.12.2016 № 1020.

 

Изменения в Положении 1

1. Пунктом 3 разрешено включение в состав комиссии, создаваемой для рассмотрения вопросов выдачи разрешений на удаление, пересадку объектов растительного мира, представителей общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды.

2. В п.4 расписано содержание заявления, подаваемого в местный исполнительный и распорядительный орган на удаление, пересадку объектов растительного мира в населенных пунктах. Содержание заявления включает:

- для юридического лица - наименование, учетный номер плательщика, место нахождения, а для уполномоченного юридического лица - указание заинтересованного в удалении, пересадке объектов растительного мира юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя (далее - заинтересованное лицо), и приложение копии его письменного обращения при наличии;

- для физического лица - фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, в т.ч. для индивидуального предпринимателя - учетный номер плательщика;

- предполагаемые основания для удаления, пересадки объектов растительного мира, их виды (породы), количественные параметры (штуки, метры погонные, метры квадратные) и места их расположения;

- в случае пересадки объектов растительного мира - планируемые места расположения объектов растительного мира после пересадки.

Рассмотрение заявлений осуществляется в соответствии с Положением 1 и законодательством РБ об административных процедурах.

3. По тексту Положения 1 из всех пунктов исключен случай рассмотрения вопроса об удалении (пересадке) объектов растительного мира без направления запроса в уполномоченную организацию.

4. Расширен список случаев, не выносимых на общественное обсуждение. Так, согласно п.7 Положения 1 помимо случая удаления объектов растительного мира, находящихся в ненадлежащем, в т.ч. аварийном, состоянии (данная норма содержалась и ранее), обсуждения не проводятся в случаях:

- удаления, пересадки объектов растительного мира, препятствующих осуществляемой в соответствии с законодательством РБ эксплуатации существующих инженерных коммуникаций для жизнеобеспечения населения (газовые, электрические, тепловые сети, централизованные системы питьевого водоснабжения, линии связи и др.);

- удаления, пересадки объектов растительного мира, препятствующих эксплуатации зданий, осуществляемой в соответствии с законодательством РБ, при нарушении их инсоляции и освещенности.

5. Изменены сроки информирования общественности о планируемом удалении, пересадке объектов растительного мира, обсуждение по которым не проводится, и о проведении собрания по вопросу удаления объектов растительного мира, по которым обсуждения предусмотрены. Теперь эти сроки составляют 3 дня (ранее - не позднее дня, предшествующего событию). Уточнен порядок информирования: помимо размещения информации в местных средствах массовой информации (районные, городские периодические печатные издания, каналы телевизионного вещания, радиовещания, официальные интернет-сайты), необходимо размещать объявления в предназначенных для этого местах, доступных для населения, в непосредственной близости от места планируемых удаления, пересадки объектов растительного мира.

Кроме прочих документов, к протоколу общественных обсуждений прилагаются документы, подтверждающие публикацию объявлений (экземпляр печатного издания или подтверждающий документ редакции канала телевизионного вещания, радиовещания, структурного подразделения местного исполнительного и распорядительного органа, ответственного за размещение информации на официальном интернет-сайте и в печатных изданиях), вопросы, замечания и предложения, поступившие в письменной форме от представителей общественности, в т.ч. не принимавших участие в обсуждении.

6. Отменена необходимость предъявления паспортов или иных документов, удостоверяющих личность при регистрации граждан, участвующих в общественных обсуждениях.

7. Выступление на общественных обсуждениях лица, заинтересованного в удалении (пересадке) объектов растительного мира, является обязательным (ранее осуществлялось по желанию).

8. Впервые введено понятие воздержавшихся в процессе общественных обсуждений - их голоса при подсчете не учитываются, а в случае признания всех представителей общественности воздержавшимися согласие считается полученным.

9. Определена информация, указываемая в ведомости учета удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира: по каждому удаляемому, пересаживаемому объекту растительного мира указывается порядковый номер; порода, вид; параметры (диаметр ствола дерева на высоте 1,3 м, высота кустарника, длина кустарника, произрастающего в виде живой изгороди, площадь газона, цветника); качественное состояние; планируемое действие (удаление или пересадка), причина удаления или пересадки; наличие гнезд птиц.

10. Введен новый документ - схема расположения удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира, на которой указываются местоположение и соответствующий ведомости порядковый номер каждого удаляемого, пересаживаемого объекта растительного мира.

Схема разрабатывается уполномоченным юридическим лицом и прилагается к ведомости учета удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира. В качестве основы для схемы может использоваться план земельного участка, представленный землепользователем.

11. Членам комиссии, кроме всего прочего, предоставляется право высказывать свое особое мнение, которое в письменном виде прилагается к протоколу заседания комиссии. При наличии особых мнений членов комиссии удаление, пересадка объектов растительного мира признаются целесообразными, если за такое решение высказались не менее 2/3 членов комиссии, при условии наличия всех оснований для выдачи соответственно разрешения на удаление, разрешения на пересадку, предусмотренных Положением 1. Признание комиссией удаления (пересадки) нецелесообразным является основанием для отказа в удалении.

12. Сроки удаления, пересадки объектов растительного мира с расположенными на них гнездами птиц, за исключением удаления находящихся в аварийном состоянии деревьев, устанавливаются с учетом требований законодательства об охране животного мира и не могут приходиться на период с 16 апреля по 15 октября. При этом должны быть приняты возможные меры по сохранению птиц, находящихся в гнездах, деревья с которыми подлежат удалению, пересадке.

13. Определено (приведено в соответствие с нормой Закона РБ от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире»), кто имеет право производить пересадку объектов растительного мира. Так, в соответствии с п.22 в случае необходимости пересадки объекта растительного мира заинтересованное лицо, не являющееся уполномоченным юридическим лицом, обращается по данному вопросу в письменной форме к уполномоченному юридическому лицу, при этом в своем обращении выражает согласие на последующее заключение с уполномоченным юридическим лицом гражданско-правового договора на осуществление пересадки объектов растительного мира. Подача заявления в местный исполнительный и распорядительный орган и получение разрешения на пересадку осуществляются уполномоченным юридическим лицом. После принятия решения о выдаче разрешения на пересадку уполномоченное юридическое лицо заключает с заинтересованным лицом гражданско-правовой договор на осуществление пересадки объектов растительного мира. В случае если разрешением на пересадку предусматривается проведение компенсационных мероприятий, заинтересованное лицо возмещает стоимость проведения компенсационных посадок либо осуществляет в местный бюджет компенсационные выплаты стоимости пересаживаемых объектов растительного мира. При отказе заинтересованного лица в заключении с уполномоченным юридическим лицом гражданско-правового договора на осуществление пересадки объектов растительного мира данная пересадка и компенсационные мероприятия не осуществляются.

14. Определен порядок удаления объектов растительного мира, находящихся в ненадлежащем (аварийном) состоянии, и обращения заинтересованных физических лиц по данному вопросу. Так, согласно п.23 в случае необходимости удаления объектов растительного мира, находящихся в ненадлежащем, в т.ч. аварийном, состоянии, заинтересованное физическое лицо обращается по данному вопросу в письменной форме к уполномоченному юридическому лицу.

Уполномоченное юридическое лицо при получении письменного обращения физического лица и подтверждении нахождения деревьев в аварийном состоянии действует в порядке, установленном в п.24.

При нахождении деревьев в ненадлежащем, но не аварийном состоянии уполномоченное юридическое лицо направляет заключение с приложением схемы размещения деревьев и копии обращения физического лица землепользователю, на земельном участке которого расположены данные деревья. Землепользователь подает в местный исполнительный и распорядительный орган заявление в соответствии с п.4 Положения 1, получает разрешение на удаление и осуществляет удаление деревьев, находящихся в ненадлежащем, но не аварийном состоянии.

15. Срок действия разрешения на удаление (пересадку) объектов растительного мира сокращен до 1 года (ранее было 2 года).

16. Пунктом 37 уточнен порядок проведения удаления объектов растительного мира. Разрешение на удаление, разрешение на пересадку являются основаниями для удаления, пересадки объектов растительного мира в населенных пунктах и в момент удаления, пересадки должны находиться на месте удаления, пересадки у руководителя (исполнителя) работ. В случаях удаления аварийных деревьев на месте удаления у руководителя (исполнителя) работ также должны находиться заключение и прилагаемая к нему схема расположения аварийных деревьев.

Участок проведения работ по удалению, пересадке объектов растительного мира от начала и до завершения работ должен быть обозначен по периметру лентами или иным способом с указанием наименования и контактных данных лица, проводящего такие удаление, пересадку.

17. Определен круг лиц, ответственных за выдачу разрешений на удаление, пересадку деревьев с нарушением требований Положения 1. В случае если удаление, пересадка объектов растительного мира были осуществлены на основании соответственно разрешения на удаление, разрешения на пересадку, выданных с нарушением требований Положения 1, такие удаление, пересадка признаются незаконными и ответственность возлагается на должностное лицо, нарушившее требования Положения 1 при выдаче разрешения на удаление, пересадку, а в случае принятия решения комиссией - на председателя комиссии.

Изменения в Положении 2

1. Определен перечень объектов растительного мира, в отношении которых применяется Положение 2 (деревья, кустарники, газоны, цветники).

2. В п.5 определено место, где размещаются компенсационные посадки, а именно - в населенном пункте, в котором размещались удаленные, пересаженные объекты растительного мира.

3. Подробно расписана процедура определения стоимости компенсационных посадок (размера компенсационных выплат) при строительстве, предусматривающем удаление, пересадку объектов растительного мира. Согласно п.6 вопрос о проведении компенсационных посадок либо осуществлении компенсационных выплат определяется в акте выбора места размещения земельного участка в соответствии с указываемым в данном акте особым мнением территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, в решении местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта, а в случаях, когда указанными документами вопрос о проведении компенсационных посадок либо осуществлении компенсационных выплат не определен, - в решении местного исполнительного и распорядительного органа, принимаемом по данному вопросу дополнительно по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ.

Акт выбора места размещения земельного участка и решение местного исполнительного и распорядительного органа по вопросу проведения компенсационных посадок либо осуществления компенсационных выплат входят в состав проектной документации, предусматривающей удаление, пересадку объектов растительного мира, и являются ее неотъемлемыми частями.

Компенсационные посадки размещаются в местах, определенных предварительно в вышеуказанном решении местного исполнительного и распорядительного органа. Выбор мест размещения компенсационных посадок осуществляется с учетом утвержденной градостроительной документации для населенного пункта и перечня мест, специально предназначенных для посадки деревьев и кустарников, устройства газонов и цветников, утверждаемого местным исполнительным и распорядительным органом согласно Правилам благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.11.2012 № 1087.

 

Обратите внимание!

При осуществлении строительства получения разрешения на удаление объектов растительного мира не требуется.

 

Места, сроки, количественные и качественные характеристики объектов растительного мира и иные условия проведения компенсационных посадок либо осуществления в местный бюджет компенсационных выплат указываются в утвержденной в установленном порядке проектной документации на строительство, предусматривающей удаление, пересадку объектов растительного мира (таксационный план и входящие в его состав ведомости, разделы «Оценка воздействия на окружающую среду», «Охрана окружающей среды»).

При этом устанавливается, что компенсационные посадки проводятся до сдачи-приемки работ по благоустройству территории объекта строительства, в т.ч. по гарантийным обязательствам, а компенсационные выплаты осуществляются до утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию.

При строительстве, предусматривающем удаление, пересадку объектов растительного мира, проектной организацией в составе проектной документации разрабатываются таксационный план и входящие в его состав ведомости, который должен содержать:

• существующий баланс объектов растительного мира на участке объекта строительства;

• планируемый баланс объектов растительного мира на участке объекта строительства после завершения строительства;

• информацию по каждому существующему на участке объекта строительства объекту растительного мира: порядковый номер; местоположение на участке объекта строительства; порода, вид согласно приложениям к Положению 2; параметры (диаметр ствола дерева на высоте 1,3 м, высота кустарника, длина кустарника, произрастающего в виде живой изгороди, площадь газона, цветника); качественное состояние; планируемое действие (сохранение, удаление или пересадка), причина удаления или пересадки;

• рассчитанные в соответствии с Положением 2 размеры компенсационных посадок с указанием пород деревьев, кустарников, определенных в качестве компенсационных посадок, либо размеры компенсационных выплат.

4. Как для случая строительства, так и для удаления, в иных случаях определен новый порядок расчета стоимости компенсационных посадок (размера компенсационных выплат), изменен порядок действия коэффициентов (неприменение одного и того же коэффициента дважды), введен повышающий коэффициент для расположения объектов в границах особо охраняемых природных территорий. Размер компенсационных посадок определяется путем суммирования количества объектов растительного мира, высаживаемых взамен каждого удаляемого, пересаживаемого объекта растительного мира согласно приложениям к Положению 2, и его последовательного умножения на коэффициенты (такие же, как для компенсационных выплат). Размер компенсационных выплат рассчитывается по следующей формуле:

 

 
n
 
V = 
 Si x В x K1 x K2 x K3,
      i = 1

 

где V - размер компенсационных выплат (в белорусских рублях);

Si - стоимость i-го удаляемого, пересаживаемого объекта растительного мира согласно приложениям к Положению 2 (в белорусских рублях);

В - размер базовой величины (в белорусских рублях), установленный в соответствии с законодательством РБ:

• при строительстве - на дату утверждения акта выбора места размещения земельного участка, а в случаях, когда его наличие в составе разрешительной документации на строительство в соответствии с законодательством РБ не предусмотрено, - на дату принятия решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта;

• на дату принятия решения местного исполнительного и распорядительного органа о выдаче разрешения на удаление, разрешения на пересадку, в которых предусмотрено осуществление компенсационных выплат;

K1 - коэффициент, применяемый в случаях удаления, пересадки объектов растительного мира (K1 = 0,5):

• препятствующих эксплуатации инженерных коммуникаций, осуществляемой в соответствии с законодательством РБ, - при наличии заключения специально уполномоченной местным исполнительным и распорядительным органом организации (в т.ч. организации - собственника инженерных коммуникаций) о подтверждении обстоятельств, препятствующих эксплуатации инженерных коммуникаций, со ссылкой на конкретные структурные элементы нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов (далее - ТНПА), регламентирующих эксплуатацию инженерных коммуникаций, а также с приложением схемы расположения удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира на участке инженерных коммуникаций;

• при строительстве, финансирование которого осуществляется из средств республиканского, местных бюджетов без привлечения иных источников финансирования, - при наличии письменного подтверждения заказчика о всех источниках финансирования такого строительства;

• в интересах и на территории бюджетной организации;

K2 - коэффициент, применяемый в случаях пересадки объектов растительного мира (K2 = 0,5);

K3 - коэффициент, применяемый в случаях, если удаляемые, пересаживаемые объекты растительного мира расположены в границах особо охраняемых природных территорий (K3 = 2);

n - количество удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира (для деревьев - в штуках, для кустарников - в штуках или в метрах погонных, для газонов и цветников - в метрах квадратных).

 

Обратите внимание!

Если объект растительного мира подпадает более чем под один случай, коэффициент K1 применяется однократно.

 

5. Пунктом 15 введен запрет на удаление, пересадку объектов растительного мира до оформления заинтересованным лицом договорных обязательств на осуществление компенсационных посадок, за исключением случаев, когда заинтересованным лицом является уполномоченное юридическое лицо, производящее компенсационные посадки самостоятельно, либо до осуществления заинтересованным лицом компенсационных выплат в местный бюджет.

6. В п.17 указаны нормы ТНПА, в соответствии с которыми осуществляются компенсационные посадки. Ими являются правила проведения озеленения и нормативы в этой области, требования к посадочному материалу, установленные в ТНПА, а также условия, определенные в решении местного исполнительного и распорядительного органа.

Факт проведения компенсационных посадок подтверждается актом выполненных работ по проведению компенсационных посадок, который подписывается:

• заинтересованным лицом;

• юридическим лицом, проводившим компенсационные посадки;

• землепользователем, на земельном участке которого проводятся компенсационные посадки, а при размещении посадок на землях общего пользования населенных пунктов - уполномоченным юридическим лицом.

7. Также в п.17 определена ответственность, которую несет заказчик за проведение компенсационных посадок при строительстве, за передачу ответственности и постановку зеленых насаждений на бухгалтерский учет. Заказчик строительства несет ответственность за сохранность компенсационных посадок и надлежащий уход за ними со дня оформления акта выполненных работ по проведению компенсационных посадок до дня принятия компенсационных посадок к бухгалтерскому учету основных средств.

Компенсационные посадки принимаются к бухгалтерскому учету основных средств в качестве молодых многолетних насаждений землепользователем, а при размещении посадок на землях общего пользования населенных пунктов - местным исполнительным и распорядительным органом или уполномоченным юридическим лицом.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, принявшие компенсационные посадки к бухгалтерскому учету основных средств в качестве молодых многолетних насаждений, обязаны обеспечить надлежащий уход за ними со дня принятия к бухгалтерскому учету.

8. При отсутствии возможности определить качественное состояние газона ввиду завершения вегетационного периода и (или) наличия снегового покрова газон признается находящимся в хорошем состоянии. Также впервые введено понятие «участок поросли (самосева)», расчет по которому производится исходя из 10 кв.м площади.

 

Пример

На участке необходимо удалить препятствующие плановой работе на подземных коммуникациях два дерева липы диаметром 24 и 40 см, пересадить два куста пузыреплодника высотой 0,5 м и удалить 10 кв.м поросли клена ясенелистного.

В данном случае будут осуществляться компенсационные выплаты. Все растения находятся в хорошем состоянии (что определено согласно приложению 3 к Положению 2).

Используя приложение 1 к Положению 2, определяем, к какой группе относятся липы - к лиственным медленнорастущим деревьям, и пузыреплодник - к быстрорастущим кустарникам.

Сумма компенсационных выплат рассчитывается по каждому удаляемому объекту растительного мира согласно п.13 и приложениям 7-9 Положения 2. В случае удаления объектов растительного мира, препятствующих эксплуатации инженерных коммуникаций, применяется коэффициент K1 = 0,5. В случае пересадки объектов растительного мира применяется коэффициент K2 = 0,5.

 

Объект растительного мира Стоимость удаляемых объектов растительного мира, базовая величина Коэффициент K1 Коэффициент K2 Итоговая стоимость удаляемых объектов растительного мира, базовая величина
Липа с диаметром ствола 24 см
15
0,5
-
7,5
Липа с диаметром ствола 40 см
17
0,5
-
8,5
Пузыреплодник
1
0,5
0,5
0,25
Поросль клена ясенелистного
0,2
0,5
-
0,1

 

Итого сумма по всем объектам = 7,5 + 8,5 + 0,25 + 0,25 + 0,1 = 16,6 базовой величины.

На дату принятия решения базовая величина равна 150 000 руб., итого размер компенсационных выплат составит: 16,6 x 150 000 = 2 490 000 руб.

 

26.05.2014

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»